Урок ОБЖ и валеологии 1 класс "Настроение"
методическая разработка по обж (1 класс) на тему

Петрова Инна Геннадьевна

Урок с ипользованием здоровьесберегающих технологий, технологии проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Петрова Инна Геннадьевна - учитель начальных классов ГОУ гимназии №205

Главная задача школы в сфере личностного развития обеспечить:

- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению;

- развитие способности осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

- жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- выполнение правил здорового, безопасного для себя и окружающих образа жизни

Занятие в 1 классе по теме «Настроение» первый шаг в решении этих задач.

Задачи: 1) познакомить с понятием настроение; причинами изменения настроения; познакомить с правилами поддержания хорошего настроения;

2) развивать творческие способности, монологическую речь, познавательную активность, умение находить правильное решение в сложившейся ситуации;

3) воспитывать познавательный интерес, активность, самостоятельность, эстетические чувства

Тип урока: урок-театрализация

Структура урока: 1. Организационный момент

                                  2. Формулировка темы и цели занятия

                                  3. Совместное открытие

                                  4. Первичное закрепление и применение знаний. Составление памятки «Как сохранить хорошее настроение»

                                  5. Итог

Обоснование используемых методов, приемов, технологий:

- деятельностный метод (активизация мыслительной деятельности; включает в учебный диалог; делает процесс познания личностно-значимым)

- иллюстративный метод (учет возрастных и индивидуальных особенностей; опора для воспроизведения)

- система творческих заданий – театрализация (радость творческого познания; реализация способностей)

- приемы «дерево настроения», сигнальные карточки «человечки» (рефлексия; педагогика успеха; развитие самооценки)

Оборудование: иллюстрации героев м/ф, с причинами ухудшения настроения; плакаты с пунктами памятки

Раздаточный материал для учащихся: сигнальные карточки «человечки», птички, памятка «Как сохранить хорошее настроение»

Материал для демонстрации с помощью ТСО: диск с м/ф «Вини-Пух и все-все-все» (день рождения Иа)

Конспект открытого занятия в 1 классе по теме «Настроение»

Ход занятия:

1 Организационный момент.

2 Формулировка темы и цели занятия.

(на доске дерево настроения с птицами детей)

(слайд из презентации «Дерево настроения»)

-Где сидит большинство птичек?

-Что это означает? Какое настроение у  ребят?

-Что такое - настроение? (На доске:  Настроение.)

Сегодня это мы и должны выяснить на уроке.

3 Совместное открытие нового.

1)-Подберём группу родственных слов и постараемся выделить среди них главное, определяющее значение остальных. (Варианты детей)

Доска: Настрой – настройка – настройщик – строить

- Когда мы слышим слово - строить, то представляем какие-то предметы, из которых создают здания, сооружения.

-Давайте подумаем, что включает понятие настроение - строить ГДЕ и ЧТО?

(Строить внутри себя своё душевное состояние)

- А вот как даёт определение настроению толковый словарь: НАСТРОЕНИЕ – внутреннее, душевное состояние. Хорошее настроение. В плохом настроении. Не в настроении.

ВЫВОД:

- Совпадает ли наше определение настроения с определением толкового словаря?

- А что ещё нового можем узнать из этого определения?

2) Каким бывает настроение? (На доске и на парте значки «человечки»)

(слайд из презентации «человечки»)

- Посмотрите на героев ваших любимых литературных произведений и определите:

На доске:     КАКОЕ настроение у героев?

                      ДОКАЖИТЕ, почему так думаете?

                      КАКОЙ значок приколем и почему?

(инсценировка Винни-Пух и Иа без хвоста), ответы детей.

ФИЗМИНУТКА

4 Первичное закрепление и применение знаний.

- Попробуем разобраться в причинах изменения настроения и придумаем памятку полезных советов «КАК СОХРАНИТЬ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ».

- Помогут нам герои детских стихотворений.

