Арт-терапия, как средство повышения ресурсов психологической адаптации личности
статья (1 класс) по теме

В работе учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитании у него культуры здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_zdorove.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия, как средство повышения ресурсов психологической адаптации личности.

                                                                        Михайлина Ольга Семёновна,                                         учитель начальных  классов высшей

квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 76»

Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны педагоги.

В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципалитетов предстоит разработать и внедрить:

• новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
• рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.

В работе учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитании у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической адаптированности школьников обусловлена тем, что это интегральное качество играет определяющую роль в жизни человека, особенно на этапе его развития.

        На занятиях помимо физкультминуток, можно проводить арт-терапевтические занятия: «Волшебные картины», «Фотоколлаж», «Песочные истории».

Арт-терапевтические занятия на фоне искреннего интереса и доброжелательного отношения учителя к ученику помогают одолеть тоску, гнев, страх, тревожность, предавая этим переживаниям художественно-образные представления в социально приемлемой форме. Эти занятия повышают личностную ценность каждого учащегося, содействуют его самопознанию, самовыражению, саморазвитию и формированию позитивной самооценки.

«Волшебные картины»

        Двое ребят садятся друг напротив друга, поддерживают перегородку из прозрачной пластмассы, разделяющую их. И начинают рисовать, причём каждый - со своей стороны. Они не общаются. Каждый рисует на прозрачной пластине что-то своё, если картина получается одна, сразу у обоих, значит, они без слов поняли друг друга и образы, рождавшиеся в голове у одного, сразу подхватил второй. В этом случае педагог делает выводы относительно психологической совместимости детей, а так же кто из них лидер, а кто ведомый. В случае, когда дети рисуют разные рисунки делается вывод о их психологической несовместимости.

«Фотоколлаж»

        Для снятия тревожности и страха можно использовать технику журнального фотоколлажа. Она может быть применена как с терапевтической, так и с диагностической целью.

Выбираемые картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся не раскрытыми в вербальном общении с ними, а также помогают тем детям, которые особенно переживают как раз из-за неумения рисовать. Учащиеся самостоятельно подбирают материал из журналов, открыток и другой печатной продукции. Они используют (вырезая) отдельные детали, компонуют их на листе бумаги, дают работе название. По завершению работы  происходит обсуждение процесса и результатов работы. Учитель получает материал для проведения родительских собраний и классных часов.

                                             «Песочные истории»

Предлагаемая арт-терапевтическая техника, основанная на работе с песком (манкой), способствует развитию коммуникативных навыков, творческого воображения, спонтанности в выражении эмоций и чувств. Она даёт возможность работать со всеми возрастными группами.

Участники садятся в круг и пересыпают друг другу из рук в руки «волшебное вещество» - песок (крупу), высказывая при этом пожелания группе. Это может быть пожелание хорошего настроения всем присутствующим, кому-то отдельно или самому себе.

Использование арт-терапевтических технологий способствует поддержанию психологического здоровья детей и повышению ресурсов психологической адаптации личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. Многие педагоги, психологи работают над этой проблемой не один десяток лет, находя все новые  и новые формы работы с детьм...

Изучение психологических особенностей личности младшего школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения.

В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения. Дети переживают переход из воспитания в семье и дошкольных учреждени...

МАСТЕР-КЛАСС «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Средство сохранения и укрепления психического здоровья младших школьников...

Представление педагогического опыта Заводовой Ольги Николаевны "Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования в ходе реализации ФГОС"

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором инфор...

Инновационные образовательные технологии как средство повышения мотивации и развития личности младших школьников

Новый ФГОС ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально- экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди кот...

Выступление на педагогическом совете по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

Развитие человека в школе как личности и объекта деятельности – это обязательно развитие:– интеллекта;– эмоциональной сферы;– устойчивости к стрессам;– уверенности в себе...