Учебная мотивация, как психолого-педагогическая категория.
статья по теме

Учебная мотивация, как психолого-педагогическая категория.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch_mot.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная мотивация, как психолого-педагогическая категория.

Мотивация учебной деятельности младших школьников является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности ребенка, побудительных сил его деятельности, поведения.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает  множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а так же к методам ее изучения (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова,  А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд, П. М. Якобсон, М. И. Махмутов).

Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют её и как особую сферу, конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С. Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как побуждающая ее» [12, 243].

Согласно Л. И Божович, мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [3, 53]. При этом понятие «мотив» уже понятия «мотивация».

В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности ее направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально – психологические характеристики. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И. Додоновым [7, 86] ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для
личности непосредственного ее результата, «мотивирующей»
силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность.

В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу. При  его рассмотрении обращает на себя внимание место и значение, которое отводится собственно познавательным и коммуникативным потребностям человека, и, то, что потребностная сфера человека рассматривается вне  структуры его деятельности – только применительно к его личности [9, 221]. Для работы нами были взяты следующие определения.

Мотивация – побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность [17, 264].

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта [там же 262].

Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям. В качестве таковых выступают: характер участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А. Н. Леонтьеву); время (протяженность) обусловливаемая деятельности (далекая – короткая мотивация по Б. Ф. Ломову); социальная значимость (социальные – узколичностные, по П.М. Якобсону); факт их включенности в саму деятельность
или нахождения вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович); определенный вид деятельности, например учебная мотивация, и др.; по характеру общения (деловые, эмоциональные по П. М. Якобсону)

Классифицируются мотивы по их качеству.

1) Содержательные мотивы. Которые характеризуются:

  1. наличием личностного смысла. «Смыслообразующие» (придают учению личностный смысл);
  2. наличием действенности мотива;
  3. наличием самостоятельности мотива, которая возникает в ходе работы ученика (как внутренний мотив) и возникающая при помощи взрослого (как внешний мотив);
  4. наличием осознанности мотива.  Подводить к сознанию через сочинения учащихся (В. А. Сухомлинский);
  5. наличием доминирования мотива. Которые в свою очередь делятся на типы деятельности, учебные предметы и учебные задания;
  6. наличием места мотива. Которые делятся на ведущие и подчиненные.

2) Динамические мотивы, которые характеризуются:

  1. наличием устойчивости. Возникают или всегда, или ситуативно;
  2. наличием силы, выраженности. Как долго ученик сможет работать?;
  3. переключаемостью на другие темы, предметы;
  4. эмоциональной окраской. Отрицательная мотивация – осознание определенных неудобств. Положительная мотивация – осознание успехов учения [5, 191].

Четко выделяет основания для классификации Л. И. Божович [3, 68]. Ею установлены следующие группы и подгруппы.

1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом. В этой группе учебно – познавательных мотивов выделяются подгруппы:

1) мотивы, связанные с содержанием учения. Учащегося побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений. Такую мотивацию мы условно называем мотивацией содержанием;

2) мотивы, связанные с самим процессом учения. Учащегося побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, думать и рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе познания, в процессе решения трудных задач, ребенка увлекает сам процесс решения, а не только полученные результаты. Такую мотивацию мы условно называем мотивацией процессом.

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, его результатом, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. Сюда относятся следующие подгруппы мотивов:

1) широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.; б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовится к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

2) узколичные мотивы: а) стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, получить хорошие отметки. Такая мотивация условно названа мотивация благополучия; б) желание быть в числе первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей. Такую мотивацию условно назовем престижной мотивацией;

3) отрицательные мотивы, стремление избежать неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться. Подобную мотивацию мы условно называем мотивацией избегания неприятностей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что мотивация - многоуровневая система. Одни побуждения осознаются лучше, другие хуже, некоторые вообще не осознаются. Также отмечается, что возможно расхождение мотивов понимаемых и реально действующих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР на первую категорию Методики психолого-педагогического обследования старших дошкольников

Общие подходы  и требования к определению процедуры и содержания психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. Методики психолого-педагогического обследования старш...

Профессиональная мотивация психолого-педагогической деятельности

Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни – необходимое условие модернизации системы образования. На фоне повышен...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается проблема учебной мотивации и адаптации школьников 1–4 классов. Исследована динамика уровня учебной мотивации в МБОУ «СОШ № 2» г.Олекмиснка Республика Саха (Якутия)...

Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.

Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его ...

Социальная компетентность как психолого-педагогическая категория.

В данной статье рассматриваются такие понятия, как "социальная компетентность" и "социальная компетенция"....