ПРОГРАММА "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПОНИМАНИЯ"
методическая разработка (1 класс) по теме

Психологический тренинг для адаптации первоклассников к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_puteshestvie_v_stranu_ponimaniya.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  А. С.  ПУШКИНА

                        Факультет психологии и педагогики им. И.П.Иванова

Практика № 1

Агафонова Светлана Михайловна

                             

ПУТЕШЕСТВИЕ    В    СТРАНУ   ПОНИМАНИЯ

Программа психологического тренинга по адаптации младших школьников к процессу школьного обучения

                                                                                         Научный руководитель:

                                                                                                   Платонова С.М.

                                                                                                   канд. пед. наук.

                                              -  2008 -

Блок № 1. «Зачем человеку правила ?» - 4 ч

Блок № 2. «Услышь меня !» - 4 ч

Блок № 3. «Кажется, мы расшалились !» - 3 ч

Блок № 4. «Хорошо ли я общаюсь ?» - 5 ч

Блок № 5. «Пожалуйста, посмотрите на меня !» - 3 ч
Итого:         19 ч

                                    Условия для проведения занятий

Занятия проводились 3 раза в неделю с 1 октября  по 18 ноября 2008 г.

Дети – ученики 2 класса, проучившиеся весь первый класс в неблагопри-ятных для адаптации к процессу школьного обучения условиях; в среде дош-кольного учреждения.

В связи с капитальным ремонтом школы дети не имели возможности

заниматься в школе, привыкать к новым условиям школьной среды,  поэто-му процесс адаптации к школе затянулся по техническим причинам.  

         В данный момент школа всё ещё находится в условиях капитального

ремонта, что усложняет процесс адаптации (посторонние раздражители: шу-

мы, стуки, неприятные запахи; нет условий для отдыха во время перемен).

Все эти проблемы приводят к трудностям для создания благоприятного эмоционального микроклимата.

Цели тренинга: развитие конструктивного взаимодействия в системе «учитель–ученик»,  изменение отношения детей к правилам поведения в школе, развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения детей друг к другу.

Задачи тренинга:

  1. осознание и принятие правил поведения в школе, на уроке,  по

отношению к различным людям;

  1. обучение навыкам конструктивного общения: развитие навыков

слушания собеседника, формирование конструктивного способа привлечения внимания,  развитие уважения и интереса к личности другого человека, развитие рефлексивной позиции;

  1. формирование самоконтроля в процессе общения.

Условия проведения

Для проведения тренинга необходимо просторное помещение со стола-ми и стульями по количеству участников. Каждому ребёнку на первом заня-тии желательно выдать альбом, в котором бы выполнялись все индивидуаль-ные работы, записывались важные выводы после занятий. После каждого за-нятия альбомы забирает ведущий, а по окончании программы альбомы возв-ращаются детям.

Время проведения

Продолжительность каждого занятия – 45 минут. Всего занятий – 19, по 1 -  3 занятиям в неделю.

Структура занятий

Этапы:

- разминка,  которая направлена на включение детей в тренинговый процесс;

- работа со сказкой, выполнение упражнений, нацеленных на введение детей в тематику занятия,  на поиск путей решения заявленной проблемы;

-обсуждение после каждого упражнения, предполагающее отреагиро-вание упражнения на  эмоциональном и рациональном уровнях;

- ритуал завершения занятия, целью которого является создание ком-фортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребёнком.

        Сказочный герой Трумбик – турист, который прибыл в незнакомую страну, и тоже, как дети, учится понимать и старается соблюдать законы этой страны. На своём примере он помогает детям осознать ответственность за свои поступки, учит понимать и принимать правила, которые необходимы для  общения.

БЛОК № 1. «ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ПРАВИЛА?»

Цель: формирование положительного отношения к правилам поведе-ния в школе у младших школьников.

Задачи: дать представление детям о необходимости правил в различ-ных взаимоотношениях;  побудить учащихся к изменению отношения к пра-вилам,  устанавливаемым в школе, к дисциплинарным требованиям; разра-ботать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаи-модействию между учениками и учителями.

Занятие № 1. «Кто и зачем должен соблюдать правила?»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, прос-торное помещение со столами и стульями по количеству участников, запись музыки.

Метафора: «Правила – это поводья для лошади. Без поводьев лошадь идёт куда хочет. Так же и человек: без правил делает что хочет.

Занятие № 2. «Нужны ли нам правила?»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага,  карточ-ки с написанными правилами, рисунки правил.

Метафора: «Человек без правил, как кипящее молоко, и молока нет, и вокруг всё грязное».

Занятие  № 3. «Нужны ли нам правила?»

