Рабочая программа внеурочной деятельности "Час безопасности"
рабочая программа по обж (1, 2, 3, 4 класс)

Константинова Мария Алексеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Час безопасности» построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_bezopasnosti.docx47.13 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО

МБОУ «СШ №43»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Час безопасности»

Срок реализации: 4 учебных года

Возраст детей: 7-11 лет

Составитель: Константинова М.А.

Учитель начальных классов

Г.Нижневартовск

2023

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Час безопасности» составлена на основе учебного плана внеурочной деятельности МБОУ «СШ №43» для обучающихся 1-4-х классов.

Рабочая программа для учащихся разработана  на основе программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российское Федерации и в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.

Настоящая программа является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения населения, и прежде всего детей, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций. Реализация данной программы позволит привить детям начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности; позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Цель обучения по данной программе: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношения к своему здоровью и к окружающим, стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработки умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни, формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи курса:

  1. Сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения и личной безопасности
  2. Отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения   с помощью системы мониторинговой деятельности администрации школы.
  3. Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.
  4. Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
  5. Использовать материально – технический потенциал школы и другие возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.

Место программы в учебном плане. Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с 1 класса, каждый следующий год программа усложняется, позволяя расширить знания и закрепить практически. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.

Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).

Исходя из условий деятельности образовательного учреждения, реализация программы возможна в рамках внеурочной деятельности для учащихся.

Особенности содержания. Программа построена с учетом следующих принципов:

— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей;

— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность  всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.

Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

В результате освоения программы  формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— знать организацию системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— уметь оказать само- и взаимопомощь при чрезвычайных ситуациях;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своегоповедения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Как правило, занятия проводятся классными руководителями и контролируются ответственным за изучение ПДД, основ безопасности в школе и администрацией. Для проведения занятий, отдельных бесед, экскурсий и т.п. классный руководитель может привлекать преподавателя ОБЖ, работников дорожной полиции, водителей транспортных средств. В процессе обучения и внеклассной работы демонстрируются видеофильмы, слайд-шоу, организуются КВНы, викторины, конкурсы, соревнования по безопасности движения пешеходов и велосипедистов и т.п., которые должны способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения правил дорожного движения.

На изучение данной программы предусмотрено 1 час в неделю в каждом классе, в год: в 1 классах -33 часа, 2-4 классы - 34 часа. На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестры, фельдшера или врача), а также родителей учащихся (профессионалов-спасателей, пожарных, представителей МВД и МЧС России).

Изучение программы в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.

 Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

- работа с дидактическими материалами (в игровой форме);

- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы) – не менее 50 % внеаудиторных занятий

Кадровое обеспечение:

Занятия проводят учителя начальных классов.

Материально-техническое обеспечение:

Учебные фильмы и мультфильмы

  1. «Смешарики. Азбука безопасности»
  1. «Смешарики. Гармония светофора»
  2. «Смешарики. Где кататься»
  3. «Смешарики. Метро»
  4. «Смешарики. Мигающие человечки»
  5. «Смешарики.Некультурные автомобили»
  6. «Смешарики. Нездоровый рекорд».
  7. «Смешарики.Распорядок дня»
  8. «Смешарики. Чистые руки»
  1. Социальные ролики
  1. «Светофор»
  2. «ГИБДД»
  3. «МЧС»
  1. «Спасик и его друзья»
  1. Спасик - Правила безопасного поведения в быту
  2. Спасик и его друзья - Правила поведения на природе
  3. Спасик и его друзья - Правила поведения при пожаре
  4. Спасик и его друзья- Правила поведения в городе
  1. Пешеходный переход 1
  2. Пешеходный переход 2
  3. Безопасность детей в транспортном мире
  4. Где опасно играть.
  5. Правила дорожного движения
  6. ПДД

Презентации:

  1. Безопасность на дорогах
  2. Все ребята знать должны
  3. Дорожные знаки для школьников
  4. Интерактивное занятие по ПДД
  5. Новое о светофорах  ПДД
  6. Поведение в городе
  7. Правила    дорожные
  8. Чтобы путь был счастливым
  9. Путешествие в страну дорожных правил
  10. Викторина
  11. Дисциплина на улице – залог безопасности
  12. Знай правила
  13. Как правильно вести себя на улицах большого города
  14. Осторожно на дорогах
  15. Помни правила движения
  16. Правила дорожного движения
  17. Добрая дорога детства
  18. ПДД для пешеходов
  19. ПДД для 1 классов
  20. Знаки сервиса
  21. Классный час о ПДД
  22. Правила БД
  23. Светофорик
  24. Презентация по ПДД
  25. Вопросы по ПДД
  26. Дорожные знаки
  27. Изучаем ПДД
  28. Лучший способ сохранить жизнь
  29. Командиры улицы
  30. Тест по ПДД для 1-2 классов
  31. Обязанности пассажиров

Настольные игры по ОБЖ и ПДД

Плакаты и стенды  по ОБЖ и ПДД

Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний, умение выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; знать организацию системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке; формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности, адекватно реагировать на нее, осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, уметь оказать само- и взаимопомощь при чрезвычайных ситуациях.

Учащиеся принимают участие в школьных, городских мероприятиях данного направления, результаты – в портфолио.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: контрольно-диагностические материалы по четвертям, могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях и т.д.

Иформационно-методическое обеспечение:

  1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. В.Н.Кирьянова. М: Издательский дом «Третий Рим», 2005
  2. Система работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в образовательном учреждении Л.Б. Поддубная. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  3.  Игровой модульный курс по ПДД. В.И.Ковалько. М: ВАКО, 2006.
  4. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! М.С.Коган. Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во,2009.
  5. Правила дорожного движения для школьников. В.П.Дмитрук. Ростов н/Д: Феникс,2007.
  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Список используемой литературы:

  1. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика. В.Ф.Пилипенко, Н.В.Ерков. М: Айрис-пресс, 2006
  2. Система работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в образовательном учреждении Л.Б. Поддубная. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  3.  Игровой модульный курс по ПДД. В.И.Ковалько. М: ВАКО, 2006.
  4. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! М.С.Коган. Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во,2009.
  5. Правила дорожного движения для школьников. В.П.Дмитрук. Ростов н/Д: Феникс,2007.

Литература для детей

  1. Я и дорога. Павел Астахов. М: Эксмо, 2009.
  2. Версия для пешеходов. Г.Е.Цвилюк. М: ООО «Издательство  АСТ – ЛТД»
  3. Правила безопасности дома и на улице. С.А. Шинкарчук. Издательский дом «Литера», 2008.

Учебно- тематический план

Наименование раздела и темы

Классы

1

2

3

4

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

2

1

1

1

Ориентировка в окружающем мире

2

2

0

1

Ты — пешеход. Правила безопасного поведения на дороге

5

5

7

6

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

2

2

2

2

Безопасное поведение на воде

2

2

2

2

Безопасное поведение в быту, на улице, с незнакомыми людьми, когда ты дома один.

2

2

2

2

Ты — пассажир. Правила безопасности пассажира

3

3

3

3

Безопасное поведение на природе

1

2

2

2

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения

2

2

2

2

Основы медицинских знаний и  оказание первой медицинской помощи

1

1

1

1

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

2

2

2

2

Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых

1

2

2

2

Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами

1

1

1

1

Первая медицинская помощь при отравлении газами

1

1

1

1

Основы здорового образа жизни

1

1

1

1

Инфекционные заболевания. Их профилактика. Основы личной гигиены

1

1

1

1

Вредные привычки, их влияние на здоровье и профилактика

1

1

1

1

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

1

1

1

1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты)

1

1

1

1

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

1

1

1

1

Всего часов

33

34

34

34

Примерное содержание  программы

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Ориентировка в окружающем мире. Наиболее безопасный путь в школу и домой.

