Обобщение опыта «Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося»
методическая разработка по обж

Бакутина Валентина Семёновна

Обобщение опыта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviyavozniknoveniyaopyta.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СО

МБОУ СШ №5 р.п.Центральный

Володарский р-н, Нижегородская обл.

  ОБОБЩЕНИЕ   ОПЫТА   РАБОТЫ 

Бакутиной Валентины Семеновны

учителя ОБЖ

«Формирование

гражданско-патриотических качеств личности обучающегося»

 

2018 год

р.п.Центральный

Содержание

  1. Условия возникновения и становления  опыта ;
  2. Актуальность и перспективность опыта работы;
  3. Ведущая педагогическая идея;
  4. Теоретическая база опыта;
  5. Новизна опыта;
  6. Технология  опыта;
  7. Результативность;

                                Приложения.

1.Условия возникновения и становления  опыта

МБОУ СШ №5 расположена в поселке Центральный Володарского района Нижегородской обл. Поселок находится в лесном массиве на территории воинских частей в 40 км от районного центра. 80% жителей поселка составляют военнослужащие.

Наша школа существует с 1928 года. В 1989 году построено новое современное, 3-х этажное здание. Сегодня в школе обучается 174 человека, работает 19 педагогов.

Генеральная цель  работы  школы: создание условий для развития творческой, социально активной личности школьников, умеющей делать свой выбор и нести за него ответственность.

Основное направление – создание гуманистической воспитательной системы.

В настоящее время, военно-патриотическое воспитание, одно из специфических направлений по воспитанию молодежи и подрастающего поколения. Эта сфера включает в себя всю совокупность ценностей, созданных и используемых обществом для оптимизации военно-патриотического воспитания.  Военно-патриотическое воспитание в единстве с нравственным, эстетическим и интеллектуальным воспитанием приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

В школе реализуется Программа «Патриот», в рамках которой регулярно проводятся  воспитательные мероприятия спортивного и военно-патриотического направления.

Социальное партнерство с воинскими частями помогает педагогическому коллективу школы формировать  не только гражданина, а гражданина-патриота в самом высоком смысле этого слова, горячо любящего свою Родину , готового всегда служить ей верой и правдой.

Наша школа ежегодно участвует в районных конкурсах:  «Мальчишник», «Нижегородская школа безопасности «Зарница -…», Парад юнармейцев, Вахта Памяти, акциии милосердия.

Адрес школы: 606087

Нижегородская обл., Володарский район

Р.п.Центральный, ул. Школьная, д.3

Телефон: 6-81-16

E-mail: shkolano45@mail.ru

Сайт: www.shkolano45.edusite.ru

2.Актуальность и перспективность опыта работы

     

 

    Работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи в Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия была на  недопустимо низком уровне, особенно с лицами допризывного возраста. Снизилось чувство личной гражданственной ответственности молодых людей перед обществом, государством, Родиной.

  Молодые люди, не имея возможности реализовать себя, свободное от учебы время вынуждены «убивать» бесцельным шатанием по улицам, просиживанием в подъездах. Растет детская преступность

     Побочные эффекты научно-технического прогресса и социального развития создали серьезные угрозы жизни и здоровья, мотивации деятельности, состояние генетического фонда людей. Произошла утрата ценностей, патриотизма, веры в себя и т.п. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, технологических, международных и социальных условиях, стало недопустимо

     Сегодня военно-патриотическое воспитание включает в себя  совокупность ценностей, созданных и используемых обществом. Оно в единстве с нравственным, эстетическим и интеллектуальным воспитанием приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

    Целью патриотического воспитания  выступает подготовка  учащихся к жизни  в гражданском обществе, демократическом правовом  государстве путем формирования  у  них устойчивых  представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.

  Военно-патриотическое воспитание не может не интересовать каждого, кто причастен к подготовке граждан к выполнению конституционного долга – к защите Отечества, и особенно к вооруженной защите. Поэтому сейчас проводится большая работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В частности на уроках ОБЖ. Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении безопасности личности, общества, государства и, наконец, патриотизме.  

3. Ведущие педагогические идеи.

1.Идея последовательного воспитания.

Учитель постепенно ведет детей по пути осознания значимости человека в обществе, государстве, понимание того, что достоинство гражданина определяется силою его патриотизма. Реализация идеи осуществляется через следующие основополагающие блоки:

- Патриотическое сознание;

- Патриотические чувства;

- Патриотические отношения;

- Патриотическая деятельность.

2 Идея разностороннего обучения. Гибкая система урочной деятельности предполагает разработку и включение разнообразных форм обучения, направленных на разностороннее восприятие учащимися понятия «патриотизм».

- Чувство любви к своему народу;

- Любовь к своей Родине;

- Верность воинскому долгу;

- Беззаветная служба Родине;

- Духовное и нравственное начало каждого гражданина.

