Формирование гражданско-патриотических качеств личности будущих первоклассников в условиях реализации ФГОС
методическая разработка на тему

Голева Лидия Михайловна

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей во время предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС НОО. Предназначение школы сегодня выполнить задачу формирования «портрета выпускника начальной школы», и эта задача тесно связана с задачами патриотического  воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.М.Голева

МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»

Формирование гражданско-патриотических качеств личности будущих первоклассников в условиях реализации ФГОС

      Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей во время предшкольной подготовки в условиях реализации ФГОС НОО. Предназначение школы сегодня выполнить задачу формирования «портрета выпускника начальной школы», и эта задача тесно связана с задачами патриотического  воспитания.

      ФГОС   - портрет выпускника начальной школы. Одним из принципов организации педагогической работы в школе является принцип непрерывного и общего развития личности. Однако при переходе учащихся  из детского сада в первый класс у многих детей часто возникают отрицательные эмоции, связанные с адаптацией, и вместо радости появляются проблемы, которые принято называть проблемами преемственности. Переход из детского сада в начальную школу – это переход к новым условиям деятельности , к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми [2,c.5]                                                                                                                              С 1 сентября 2011 года школы России начали работать по новому ФГОС, где сказано, что Стандарт обеспечивает преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.  Таким образом, Стандарт гарантирует  преемственность дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования .  Однако вопрос преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования  сохраняет свою актуальность и на этапе модернизации образования. Вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей стране различных моделей обучения , стали нарастать признаки рассогласования и недостаточной преемственности на различных ступенях общего образования. Наиболее остро эта проблема стоит в момент поступления детей в школу, и возникает она по следующим причинам:

  1. Недостаточно плавное, даже скачкообразное , изменение методов и содержания обучения, которое приводит к росту психологических трудностей;
  2. Обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Исследования готовности детей к обучению в школе показывают ,что  она рассматривается как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.       На ступени дошкольного образования  личностный компонент универсальных учебных действий самоопределения и нравственно-этического оценивания определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению – степенью внутренней позиции школьника, критериями которой являются:

      1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых,  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии адекватного  содержательного представления о  подготовке к школе;

3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения.

      ФГОС  устанавливает требования к предметным результатам основной образовательной программы по окружающему миру – воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. [3,c.12]

«Детство – важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! И от того , как прошло детство, кто вёл  ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшний малыш», -говорил В.А.Сухомлинский. [1, с.13] Приоритетными в работе нашей школы является сотрудничество между подготовительными группами детского сада и учителями начальных классов, ведущих занятия по программе «Школа будущих первоклассников». Соблюдение преемственности и перспективности работы требует единого подхода к воспитанию и обучению будущих первоклассников.  Перед начальной школой ставятся важные задачи не только в обучении, но и в воспитании.

Источник патриотического воспитания - жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости, жить и служить Родине.

        Вопросы о решающей роли нравственного  воспитания  в развитии и формировании гражданско-патриотических качеств личности приоритетными были всегда, о важности нравственно-патриотического воспитания маленького гражданина говорили Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский , В.Н. Сухомлинский .

Характерная черта работы  учителя начальной школы – проведение интегрированных уроков, внеклассных занятий совместно с детским садом, а для этого нужно хорошо знать особенности психологии детей этого возраста. Возрастные особенности старших дошкольников характеризуются повышенной эмоциональностью, интересом к познанию окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослых.

 Работая  по патриотическому воспитанию,  решаем следующие задачи: формирование гражданских качеств личности, его уважительного отношения к России и своему краю; ознакомление  с историческим прошлым и современной жизнью населения Воронежской области, участием и значением родного села в исторической, политической и культурной жизни России; формирование представлений о культуре, обычаях и традициях своего народа;  расширение исторического и экологического кругозора учащихся.

Изучая культурные традиции своего народа, ребенок не только получает багаж знаний, накопленный веками, но и полностью раскрывает личностные особенности; а погружаясь в творческий процесс, старается показать все лучшее, что у него есть. К.Д Ушинский называл Россию Отечеством, Родиной, матушкой. Отечеством – потому, что тут жили наши предки, Родиной – мы здесь родились и живём, матушкой – потому, что растит нас, защищает, учит культуре  и народной мудрости.

Основные ценностные ориентиры формирования гражданской позиции будущих первоклассников остаются неизменными и на протяжении всего обучения в начальной школе. Это:

-ценность семьи и традиционных семейных  отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании; отношении к матери как  одной из главных святынь и к материнству как единству природного (биологического) и духовно-нравственного начал;

-ценность родной земли, Родины, производительного труда на родной земле;

-ценность здорового образа жизни и одухотворённой красоты человека.