ЗАДАНИЕ: Послушать, выбрать знак, найти причины и дать полезный совет.

1) (Дети инсценируют стихотворение С.Михалкова «Грипп», сын и мама)

У меня печальный вид.

Голова моя болит.

Я чихаю, я охрип.

Что такое?

Это грипп.

Поднялась температура,

Я лежу и не ропщу.

Пью солёную микстуру,

Кислой горло полощу.

Ставят мне на грудь горчичник,

Говорят: - Терпи, отличник!

После банок на боках

Кожа в синих пятаках.

День лежу, второй лежу,

Третий в школу не хожу.

И друзей не подпускают,

Говорят, что заражу.

ВЫВОД:

- Покажите значок. Почему так думаете?

(печальный вид, голова болит, приходиться терпеть одиночество) 

- Причина? (болезнь)

- Кто является возбудителем болезней? (микробы)

- Когда организм наиболее подвержен различным заболеваниям?

- Как защитить свой организм от болезней? (закаливание, соблюдение правил гигиены, режим дня)

2) (Дети инсценируют стихотворение «На горке»)

По дорожке ледяной

Мчится с горки удалой

Первоклассник Барсуков

В ящике из-под сырков.

Рукавишникова Ира

На решётке от кефира.

Хоккеисты Вася с Осей

На пластмассовом подносе.

Вслед сползает Боря робкий,

Шебурша, как жук в коробке.

Вот и Ирочка с Тамарой

На скрипучей парте старой.

А на самой горке в ряд

Все их саночки стоят.

ВЫВОД:

- Покажите значок. Почему так думаете?

- Почему все их саночки стоят? Что может произойти с ребятами во время веселья? Почему?

- Хорошее  настроение будет у ребят?

(слайд из презентации «болезнь, травма»)

- Но травмы случаются с детьми не только на улице, но и дома, в школе.

Что же может стать причиной плохого настроения?

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ № 1 для героев 1 и 2 стих-ий (на доску):

Ты запомни для себя:

Жить нужно по режиму дня.

И соблюдать везде и непременно

Правила поведения и гигиены.

3) (Дети инсценируют стихотворение И.Токмаковой «Обижалки»)

Мы с моей соседкой Галкой

Сочиняли обижалки.

Вот придёт обидный срок.

А у нас готово впрок.

Я скажу ей: - Ты - ворона!

А она мне: - Ты - глухарь!

Я скажу ей: - Макарона!

А она мне – Ты - сухарь!

Я ей: - Мышь!

Она мне: - Крыс!

-Стой-ка, чем мы занялись?

Для чего нам обижалки?

Долго мы соображали.

Мы ж друг друга никогда не обижали.

ВЫВОД:

-Покажите значок. Почему плохое настроение? (ссора, обида)

(слайд «обида»)

- Полезный совет.

- Каким должен быть друг? Почему так важно дружить?

- У русского народа есть много пословиц о дружбе.

На доске пословицы:

ПТИЦА СИЛЬНА КРЫЛЬЯМИ, А ЧЕЛОВЕК ДРУЖБОЙ.

ЧЕЛОВЕК БЕЗ ДРУЗЕЙ, ЧТО ДЕРЕВО БЕЗ КОРНЕЙ.

- Прочитайте. Как понимаете смысл пословиц?

-Человеку не безразлично, как к нему относятся окружающие. Чтобы с тобой дружили, каким надо быть?

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ № 2 (на доску):

Не обижай своих друзей.

Будь чутким и внимательным.

Умей сочувствовать в беде.

Старайся быть доброжелательным.

     

4) (Дети инсценируют стихотворение  «Отметки»)

Что делать с Алексеем?

Он до того рассеян.

Ему неинтересно.

Во всём он неуверен.

Беда с ним, да и только.

Уроки учит редко.

Как может получить он

Отличные отметки?

