Коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе.
рабочая программа (4 класс) на тему

Больнова Ольга Геннадьевна

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятельности. Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности.  В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpsp4.docx62.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

 с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 3  VIII вида»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МС

протокол  № ___

Председатель

Директор

МКОУ «Школа-интернат № 3»

____________ Н.А. Ивашинова

__________________ Н.Н.Яркиева

«______» _____________ 20___г.

Приказ №___от «___» _______20__ г.

           

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

ДЛЯ    4 А  КЛАССА

НА  2013 /2014  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе:

авторской программы коррекционных занятий

по развитию психомоторики и сенсорных процессов

 для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида  Головкиной Т.М. 

Составила:

Больнова Ольга Геннадьевна,

педагог-психолог,

высшая  квалификационная категория

Прокопьевск   2013

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………………3

2.Основное содержание тем учебного курса……………………………

3.Учебно-тематическое планирование.…………………………………

4.Требования к уровню подготовки обучающихся

по данной программе……………………………………………………..

5.Перечень учебно-методического обеспечения. ………………………

6.Список литературы……………………………………………………..

7.  Приложения……………………………………………………………..

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основании следующих документов:

1.Конвенция о правах ребенка. Принята  20 ноября 1989 года;

2.Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.  

 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.  с изменениями от 22.12.2008г.;

5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);

6.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;

7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);

8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;

9. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.

10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

11. Учебный  план  МКОУ «Школа-интернат № 3»  от                   .

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания. Данная рабочая программа направлена в большей степени на формирование процессов ощущения и восприятия как первой ступени познания окружающего мира. Огромное влияние на весь последующий ход психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью оказывает их замедленная, ограниченная восприимчивость. Узость восприятия мешает детям с ограниченными возможностями здоровья ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации, они не могут уловить смысла происходящего.

Данная программа способствует развитию у детей стремление рассмотреть предмет (объект) во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Уделяется внимание обучению умению всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого. Для данного навыка необходимо развивать зрительное восприятие.

Опознавание объемных и контурно выполненных предметов с помощью ощупывания необходим в процессе трудового обучения. Для этого важно развитие осязательных восприятий.

Не меньшая роль в трудовом обучении, а также в умственном развитии принадлежит иным видам восприятий.

Восприятие положения своего тела в пространстве (кинестетическое) является базовым для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных – в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных – при письме, речедвигательных – при произношении, тактильно-двигательных – в процессе взаимодействия с окружающим миром и др.

Очень большую роль в развитии психики играют слуховые восприятия, которые теснейшим и непосредственным образом  связаны с развитием речи.

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – исключительная человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Специально подобранные дидактические игры способствуют развитию умения различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит – корректировать недостатки слухового восприятия. Состояние слухового восприятия оказывает существенное влияние на повседневную жизнь и труд: по звуку находят предмет, который уронили, слышат звук приближающегося транспорта, узнают о действиях других людей или животных  и пр., формируя безопасный образ жизни.

Не менее важную роль в ориентировке играют восприятия времени и пространства. Развитие «чувства времени» на основе ознакомления детей с единицами времени жизненно необходимый навык, дающий возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность, учитывая фактор времени. Дети учатся  ориентироваться  относительно себя, относительно другого, на листе бумаги, использовать схематические изображения пространственных отношений, словесные обозначения пространственных ориентиров и отношений, выраженных в предлогах и наречиях, дифференцировать буквы, отличающиеся друг от друга пространственным расположением элементов и их количеством.

Основными средствами улучшения качества восприятий и ощущений является обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний. Для этого в программу включены организация подвижных и настольных игр, экскурсии, слайдовые презентации, исследовательские приемы. Во время изучения материала детям предоставляется возможность не только зрительно наблюдать за предметами, но и производить с этими предметами различные действия, повышая качество их представлений, знаний и свойств этих предметов.

На занятиях включены упражнения для развития рефлексии, т.е. умение осознавать свою деятельность, анализировать свои затруднения, ошибки.

