Сравнительная характеристика образовательных программ по валеологии и по физической культуре с элементами валеологии для дошкольников
статья по зож (1 класс)

Гобеева Элла Викторовна

Валеологический подход к процессу обучения состоит в том, чтобы найти возможности улучшения физического, социального и психического здоровья детей еще до того, как они заболеют. Необходимо не только охранять здоровье ребенка, но и учить его сохранять свое собственное здоровье.

        А это напрямую является задачей валеологического образования (П.П.Миненко, Л.Г.Татарникова, В.Н.Швецова и др.).

 В последнее десятилетие наметилась тенденция повсеместного внедрения валеологического образования в систему обучения и воспитания подрастающего поколения. Заметен интерес исследователей к разработке и научному обоснованию методик формирования здорового образа жизни у детей[9].

Существует ряд образовательных программ по валеологии и по физической культуре с элементами валеологии для дошкольников, которые составляются с учетом особенностей регионов (М.Ю.Картушина, Н.Т.Ефименко, В.И.Логинова, С.А.Козлова, К.Ю. Белая) [6,5,4,7,11]. Валеологическое образование в дошкольных организациях призвано сформировать «правильную картину» здорового образа жизни, которая должна составить основу мировоззрения будущих поколений. В настоящее время на первое место выступает аспект формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе, к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым, живым и счастливым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика образовательных программ по валеологии и по физической культуре с элементами валеологии для дошкольников

           Валеологический подход к процессу обучения состоит в том, чтобы найти возможности улучшения физического, социального и психического здоровья детей еще до того, как они заболеют. Необходимо не только охранять здоровье ребенка, но и учить его сохранять свое собственное здоровье.

        А это напрямую является задачей валеологического образования (П.П.Миненко, Л.Г.Татарникова, В.Н.Швецова и др.).

 В последнее десятилетие наметилась тенденция повсеместного внедрения валеологического образования в систему обучения и воспитания подрастающего поколения. Заметен интерес исследователей к разработке и научному обоснованию методик формирования здорового образа жизни у детей[9].

Существует ряд образовательных программ по валеологии и по физической культуре с элементами валеологии для дошкольников, которые составляются с учетом особенностей регионов (М.Ю.Картушина, Н.Т.Ефименко, В.И.Логинова, С.А.Козлова, К.Ю. Белая) [6,5,4,7,11]. Валеологическое образование в дошкольных организациях призвано сформировать «правильную картину» здорового образа жизни, которая должна составить основу мировоззрения будущих поколений. В настоящее время на первое место выступает аспект формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе, к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым, живым и счастливым.

 Только гигиенических знаний, которые присутствуют в некоторых комплексных программах для дошкольников («Радуга», «Детство» и др.) для валеологического миропонимания явно недостаточно. Так, в программе «Радуга» (Т.Н.Доронова) делается акцент на укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи представлен комплекс средств: режим дня, гигиенические процедуры, рациональное питание, прогулки и др. Однако отсутствие системы организации занятий по здоровому образу жизни и физической культуре, ограниченность материала по методике обучения навыкам здорового образа жизни снижает ценность анализируемой программы.

Авторы программы «Развитие» (Л.А. Венгер, О.А.Дьяченко) постарались уйти от задачи формирования навыков и умений и сосредоточили внимание на целостном развитии ребенка. Программа ориентирована на дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития.

Программа «Детство» (В.И.Логинова) предлагает работникам дошкольных образовательных организаций выбирать наиболее значимые для каждого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, социально-личностному развитию.

Все содержание программы по трем возрастным группам объединяется в четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Программа «Детство» отличается систематичностью, глубоким анализом возрастных возможностей детей, конкретизацией задач воспитания и развития по каждому направлению содержания работы с детьми[4].

Наряду с отмеченными достоинствами, содержание данной программы, на наш взгляд, не отражает реализацию задач по обучению здоровому образу жизни дошкольников. В ней частично представлены рекомендации по формированию навыков здорового образа жизни у детей 6 лет, что, без сомнения, является поздним этапом осуществления этой цели.

Что касается парциальных программ по валеологическому образованию дошкольников (В.Г.Алямовская, Ю.Ф.Змановский, и др.), то в них представлены следующие позиции.

Так, самая первая программа В.Г.Алямовской представляет систему учебных занятий «Забочусь о своем здоровье», направленную на усвоение детьми знаний о своем здоровье и на эффективное овладение культурно-гигиеническими навыками. В ней впервые формулируется задача, связанная с воспитанием потребностей в здоровом образе жизни. Однако содержание предлагаемой программы насыщено большим объёмом оздоровительных процедур, для осуществления которых требуются дополнительные кадры и оборудование. Практически отсутствует методика проведения занятий соответственно возрастным группам[2].

        Авторы программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стёркина) определили основное содержание и направление развития детей, оставили за каждой дошкольной организацией право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социо-культурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации[1].