4. Теоретическая база опыта

  Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства  образования РФ:

- государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (от 11.06. 2005г. №422)

- подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного  воспитания молодежи.

- Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области» на 2006-2010 годы (одобрена Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.03.2006 г. №9)

 Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках  федеральной целевой программы «Молодежь России», в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.

  В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», определены приоритетные направления образования, среди которых, важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность МБОУ СШ №5

Методы формирования военно-патриотических качеств личности.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко,  В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации военно-патриотического воспитания, можно выделить  группы методов, которые представлены следующей таблицей:

п/п

Группа методов

Методы

Свойства методов

1.

Методы

формирования

сознания личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера.

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

2

Методы

организации

деятельности и

формирования

опыта

гражданского

поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод-требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов.

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

3

Методы

стимулирования

деятельности и

поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха.

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

    Л.С. Выготский говорил: "Годы подростничества - годы формирования  подростка, в первую очередь его общественно-политического миросозерцания…". Это годы, когда решение проблем " которые выдвигает перед подростком сама жизнь, и решительное вступление его в качестве активного участника в эту жизнь, требует для своего разрешения развития высших форм мышления … содержание мышления становится внутренним убеждением говорящего, направленностью его мыслей, его интересом, нормой его поведения, его желанием и намерением…". 

Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности школьников;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительное в человеке.

5. Новизна опыта

Несформированность у юношества качеств патриотизма, пробная реализация государственной программы патриотического воспитания требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование межпредметных связей и усиление воспитатель- ной роли уроков в образовательном процессе. Программа курса ОБЖ построена таким образом, что разносторонне осуществлять военно-патриотическое воспитание возможно в курсе 10-11 классов, в который включен раздел «Основы военной службы». Но формировать одно из основных качеств личности гражданина - патриотизм необходимо намного раньше, учитывая возрастные особенности детей. В соответствии с вышеуказанным, новизна данного опыта заключается в создании системы урочной деятельности для учащихся среднего звена, позволяющую формировать личность гражданина- патриота во всех аспектах понятия «Патриотизм».

6. Технология опыта

     Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Обозначу основные подходы, которыми руководствуюсь в преподавании этого курса.

Так, большое место уделяю мотивации. Для меня важно осознание подростком целевой установки при изучении предмета: курс ОБЖ поможет подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.

Преподавание осуществляю с позиции деятельностного подхода, который реализую через педагогические технологии:

1) проектную;

2) информационную;

3) игровую (деловые и ролевые игры).

     Важное место в преподавании основ безопасности жизнедеятельности занимает интеграция с другими предметами. Например, при изучении темы "Символы воинской чести и славы" акцентирую внимание учащихся на происхождении некоторых слов. Так, слово "прапор" пришло к нам с Древней Греции. На Украине это слово употребляется и в нынешние дни, в русском же языке оно звучит как "знамя". А вот слово "прапорщик" в русском языке сохранилось и употребляется в значении воинского звания. В прошлом военнослужащие в звании прапорщика отвечали за сохранность боевого знамени воинской части. Почитание боевого знамени ввел Николай I , а клятву перед боевым знаменем ввел Петр I (с тех пор до сегодняшнего дня знамя воинской части является святыней). При правлении Петра I знаменный взвод, не уберегший знамя, подлежал расстрелу, полк (воинская часть) - расформированию. Нововведения Петра сохранились до наших дней. Правда, в нынешнем уставе Вооруженных Сил РФ это звучит немного по-другому: "При утрате боевого знамени воинская часть расформировывается, а военнослужащие, причастные к утрате боевого знамени, подлежат воинскому трибуналу". При такой подаче материала прослеживается прямая связь с историей и русским языком. Богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей дают такие учебные предметы, как химия, физика, биология, география, математика и другие.

Важным составляющим всесторонней подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности, а также юношей к действительной военной службе являются воспитание у них творческого, системного характера мышления, формирование умения мобильно использовать знания при изучении школьных дисциплин.

     Одним из принципов обучения является принцип систематичности, последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляют собой единый комплекс. Он формируется путем установления межпредметных связей, связей между темами и разделами внутри учебной дисциплины. Межпредметные связи помогают учащимся не просто заучивать то или иное положение, но и понимать его глубинный смысл, помогают повысить интеллектуальный и эмоциональный уровень учащихся.

    Важно показать учащимся социальную значимость их творческой деятельности. Так, например, в сотрудничестве с преподавателем географии ребята изготовили макет временного жилища автономного существования в природе для пополнения дидактического материала. Ролевая игра «Ориентирование на местности» наглядно демонстрирует обучающимся важность топографических знаний, умений ориентироваться, быть физически, подготовленным в сложной жизненной ситуации спасти себя или другого человека.