Необходимые материалы: карточки с написанными правилами, маски или фигурки животных для игры «Город без правил», корона.

Занятие  № 4. «Наши правила»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, разно-цветные листы для написания правил, значок для присяги.

Метафора: «Правила – как сосуд для воды. Если сосуда нет, то полу-чается только лужа, а сосуд придаёт форму воде».

БЛОК № 2. «УСЛЫШЬ МЕНЯ !»

Цель: мотивация детей на внимательное отношение к словам собеседника.

Задачи: понимание необходимости уметь слушать и слышать в процессе об-щения; изменение отношения к процессу слушания, обучение способам выс-лушивать друг друга, учителя,  сдерживать эмоциональную реакцию на дейс-твия учителя, взрослого.

Занятие № 5. «Зачем людям уши?»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, карточ-ки с названиями чувств и слогами.

Метафора: «Хороший собеседник – это хороший слушатель».

Занятие № 6. «Ой, что вы сказали?!»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, карточ-ки со стихотворениями.

Метафора: «Что глухой не услышит, то сам придумает». От нашего собственного понимания и взглядов на мир меняется смысл высказывания.

Занятие № 7.  «Алло, алло, я вас  СЛЫШУ!»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага.

Метафора: «Говорить на одном языке». Одинаковое понимание даёт возможность взглянуть на мир с точки зрения собеседника.

Занятие № 8. «Алло, алло, я вас СЛЫШУ!»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, инструк-ции к игре для каждого участника, квадратики жёлтого, синего и красного цвета, таблички с названиями команд.

БЛОК № 3. «КАЖЕТСЯ, МЫ РАСШАЛИЛИСЬ!»

Цель: развитие самоконтроля, рефлексивной позиции.

Задачи: помощь в осознании последствий неконтролируемых эмоций; изменение отношения к сиюминутному выражению эмоций;  демонстрация важности умения сдерживать эмоции; разработка системы приёмов, позво-ляющей сдерживать эмоции.

Занятие № 9. «Держите себя в руках!»

Необходимые материалы:  просторное помещение со столами и стуль-ями по количеству участников, цветные карандаши, чистая бумага, спокой-ная музыка, бланки для выполнения упражнения.

Метафора: «Эмоции – вулкан, который может в любую минуту извер-гнуться, и всё живое на его пути погибнет»

Занятие № 10. «Зачем нам быть сдержанными?»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага.

Метафора: «Эмоции – как воздушный шарик: если сильно надуть – он лопнет. Иногда в жизни надо останавливаться и перестать надуваться».

Занятие № 11.  «Кто главнее: я или чувства?»

Материалы: цветные карандаши, чистая бумага, спокойная музыка, заполненные анкеты с предыдущего занятия.

Метафора: «Эмоции – как плёнка у варенья. Её съешь, на остальное уже сил нет. А может быть, там вкуснее?!»

БЛОК  № 4. «ХОРОШО ЛИ Я ОБЩАЮСЬ»

Цель: научить детей понимать взаимосвязь их поведения с поведением других людей.

Задачи: показать взаимосвязь поведения людей в процессе общения, помочь осознать наличие у человека психологических границ и  последствия их нарушения;  изменить отношения к различным требованиям, идущим вра-зрез с твоими желаниями, заинтересовать изучением состояния другого чело-века;  формировать умение вставать на позицию другого человека (развитие рефлексивной позиции); разработать систему приёмов, позволяющую стать хорошим собеседником (выслушивать другого человека,  понимать его тре-бования, желания, чувства, уважать границы другого человека).

Занятие № 12. «Границы и пароли»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага.

Метафора: «Чтобы попасть в другое государство, нужно либо знать пароль, либо иметь загранпаспорт».

Занятие № 13. «Границы и пароли»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, корона, повязка  на глаза.

Занятие № 14. «Границы и пароли»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, газеты, бланки для упражнения.

Занятие № 15. «Узнай меня!»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага.

Метафора: «Посадил семечко – получили цветок, посадили много зёрен – получили поле. Чем больше человек отдаёт, тем больше получает!».

Занятие № 16. «Узнай меня!»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, конверты с приятными словами.

БЛОК  № 5. «ПОЖАЛУЙСТА, ПОСМОТРИТЕ НА МЕНЯ!»

Цель: развитие у детей навыков  конструктивного привлечения внима-ния.

Задачи: осознать различные варианты привлечения внимания,  пока-зать необходимость внимания для человека;  изменить отношение к деструк-тивным способам привлечения внимания,  вызвать интерес к конструктив-ным способам привлечения внимания;  разработать систему приёмов, позво-ляющих конструктивно  привлекать внимание.

Занятие № 17. «Обратите на меня внимание!»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага.

