Я – культурный пассажир!
план-конспект занятия по обж (3 класс)

Распашнова (Василевская) Ольга Ивановна

Методическая разработка внеурочного занятия для 3 класса

Я – культурный пассажир!

 

Цель:

  • познакомить с обязанностями пассажиров;
  • закреплять правила пользования общественным транспортом;
  • познакомить с историей развития общественного транспорта в городе Мценск;
  • формировать представление учащихся о разнообразии видов общественного транспорта;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs.docx119.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия для 3 класса

Я – культурный пассажир!

Цель:

  • познакомить с обязанностями пассажиров;
  • закреплять правила пользования общественным транспортом;
  • познакомить с историей развития общественного транспорта в городе Мценск;
  • формировать представление учащихся о разнообразии видов общественного транспорта;

Оборудование: правила дорожного движения в стихах и тест для 3 групп, деформированные предложения, зеленый, желтый, красный круги для игры «Светофор», памятки для всех учащихся.

Ход занятия

1.Оргмомент. Целеполагание.

Учитель:

- Послушайте такое стихотворение:

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора.

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья.

Всем, кто любит погулять, всем без исключения

Нужно помнить,

Нужно знать-

Правила движения!

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии? (предположения детей)

-Действительно! Наше внеурочное занятие будет посвящено правилам дорожного движения.

-Для чего мы изучаем правила дорожного движения?

-Назовите причины, по которым дети попадают в дорожно-транспортные происшествия?

(Ответы детей).

-Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы все должны строго соблюдать правила дорожного движения. Повторим известные нам правила.

Класс делится на три группы ( можно по рядам). Работа в группах. Группы получают правила дорожного движения в стихах. Прочитав стихотворение, необходимо сформулировать правило. Отвечает группа, выполнившая задание первой.

1. Бурлит в движенье мостовая:

    Бегут авто, спешат трамваи.

    Все будьте правилу верны-

   Держитесь правой стороны.

   Объяснить надо запросто,

   Будь ты юн или стар:

   Мостовая – для транспорта,

   Для тебя - тротуар.

(Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны)

2. Иди через улицу там, пешеход,

   Где знаком указан тебе, «переход!»

  (Переходить улицу можно только в тех местах, где имеется пешеходная дорожки или    указатели перехода)

3. С площадки трамвая сходи, не забудь

    Направо взглянуть: безопасен ли путь?

    Трамвай ты сзади не огибай,

    Легко под встречный попасть трамвай.

    (При выходе из трамвая, огибай трамвай спереди)

    Каждая команда озвучивает свое правило.

Учитель:

- Молодцы! Отлично справились с заданием.

2. Актуализация знаний.

- Итак, сегодня мы окунемся в интересный, но не безопасный мир дороги, ведь на дороге нас подстерегает и окружает множество неожиданностей и опасностей. И чтобы их избежать, надо не только выполнять особые правила – Правила дорожного движения! Но и знать обязанности пешеходов и пассажиров. Ведь не случайно тема нашего занятия: «Я культурный пассажир!»

- Но сначала, давайте ребята постараемся определить, кого называют пешеходами, кого – пассажирами, а кого – водителями. На улице можно увидеть много людей, но вот понять кто из них кто, довольно непросто.

- Пешеход – это любой человек, который вышел на улицу. Неважно для чего или зачем этот человек вышел на улицу, все равно он сразу становится пешеходом. И пешеходом его зовут потому, что он по дороге идет пешком, а не едет.

- А пассажир - это человек, который едет на любом транспорте. И тут важно запомнить то, что водитель не будет считаться пассажиром.

-А знаете ли вы историю общественного транспорта в нашем городе? Сейчас мы с ней познакомимся.

- Мценск известен с 1146 года. Это один из старейших городов Орловской области, который успел побывать и военной крепостью, и торговым центром. Современная планировка Мценска сформировалась еще в конце XVII века. Река Зуша делит этот город на две части. На левом берегу расположены исторические кварталы старого Мценска, а на правом – административный центр с преимущественно советской застройкой. Объединяет обе части главная транспортная артерия города – улица Мира. Раньше основным средством передвижения по городу были лошади. Затем стали появляться повозки. А потом уже на улицах города появились автомобили.

-  А ну-ка посчитайте, в каком году был изобретен автомобиль, если в 1986 году он отметил свой 100-летний юбилей? (в 1886)

- Правильно. Самый первый автомобиль был сконструирован  французом Николя Кюньо в 1770году, а уже в 1886 году Карл Бенц, немецкий инженер, уже создал первый автомобиль с бензиновым двигателем. И людям сначала было непривычно смотреть на такое чудо на улицах. Они даже смеялись, называли автомобиль –механическим уродцем, ведь он двигался тогда чуть быстрее пешехода. Но со временем автомобиль усовершенствовали, и вместе с этим менялась его скорость, что и стало уже представлять опасность для окружающих.

Вот такая предыстория у автомобиля. Сейчас появилось много разных автотранспортных средств, в том числе и различный городской транспорт: автобусы, трамваи, троллейбусы, которые тоже представляют опасность для окружающих, потому что их мгновенно остановить нельзя.  При торможении, они проходят по инерции какое- то расстояние, которого достаточно, чтобы совершить наезд на пешехода. Особенно это трудно, когда дорога скользкая. И очень страшно видеть такие картины на улицах и нашего города тоже.

Мценск в наше время представлен одним видом наземного городского транспорта – автобус. Этот вид общественного транспорта охватывает всю территорию города. Кроме того, в городе есть такси и маршрутные такси.

