Эта вечная прблема - неуспеваемость.
статья по теме

Никитина Тамара Васильевна

С этой проблемой сталкивается наверно каждый учитель. В этой работе я попыталась раскрыть причины неуспеваемости, как работать с такими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eto_vechnaya_problema_-_neuspevaemost.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

                  Комитет по образованию Администрации г. Подольска

                       Муниципальное образовательное учреждение

             средняя общеобразовательная школа  № 27.

Это вечная  проблема  -

неуспеваемость

                         Никитина Тамара Васильевна

                    учитель  начальных классов

.

       

                                 г. Подольск 2007 г.

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

Что такое неуспеваемость и отставание ------------------------------       3

Причины, вызывающие неуспеваемость,

меры предупреждения неуспеваемости -------------------------------       4  

Работа с неуспевающими детьми      -----------------------------------        5

Анализ и обобщение результатов

воспитательно-образовательной деятельности  учителя --------        7

Список используемой литературы  ------------------------------------

Приложения

Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. То, что дети не усваивают материал полностью само по себе не так страшно.

Негативные последствия сказываются на формировании личности ребенка:

  1. снижают его самооценку,
  2. смиряют ребенка с неуспехом, неспособностью,
  3. делают его пассивным, равнодушным к учебе, либо негативно настроенным на любое обучение.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни

Учитель должен быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности. В этом и заключается наша работа: не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершине знания, а планомерно создавать их. Это позволит детям не только осознано владеть школьной программой, но и продвинуться на пути формирования своей личности.

"Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года.

Отставание-это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса». В. С. Цетлин

Классификация видов фиксированной неуспеваемости по А. М. Гельмонту.

I вид — общее и глубокое отставание (по многим или по всем учебным предметам длительное время)

                                                                 


II вид — частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по одному — трём наиболее сложным предметам).
III вид — неуспеваемость эпизодическая (то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая)                                        

Причины отставания

Наличие пробелов в фактических знаниях.
 Недостаточный уровень развития и воспитанности

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

 - неблагоприятная наследственность;
  - нарушения нервной деятельности;
   - общая неспособность к интеллектуальному труду;
  - физическая ослабленность;
   - школьная незрелость;
  - педагогическая запущенность;
   - недостаточное развитие речи;
  - боязнь школы, учителей;
  - инфантилизм (т. е. детскость)
   - плохая наследственность
  - астеническое состояние;
  - снижение зрения;
  - гиподинамия;
   - социум;
  - миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
  - социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей
   (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой — ребёнок предоставлен  сам себе)
                                                             

Меры предупреждения неуспеваемости ученика.

  1. 1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
  2. 2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
  3. 3. Индивидуальный подход к учащемуся.
  4. 4. Специальная система домашних заданий.
  5. 5. Усиление работы с родителями.
  6. 6. Привлечение ученического актива к работе по повышению ответственности ученика за учение.

Памятка для педагогов, работающих с неуспевающими учениками.

  1. 1. Фамилия, имя, отчество ученика.
  2. 2. Класс.
  3. 3. По каким предметам не успевает.                              
  4. 4. Поведение ученика.
  5. 5. Причины, которые привели к плохой успеваемости.
  6. 6. Какие средства /дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия/ использует в работе с учеником.
  7. 7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
  8. 8. Сколько времени уже длится эта работа.
  9. 9. какие есть результаты работы.

        Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

  1. Создание атмосферы особой доброжелательности на уроках
  2. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски
  3. Предложение учащимся примерного плана ответа
  4. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими ученику отвечать        на  поставленный  вопрос
  5. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
  6. Более частое обращение на уроках к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания или учебного материала   
  1. Стимулирование задавать вопросы к учителю при затруднениях в самостоятельной работе
  2. Напоминание приёма и способа выполнения домашнего задания, ссылка на правила и свойства
  3. Дифференцированный подход в составлении и проведении с/л и к/р.
  4. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых
  5. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее
  6. Напоминание приема и способа выполнения задания.
  7. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений
  8. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению
  9. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих 
  10. Более тщательный контроль, указание на ошибки, проверка, исправления
  11. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.

Одним из способов организации самостоятельной деятельности учащихся при изучении нового материала   является следующая схема:

  1. нарисовать картинку;
  2. проанализировать изображённую там ситуацию;
  3. подметить закономерность, если она есть;
  4. обобщить полученные результаты.

                                                             

  1. Я уже много лет работаю над этой темой. Стараюсь разобраться в каждом ребёнке. Сложившаяся система оценивания не совсем эффективна тем, что она :
  2. - затрудняет индивидуализацию обучения , учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого ученика в сравнении с предыдущими его результатами;
  3. -затрудняет построить коррекционную работу с данным ребёнком;
  4. - часто травмирует характер

Вот тогда и пришла мысль, что надо начинать с создания банка проверочных и контрольных работ по математике и русскому языку, который позволил бы отследить ЗУНы учащихся , их продвижение и пробелы. На основании чего можно было бы строить коррекционную работу  как со слабыми, так и с сильными учащимися. ( Приложение 1,2 )

Педагогическая диагностика проводится по тем ключевым точкам учебного материала, которые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала детьми. Возникает необходимость исключить возможность выпадения учеников с низким уровнем развития из зоны внимания учителя.