    В рамках сетевого взаимодействия школа осуществляет проект  «Исследовательская деятельность учащихся в направлении эколого-краеведческого направления», что является неотъемлемой частью патриотического воспитания.

     Учитывая возрастные особенности учащихся, логику изложения учебного материала и существующие возможности материально-технического обеспечения, особенности социума  на  уроках  ОБЖ   использую такие формы  работы , которые являются результативными и одновременно интересными :

  • Просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением;
  • Проведение тренингов, ролевых игр;
  • Выполнение творческих заданий (напиши эссе, сочинение, нарисуй плакат, составь презентацию и др.);
  • Реферативные работы, сообщения.

     Проекты в виде презентации с применением компьютерных технологий:

  • «Как стать офицером Российской армии»;
  • «Наши земляки – защитники Отечества»
  • «Миротворческая деятельность Вооруженных сил РФ»
  • «Военная служба по призыву»;
  • «Виды вооруженных сил»;
  • «Государственная символика».

дают возможность обучающемуся не только пополнить свой багаж знаний, расширить кругозор, развивать свои практические умения, но и позволяет воспользоваться  другим ученикам, быть им полезным. Предлагаемая тематика таких работ носит и воспитательный характер.

    Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Мною разработаны тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» ,  мини-тесты (10-15 вопросов с вариантами ответов), которые предназначены для контроля изученного материала на предыдущем уроке или для закрепления знаний по определенной тематике или разделу. Время, затраченное учащимися на выполнение таковых тестовых заданий, 7-10 минут, что позволяет оценить всех учащихся за короткий период и перейти к изучению следующей темы (что очень важно при малом количестве часов по предмету – 1 час в неделю). Также разработаны тестовые задания на 20, 30 вопросов, которые позволяют также оценить знания всех учащихся при закреплении определенной темы или раздела. В тестовые задания включаются некоторые вопросы, связанные с другими предметами (история, русский язык, физика, химия, биология, география) для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом .

Разработан раздаточный материал по разделам: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы военной службы». Этот материал разработан в виде систематизированных и структурированных таблиц, алгоритмов, вопросов в виде писем по правовым основам военной службы, и это позволяет проводить уроки намного эффективней и интересней. (приложение 14).

   Формированию военно-патриотического воспитания способствует и организация внеурочной деятельности учащихся. В связи с этим в нашей школе ежегодно проводится День защиты детей, встречи с ветеранами ВС, участниками ликвидации Чернобыльской аварии, курсантами военных училищ, тематические линейки, военные сборы для обучающихся 10 класса на базе воинских частей, расположенных на территории поселка Центральный, сотрудничество с Музеем ЖД войск .

7. Результативность

  1. 57% выпускников школы становятся курсантами военных училищ и заключают контракт на продолжение военной службы ;
  2. 2 место в районных соревнований «Нижегородская школа безопасности-Зарница-2017»

2 место в районных соревнований «Нижегородская школа безопасности-Зарница-2018»

1 место в районных соревнований «Нижегородская школа безопасности-Зарница-2019»

  1. 1 место в районном фестивале-конкурсе  -

«Мальчишник «XІІ» -2018г.

     1 место в районном фестивале-конкурсе  -

«Мальчишник «XІІІ» -2019г.

     2 место в районном фестивале-конкурсе  -

«Мальчишник «XІV»  

«Мальчишник «XІІІ» -2020г

  1. Результаты районной олимпиады по ОБЖ:

1,2 место        2016 г.

2 место           2017г.

2,3 место        2018г.

2 место           2019г.    

2,3 место     2008г.   11 класс

  1. Качество знаний по ОБЖ 10,11 классы – 93 %

8. Заключение

     В данной работе сделана попытка описать педагогическую деятельность преподавателя предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося».

Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско-патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность.

Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:

 Используемый комплекс педагогических условий в рамках уроков ОБЖ и внеклассной работы  эффективен для формирования в подростках качеств гражданина и патриота.

 Обучающиеся проявляют интерес к занятиям патриотического направления.

 Воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна для педагога и школы в целом, поскольку говорить о сформированности гражданско-патриотических качеств обучающихся школы рано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся (воспитанников), их социализация и адаптация к жизни в современных условиях.

Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой ин...

ДОКЛАД зам. директора по УВР на семинаре по теме «Создание условий для формирования нравственно-эстетических качеств личности обучающихся»

ДОКЛАДзам. директора по УВР на семинаре по теме «ДОКЛАДзам. директора по УВР на семинаре по теме «ДОКЛАДзам. директора по УВР на семинаре по теме «Создание условий для формирования нравственно-эстетич...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности будущих первоклассников в условиях реализации ФГОС

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей во время предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС НОО. Предназна...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю

Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...

Представление опыта работы «Формирование гражданско-патриотического воспитания у обучающихся казачьих классов начальной школы»

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...