Ты — пешеход. Правила безопасного поведения на дороге. Правила перехода улиц и дорог. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Элементы улиц и дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

Пожарная безопасность и поведение при пожарах. Пожарная безопасность и поведение при пожарах. Огонь и вода — друзья и враги. Причина возникновения пожаров в доме. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

Безопасное поведение на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила поведения при отдыхе у воды, умение плавать. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

Безопасное поведение в быту, на улице, с незнакомыми людьми, когда ты дома один.Безопасное поведение дома. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Как вести себя, когда ты дома один?

Ты — пассажир. Правила безопасности пассажира. Мы пассажиры, обязанности пассажира.Правила перехода улиц и дорог при высадке из транспортного средства. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

Безопасное поведение на природе. Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег) правила поведения. Правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности.

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Зеленые насаждения, их значение для очистки воздуха, бережное отношение к живой природе.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах укусах насекомых Как уберечься от порезов и ожогов. Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах. Укусы насекомых. Первая медицинская помощь при укусах насекомых. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами. Первая медицинская помощь при отравлении газами.

Основы здорового образа жизни. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья. Умственная и физическая работоспособность, профилактика переутомления. Основы личной гигиены. Инфекционные заболевания. Их профилактика.  Вредные привычки, их влияние на здоровье и профилактика. Умывание и купание, забота о глазах, ушах. Как ухаживать за зубами, руками, ногами. Прививки.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария катастрофа, стихийное бедствие, вооруженный конфликт. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Что такое гражданская оборона, ее предназначение. Основные мероприятия ГО школы. Простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания. Противопылевая тканевая маска, ватно-марлевая повязка.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. Безопасность на улице, во время прогулок и игр.

Ориентировка в окружающем мире. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута.

Ты — пешеход. Правила безопасного поведения на дороге. Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Пожарная безопасность и поведение при пожарах. Пожарная безопасность и поведение при пожарах. Детские шалости с огнём и их последствия. Причина возникновения пожаров в доме. Как действовать при возникновении пожара дома,  в школе, на транспорте.

Безопасное поведение на воде. Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах правила поведения на пляже. Простейшие способы оказания помощи терпящему бедствие на воде.

Безопасное поведение в быту, на улице, с незнакомыми людьми, когда ты дома один. Безопасное поведение дома. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Как вести себя, когда ты дома один?

Ты – пассажир. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Безопасное поведение на природе. Правила безопасного поведения в лесу, поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. В лес за грибами и ягодами. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Травмы, порезы, ссадины и царапины. Первая медицинская помощь при отравлениях пищевыми продуктами. Отравления. Причина отравлений. Признаки отравлений.  Первая помощь при отравлении грибами. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи. Оказание первой помощи при царапинах, ссадинах, порезах Указание первой помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой помощи при отравлениях.

Основы здорового образа жизни. Хронические неинфекционные заболевания, их причины связь с образом жизни. От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы, сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Близорукость и дальнозоркость. Слух и глухота. Осанка. Избыточный вес.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений Мероприятия по защите от наводнений. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени. Изучение средств индивидуальной защиты. Основные средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы и респираторы), краткая их характеристика и правила пользования.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. Безопасное поведение на  улицах и дорогах.

Ты — пешеход. Правила безопасного поведения на дороге
Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки, их виды. Переходим улицу, площадь, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды  транспортных средств. Скорости движения городского транспорта. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Пожарная безопасность и поведение при пожаре. Огонь и человек. Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки. Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведения.

Безопасное поведение на воде. Меры безопасности при пользовании водными переправами. Правила купания и меры безопасности в оборудованных и необорудованных местах. Простейшие приемы оказания помощи терпящим бедствие на воде и  на льду. Способы самоспасения.

Безопасное поведение в быту, на улице, с незнакомыми людьми, когда ты дома один. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печном отоплении.

Ты — пассажир. Правила безопасности пассажира. Мы пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства. На загородной дороге, движение пешехода по загородной дороге.

Безопасное поведение на природе. Экскурсия  на природу. Как ориентироваться в лесу. Лесная аптека: сбор лекарственных трав и ягод.