  1. Устойчивые положительные результаты обучения достигаются благодаря чёткому планированию работы  по каждому предмету, систематическому мониторингу индивидуальных достижений учащихся. В подборе разнообразных приёмов  и методов обучения учитель  опирается на учёт возрастных психофизических особенностей  развития детей и их возможностей.
  2. Дифференцированный подход в обучении, использование разноуровневых  заданий позволяют выявить и максимально развивать задатки и способности учащихся. Для реализации дифференцированного подхода учитель использует систему диагностических заданий, направленных на выявление уровня школьной готовности, тесты, определяющие уровень:
  1. Развития математических способностей;
  2. Развития  моторики;
  3. Речевой готовности.

На основе полученных данных  я  планирую свою дальнейшую работу.

  1. Наблюдается положительная динамика качества выполнения итоговых контрольных работ.

                                        Математика(2006-2007,2007-2008 гг.)

диагн

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

% качества за год

% успеваемости за год

2 класс

92

92

95,6

83,3

88,4

88,4

100

3 класс

93

89

86

Русский язык(2006-2007,2007-2008 гг.)

диагн

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

% качества за год

% успеваемости за год

2 класс

75

100

86,9

91,6

88,4

80,7

100

3 класс

78,6

96,4

75

 

                                                       

            Работая над проблемой повышения уровня грамотности младших школьников, разработала систему уроков по изучению основных орфографических правил курса начальной школы с использованием моделирования. Внедрение моделей-памяток  способствовало значительному повышению уровня качества учебных достижений именно по русскому языку и дало толчок к использованию моделирования и на других предметах.

  1. Внедрение разнообразных форм работы на уроке: групповой, парной, индивидуальной, коллективной  способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом.
  2. Образовательный процесс  организую с использованием педагогических приёмов и методов, направленных на формирование учебной деятельности младших школьников, формирую ученика «учащего себя». Используя поисково-исследовательскую деятельность, у школьников формирую не только систему научных знаний, но и способность активного использования способов умственной деятельности в других ситуациях.
  3. Часто использую в работе развивающие и творческие задания, кроссворды, ребусы, викторины, которые способствуют формированию устойчивого интереса  к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. В моей дидактической копилке содержится богатый арсенал развивающих заданий по математике и русскому языку, окружающему миру и литературе, который систематизирован по классам и темам.
  4. Приоритетным направлением в деятельности МОУ СОШ №27 является формирование здорового образа жизни младших школьников. Поэтому в своей работе использую здоровьесберегающие  технологии обучения, обеспечивая школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируя у ребёнка позицию признания ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление, формирую необходимые знания и навыки ЗОЖ, учу использовать их в реальной жизни.
  5. Мои ученики научились адекватно оценивать свои способности, поверили в собственные силы, научились концентрировать своё внимание на главном, что способствовало созданию в классе комфортной психологической обстановки на всех уроках и повышению учебных достижений каждого ребёнка.
  6.                                              
  7. Нестандартные формы организации урока (урок – экскурсия, урок – КВН, урок – лаборатория, творческая мастерская, совместный урок с родителями, урок взаимного обучения и т.д.) позволяют вовлечь в активную работу всех учащихся. Интеллектуально пассивные дети в игровых, занимательных заданиях справляются с решением проблем, недоступных им в стандартной учебной деятельности. Меня интересуют новинки педагогической и методической литературы, ищу эффективные приёмы обучения и воспитания детей, использую их в своей работе.
  8. Мои ученики постоянные участники школьных и городских конкурсов: «Русский медвежонок», «Кенгуру».  К сожалению призёров этих олимпиад нет.

В классе ведётся большая воспитательная работа. Вся работа строится в форме соревнования между командами. В классе их 5 по 5-6 человек. Команды сформированы по самостоятельному выбору учеников, но с одним условием: в команде должен быть ученик, над  которым команда берёт шефство. Тем самым все 

ученики проявляют себя в разных соревнованиях:

- смотр лучшей тетради

- рейд «Мой портфель»

- поделки по ПДД

- ёлочные игрушки   и т.д.

В конце каждой четверти подводятся итоги, а в конце года проходит награждение лучшей команды и победителей по разным номинациям.

 

                                                   

        Список используемой литературы

  1. Агапова И.Ю.   Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся //     Лучшие страницы педагогической прессы. - № 2 , 2002. – с. 42 - 49
  2. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. М., 1961. .
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред.     В.В.Давыдова . – М.: Педагогика, 1991. – 480 с  
  4. Гельмонт А.М.  О причинах неуспеваемости и путях её преодоления. М., 1954
  5. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. – Минск: Народная асвета, 1977. – 80 с.
  6. Мурачковский Н.И. Тип неуспевающих школьников. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М., 1971. – с. 142.
  7. Шевченко С.Г.   Коррекционно-развивающее обучение. М.: Владос, 2001. – 136

.    

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.

На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...

Доклад на педсовете "Актуальные прблемы воспитательной работы в начальных классах"

В своей работе я попыталась обобщить опыт воспитательной работы   с 1 по 4 класс в условиях введения новых образовательных стандартов (ФГОС), где учитель действует как учитель-предметник, классный рук...

Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...

Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема. Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Выступление на педагогическом совете. Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема.Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.Проблема неусп...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Выступление на заседании педагогического совета школы . Тема  "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и...

Проект "Бездомные животные-прблема всех и каждого"

Настоящая работа - попатка привлечь внимание детей и взрослых к практической помощи в решении проблемы бездомных животных....

Тема. Причины неуспеваемости ребенка в начальной школе. Методы и способы преодоления неуспеваемости.

Тема. Причины неуспеваемости ребенка в начальной школе. Методы и способы преодоления неуспеваемости....