ВЫВОД:

- Покажите значок. Почему так думаете?

- Причина? (плохое настроение)

(слайд «плохие отметки»)

- Почему Алёша рассеян, неуверен, ему неинтересно?

- Что бы вы  посоветовали, чтобы  у него в школе было хорошее настроение? (интересоваться, быть уверенным в себе, внимательным и старательным)

- Любой человек в процессе труда испытывает трудности. Но когда видит результат своего труда, радуется.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ № 3 (на доску):

Будь старательным везде:

И в учёбе, и в труде!

Стань упорным

И уверенным  в себе.

5) (Дети инсценируют стихотворение А.Барто «Разлука»)

ВЫВОД:

- Покажите значок. Почему так думаете?

- Причина плохого настроения? (разлука, одиночество)

(слайд «одиночество»)

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ № 4 (на доску):

 Радуйся солнцу,

Цветочкам в букете.

Песенке звонкой,

Росе на рассвете.

6) (Инсценировка и фрагмент м/ф «Винни-Пух…»)

- Разобрали причины изменения настроения и дали полезные советы, которые помогут сохранить своё хорошее настроение.

- Вернёмся к нашим героям.

 (сценка)

- Какое настроение у Иа?

(слайд «ослик Иа, огорчение»)

- Куда бы вы посадили своих птичек? Почему?

ВЫВОД: Когда у нас плохое настроение, мы можем испортить его окружающим.

 

(слайд «радость»  и «вручение подарков Иа»)

- Какое настроение теперь у Иа? Какое настроение у нас? Почему?

- Какое настроение у его друзей? Почему, ведь они не получили подарков?

ВЫВОД: Доставляя радость другим, мы радуемся сами.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ № 5 (слайд «памятка»):

Подарите радость людям!

5 Итог.

- Посмотрите на свои парты. Там появилось письмо от Винни - Пуха. Что же он вам прислал, прочитаем.

(Чтение памятки «КАК СОХРАНИТЬ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ»)

- Причины изменения настроения в школе?

- Каким советом из памятки вы воспользуетесь?

- Мы узнали, что такое настроение, каким бывает настроение, а самое главное, узнали, как помочь себе сохранить хорошее настроение.

И, если когда-нибудь почувствуете, что испортилось настроение, откройте эту памятку.

Оформление доски:

«грустный человечек»  «весёлый человечек»                НАСТРОЕНИЕ

(иллюстрации)               полезные советы               1)  настрой – настройка -

1) болезнь                                                                   настройщик - строить                                                                                          

2) ссора                            пословицы                        2) определение настр.                                      

3) отметки                                                                  3) вопросы

4) разлука

5)Иа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валеология на уроках и во внеклассной работе.

По выражению академика Н.М. Амосова, «… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем.»Нужное направление «собственным усил...

Урок чтения с элементами валеологии.

Учимся слушать себя,учить выживать и развивать умение радоваться жизни....

Конспект занатия по валеологии "Почему мы двигаемся?"

Занятие из цикла "Зодорым быть здорово" для воспитанников начальных классов VIII вида....

Методическая разработка: Урок по валеологии 3 класс

Тема: «Я учусь дышать»Цель урока: (через деятельность учащихся)  К концу урока дети сформируют  представление  о работе  органов дыхания. Проявят интерес к упражнениям для правильн...

Программа по физической культуре с содержанием в ней валеологии

Комплексная программа по физической культуре для общеобразовательных школ на предмет содержания в ней валеологии.        Данная программа предназначена для уроков фи...

Разработка открытого урока по валеологии "Органы пищеварения"

Разработка открытого урока "Органы пищеварения"...

Сравнительная характеристика образовательных программ по валеологии и по физической культуре с элементами валеологии для дошкольников

Валеологический подход к процессу обучения состоит в том, чтобы найти возможности улучшения физического, социального и психического здоровья детей еще до того, как они заболеют. Необходимо не только о...