Изучение психологии в школе как средство психологической культуры личности учащегося Игошина Лариса Михайловна ГОУ СОШ №1108 г. Москва Larisa.igoshina@mail.ru
методическая разработка по теме

 

 

Изучение психологии в школе как средство воспитания психологической культуры личности учащегося

 

Игошина Лариса Михайловна

ГОУ СОШ №1108 г. Москва

Larisa.igoshina@mail.ru

 

   Статья посвящена изучению  психологии в начальной школе как одному из средств воспитания психологической грамотности учащихся. В ней представлены методические разработки преподавателя психологии,  использованные в процессе работы с детьми начальной школы, направленные на  повышение мотивации к обучению,  развитие творческих способностей учащихся и воспитание культуры межличностного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Преподавание психологии37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение психологии в школе как средство воспитания психологической культуры личности учащегося

Игошина Лариса Михайловна

ГОУ СОШ №1108 г. Москва

Larisa.igoshina@mail.ru

   Статья посвящена изучению  психологии в начальной школе как одному из средств воспитания психологической грамотности учащихся. В ней представлены методические разработки преподавателя психологии,  использованные в процессе работы с детьми начальной школы, направленные на  повышение мотивации к обучению,  развитие творческих способностей учащихся и воспитание культуры межличностного общения.

                                                          У ребенка свое особое умение видеть,

                                                         думать и чувствовать, нет ничего глупее,

                                                      чем пытаться подменить у него это

                                                      умение    нашим.

                                                                                                    Ж.-Ж. Руссо.

   Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни каждого человека. "Именно в этом возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание .Основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических качеств. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника - это очень ответственная задача. ("Младший школьник", под ред. Дубровиной И.В.) .      

   Младший школьник - еще маленький  человечек со своими индивидуально-психологическими особенностями, со своим внутренним миром, личностными проблемами, многочисленными вопросами: "А почему?".  И часто на эти вопросы даже родители не могут найти ответ. Возникает проблема: кто же поможет ребенку в такой неоднозначной ситуации? Да, учитель, психолог, логопед,  классный руководитель... Но не всегда они могут оказаться рядом в трудную минуту, помочь советом, объяснить, подбодрить и, если надо, даже  пожалеть и найти верный путь разрешения проблемы. Думаю, что в данной ситуации важнее научить ребенка находить самостоятельное решение проблемы, во всяком случае, уметь ее объяснить.

   Таким выходом из личностных проблем  детей   для  педагогов  нашей школы и родителей  стало преподавание психологии в начальной школе. Мы второй год участвуем в эксперименте и начинаем замечать, что наши дети общаются друг с другом, не стесняясь обсуждать личные проблемы. Они стараются помочь друг другу, пытаются  сглаживать домашние конфликты, пытаются понять и проанализировать поведение своих родителей и даже педагогов в определенных ситуациях с точки зрения психологии. Мы говорим, что наши дети повзрослели, изучая этот предмет, и  даже  стали мудрее.

   Но как удержать интерес к этом важному предмету? Думаю. что здесь очень многое зависит от личности самого учителя.

   Важно, чтобы сам педагог был заинтересован в получении психологических знаний о ребенке, понимал возрастные особенности детей, знал характеры, способности, проблемы обучающихся и был творческой личностью. Только тогда процесс обучения будет важен и интересен, как для каждого ученика, родителя, так и для  самого педагога.

   Поэтому каждый урок психологии мы начинаем с упражнения-настроя, мы говорим друг другу комплименты ( упражнение "Комплимент", "Мое настроение"), желаем друг другу удачи и хорошего дня. Эти простые, на первый взгляд, упражнения настраивают ребят на позитивную работу. Они становятся более раскрепощенными, идут на контакт с учителем и одноклассниками. Конечно, здесь важна и улыбка учителя, его доброжелательный тон, желание донести свой предмет до каждого учащегося.

