"Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО"
статья по теме

Свекольникова Надия Рашидовна

Взгляд на психолого-педагогическое сопровождение ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_aipkpp.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УВП В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Н.Р.Свекольникова

г.Астрахань

МБОУ г.Астрахани «СОШ №1»

учитель начальных классов, педагог-психолог

«Педагогика слепа без психологии,
а психология мертва без педагогики» 
Евгений Александрович Ямбург

В современной отечественной педагогике все чаще  используются психологические методы, помогающие педагогам, воспитателям и дошкольникам с помощью разнообразных диагностик, опросных листов, тестирования, ролевых игр, консультирования, определять и оценивать интеллектуальные особенности учащихся.

 Педагогика тесно переплетена с практической психологией. Прежде всего, это связано с тем, что при внедрении психологических технологий  в педагогический процесс можно достичь прогнозируемых результатов лишь осуществляя взаимодействие с педагогическими приемами и методами. Чтобы разобраться в таком сложном предмете, необходимо рассмотреть его составные части.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особый формы жизнедеятельности. В течение многих столетий, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологией.

            Педагогика в буквальном переводе с греческого означает «детоводство» или «детовождение». Вести детей по жизни не такое простое дело, как многим предоставляется. Умение учитывать факторы, обуславливающие развитие личности, является эталоном профессионального теоритического мышления педагога. Профессиональное теоритическое мышление позволяет педагогу анализировать педагогический процесс, его содержание, отыскивая и заполняя ниши взаимодействия детей с окружающим миром.

        Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение – это процесс  воспитания, обучения и развития, направленный на приобретение общих познавательных способностей личности в условиях взаимодействия внутренней составляющей индивида с внешней сферой жизнедеятельности, результатом которого станет новая стратегия мышления и действия.

 Всестороннее развитие личности с педагогической точки зрения, как правило, формируется на основе приверженности к одной какой-то деятельности, к одному какому-то увлечению, к одной мечте, которые становятся основной жизненной  целью. При этом важно создать  такие условия, которые смогли бы активизировать избирательную приверженность личности к значимой ее деятельности. Чтобы личность не замыкалась лишь на части выбранной деятельности и чтобы приверженность, увлеченность одним предметом служили той опорой, при помощи которой можно было бы овладеть всем богатствам внешней среды, оттачивая при этом внутреннее содержание личности.

      Всестороннее развитие личности с психологической точки зрения опирается на максимально возможное  развитие всех психических  сил и качеств личности, таких как способности, интересы, склонности, развитие познавательных процессов. Выбор способа поведения в процессе решения психолого-педагогической задачи остается за ребенком, педагог-психолог может только предлагать некоторые варианты решения, затем корректировать их, доводя до эффективного результата.

     Важным явлением является межличностное взаимодействие и трудности в самоконтроле и самокоррекции. Прежде чем научить самоконтролю и самокоррекции детей, окружающих педагога- психолога, ему самому необходимо избавиться от пробелов, существующих в  его психологических и педагогических знаниях, развивать межличностное общение с достаточной рефлексией, достаточно критично относиться по отношению к себе.

      В современной педагогике часто встречаются два типа инновационных подходов к образовательным технологиям:

- первый - радикальный (когда есть процесс обучения перестаивается, имея в основе компьютерные технологии. Примером может служить то, что происходит в современной системе образования);

-  второй – комбинаторный (новый метод обучения как необычное сочетание известных приемов и способов);

- третий – модифицирующий, или совершенствующийся (когда происходит улучшение или дополнение имеющийся методики обучения без существенных изменений).

Моделирование образовательных и педагогических ситуаций, а также инновационных моделей обучения, как правило, связывается с несколькими видами деятельности:

- ситуации в рамках репродуктивного обучения;

- поиски педагогических ситуаций в направлении исследовательского обучения;

- модель учебной дискуссии;

- моделирование на основе игровой модели;    

               Поскольку образовательный процесс последние десятилетия претерпевает кардинальные изменения, то наиболее актуальными инновациями образовательной сферы являются технологии моделирования  учебной дискуссии и моделирование и организация обучающей деятельности на основе игровой модели.

Многие современные программы и методики обучения включают в себя разнообразные ситуации, ролевые игры, упражнения, эксперименты и творческие проективные задания. Именно практические задания, построенные на игровом моделировании, дают возможность обучаемым перейти от пассивного  потребления информации к активному участию в процессе познания.

   Модернизация  образования имеет системно методологический характер, но эти изменения в большинстве случаев неясны современному педагогу. Новой школе соответственно нужен новый учитель, а детскому саду - новый воспитатель, не другой, а новый.    

Вследствие этого психологу в системе образования необходимо:

1.Обеспечивать  контроль за развитием учащихся;

2.Давать оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;

3.Принимать участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения;

4.Проводить психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;

5.Прогнозировать социальные риски образовательного процесса, проводить профилактическую работу;

6.Оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса.

-Оказывать постоянную методическую помощь педагогам на протяжении всего учебного года, начиная от разработки некоторых разделов рабочих программ, заканчивая помощью в

проектирование урока (совместно организованной деятельности) и составлению технологических карт;

Выстраивать индивидуальную траекторию (индивидуальный маршрут) развития.

-Повышать общую психологическую компетентность учителя.

      В основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Следовательно, родители или законные представители ученика должны быть компетентными в вопросе образования их детей. Современное образование направлено на максимальное участие родителей в образовании их детей. В этом направлении, безусловно, работают и учителя, но во многих случаях необходимо участие школьного психолога.

Вследствие этого педагогу-психологу необходимо сотрудничать с родителями по вопросу их участия в образовательно-воспитательном процессе.

            Возросшая степень влияния на психолого-педагогические процессы требует от школьных педагогов-психологов специальной регламентации действий, как в процессе профессиональной деятельности, так и в обычном общении с родителями, учителями и школьниками. Неосторожные действия педагога-психолога  могут кардинально изменить психолого-педагогический и социально-социологический  климат, усугубить состояние консультируемого индивида и тем самым нанести вред не только человеку, но и себе, а также всей психолого-педагогической деятельности.

Литература:

Литература:

1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО»,2004. – 296 с.

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с.

4.В.Н.Вараксин, Е.В.Казанцев «Психолого-педагогический практикум» .-Ростов н/Дону: Феникс, 2012. -283 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС

Презентация составлена на основе нашего опыта работы с использованием материалов М.Р.Битяновой...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ) В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

. Опыт работы по групповому и индивидуальному психологическому сопровождению учащихся ( общеобразовательные и коррекционные программы).  Программа коррекционной работы разработана в соот...

Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО

В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для мо...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...