Социально-бытовая ориентировка. ФГОС, вариант II.
календарно-тематическое планирование по обж (1 класс)

Лебедева Лариса Евгеньевна

Программа по социально-бытовой ориентировке (окружающему социальному миру) для нулевого (подготовительного) класса. АООП, ФГОС, вариант II.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osm.docx574.96 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Pictures\2021-09-21 титульник\титульник 001.jpg

Окружающий социальный мир

0 (подготовительный) класс, ФГОС, вариант II

    1ч. в неделю; 33 ч. за год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых  правилах поведения.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование        представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,  функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Планируемые предметные результаты:

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

·  Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Должны знать:

  • Личные данные (имя, фамилия, возраст)
  • Место учебы, класс, столовую, спортивный зал, туалет
  • Имена родителей и других родственников
  • Имена педагогов
  • Основные праздники и их значение
  • Правила дорожного движения
  • Улица и ее части

Должны уметь:

  • Вести себя в общественных местах
  • Вести себя в помещении школы
  • Переходить дорогу по пешеходному переходу в соответствии с сигналами светофора
  • Двигаться по тротуару не выходя на проезжую часть
  1. Содержание учебного предмета (курса)

Я и моя семья.  

Значение и отчетливое произношение своей фамилии и имени.

Знание своего возраста.

Знание фамилии, имени отца и матери.

Знание имен ближайших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), степень их родства.

Моя школа. Мой класс. 

Четкое соблюдение всех режимных моментов и требований «Правил для учащихся».

Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга.      Поздравление с праздниками работников школы и родителей.

Навыки общения и культуры поведения

Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить, стоять, сидеть. Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить за помощь, за услугу. Навыки поведения в школьном буфете, столовой.

Привитие начальных навыков общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, знание и соблюдение правил дорожного движения (переход улицы, движение по тротуару),  навыки общения, культура поведения в общественных местах.

 Отработка на практике знаний и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Выработка с младших лет у детей с ТУО эмоционального отношения к общественному окружению путем развития и воспитания положительных эмоций,  доброжелательных взаимоотношений с людьми

Программа адресована обучающимся 0 (подготовительного) «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  1. Календарно-тематическое планирование

                              Окружающий социальный мир

Количество часов на I полугодие: всего 16, в неделю 1;

                              на II полугодие: всего 17, в неделю 1.

Содержание (раздел, тема)

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть

9

9

1

Введение в предмет

1

03.09

2

3

Все  о себе. Имя, фамилия.

1

1

10.09

17.09

4

5

Все о родственниках. Имена родителей.

1

1

24.09

01.10

6

Моя школа и мой класс. Правила для учащихся.

1

08.10

7

Мои увлечения и мои друзья

1

15.10

8

9

Дидактические и ролевые игры

1

1

22.10

29.10

II четверть 

7

7

10

Транспорт. Названия транспортных средств.

1

12.11

11

Поведение в транспорте

1

19.11

12

Общение со взрослыми. Обращение с просьбой.

1

26.11

13

Улица. Тротуар. Проезжая часть.

1

03.12

14

Пешеходный переход. Дорожный знак «Переход».

1

10.12

15

16

Дидактические и ролевые игры

1

1

17.12

24.12

III четверть

10

10

17

Праздники. Рождество

1

14.01

18

Название и адрес школы. Имена завуча, директора, учителей

1

21.01

19

Правила дорожного движения. Улица, тротуар, переход

1

28.01

20

Светофор. Его назначение

1

04.02

21

Экскурсия к пешеходному переходу. Лежачий полицейский.

1

11.02

22

Праздники. 23 февраля

1

18.02

23

Праздники. 8Марта

1

04.03

24

25

Столовая. Назначение и правила поведения

1

1

11.03

18.03

26

Имена родственников, их место работы, учебы

1

25.03

IV четверть

7

7

Повторение 

27

Праздники. День космонавтики

1

08.04

28

Правила общения со взрослыми. Умение благодарить за помощь.

1

15.04

29

Правила поведения в общественных местах.

1

22.04

30

 Праздники. 1 Мая

1

29.04

31

Праздники.  9 Мая – день Победы

1

06.05

32

Ролевая игра «Автобус». Правила поведения в транспорте.

1

13.05

33

Летний отдых. Правила безопасности.

1

20.05