Коррекционная программа для 1 класса Волшебная страна
рабочая программа (1 класс) по теме

Южанина Наталья Михайловна

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОУЧРЕЖДЕНИЕ,

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 Г. ТОМСКА

Коррекционная

 программа

 для 1 класса  

   «Волшебная страна»

 

Педагог-психолог:

Южанина Н.М.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Степень развития творческих способностей детей напрямую зависит от развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи.

Задания  по данной программе  направлены на  развитие этих важных качеств умственной деятельности.

В программу включены комплексно разработанные задания, упражнения, развивающие игры, преподносимые на фоне познавательного материала.

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, математики, окружающего мира, экологии.

Требования к программе:

Курс включает 26 занятий продолжительностью 30  с периодичностью 1 раз в неделю.

Занятия проводятся с октября месяца. Каждое занятие начинается с пятиминутной разминки, состоящие из упражнений на развитие пространственной ориентации, мышления, внимания, воображения, в течение которой дети отвечают на несложные тематические вопросы, но которые способны вызывать интерес, создавать соответствующий психологический настрой. Далее следуют комплексы заданий, упражнений, логических задач, развивающих игр.

На каждом занятии дети сталкиваются с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели ( расшифровать таинственную запись, решить закодированные примеры, разгадать головоломку, найти ошибку, решить кроссворд и т.д.). Все это делается в процессе работы со сказкой в игровой форме.

Для каждого обучающегося необходимо завести рабочую тетрадь в клеточку, альбом для рисования, карандаши или фломастеры, пластилин, ножницы, цветную бумагу.

Цель: психологическая адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

 формировать адекватное представления о школьной жизни;

 осознавать ребенком специфики позиции школьника;

повышать школьную мотивацию.

 развивать  память, мышление, восприятие, речь обучающихся посредством игры.

 развивать мелкую моторику рук обучающихся

Предполагаемый результат.

В результате работы по программе курса обучающиеся достигнут необходимого для успешного обучения в следующих классах уровень высших психических функций ( памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия), а также научатся ориентироваться во времени и пространстве, в окружающем мире, творчески подходить к решению задач, находить выходы из различных жизненных ситуаций.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ П/П

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

Форма проведения

Разноцветное путешествие

1

Урок –путешествие.

Цветик -семицветик

1

Работа со сказкой, групповая работа.

Увлекательная неделька

1

Групповая работа, творческая работа

Школа домашних животных

1

Практическая, творческая работа

Времена года

1

Урок -беседа, групповая работа

О профессиях и трудолюбии

1

Урок-беседа, игра, групповая работа.

Геометрическое ассорти

1

Практическое занятие.

Красная шапочка -2

1

Работа со сказкой. Игра, групповая работа.

Поговорим о наших именах

1

Беседа .Практическая работа

Наряжаем елочку

1

Игра. Практическое занятие.

Зимние каникулы

1

Творческая групповая работа

Теремок «Смекалка»

1

Работа со сказкой. Творческая групповая работа

Дорогами сказок

1

Творческая групповая работа.

Приглашаем  гостей

1

Игра, творческое задание.

Школа разведчиков

1

Игра, групповая работа.

Коллекция заморочек

1

Беседа, игра, групповая работа.

Поезд везет подарки мамам

1

Практическая работа.

Волшебная страна

1

Групповая творческая работа. Игра.

Учимся пользоваться календарем

1

Беседа. Работа в группах.

Клад кота Леопольда

1

Игра, творческая работа.

Межпланетное путешествие

1

Театрализация. Творческое задание.

Забавная гусеница

1

Беседа. Практическое задание.

В городе лекарственных растений

1

Беседа. Практическое задание

Читаем письма Смекалкина

1

Беседа. Практическое задание

Магазин головоломок.

1

Игра. Групповая работа.

Заключительное занятие.

1

КВН. Групповая работа.

Итого

31 час.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «МИР ФАНТАЗИИ»

ЗАНЯТИЕ 1. РАЗНОЦВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

Разминка. Отгадывание загадок.

Графический диктант. Путешествие по станциям.

ЗАНЯТИЕ 2. ЦВЕТИК –СЕМИЦВЕТИК.

Разминка. Работа со сказкой «Цветик-семицветик». Загадки.  Задание «расшифруй и реши пример». Работа с фразеологизмами. Игра. Групповой рисунок.

ЗАНЯТИЕ 3. УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ НЕДЕЛЬКА.

Разминка.  Беседа. Игра «Неделька», «Закончи предложение». Игра с воздушным шариком.