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. Производственные аварии, стихийные бедствия и их последствия, возможные в районе расположения школы и месте проживания учащихся.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Ураганы бури (штормы), смерчи. Примеры их последствий,

мероприятия по защите. Оползни, сели, лавины. Мероприятия по предупреждению и защите от их последствий. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях. Защитные сооружения гражданской обороны (убежище, ПРУ).

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам.

Ты — пешеход. Правила безопасного поведения на дороге. Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

Безопасное поведение на воде.Основные правила поведения на воде, при купании, на отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.

Безопасное поведение в быту, на улице, с незнакомыми людьми, когда ты дома один. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей. Звонок в дверь, звонок по телефону. Особенности поведения с незнакомыми людьми. Самозащита от насильников и хулиганов.

Ты — пассажир. Причины ДТТ пешеходов и пассажиров. Несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность в транспорте.

Безопасное поведение на природе. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам. Определение расстояния по карте и на местности. Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. Экологические проблемы города, района.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при порезах и ссадинах. Первая медицинская помощь при ушибах, ожогах, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Оказание первой медицинской помощи при кровотечении из носа. Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти руки, бедра, колена).

Основы здорового образа жизни. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Понятие о здоровье и факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Как формируется пристрастие к наркотикам. Профилактика вредных привычек. Пути укрепления здоровья. Основные составляющие здорового образа жизни в младшем школьном возрасте. Личная заинтересованность каждого человека в сохранении здоровья.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Аварии на радиационно-опасных объектах, возможные последствия, мероприятия по защите. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. План гражданской обороны учебного заведения, основные мероприятия ГО в классе по защите учащихся. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени. Эвакуация (временное отселение) населения. Обязанности эвакуируемых. Правила поведения в пути следования и по прибытии на место временного отселения.

Материально- техническое обеспечение

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран

Экранно-звуковые пособия: диски, фильмы, презентации.

Электронныепособия:

Join Multimedia 2006. Winning projects. – Siemens AG, 2006.

Источники информации

  • Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 55с. : ил.
  • Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
  • Поторочина Е. А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности – М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю).
  • Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 5 класс: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 2012.
  • Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 55с. : ил.
  • Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
  • Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  • Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  • Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности и жизнедеятельности. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  • Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  • Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных занятий / авт.-сост. Е.А.Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Правила дорожного движения для детей / Авт.-сост. В. Надеждина. – М.: АСТ, 2006.
  • Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е.Амелина и др. – М.: Глобус, 2008.
  • Пожарная безопасность в начальной школе. / Сост. О.В.Павлова и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
  • Пожарная безопасность. / Авт.-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
  • Образовательной программа "Культура здоровья" О.Ф.Жуков,  М.И.Лукьянова. Ульяновск. УлГУ. 2012 г.
  • Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов / под общ. Ред. Л.Ф. Шатохиной. – Москва, 2005.
  • Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространения наркомании: Наглядно-методическое пособие / С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович.-2-е изд. стереотипич. - М.: Центр «Планетариум», 2000. - 96 с.
  • Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма: Нагляд но-методическое пособие / В.Ю. Климович. - М.: Центр «Планетариум», 2004 . - 76 с.
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003. - 273с.
  • Настольная книга учителя физической культуры: Справ.-метод. Пособие / сост. Б.И. Мишин.- М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 526 с.
  • Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Методическое пособие.- Ульяновск, 2004. - 207 с.
  • Вайнер Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе / Э.Н. Вайнер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zdd.1september.ru/2006/13/1.htm.
  • Энциклопедия «Всё обо всём».
  • Энциклопедия «Почемучка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Безопасное детство»

     Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обучающихся обусловлена необходимостью помочь ребенку  раскрыва...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность - это важно!"

Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).Программа курса &laqu...

рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность в сети Интернет" для 1-4 классов

Рабочая программа составлена на 1 год, реализует безопасное использование сети Интернет. Предназначен для обучающихся начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» по социальному направлению

В даннойпрограмме представлена программа курса по социальному направлению и ктп с 1по 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"...