   Большое значение на уроках психологии я придаю развитию творческих способностей детей. Часто на уроках мы рисуем , представляя образы-символы ( В виде какого образа вы представляете свое ощущение радости, печали, страха?). Не всегда дети могут выразить чувства словами, описать свои эмоции, а нарисовать стараются все.

   На уроках мы пишем сочинения-миниатюры, рассказы, стараемся развивать воображение и фантазию.

   Так в третьем классе на уроке "Творческое воображение" ребята выполняли упражнение: пофантазируйте и напишите эссе, представляя себя в образе какого-либо предмета, находящегося в классе. Попытайтесь описать его настроение, переживания, проблемы.

   Вот, что получилось:

"Я  - цветок.  Живу в 3  классе "А". У меня здесь много друзей. Если вы хотите подружиться со мной, нужно быть искренним. Меня понять непросто. Я на жизнь не жалуюсь, но меня часто задевают . Ну что ж, дети есть дети... Я на них не в обиде. Меня поливают, рыхлят землю. Спасибо девочкам, они меня не забывают!" (*** 3 класс).

" Вы знаете, что я ученый цветок. Я знаю много. Если мимо меня пройдет человек, то я смогу определить его настроение. Мой самый любимый предмет - психология. По этому предмету я знаю очень много, поэтому я хороший психолог, могу помочь вам решить проблемы. Вот так! Мне помогают знания. Я слушаю на уроке психологии много интересного и важного". (*** 3 класс).

"Позвольте представиться, Я - учебник. А какой? Вы сами догадаетесь? Чего только у меня нет: веселые рассказы, поучительные басни, чудесные сказки и многое-многое другое. Я живу на столе вместе с математикой, чтением, русским языком и психологией. У нас веселая компания. Я дружу с компьютером. Он очень умный. Мы  узнаем много интересного друг о друге, поэтому не скучаем." ( *** 3 класс).

   Конечно, читая такие детские работы, можно многое открыть для себя о каждом ребенке: увидеть его проблемы,  переживания,  достижения, мечты. Эти работы являются очень ценными для учителя, особенно если он является классным руководителем этих детей.

   Благодаря урокам психологии, можно строить и  межличностные отношения в коллективе, стараться сплотить детей, опираясь на их положительные качества, зная их способности. Поэтому  у нас многие уроки психологии превращаются в уроки-путешествия или уроки-викторины и диспуты. В этом году проблема нашего класса ( думаю, что в наше время это волнует всех: милосердие,  терпимость друг к другу, принятие человека таким, какой он есть - толерантность людей- не всегда в нашем обществе принимается, часто бывает,  что именно этого нам и не хватает в обычной жизни ) вылилась в психологическую игру " Я - это ты, ты - это я, вместе - мы едины!" На этом занятии ребята работали в группах, выполняя разнообразные задания, выступая со своими решениями проблемы: что нужно делать, чтобы быть терпимее, добрее друг к другу? Каждая команда создавала свою эмблему толерантности, защищала ее со своих позиций и взглядов на данную проблему. И в итоге все ребята по строили свой  образ толерантности - ДОМ, где будут " жить" только те качества человека, которые помогут ему стать добрым,  милосердным, терпимым. по каждому кирпичику выстраивался этот дом, и каждый из ребят объяснял, почему именно это качество личности важно. Главное, ребята поняли, что все мы - разные, со своими способностями, возможностями, с разным цветом кожи, разрезом глаз, но все мы - люди, и мы должны жить в мире и быть милосердными друг к другу.

   На этом занятии была использована компьютерная игра, придуманная учителем и ребятами вместе. Интерактивная игра "Построй дом", где каждый его кирпичик - человеческое качество, выбранное самими учащимися.

   Конечно, за одно занятие нельзя воспитать в человеке милосердие. Это кропотливый многолетний  труд всех нас:  родителей, педагогов, воспитателей, самих детей.