Одной из задач реализации этой программы является подготовка младшего школьника к переходу в среднюю школу. На занятиях формируются психологические качества и умения, которые позволят легко адаптироваться к требованиям средней школы. Обеспечение игр и упражнений для развития психологических процессов способствует более высокому развитию интеллекта.  

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Основной задачей образовательного процесса является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная  коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности.  В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Комплектование групп для коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» проводится на основе диагностических данных школьного психолога и педагогического наблюдения.

Программа строится на обучении обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.  В классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. После  полноценного обследования обучающихся с позиции системного подхода, выделяются видимые затруднения ребенка в процессе учебной деятельности, определяются их первичный и вторичный характер, устанавливаются причинности.

Состав подгрупп имеет подвижный характер: одним обучающимся класса необходима индивидуальная коррекция, другие включаются в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей.      Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения обучающимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать положительную дальнейшую социализацию в обществе.

Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.

По каждому разделу происходит усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.

Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий – 2 часа в неделю, 68 часов в учебный год.  Занятия продолжительностью 15—25 мин. проходят как в первую, так и во вторую половину дня.

На занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за столами.

Адресат

Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 4класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида

Психолого-педагогическая характеристика класса

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования, основываясь на авторскую программу курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор Головкина Т.М.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса в соответствии с целями, которые определены стандартом.

В содержание обучения вводятся специальные разделы, способствующие успешному выполнению разных видов деятельности, обучающие ребенка познавать окружающую действительность, т.е. вводим в культуру ребёнка.

Используются специальные методы, приёмы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие сглаживание особенностей восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуализация обучения осуществляется на каждом занятии. После проведенных диагностических процедур, составляется план коррекционной работы с обучающимся.

Ведение коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» обеспечивает особую пространственную и временную организацию образовательной среды: занятия проводятся в специальном кабинете, количество обучающихся комплектуется в связи с выявленными трудностями, используются разные формы организации детей, занятия по 20-25 мин. проводятся чаще всего после уроков.  

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.

Задачи курса коррекционных занятий следующие:

— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

— формирование пространственно-временных ориентировок;

— развитие слухоголосовых координаций;

— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

— формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:  

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

Раздел 1.Развитие произвольности психической деятельности.

Раздел 2. Развитие движений, различных видов праксиса.

Раздел 3. Развитие перцептивно-гностических функций.

Раздел 4. Развитие пространственного восприятия.

Раздел 5. Развитие временных представлений.

Данная рабочая программа имеет концентрический характер: при переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по  сложности, что позволяет добиться прочного закрепления сформированных условных связей на основе ранее  изученного материала.

Специфика программы

При планировании коррекционных занятий формулируются цели занятия, ведется отбор конкретных методик и техник для работы, подготавливаются  необходимые материалы и оборудование, выбираются формы организации детей на занятии.

 Пробелы в развитии и подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью компенсируются за счет проигрывания той или иной части учебного задания подгруппой (или индивидуально), причем неоднократно, в разных вариациях и до тех пор, пока каждый ребенок не овладеет нужными знаниями и навыками. Этому способствуют квалифицированная педагогическая помощь ребенку различными средствами; специальные меры поощрения, одобрения, положительная оценка; создание ситуации успеха, которая предполагает, что, несмотря на постепенное усложнение заданий от занятия к занятию, результат должен быть досягаемым для каждого ребенка. В одних ситуациях это совершается под руководством взрослого, а в других — самостоятельно, что будет означать возможность переноса усвоенных способов действия в учебную ситуацию на уроке и в повседневную жизнь.

 Учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, русский язык, развитие речи, трудовое обучение, изобразительная деятельность, музыка, физическая культура) и соответственно отбираются содержание и методические приемы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Осуществление межпредметных связей предусмотривается при изучении каждой темы программы. Так, при изучении тем «Форма», «Величина предметов» устанавливается взаимосвязь с уроками математики; закрепление умений различать цвета и их оттенки предполагает учет сформированных знаний на уроках рисования; упражнения на крупную моторику (согласованность движений различных частей тела) требует знания основных правил, предъявляемых к детям на уроках физической культуры. Акцент при этом делается на формирование умений и навыков применения сенсорных эталонов, а не на факт прохождения программного материала по разным предметам.

Формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого ребенка. Интегративность курса достигается не только за счет межпредметных связей, а главным образом, за счет коррекционно-развивающих приемов, направленных на развитие основных составляющих познавательной деятельности ребенка.

Развитие высших психических процессов не всегда выделяется в структуре занятия, оно является логическим компонентом выполнения многих заданий. Так, развитие памяти предполагает любое задание, связанное с усвоением инструкции и условий выполнения или отсроченностью выполнения инструкции. Развитию внимания способствуют специально подобранные упражнения и использование элементов соревнования, организация самопроверки по результатам деятельности, внесение различных видов наглядности. Воображение развивается при выполнении любого задания, даже минимально имеющего творческий характер: имитационные упражнения, составление узоров из геометрических фигур, придумывание поз своего тела и др.

В структуру занятия включено чередование различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, дидактические игры, музыкально-ритмические упражнения, графические задания и др.

  Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Именно в русле предметно-практической деятельности происходит формирование предпосылок к возникновению абстрактного мышления, накопление сенсорно-двигательного опыта, создаются условия для возникновения потребностей речевого общения. Данная деятельность способствует активизации и обогащению словаря учащихся, овладению грамматическим строем речи, развитию связной речи, формированию умения давать словесные отчеты о проделанном, а в дальнейшем предварительно планировать ее.

В занятия включены упражнения для формирования позитивных личностных характеристик школьников путем целенаправленного их развития.

Общая атмосфера на занятии создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей воспитанников, адекватности их самооценки, уверенности в себе.

На занятиях создается определенный положительный эмоциональный фон, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на занятиях, постепенно закрепляется. В качестве приема создания положительного эмоционального фона выступает просьба улыбнуться друг другу и сказать добрые слова (Латохина Л.И., 1993). Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.

Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают большие затруднения в подборе добрых, ласковых слов. На занятиях проводится словарная работа: слово прочитывается, обсуждается, как они понимают значение данного слова, приводят примеры. Введение в активный словарь осуществляется путем подбора данного слова, обозначающего качество личности, сначала для   описания себя, затем для комплимента товарищу. («Саша, ты такой внимательный», «Меня зовут Андрей, я интересный»).

Важным моментом в занятиях является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности (Деннисон П., Деннисон Г., 1992). Стимулирующее воздействие  физических упражнений на психическую деятельность известно давно. Под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Это способствует обеспечению высокого уровня работоспособности, который влияет на успешность учебной деятельности. Для каждого занятия подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.

Обучение связано с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Занятия готовят обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

На занятиях осуществляется содействие в расширении общей осведомленности детей о мире профессий, акцентируется внимание на предметах труда людей различных профессий,  на тех знаниях, умениях, которыми должен обладать человек этой профессии. Данная деятельность способствует формированию мотивации к самопознанию через знакомство с различными сторонами профессий.

В программу введена методика оригами. Оригами в переводе с японского означает «сложенная бумага». «Ori» — это складывать, а «kami» — бумага. Таким образом, оригами — это древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Особенность методики: получение образа предмета путем складывания бумаги.

Назначение методики:

-повышает активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

- повышает уровень интеллекта в целом. Тренируется память, запоминая, как сложить ту или иную фигурку. Обучаются элементам логического и абстрактного мышления, читая схемы. Умение изложить с помощью условных знаков последовательность, в какой нужно складывать фигурку, - обязательный элемент оригамской грамотности. Способствует повышению коммуникации при обучении других данному навыку;

- активизирует творческое мышление. Развивается способность четко формулировать мысль, объясняя вслух, как получилась бумажная птичка или зверушка;

-  повышает и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям. Дети учатся быть терпеливыми и внимательными: чтобы фигурка получилась, надо, не отвлекаясь, следовать инструкции. Если где-нибудь собьешься, вся работа пойдет насмарку. И в жизни эти качества не раз сослужат ребенку добрую службу;

- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев. Складывая бумажные фигурки, дети совершенствуют координацию тонких движений пальцев, что помогает аккуратнее писать, вырабатывать и сохранять красивый почерк; полученные навыки пригодятся на уроках рисования и труда, при игре на музыкальных инструментах;

- улучшают память и глазомер.  Оригами - мир геометрических фигур: треугольников, квадратов, многоугольников. Деля фигуры на части и изучая соотношение пропорций, ребенок в увлекательной форме усваивает сложнейшие знания.