Представляет интерес программа Л.И.Латохиной «Основы практической валеологии», разработанная для старших дошкольников и младших школьников. Автор в своей программе предлагает конкретные оздоровительные комплексы для детей, паспорт здоровья и другие методические материалы. Привлекает достаточный объём предлагаемых форм занятий валеологической направленности для детей, родителей и воспитателей. Однако вызывает сомнение единая методика процесса обучения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отсутствуют программные требования к изучаемому материалу, способы контроля отличаются субъективизмом, неконкретны и основаны преимущественно на интуиции педагога[8]. Согласно мнению Л.Г.Татарниковой,  Ю.К.Чернышенко, В.Н.Шебеко и др. каждая  программа должна сочетать в себе различные виды деятельности с учетом возрастных возможностей воспитанников и ориентировать воспитателей на обеспечение  оптимальной для ребенка нагрузки и охрану его здоровья [10,12,13]. Технология обучения детей дошкольного возраста знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни в содержании программ практически отсутствует. Нами не обнаружено конкретных методов обучения валеологическим знаниям, умениям и навыкам, системы организации и последовательности формирования здорового образа жизни детей разных возрастных групп. Имеющиеся программы в основном не содержат возрастные минимумы по формированию знаний, умений и навыков здорового образа жизни, методические материалы для проведения занятий валеологической направленности. По мнению Н.А.Бернацкой, сегодня наука обладает большим количеством развивающих и обучающих технологий. Однако, далеко не все они могут претендовать на валеологическую целесообразность, так как по сути так же авторитарны, как и традиционные [8].

        Практически педагоги и психологи не учитывают в целеполагании тип нервной системы, возрастные особенности, специфику пола ребенка. Все они, как правило, лишены главного-установки на самого ребенка не только как субъекта действия, но и как субъекта, имеющего право на уникальность и самоощущение. Именно поэтому инновация, альтернатива, интенсификация без учета индивидуальности ребенка есть ни что иное, как новое педагогическое «творчество», определяет Ю.К.Чернышенко [12].

Поэтому проблема разработки методики обучения здоровому образу жизни старших дошкольников, основным компонентом которой выступает двигательная деятельность, является актуальной и требующей научного обоснования.

        Библиографический список

  1. Авдеева Н. Князева О., Стеркина Р.  Основы безопасности детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. -2013.-№3-4.С.32-40.
  2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. – М.: Академия,2013. –110с.
  3. Бернацкая, Н.А., Бернацкий Э.О. Валеология в детских дошкольных учреждениях//Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования: Материалы всероссийской научно-практической конференции. -Омск: СибГАФК, 2014. -С.104-110.
  4. Детство:Программа развития и воспитания детей в ДОУ /Сост.В.И.Логинова, Т.И.Бабаева,Н.А.Ноткина и др.-СПб:Изд-во «Акцент»,2013.-288с.
  5. Ефименко Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2013. – 59 с.
  6. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Электрон.текстовые данные- М.: Мозаика-Синтез, – 2015. – 98 с. — 48 c. — 978-5-4212-0269-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52087.html
  7. Козлова С.А.Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью:Уч. пособие для студ.пед.учебн.завед.-М.:Изд-й центр «Академия», 2013.-160с.
  8. Латохина Л.И.Творим здоровье души и тела –СПб.:ИК «Комплект», 2013.-С.98-130 .
  9. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. — Электрон.текстовые данные – СПб.:Речь, 2014. – С. 24-26. — 48 c. — 978-5-4212-0269-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52087.html
  10. Татарникова Л.Г.Захаровича Н.Б.КалининаТ.О.Валеология-основы безопасности жизни ребенка (пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени). -2-е изд.-СПб:изд. «Петроградский», 2013.-240с.
  11. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице / Авт. – составитель К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. М.: Владос, 2015. – 347 с.
  12. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф.дис.докт. пед.наук. -Краснодар:2015. -50с.
  13. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н.,Шишкина В.А.Физическое воспитание дошкольников:Учебное пособие для пед.учеб.заведений.-М.: «Академия», -193с. http://www.ivalex.vistcom.ru/(дата обращения 21.10.17.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном педагогическом совете: «Наша новая школа»по теме: «Сравнительная характеристика образовательных моделей: традиционного и современного уроков».

Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать)....

Разработка конспекта интегрированного урока по физической культуре с элементами математики в 4 классе

Может использоваться при обучении по любому учебно-методическому комплекту для 4 класса....

Сравнительная характеристика способностей нормально развивающихся детей и детей с ЗПР (по результатам педагогического обследования дошкольников 6-7 лет)

Материал представлен в виде таблицы.В процессе обследования специалист наблюдает за поведением ребёнка, за сформированностью учебной мотивации, эмоционально-волевой зрелостью, за его обучаемостью.С по...

Технологическая карта урока физической культуры раздел: элементы единоборств.

Технологическая карта  урока по физической культуре 3 класс (ФГОС)Учитель: Храпова Екатерина СергеевнаРаздел: Елементы единоборствТип урока: Комбинированный.Технологии:- здоровьесберегающая:...

Программа для 3 класса по физической культуре с элементами ритмики

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 3 классов общеобразовательных школ с элементами ритмики....

Образовательная программа начального общего образования по физической культуре

Образовательная программа начального общего образования по физической культуре. Дата создания 2018 год....