Метафора: «Внимание человека – как  солнышко для цветка. Но когда солнышка много, цветок засыхает. Иногда нужна и тень».

Занятие № 18. «Обратите на меня внимание!»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага,  карточ-ки состояния, бланки для упражнения.

Метафора: «Внимание для человека – как вода: очень нужна, но иногда в ней можно утонуть».

Занятие № 19. «До свидания!»

Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, сердеч-ки.

Вывод: Дети старались соблюдать, подчиняться правилам культурного общения, но не у всех это получалось. Практически все осознали роль вред-ных привычек, с которыми трудно жить и общаться, а также нелегко от них избавиться. Для этого нужно потрудиться – измениться самому, что требует больших усилий, терпения и времени. Сделали вывод, что всё зависит от них самих; от желания каждого слышать, чувствовать, понимать, уважать себя и других. Тогда легче, интереснее жить и общаться. Как плохо и трудно быть одному, поэтому нужно меньше обижаться, а больше радоваться и улыбать-ся; быть добрыми и внимательными.

Диагностика

После занятий были проведены исследования по определению особен-ностей самооценки  ребёнка и реакций на неудачу и способов выхода из си-туаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

  1. Методика «Лесенка»
  2. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга

Методика «Лесенка»

Данная методика разработана В.Г.Щур и предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

        

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

        Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фи-гурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Экспериментальная группа

Список

Я сам

Мама

Другие

Сред. зн.

1

 Денис А.

5

4

7

5,3

2

 Артем Б.

9

8

5

7,3

3

 Эдуард Б.

8

7

10

8,3

4

 Света И.

5

5

4

4,7

5

 Полина К.

5

6

4

5

6

 Татьяна Л.

10

6

3

6,3

7

 Никита Н.

10

6

5

7

8

 Дима И.

6

4

3

4,3

9

 Леонид У.

9

4

6

6,3

        Как показали исследования, детям экспериментальной группы трудно адекватно оценивать себя: 4 человека завышают свою самооценку, 3 человека – занижают, а  Денис А. и  Эдуард Б. - находятся в пограничном положении.

С позиции мамы у всех, кроме Полины К. и Светы И., занижены результаты, что говорит о неблагополучной ситуации для развития личности, нет понима-ния в семье.

Необходима комплексная работа с семьёй для налаживания отношений, взаимопонимания, умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Именно семья даёт образец для общения, закладывает моральные устои,  ценности, учит оценивать себя и других.

Контрольная группа

Список

Я сам

Мама

Другие

Сред. зн.

1

Юлия А.

8

7

9

8

2

Настя Г.

5

4

3

4

3

Юлия Г.

5

4

6

5

4

Роман Л.

7

4

5

5,3

5

Олег М.

1

3

2

2

6

Ваня П.

4

3

7

4,7

7

Валя Р.

6

5

4

5

8

Алина Р.

5

7

3

5

9

Саша Т.

5

7

4

5,3

Дети        контрольной группы тоже имеют проблемы по самооценке, здесь Олег М. явно занизил себя, отнёсся критично (в первом классе - наоборот – завышал). Ваня П. оценил себя строго с двух позиций (на это есть причина: появление младшей сестры), зато более объективно определил отношение к себе с позиции других. Остальные оценили себя более адекватно, но им труд-нее определять отношение к себе  с других позиций, в основном - занижают. У многих нет понимания в семье; только Олег М., Алина Р. и Саша Т. чувст-вуют поддержку дома. Юлия А. и Юлия Г. – находятся в пограничном поло-жении.

        Вывод: Формирование адекватной самооценки -  важнейший фактор развития личности ребёнка. Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребёнком учебной деятельнос-ти, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружес-ких отношений с одноклассниками. Поэтому необходим индивидуальный, личностно-ориентированный подход для формирования адекватной, относи-тельно устойчивой самооценки. А это процесс длительный и кропотливый, так как предполагает понимание, осознание ребёнком своей ответственности, собственной активности, уверенности в себе и своих способностях, преодоле-ние внутренних страхов, конфликтов; умение общаться. Поэтому крайне не-обходима поддержка семьи, близких для развития полноценной и свободной личности.

Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга

Методика состоит из 24 схематичных контурных рисунков, на которых изображены два человека или более, занятые ещё незаконченным разгово-ром. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отве-чая за другого», испытуемый легче. Достовернее изложит своё мнение и про-явит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций.

Эта методика проводилась совместно с психологом.

В соответствии с теорией Розенцвейга, полученные ответы оценивают-ся по двум критериям: по направлению и по типу реакции (агрессии).        

E – экстрапунитивные – направлены на окружение, осуждается внеш-няя причина фрустрации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

I – интропунитивные – направлены на самого себя, с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; не подлежит осуж-дению.