Таким образом, каждое занятие направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствует усвоению программного материала.

Основные методы программы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

        Методы и приемы технологий обучения: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.

     

Основные содержательные линии курса  

68 часов

Исследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа)

Комплексное обследование детей. Определение уровня развития.

Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.

Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

Раздел Развитие движений, различных видов праксиса (8 часов)

Движения с быстрой сменой ориентиров в пространстве. Динамическая координация движений (чередование движений, выполнение ассиметричных и противоположных движений на счёт, при речевом сопровождении).

Ритмическое выполнение поскоков, прыжков на обеих ногах, на одной ноге. Поочерёдное выполнение движений в паре.

Ритмичное выполнение движений под стихотворение, пение, музыку.

Противоположные действия.

Выполнение движений по звуковому сигналу, отличающему по громкости или продолжительности.

Импровизация движений на заданную тему.

Дорисовывание симметричной половины изображения. Графические диктанты. Дорисовывание незаконченных изображений. Рисование ряда предметов и изображений по памяти. Безотрывная обводка сложных силуэтов.

Аппликационная лепка.

Раздел  Развитие перцептивно-гностических функций (20 часов)

Перемещение и трансформация зрительных образов. Выкладывание рядов фигур, предметных картинок по памяти, по словесной инструкции.

Определение предмета по словесному описанию. Определение предмета по одной его части. Узнавание предмета по одному признаку (варианты).

Цвета и оттенки предметов.

Конструирование предметов сложной формы. Формирование сенсорных эталонов.

Зрительное расчленение предмета на части и воссоздание из частей.

Сравнение. Преобразование одних фигур в другие (складывание, разрезание).

Составление рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.

Классифицируем по различным признакам: форма, цвет, размер. Органы чувств: нос, уши, руки, язык, глаза.

Тактильные ощущения. Различение ощущений тяжести.

Свойства материалов: пластмасс, резина;  вода.

Противоположные качества предметов: чистый – грязный, чёрный – белый, сухой – сырой и т.д.

Различение звуков.

Давать характеристику предмету по данному плану с перечислением его свойств, качеств, частей.

Раздел Развитие пространственного восприятия. (10 часов)

Перемещение и трансформация зрительных образов. Схематическое изображение пространственных отношений.

Конструирование сложных форм предметов.

Соотношение углов, расстояний, пропорций.

Структурно-топологическое расположение предметов в пространстве по инструкции, отражение отношений предметов в схематических изображениях, планах.

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета.

Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.

Рисования по инструкции с различным пространственным расположением предметов.

Конструирование с передвижением предметов в пространстве.

Раздел Развитие временных представлений. (8 часов) 

Закрепление временных представлений. Соотношения мер времени: 1 час – 60 мин., 1 мин – 60 секунд. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 минуты 3 способами: 45 минут шестого, 5 ч 45 минут, без 15 шесть.

 Понятия: полчаса, четверть часа, три четверти часа.

Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий.

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Раздел Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (13 часов)

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Измерение веса разных предметов на весах. Измерение объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть, расстегнуть — застегнуть).

Раздел Развитие произвольности психической деятельности - 2 часа

Игры на развитие внимания и саморегуляции. Выполнение последовательных инструкций с опорой на вербально-графический, вербальный план. Самоконтроль по данному алгоритму действий. Составление планов предстоящей деятельности и отчётов о ней. Упражнения в сличении результата и цели деятельности.

Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов (4 часа)

Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

  • Игровая деятельность (игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование).
  • Трудовая деятельность (самообслуживание).

Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть обучающиеся:

•        Действия идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.

•        Действия по соотнесению предмета с эталоном.

•        Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.

Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:

— учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами;

— оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;

— формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;

— разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности;

— пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;

— преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.

Особое внимание уделяется созданию условий для положительного эмоционального отношения  ребенка к занятиям.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся на уроке: чем помощь педагога меньше, тем самостоятельность учеников, а, следовательно, выше развивающий эффект;

- поведение обучающихся на занятии: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты;

-  косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

практические

работы

экскурсии

1.

Исследование психомоторики и сенсорных процессов.

2

3

2.

Развитие произвольности психической деятельности.

8

3.

Развитие движений, различных видов праксиса

10

4.

Развитие перцептивно-гностических функций

18

5.

Развитие пространственного восприятия.

10

2

2

6.

Развитие временных представлений.

8

7.

Развитие мышления

8

8.

Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов

4

Итого:

68

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты освоения курса

Раздел Развитие произвольности психической деятельности.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны

- понимать простые словесные инструкции учителя;

- ориентироваться в задании по данному плану;

- сличать результат и цель деятельности на наглядных образцах;

- с помощью педагога составлять рассказ о предстоящей и выполненной работе;

- быстро и точно передвигаться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- выполнять упражнения на дыхание и расслабление;

- знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и выполнять по команде педагога;

- проверять свою работу и работу товарища по данному алгоритму.

Раздел Развитие движений, различных видов праксиса

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

 Обучающиеся должны:

- выполнять движения по показу и словесной инструкции;

- плавно переключаться с одного движения на другое;

- ритмично двигаться под музыку, пение, речевое сопровождение;

- воспроизводить ряд из 3-6 движений;

- соблюдать направление движения в пространстве в соответствии с условными знаками и словесной инструкцией;

- выполнять движения по условным обозначениям;

- менять характер, направление движений по условным сигналам;

- захватывать мелкие предметы двумя и тремя пальцами;

- повторять за педагогом позу кисти руки;

- застёгивать пуговицы, молнии, кнопки, шнуровать, завязывать узлы и банты;

- последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;

- выполнять графические работы под диктовку педагога;

- выполнять творческие работы из различных материалов;

- резать ножницами по прямым и кривым линиям, по кругу;

- складывать бумагу;

- конструировать без опоры на образец;

- выполнять пальчиковые упражнения;

- целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий;

- выполнять точные движения при штриховке двумя руками;

- пользоваться элементами расслабления;

- конструировать сложные формы из 6—8 элементов

- распознавать основные эмоции, уметь их показывать;

- разрывать бумагу разной толщины.

Раздел Развитие перцептивно-гностических функций.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны:

- узнавать предметы на картинках;

- узнавать предметы в «зашумлённых» условиях и необычных ракурсах;

- анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма, величина, цвет);

- составлять предметы из 2-6 частей;

- находить часть от целого предмета и предмет по данной части;

- различать и называть основные цвета и оттенки;

- классифицировать фигуры по нескольким признакам;

- соотносить оттенки одного цвета и раскладывать их по степени выраженности признака;

- смешивать цвета, называть их;

- различать геометрические фигуры и называть их;

- сравнивать предметы по величине и называть эту величину: длина, ширина, толщина, высота, глубина, использовать в речи соответствующие прилагательные и их сравнительные формы;

- определять противоположные качества и свойства предметов;

- самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;

- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;

- находить различия в парах предметных и сюжетных картинок;

- опознавать на ощупь мелкие игрушки, геометрические фигуры, контурные изображения букв, цифр, различать величину сходных предметов;

- опознавать на ощупь фактурные, температурные качества предметов;

- уметь сравнивать предметы «на глаз», «на ощупь», «на руку»;

- называть слова, обозначающие вкусовые качества предметов, материал, из которого предметы сделаны;

- восстанавливать целостные образы предметов, букв, цифр;

- узнавать предметы по словесному описанию;

- использовать схематические рисунки для запоминания вербального материала;

- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

- определять материал, из которого сделан предмет;

- различать неречевые бытовые и природные шумы;

- различать голоса людей;

- различать на слух громкость, высоту и продолжительность звучания;

- повторять ряды слогов, слов, предложений, предъявленных на слух;

- определять на слух звучание различных музыкальных инструментов

- воспроизводить ряды предметов, картинок по памяти от 3 до 9 единиц.