 Это работа на каждом уроке психологии, окружающего мира, литературного  чтения. Это работа на перемене и внеклассных занятиях. Поэтому можно твердо сказать , что психология тонкой нитью проходит через всю нашу школьную и внешкольную жизнь.

   Учитывая это, уроки психологии являются интегрированными и связанными со всеми общеобразовательными предметами.

    На уроках мы используем полученные знания  и на уроках литературы, например, на уроке в 3 классе "Что такое психология", дети пытались написать небольшое стихотворение или хокку ( японское трехстишие), объясняя смысл этой науки.

Отрывки из работ учащихся:

                                  Чтоб людей понимать

                                  И счастливыми стать,

                                  Будем мы психологию изучать.    Титова Даша.

                                  Психология - наука уникальная.

                                  В ней раскрыты тонкости познания.

                                      Это наука о душе.                    Красникова Аня.

Тема "Ощущение" ( придумать небольшое стихотворение)  - 3 класс.

                                     Пылинку не чувствую я на ладошке,

                                     А море и солнце чувствую очень.

                                      Я чувствую солнце, я чувствую ветер,

                                      Как здорово, что все это есть на свете!                              

                                                                                           Балихина Ира.

                                      Было грустно на душе -

                                      Плохое настроение.

                                      Чтоб порадовать себя,

                                      Съела я варенье.

                                      Стало сладко мне во рту...

                                      Просто наслажденье!    

                                       А моя сестра Агаша

                                       Съесть надумала лимон.

                                       Язычком она лизнула,

                                        Оказался кислым он.                    

                                                                         Красникова Аня.

                                        И вдруг в мир скрежета машин

                                        Ты попадаешь снова.

                                         И уши хочется закрыть

                                         От шума городского.                    

                                                                          Медведев Вася.

   Всем детям нравятся творческие задания: сочинить стихотворение, составить кроссворд или вопросы к викторине, написать рассказ, нарисовать картину, отражающую тему урока, определенное понятие. Они увлечены творческим поиском, поэтому знания, полученные через  эмоциональное  осмысление, через ту проблемную ситуацию, которую создает на уроке учитель, а дети самостоятельно путем поиска находят решение, усваиваются на всю жизнь. И главная задача педагога - дать детям такие практические знания психологии , которые они смогут применить в реальной жизни, думаю, будет достигнута.

   Важным критерием урока психологии является и творческий поиск учителя. Педагог всегда старается разнообразить учебный процесс, используя интересные  творческие задания, создавая проблемную ситуацию на уроке, увлекая детей в эвристическую беседу.

   Например, в 3 классе, изучая тему "Ощущения", я предлагаю детям на этапе закрепления и повторения уже пройденной темы послушать истории и определить, о каких ощущениях идет речь в каждой ситуации.

   Ситуация 1.  В дремучем лесу жил в своей норке крот. А вы знаете, что кроты с рождения ничего не видят. Стало ему так одиноко в своем убежище, что решил он проветриться и вылез на волю. Вокруг пахло свежей листвой, грибами и ягодами. Поднялось настроение у крота, он перестал скучать и полакомился всякими вкусностями. Какие ощущения возникли у крота?

Ситуация 2. Однажды мышка, сидевшая у  ароматного  стога сена, уловила звуки шуршащей листвы. Звуки приближались... Мышка поняла, что такие звуки может издавать страшный зверь и ее кровный враг - кошка. И она тут же юркнула в норку. Какие ощущения спасли мышку?

Ситуация 3. Маленький котенок, которого только что принесли в новую семью, любопытно рассматривал квартиру своего нового хозяина. Ему все нравилось: и новая теплая корзинка, и мягкий пушистый мячик, но никак он не мог найти свою кормушку. Вдруг  откуда-то  добрался до него еле уловимый запах. "Рыбкой пахнет!" - подумал котенок. "Это значит, что про меня не забыли!".