ЗАДАНИЕ 4. ШКОЛА ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ.

Работа с загадками. Упражнение «Закончи предложение», «Узнавание фигур». Упражнение на развитие речи. Игра «Изобрази своего соседа».

ЗАНЯТИЕ 5. ВРЕМЕНА ГОДА.

Разминка. Работа с загадками.

Упражнение «Времена года». Групповой рисунок. Упражнение «Исключи лишнее».

ЗАНЯТИЕ 6. О ПРОФЕССИЯХ И ТРУДОЛЮБИИ.

Беседа о профессиях. Разминка. Работа с загадками. Отгадывание кроссворда. Упражнение «Отгадай профессию», «Правда ли?». Работа с фразеологизмами. Игра «Изобрази профессию».

ЗАНЯТИЕ 7. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ АССОРТИ.

Упражнение «Узнай фигуру». Игра «определи фигуру наощупь». Графический диктант. Игра на внимание. Рисунок по образцу из геометрических фигур.

ЗАНЯТИЕ 8. КРАСНАЯ ШАПОЧКА -2.

Работа со сказкой «Красная шапочка». Упражнение «Закончи предложение», «Анаграммы». Работа с загадками. Рисунок под диктовку. Задание «Увеличить или уменьшить рисунок».

ЗАНЯТИЕ 9. ПОГОВОРИМ О ВАШИХ ИМЕНАХ

Разминка. Работа с загадками. Практическое задание «Я в лучах солнца». Беседа о происхождении имен. Упражнение «Стихосложение». Работа с ребусами. Скороговорки. Игра «Назови меня по имени». Упражнение «Угадай героя».

ЗАНЯТИЕ 10. НАРЯЖАЕМ ЕЛКУ.

Беседа  о новогодних украшениях. Практическая работа «Изготовление игрушек». Упражнение «переставь буквы и угадай слово». Загадки. Отгадывание кроссворда. Упражнение «Найди ошибки в стихотворении». Упражнение «Графический диктант».

ЗАНЯТИЕ 11. ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ.

Упражнение «расшифруй название урока». Разминка. Работа с загадками. Беседа о новогодних праздниках. Викторина по сказкам. Упражнение «Угадай по звукам слова», «Угадай персонажа по  их словам». Рисунок по сказке.

ЗАНЯТИЕ 12. ТЕРЕМОК «СМЕКАЛКА»

Работа со сказкой «Теремок». Разминка. Работа с пословицами. Упражнение «Отгадай ребус  или реши  кроссворд». Инсценировка сказки. Отгадывание сказок о лесных ягодах. Игра «съедобное – несъедобное». Загадки про грибы.  Игра «Да-нетка». Рисунок.

ЗАНЯТИЕ 13. ДОРОГАМИ СКАЗОК.

Разминка. Найти ошибки в названии сказок. Упражнение «Расшифруй слова». Упражнение «Магический квадрат». Упражнение «Найди пару слову». Работа с кроссвордом. Практическое задание-головоломка «переложи спички». Разгадывание ребуса.

ЗАНЯТИЕ 14. ПРИГЛАШАЕМ ГОСТЕЙ.

Разминка. Правила этикета. Игра «Да-нетка». Упражнение «расшифруй русские пословицы». Инсценировка ситуаций. Инсценировка смешных историй по карточкам. Работа с загадками. Игра «Тропинка».

ЗАНЯТИЕ 15. ШКОЛА РАЗВЕДЧИКОВ.

Беседа о разведке. Работа с анаграммами. Разминка. Работа с загадками. Упражнение «Запомни карту». Работа по карте. Упражнение «Шифровка».

Упражнение «Прочти высказывание по стрелкам». Логические задачки.

ЗАНЯТИЕ 16. КОЛЛЕКЦИЯ ЗАМОРОЧЕК.

Разминка. Игра «да-нетка». Упражнение «Найди ошибки в стихах», «Что правда, а что нет». Упражнение «Построй числовой ряд». Беседа о понятии «антонимы». Игра «Назови антонимы», «Догадайся о ком речь», «Найди ошибки в предложении». Работа со стихотворением Е.Ильиной.

Упражнение «Найди прародителя предмету».

ЗАНЯТИЕ 17. ПОЕЗД ВЕЗЕТ ПОДАРКИ МАМАМ.

Игра «Дорога эрудитов». Разминка. Головоломки. Упражнение «Найди как можно больше определений для мамы». Упражнение «Соедини начало с концом пословицы». Упражнение «Сбежали гласные». Работа с ситуациями.