Раздел Развитие пространственного восприятия.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны:

- распознавать и называть части тела и лица;

- усвоить основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа и соответствующие ориентировки относительно себя;

- различать пространственное расположение предметов относительно другого человека;

- ориентировать на листе бумаги;

- знать слова, обозначающие порядок следования предметов в ряду;

- уметь ориентироваться по схемам в пространстве класса, школьного двора;

- находить неправильно расположенные буквы;

- выполнять графические диктанты с учётом пространственных ориентировок;

- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

- соблюдать пространственное расположение предметов, их частей при конструировании и рисовании.

Раздел  Развитие временных представлений.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны:

- усвоить порядок следования дней недели, частей суток, времён года, месяцев года;

- определять времена года и называть их признаки;

- знать месяцы каждого времени года и нумерацию каждого месяца, начиная от начала года;

- понимать отношения: вчера – сегодня – завтра – послезавтра – позавчера; рано – поздно; старше – моложе; медленно – быстро;

- знать соотношения мер времени: сутки – неделя – месяц – год; секунда – минута- час;

- определять время по часам с точностью до 5 минут;

- определять возраст людей.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, определение места положения объекта и пр.);

-сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов;

-определение времени по часам;

- описания предметов окружающей действительности;

- обогащения чувственного опыта у детей.

Способы и формы оценки образовательных результатов

Курс имеет безотметочную  систему прохождения материала. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога-психолога.

На занятиях не ставятся отметки, но оценивание осуществляется. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения приходят к правильному решению. Главным вопросом для обучающихся становится вопрос «Чему я научусь (научился?) на занятии?», «Что нового я узнал?»

Общая атмосфера на занятиях создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию возможностей, повышению самооценки, уверенности в себе.

При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.

Используется прием цветограммы в конце занятия. Детям предлагается прикрепить (нарисовать, раскрасить) соответствующий  по цвету символ, определяя качество выполненного самостоятельно задания или практическую деятельность. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.

Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:

- общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины;

- совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;

- развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.

Перечень учебно-методического обеспечения

Основная

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1- 4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2001.

Дополнительная

  1. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.
  2. Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
  3. Коробова О. Психология в квадрате. Программа занятий для подростков. Статья/О.Коробова. – ж. «Школьный психолог», №15/2010
  4. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.
  5. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.  
  6. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие [Текст]/Н. П. Слободяник. – 3-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 256 с.

Список литературы

  1. Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» Электронный ресурс/ Т.М.  Головкина//http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html (30.08.2013)
  2. Метиева,  Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида Электронный ресурс / Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова// – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html (30.08.2013)
  3. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». [Текст] /С.Я.Рубинштейн. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Тема: "Там на неведомых дорожках..."

Это занятие  для учащихся с ОВЗ VIII вида. Содержание занятия подходит для проведения в весеннее время года. Используются различные методы и приёмы для развития и коррекции познавательных способн...

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

Коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 3 класса

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания необходимых условий для их полноценного развития, воспитания самостоятельности, способности адаптироваться в социальных условиях ...

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

Групповое занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс Тема: «Растения».

Групповое занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс. Лексическая тема: "Растения"...

Роль коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов при формировании эмоционально-волевой сферы у детей с РДА

Роль коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов при формировании эмоционально-волевой сферы у детей с РДА...

Технологическая карта коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса ГУО специальной школы

Автор: Прохорова Елена Геннадьевна.Образовательное учреждение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная школа № 53».Предмет: коррекционные занятия по развитию пси...