   Какие ощущения помогли котенку найти корм и  не оставили его голодным?

Ситуация 4.   В знойной Африке караван верблюдов продолжал долгий путь седьмые сутки. Закончились вода и пища. Даже у  стойких  верблюдов пересохло во рту и неприлично бурчало в животе. " Все, дальше идти не могу!" - сказал самый старый верблюд. "Сначала пусть накормят, а то так и погибнуть можно",

   Благодаря каким ощущениям верблюду удалось спастись от жажды и голода ( на привале у бедуинов всех напоили и накормили вволю)?

   Такие задания позволяют разрядить обстановку в процессе урока, немного отдохнуть детям и обсудить возможные ответы на поставленную образовательную задачу учителя.

   Часто сами учащиеся придумывают такие сказки по теме урока.  В прошлом учебном году Медведев Василий, ученик 4 класса участвовал в конкурсе "Юный соавтор учебника "психология", написав  свое произведение "Сказка о несчастном ученике Василии, психологии и коте Рыжике".

   Все произведения ребята (по желанию) зачитывают в классе. Мы обсуждаем, делимся впечатлениями, высказываем свое отношение к произведению.

   В конце каждого учебного года ребята составляют кроссворды, придумывают вопросы к викторине,  пишут эссе "Моя психология" или "Чем психология помогла мне". Часто ребята делятся своими проблемами, которые они пытались решить, делятся своими переживаниями, победами или неудачами.

   И для меня это важно, что делают они это искренне. Желание изучать психологию в следующем учебном году не пропало ни у кого из наших детей, обучающихся по программе "Преподавание психологии в  школе".

   " Я часто ловлю себя на мысли, что хочется понять, почему человек поступил так, а не иначе. Я пытаюсь анализировать свои поступки, правда,  не всегда получается себя сдерживать в каких-то проявлениях, но я вспоминаю уроки психологии, наши беседы, игры и работаю над собой. Я стараюсь быть лучше." Эти строчки из сочинения ученицы 4 класса. Читая их, я пришла к мысли, что это и про меня. Как мы похожи! Оказывается, "психологии все возрасты покорны...!"

   Обучая детей основам  психологической грамотности и воспитывая психологическую культуру наших детей, мы учимся и у наших воспитанников воспринимать мир глазами ребенка, ощущать его таким, каким его видит сам ребенок, и стараться открыть этот новый мир психологии для ребенка таким удивительным и нужным для всех нас. И это очень важно!

Литература

1. Практическая психология образования. Под редакцией           И.В.Дубровиной. 2004. Изд-во "Питер"

2. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе.

Т.И.Шамова. 2008. Изд-во "Перспектива".

3. Преподавание психологи в школе. А.Д.Андреева. Е.Е.Данилова.

И.В.Дубровина. А.М.Прихожан. Н.Н.Толстых.2007. Изд-во НПО "МОДЭК", Изд. дом РАО.

        

Психологическая игра на сплочение и толерантность.

ГОУ СОШ № 1108

Педагог-психолог Игошина Л.М.

Цель игры:

  1. Познакомить участников игры с понятием «толерантность»
  2.  Развивать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности
  3. Воспитывать терпимое отношение друг другу, формировать сплоченность коллектива класса, дружбу и взаимопонимание.
  4. Научить конкретным приемам, позволяющим развивать у себя качества толерантной личности.

- В ходе игры используется презентация (мультимедиа), представленная в приложении.

  1. Вводная часть.

- Учащиеся делятся на команды, рассаживаются в аудитории по сформированным     группам.

- Приветствие. СЛАЙД № 1.

Ведущий:

 Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. Слышали вы о таком понятии? (Ответы детей).   СЛАЙД №2.

   В разных культурах понятие ТОЛЕРАНТНОСТИ не однозначно и зависит от исторического опыта народа. Например, в английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов», в китайском – это «проявление великодушия к другим людям», в арабском – «прощение, терпение, расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

   В русском языке  в обыденной речи используют это понятие как «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, быть милосердным.