        M – импунитивные – фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

        OD – «с фиксацией на препятствиия»

        ED – «с фиксацией на самозащите»

        NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности»

Вычисляется GCR - коэффициент групповой конформности,т. е. уровень со-циальной адаптации.

 

Экспериментальная группа

E

I

M

OD

ED

NP

Часто

7

1

1

0

7

2

Иногда

1

0

8

3

1

5

Редко

1

8

0

6

1

2


Дети экпериментальной группы чаще всего реагируют на фрустрацион-ную ситуацию экстрапунитивно, т.е. обвиняют  окружающих. Реже всего проявляют реакцию интропунитивную, т.е. обвиняют себя. Иногда – импуни-тивно, т. е. никого не обвиняют.

По типам реакции чаще проявляют себя «с фиксацией на самозащиту».

Во фрустрационной ситуации у детей реже преобладает «фиксация на пре-пятствия». Иногда - «с фиксацией на удовлетворение потребности».

Контрольная группа

E

I

M

OD

ED

NP

Часто

3

1

5

2

4

3

Иногда

5

2

2

0

3

6

Редко

1

6

2

7

2

0

Дети контрольной группы иногда реагируют на фрустрационную ситу-ацию экстрапунитивно, т.е. обвиняют  окружающих. Реже проявляют реак-цию интропунитивную, т.е. обвиняют себя. Чаще – импунитивно, т. е. никого не обвиняют.

По типам реакции иногда и часто проявляют себя «с фиксацией на са-мозащиту», т. е. более  адекватно реагируют на ситуацию, быстрее могут ко-нструктивно разрешить фрустрационную реакцию. Во фрустрационной ситу-ации у детей реже преобладает «фиксация на препятствия». Иногда - «с фик-сацией на удовлетворение потребности».

Уровень социальной адаптации

       

        

        Высокий уровень – 100% - 54%

        Средний уровень – 50% - 20%

        Низкий уровень – 20% - 8%

Экспериментальная группа

 1. Денис А.

16,6%

 2. Артём Б.

16,6%

 3. Эдик Б.

24,9%

 4. Света И.

41,6%

 5. Полина К.

33,3%

 6. Таня Л.

16,6%

 7. Никита Н.

24,9%

 8. Дима Н.

41,6%

 9. Лёня У.

16,6%

        

Контрольная группа

 1. Юлия А.

41,6%

 2. Настя Г.

24,9%

 3. Юлия Г.

24,9%

 4. Роман Л.

41,6%

 5. Олег М.

24,9%

 6. Ваня П.

41,6%

 7. Валя Р.

50%

 8. Алина Р.

33,3%

 9. Саша Т.

24,9%

Вывод: исследование показало, что чем чаще дети реагируют на фрустраци-онную ситуацию экстрапунитивно, т.е. обвиняют  окружающих, тем хуже их социальная адаптация. Поэтому необходимо работать над повышением само-оценки детей, тесно сотрудничая с семьёй; воспитывать качества личности, которые помогут им развивать умение конструктивно решать конфликтные ситуации. Учиться самоанализу и самооценке, умению контролировать свои эмоции - адекватно реагировать на происходящее. Так же важно осознание детьми культуры поведения; ведь дружелюбие, доброжелательность – ключ к пониманию,  коммуникативности в общении; что приведёт к личностному роту и  улучшению уровня социальной адаптации. Именно младший школь-ный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребёнка в новую общественно значимую и оцени-ваемую деятельность, существенным расширением круга общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шаг к пониманию...

Ангелочки с чёрными пёрышками...это наши дети...Откуда чёрный!?...

Особенности понимания детьми малых фольклорных форм

Моя работа как учителя с произведениями словесного фольклора оформилась в определенную систему. Сначала были определены задачи: свободно ориентироваться в жанрах детского фольклора; формировать устойч...

Сценарий родительского собрания-спектакля "Педагогика понимания"

Родительское собрание "Педагогика понимания", проводимое в 3 классе, направлено на формирование у детей и родителей чувства взаимопонимания и уважения. Проводится такое собрание совместно с детьми, бо...

Педагогика понимания

Творческая работа "Моя педагогическая философия"...

Методическая разработка "«Проектная деятельность младшего школьника как движение к пониманию своей уникальности»

Пполезен учителям начальных классов, воспитателям гпд.  Метод поектов. Компетенции, формирующиеся у детей в процессе работы над проектом. Виды проектов....

Родительское собрание совместно с детьми "В стране Зазеркалье, или праздник Понимания".

Сценарий собрания содержит интересные сценки, песни, игры. Собрание направлено на сплочение родителей и детей, установление дружеских отношений....