Упражнение «Что было бы, если бы…», «придумай рифму», «продолжи историю». Конкурс оригинальных художников.

ЗАНЯТИЕ 18. Волшебная страна

Путешествие в сказку. Разминка. «Представь, что…». Работа со сказкой. Физкультминутка. Упражнение- релаксация «Войди в картинку». Творческая работа «Клякса»

ЗАНЯТИЕ 19. УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАЛЕНДАРЕМ.

Беседа о календаре. Разминка. Вопрос-ответ. Работа со стихотворением «Календарь природы» Обсуждение. Работа с кроссвордом. Упражнение «Угадай, какое это время года?».

Викторина «Дни недели». Упражнение «Рука - календарь». Самостоятельная работа «Заполни пропуски»

ЗАНЯТИЕ 20. КЛАД КОТА ЛЕОПОЛЬДА.

Разминка. Загадки. Работа со сказкой «Клад кота Леопольда».Обсуждение сказки. Упражнение «Исключи лишнее слово». Решение задач. Упражнение для тренировки памяти «Повтори слова в том же порядке». Упражнение «Назвать сказки». Рисунок по сказке.

ЗАНЯТИЕ 21. МЕЖПЛАНЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

Беседа о космонавтике и солнечной системе. Игра «Путешествие по планетам». Работа со сказкой. Обсуждение. Рисунок по сказке. Игра «Центрифуга».

ЗАНЯТИЕ 22. ЗАБАВНАЯ ГУСЕНИЦА.

Беседа о насекомых. Работа с рассказом В.Берестова «Честное гусеничное». Упражнение «Вставь пропущенное слово».

Рисунок по образцу. Графический диктант. Упражнение «Какие буквы сбежали». Задания-загадки. Игра «Похлопаем – потопаем». Упражнение – релаксация «перевоплощение».

ЗАНЯТИЕ 23. В ГОРОДЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.

Разминка . Загадки о лекарственных растениях. Беседа о лекарственных растениях. Игра-экскурсия «Город лекарственных растений». Графический диктант. Упражнения «расшифруй пословицы». Упражнение –релаксация «Представь себе…». Упражнение «Найди закономерность», «Угадай растение по листьям».

ЗАНЯТИЕ 24. ЧИТАЕМ ПИСЬМО СМЕКАЛКИНА.

Разминка . Игра «Да-нетка».

Работа по рассказу О.Григорьева «Две трубы». Обсуждение. Практическая работа «Выложи из спичек. Упражнение «продолжи числовой ряд». Решение задач из задачника Г.Остера.

Творческая работа «Составление рассказа из слов», «Придумать предложения по конструкции».

ЗАНЯТИЕ 25. МАГАЗИН ГОЛОВОЛОМОК.

Групповая работа по сказке. Разминка. Загадки. Разгадывание кроссворда «Самые – самые». Упражнения «Найди спрятавшиеся слова- названия животных», «Закончи предложения в рифму», «Узнай животное по его контуру». Загадки «Водоемы». Задачки-шутки. Упражнение «Найди способы построения фигуры», «разгадай ребусы». Игра в стручки.

ЗАНЯТИЕ 26.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Разминка. КВН совместно с взрослыми. Игра «Чемодан в дорогу», «Подари другу…».

ЛИТЕРАТУРА:

1.Мищенкова Л. В. /25 развивающих занятий с первоклассниками./- Ярославль: Академия развития.2007г.

2.Лендрет Л.Г. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. – М.,1994.

3.Наенко Н.И., Овчинникова О.В. О различении состояний психической напряженности. Психологические исследования. М.,1970.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока ИЗО во 2 классе коррекционной школы по теме "Волшебная страна Дымково"

Цель урока: закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки....

Внеклассное занятие по математике 1 класс Тема: «Путешествие в волшебную страну»

Тема: Путешествие в волшебную странуЦель: Прививать  интерес к математике.Задачи: Закрепить умение решать задачи....

Воспитательная система класса "Волшебная страна"

Воспитательная система класса "Волшебная страна" предназначена для учащихся 1-4 классов....

Классный час 1 класс " Волшебная страна Правил дорожного движения"

На занятии дети 1 класса знакомятся с правилами дорожного движения....

Конспект от занятия ( 1 класс) «Волшебная страна эмоций»

Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов « Волшебная страна ИЗО»

Цель данной программы – состоит в том, чтобы  дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать   художественную  к...

Воспитательная система 4 класса «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»

laquo;Каждый ребёнок, пришедший в этот мир, — это явление и чудо»...