   Толерантность является важным условием жизненной позиции зрелой (взрослой), сформировавшейся личности.

В последнее десятилетие понятие «толерантность» стало международным термином.

 - Как вы думаете, почему в современном обществе уделяется огромное значение развитию толерантности? (частые войны, гибель людей из-за конфликтов, неумение людей договориться, терроризм, насилие)

   Да, во всем мире люди не хотят проявления жестокости, унижения, поэтому и в нашей стране необходимо  стремиться к пониманию этого понятия, формированию терпимости, милосердия к другим людям.

  1. Разминка.

Упражнение «Чем мы похожи».

Цель: создание непринужденной и доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий называет определенный признак  на основе сходства и просит встать тех ребят, кто подходит под этот признак (например, встаньте те, у кого темные волосы.  Поднимите руку,  кто сегодня вовремя встал. Встаньте в круг только те ребята, у кого голубые глаза, кому нравится математика. Кто занимается в музыкальной школе,  кто тренируется в спортивных секциях.  И т.п. Спасибо! Все дети садятся за свои места.)

Упражнение «Комплимент»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Материалы: картонное сердечко.

Ведущий предлагает придумать комплименты друг другу, передавая в командах сердечко сидящему рядом члену команды.

  1. Основная часть.

Упражнение «Что такое толерантность» Цель: дать возможность участникам сформулировать научное понятие толерантности.

Показать многоаспектность этого понятия.

Материалы: листы бумаги раздаются каждой команде, на которых написано: ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ЭТО ….   Необходимо продолжить эту фразу.

Каждая команда выбирает представителя, который аргументирует свое определение толерантности.

Вывод: толерантность – это понятие многогранное, каждое из определения выявило свою сторону этого понятия.

     На обратной стороне листа запись:

  1. Сотрудничество.
  2. Готовность мириться с чужим мнением.
  3. Уважение прав других.
  4. Принятие другого таким, какой он есть.
  5. Уважение прав быть иным
  6. Признание равенства других.
  7. Терпимость к чужому мнению, верованию, поведению.
  8. Отказ от причинения вреда и насилия.

После выступления ребята переворачивают листы и читают определение толерантности.          СЛАЙД № 3.

Обсуждение ролика по сказке Г.- Х. Андерсена  «Гадкий Утенок». ( Просмотр).

- Почему не любили гадкого утенка?

- На самом деле был ли он таким страшным, уродливым, как его называли?

- Бывают ли такие случаи в жизни?

- Каким стал Гадкий Утенок, в кого он превратился?

Вывод: Каждый имеет право на свою индивидуальность, неповторимость. Нужно быть терпимее и добрее друг к другу.

Упражнение «Домашнее задание»

Каждая  команда представляет подготовленное задание на тему « Какое самое важное качество толерантности?».

 1 команда. Представление стихотворения.  Слайд № 4..

  1. Нам предстоит серьезный разговор

Мы собрались сегодня не случайно:

  1. Многокультурный город наш

И класс наш многонациональный.

  1. Есть в классе девочка-бурятка,

И русские, украинцы и молдаванка.

  1. Все мы дружны -  секретом дружбы

       С вами мы решили поделиться.

  1. Мы наш секрет откроем вам не сразу,

        Вы только слушайте с открытою душой.

  1. Мы верим, скоро все поймете сами

       И навсегда возьмете наш секрет с собой!

  1. Случается, бываем одиноки,

И никому как будто не нужны…

  1. И светит солнышко неярко.

И нет желанья рисовать

  1. Читать. Играть неинтересно…

Ну как, скажите, не скучать?

  1. Мир сразу красками наполнится

       Изменится вдруг все вокруг!

       Когда с тобою рядом будет

      Твой настоящий, верный друг.