Игра «Светофор»

Если учитель показывает красный цвет - дети стоят на месте, если желтый – хлопают в ладоши, если зеленый – шагают на месте.

3. Практическая деятельность.

. - Иногда некоторые ребята, думают примерно так: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я - пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает водитель».

-Вы согласны с таким мнением? Выскажите свое. Ответ обоснуйте. (Слово группам)

-Да, правильно,  во многом и от пассажиров зависит безопасность на дорогах. Есть особые правила пользования общественным транспортом, которые нужно выполнять, будучи пассажиром.

-А теперь, давайте представим, что мы - пассажиры. И познакомимся с правилами посадки, выхода из общественного транспорта, правилами  поведения в общественном транспорте.

Город наш хоть и не велик, но нам иногда приходится пользоваться общественным транспортом. Общественный транспорт следует по строго определенным направлениям – маршрутам. По номеру  автобуса мы узнаем, по какому маршруту он передвигается.

-Где пассажиры должны ждать общественный транспорт?

(На остановках создают специальные посадочные площадки, а там, где их нет, пассажиры ожидают транспорт на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки.)

-Как мы должны будем войти в автобус? (через переднюю дверь, не толкаясь)

- Запомните, во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель. Желательно около дверей не стоять. Если есть место, то нужно пройти внутрь салона и обязательно во время движения держаться за поручни.

- А разговаривать во время движения с водителем можно? (ответы детей)

- Правильно, ни в коем случае. Об этом даже напоминает табличка около кабины водителя. Нельзя отвлекать внимание водителя, чтобы не попасть в аварию.

- А можно ли высовываться из окна? (нет)

- Почему?

- Правильно. Рядом с автобусом может двигаться другой транспорт.

- Можно ли ходить по автобусу во время движения? (ответы детей)

-Совершенно верно – нельзя ходить, потому что автобус может резко затормозить, а пассажир, идущий по салону, может получить травму.

- Что надо обязательно сделать, зайдя в любой транспорт? (надо оплатить проезд)

- Можно ли в автобусе громко разговаривать?

-Правильно, нельзя! В автобусе едет много пассажиров. Это может им мешать.

- Ну вот, мы и приехали. Как надо выходить из автобуса? (ответы детей)

- Надо всегда заранее готовиться к выходу и выходить через задние двери.

4. Закрепление. Включение в систему знаний.

-Давайте повторим основные правила, которые надо соблюдать пассажиру. А для этого в группах вы выполните тест.

  1. Какие меры предосторожности должен принять пешеход, начиная переход дороги между стоящими автомашинами?

А) переходить дорогу медленно

Б) переходить дорогу быстро

В) убедиться, что нет приближающихся транспортных средств и перейти дорогу.

2.  Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса?

А) сзади автобуса

Б) спереди автобуса

В) дождаться, когда автобус отойдет от остановки на достаточное расстояние, и перейти дорогу.

3. К противоположной стороне улицы подъезжает «твой» автобус. Твои действия.

А) быстро перебежать дорогу, чтобы успеть на автобус

Б) остановиться, спокойно перейти дорогу в предназначенном месте

В) посмотреть налево и переходить дорогу

4. Можно ли садиться в автобус или автомобиль со стороны проезжей части?

А) нельзя

Б) можно, если со стороны тротуара это невозможно и если это безопасно для пассажиров

В) можно во всех случаях

5. Разрешено ли пассажиру разговаривать с водителем?

А) разрешено

Б) запрещено

В) разрешено во время стоянки

- Молодцы! Все группы очень хорошо справились с тестом.

- А теперь задание для командиров групп, называется оно- «Предложения  «рассыпались»» Попробуйте их собрать. Что у вас получилось?

(1 .Знайте и выполняйте правила поведения в общественном транспорте!

2. Уступайте места старшим!

3. Не стойте на подножке!)

- Молодцы! Командиры наших групп – уже настоящие пассажиры. На отлично выполнили задания и повторили правила.

А закончить его занятие мне хотелось бы таким девизом:

- Как бы ни был труден путь,

  Ты в дороге вежлив будь!

  Место старшим или старым

  Уступить не позабудь!

5. Подведение итогов и рефлексия.

- Что вам запомнилось?

- Что было легко?

- А что было трудно?

- Закончите фразу: Теперь я знаю, что…..

- И в конце нашего занятия прочитаем памятку, чтобы придерживаться этих правил и быть культурными пассажирами. http://admsud.ru/uploads/posts/2019-07/1562481887_kak-obezopasit-sebya-v-obshhestvennom-transporte.jpg

- Я надеюсь, что вы запомните все эти правила и станете настоящими пассажирами. А к следующему занятию – по желанию можно нарисовать рисунок на тему: Я – пассажир!

- Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...

Культурные и дикорастущие растения. Для чего люди выращивают культурные растения?

- Выяснить:  для чего выращивают культурные растения?        - Назвать признаки, отличающие культурные растения от  дикорастущих...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Методическая разработка проведения «Культурной субботы», посвящённого 80-летию образования Пензенской области (в рамках регионального проекта «Культурная суббота)

Методическая разработка проведения «Культурной субботы», посвящённого 80-летию образования Пензенской области(в рамках регионального проекта «Культурная суббота)...

Презентация на тему "Я культурный пассажир"

Закрепить представление учащихся о правилах поведения в общественном транспорте, об обязанностях пассажиров....

Классный час по ПДД "Мы - пассажиры, обязанности пассажира"

Классный час "Мы - пассажиры, обязанности пассажира"...