Издревле на Руси мать являлась для ребёнка первичным и самым главным источником его духовно-нравственного становления и развития. Образ матери, её колыбельные песни, выпеченный хлеб, вышитая скатерть, нормы отношения к мужу, к родителям и другим детям, несли ребёнку огромную социальную информацию о нравственных ценностях семьи и семейной жизни, формировали у него идеалы. С образом матери ассоциируются такие качества, как материнская любовь к детям, забота о них, доброта, сочувствие, поддержка, защита. В русской православной культуре преклонение перед матерью и материнством нашло отражение в культе Богородицы.

          В подготовительной группе, в первом классе, в разделе «Твоя семья», я предлагаю детям составить рассказ  о своей семье,  воспользоваться   фотографиями из семейного архива или просто нарисовать свою семью.  Начать такой урок можно с рассказа о себе и своей семье. Затем предлагаю вспомнить колыбельные, которые пела им мама; игры, в которые они любят играть.

Во втором  классе при разговоре о семье  важное место занимает тема «Что такое семья» и «Чем семья занимается в свободное время». На уроках по данным темам ребята рассказывают не только о традициях в своей  семье, но ещё стараются узнать, почему в их доме есть такая традиция , и как долго она существует в семействе.

В преддверии этого урока  составляем «Древо семьи». При построении «Древа семьи» учащимся предстоит узнать историю семьи и близких родственников.  Задания такого плана не только воспитывают чувство патриотизма, но и укрепляют родственные связи, что в наше время немаловажно.

  Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа, изучая богатство русского народа:

  • народный фольклор (потешки,  прибаутки, загадки,пословицы, сказки),
  • народные песни, музыкальные инструменты,
  • умение найти и выделить народный русский костюм,
  • знание народных игрушек и народных игр,
  • произведения народного декоративного искусства,
  • знание народных примет и особенностей быта и труда русских людей,
  • знание народных обычаев и праздников.

  Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.  В нашем лицее уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники:

  • Рождество - разучиваем с детьми рождественские колядки, устраиваем для них представления и рассказываем, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Вместе с детьми готовим рождественские подарки.
  • Проводы зимы – Масленица проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами, пением закличек, угощением детей блинами и сжиганием Масленицы.
  •  Именины  - по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, приглашением родителей.
  • Праздник Пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.

Приобщение к народной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми я провожу в форме бесед, посиделок, различных игр, сказок. Исходя из этого, я считаю наиболее эффективными следующие формы работы с детьми :

встречи с известными людьми, экскурсии, краеведческие недели, викторины, исторические игры , конкурсы различного уровня.

Почитание родной земли – духовно-нравственная ценность русского народа. На уроках окружающего мира в разделе «Россия – твоя Родина» очень удачно подобраны темы: «Родина – что это значит?», «Родной край – частица Родины», «Как Русь начиналась»

Чувство Родины у всех у нас развито очень сильно.  Это чувство  у каждого  из нас  начинается  с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой, великой Родины, где испокон веков жили наши отцы и деды. Воспитание патриотизма  и гражданственности  к Родине нужно начинать с любви к родному краю.      Именно на старте школьной жизни ребёнок должен научиться основным способам общения, умению решать проблемные ситуации, получить опыт познания окружающего мира, понимать значение выражений «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной детский сад», «родная школа», «моя семья и род», «мой дом», « родное  село» и т.д.  Опираясь на программу внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы(авторы Л.А.Обухова, Н.С.Махина),  использую  методы :

-чтение сказок и рассказов;

- инсценирование, театрализованные представления;

-проведение игр(дидактических, сюжетно-ролевых ит.д.);

-организация праздников с привлечением работников культуры;

-организация внеклассных мероприятий совместно с детским садом, родителями.

 Введение ФГОС во многом меняет школьную жизнь ребенка. Вводятся новые формы  организации обучения, новые образовательные технологии, новая открытая информационно-образовательная среда, далеко выходящая за границы школы, улучшается материально-техническое обеспечение классов. Конечно, предстоит очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой задача воспитателя детского сада и учителя начальной школы – совершенствовать, варьировать формы, методы, приёмы работы так , чтобы детям интересно было учиться, чтобы они испытывали радость от процесса познания. Психологи говорят : «Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна, если вы думаете на 100 лет вперёд – сажайте деревья, если вы думаете на 1000 лет вперёд – воспитывайте человека». Задача воспитания человека – главная задача в работе каждого педагога.

Список литературы

1. Гаврилычева Г.В. Младший школьник  и его ценности.//Начальная школа. 2008.№7, - с.13

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2011.-с.5.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2011.-с.12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях  реализации ФГОС...

Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогическое средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Актуальность опыта по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» не вызывает сомнения, поскольку народные ...