  1. Командир:    все мы – разные, но мы едины своей дружбой, пониманием друг друга, принятием каждого таким, какой он есть.

2 команда.

Сценка о Любви. СЛАЙД № 5.

Инсценировка рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка»

   Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка…

 Бабушка: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику.

- Помоги, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

   Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю лес.… Пришла и видит: стоят у сосен

Пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. _ одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. _ Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а , может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, они, как небо, синие, у другой – как изумруд -0 зеленые, у третьей, как яхонт, серые, у четвертой, как темный бархат, черные, у пятой, как незабудки, голубые.

Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

- Вот и вся сказка. Ну, а ты, внучка, кого выбрала себе в подружки?

… Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает… Нужно стать добрее!

Командир команды:  мы все разные. Каждый со своим характером, но ДОБРОТА объединяет и примиряет людей. Доброта спасет мир, - так сказал мудрец.

   3 команда.

Инсценировка стихотворения.  Л. Кузьмин « Дом с колокольчиком». СЛАЙД № 6.

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик.

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь, то поверь.

Что в доме проснется старушка,

Седая – седая старушка.

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

- Входи, не стесняйся. Дружок!

На стол самовар поставит.

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать  дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если. Но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимая трезвон и гром,

То выйдет Баба-Яга

И не  слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

Командир:  мы думаем, что главное в толерантности – это уважение другого человека,  отказ  от причинения  вреда,  насилия людям.

ВЫВОД:

   Спасибо, ребята. Вы сегодня постарались, хорошо подготовили домашнее задание, и думаю, что самое важное -  стараться все правила толерантной личности выполнять и в реальной  жизни. Это « правило трех П» : ПРИЗНАНИЕ, ПРИНЯТИЕ, ПОНИМАНИЕ. СЛАЙД № 7.

      Мы сегодня и обсуждали это на сегодняшнем занятии,  посвященном  важной проблеме нашего современного общества: стараться быть милосердным, терпимым к людям. Будем же  терпимее, добрее друг к другу.

                  4.  Заключительная часть. Рефлексия.

Упражнение «Эмблема толерантности». Каждой команде раздается конверт с заданием, где находятся шаблоны для изготовления эмблемы.  

        А сейчас мы постараемся  создать эмблему толерантности. В ваших конвертах есть материал, чтобы вы смогли составить  эмблему. Работаем по командам, время –  5 – 7  минут.

    Эмблема вывешивается на доску после завершения работы.

Упражнение. СЛАЙД № 8.

 Сядьте удобно. Закройте, пожалуйста,  глаза и послушайте меня внимательно.

   Все мы с вами разные. Нет одинаковых людей. Другой человек есть радость для тебя. Ты – всегда радость для другого!  Уважай, люби, будь добрым! Все, что есть на земле – это ЧУДО.  

 

 Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. Занятие наше подходит к концу. Мы завершаем его песней о дружбе. Возьмитесь за руки.

Звучит песня под музыкальное сопровождение. СЛАЙД № 9.

 Спасибо! Всем счастливого дня!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия, как средство повышения ресурсов психологической адаптации личности

В работе учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогичес...

Статья "Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры как средство гармоничного развития личности ребенка"

В статье представлена практика работы по гармоничному развитию ребенка посредством использования сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы.Ключевы...

Изучение психологических особенностей личности младшего школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения.

В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения. Дети переживают переход из воспитания в семье и дошкольных учреждени...

Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"

Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....

Выступление на педагогическом совете по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

Развитие человека в школе как личности и объекта деятельности – это обязательно развитие:– интеллекта;– эмоциональной сферы;– устойчивости к стрессам;– уверенности в себе...

Беседы-интервью для изучения психологических особенностей личности «трудного» школьника

Предложенные беседы помогут психологу получить полные сведения о личности интересующего его ученика. Так же могут быть использованы учителем при подготовке индивидуальной беседы с родителями ученика....