Система работы с учащимися "группы риска".
методическая разработка по теме
В этом выступлении на педсовете с презентацией отражен опыт работы с учащимися "группы риска".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_uchashchimisya_gruppy_riska.doc | 128.5 КБ |
sistema_raboty_s_uchashchimisya_gruppy_riska._2.ppt | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с учащимися группы риска.
Цель социально-педагогической работы школы – решение проблем, преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания благоприятной социальной среды.
С этой целью тесно переплетается цель работы школьного психолога.- психологическое сопровождение: создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию обучающихся в школьной среде.
Социальная деятельность образовательного учреждения проводится по шести направлениям:
1. Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением и учащимся "группы риска". Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На их основе составляются списки многодетных семей, неблагополучных семей, списки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, классными руководителями, учителями дополнительного образования. В работе с учащимися социально незащищенных категорий и "группы риска" большое место отведено контролю внеучебной деятельности несовершеннолетних, т. к. чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной неуспеваемости, плохого поведения учащихся, провоцирует их на совершение противоправных действий.
3. Коррекционная работа. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 1, 5 и 8-х классах организуется работа по адаптации учащихся к новой учебной обстановке. В 8–11-х классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов учащихся. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с ребятами "группы риска" и имеющими проблемы в адаптации. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.
4. Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.
5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами "группы риска".
6. Работа с педагогическим коллективом. Цель взаимодействия администрации и классного руководителя – совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Выделим несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с детьми "группы риска".
Во-первых, ответственность педагога в решении этой проблемы особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходима особая осторожность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно-житейскую лексику. Необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
В-третьих, следует обращать внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
Что мы понимаем под «группой риска»?
Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей, сотрудников других учреждений помощи детям, входят в состав «группы риска».
Взаимодействие классных руководителей, учителей, зам. директора по организационно-педагогической работе, школьного психолога, социального педагога обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся «группы риска».
Учащиеся «группы риска»
Делинквентное поведение - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии)...
Говоря о работе с детьми «группы риска», мне кажется целесообразным коснуться особенностей работы школьного психолога. Ставка школьного психолога – 36 часов. Я работаю на полставки – 18 часов. Это время делится пополам в соответствии с направлениями работы. 9 часов – психологическая диагностика, психокоррекционная и развивающая работа, консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания учащихся, просветительская работа. 9 часов отводится на организационно-методическую деятельность (обработка результатов диагностик, составление аналитических справок, разработка коррекционно-развивающих занятий, индивидуальных и групповых) и учебно-методическую деятельность . Исходя из этой нагрузки мною выбраны следующие направления деятельности: выявление учащихся с девиантным поведением, низким уровнем социализации, испытывающим трудности в обучении и коррекционно-развивающая работа с ними.
Психологическия диагностика –
- диагностика уровня готовности к школьному обучению первоклассников;
Цель обследования: получение представлений об уровне готовности детей к школьному обучению.
Описание используемой методики: диагностическая методика состоит из 9 субтестов, форма проведения групповая.
Задания №1, №7 – позволяют судить об уровне развития зрительно-моторных координаций;
Задания № 2, №4 – выявляют уровень развития пространственных представлений, понимание пространственных отношений между предметами;
Задание № 3 (предпосылки к овладению арифметическими операциями), № 5 (сравнение множеств), №6 (классификация) – показывают способность ребенка следовать инструкции, достаточно ли у него развита произвольность;
Задание №8 – выявляет уровень развития фонематического слуха.
- анкетирование родителей обучающихся 1-х классов с целью получения представления об индивидуальных особенностях детей в адаптационный период;
- проведение индивидуальной диагностики уровня адаптации обучающихся первых классов;
ЦЕЛЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ: получение представления об особенностях адаптации обучающихся первых классов.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ:
- социометрия (Дж. Морено)- особенности сформированности классного коллектива, взаимоотношений учащихся, выявление учащихся с низким социометрическим статусом и уровнем социализации, составляющих «группу риска»;
- психометрический тест интеллекта Переслени – выявление учащихся с низким уровнем интеллектуального развития, как следствие испытывающим трудности в обучении, а значит составляющих «группу риска»;
- методика «Диаграмма Хорошее-плохое»- позволяет выявлять эмоциональные проблемы ребенка ( тревожность, эмоциональное неблагополучие;
- тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен – выявление учащихся с высоким уровнем тревожности, составляющих «группу риска»
- тест Венгера «Мотивационная готовность» - выявление учащихся с не сформированной школьной мотивацией;
- методика «Лесенка»- выявление учащихся с низкой самооценкой, что негативно сказывается на процессе обучения;
- проективной методики «Школа зверей» позволяет диагностировать процесс адаптации первоклассников к школе, анализ изображений дает возможность сделать предположения о трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
- диагностика первоклассников с целью составления психолого-педагогических карт индивидуального развития.
- Произвольность психических процессов
- Развитие мышления
- Сформированность важнейших учебных действий.
- Развитие речи.
- Развитие тонкой моторики
- Умственная работоспособность и темп учебной деятельности.
- Память.
- Внимание.
- Взаимоотношения со сверстниками
- Взаимодействие с педагогами
- Соблюдение социальных и этических норм.
- Поведенческая саморегуляция
- Активность и независимость.
- Акцентуации характера и акцентуации темперамента.
- Наличие и характер учебной мотивации.
- Устойчивое эмоциональное состояние
Психокоррекционная и развивающая работа –
- групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-х классов по улучшению адаптации к обучению в школе проводятся мною по программе «Сопровождение первоклассников». В нее вошли разработанные мною занятия из аттестационной работы в рамках профессиональной переподготовки 2003-2005 год, пройденной в Рязанском областном институте развития образования по программе «Педагогика и психология».
Цель: создание психолого-педагогических и социальных условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в школьной системе.
Задачи:
1.Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
2. Создание системы психолого- педагогической поддержки первоклассников в период их первичной адаптации.
3. Осуществлять развивающую, коррекционно- формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
- индивидуальные коррекционно-развивающие занятий с учащимися 1 классов по преодолению школьных трудностей.
Цель программы — создать условия для формирования у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного материала.
Задачи.
- Оказание действенной психологической помощи учащимся, имеющим трудности на начальном этапе обучения.
- Развитие у учащихся различных видов и форм процесса анализа и синтеза, что позволит устранить значительное число трудностей в обучении.
- Формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий с целью стимулирования потребности в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов и знаний.
Задания направлены на развитие сферы познавательной деятельности учащихся: память, внимание, мышление, воображение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель социально-педагогической работы школы:
решение проблем, преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания благоприятной социальной среды. Цель социально-педагогической работы школы:
Цель работы школьного психолога:
психологическое сопровождение: создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию обучающихся в школьной среде. Цель работы школьного психолога:
Социальная деятельность образовательного учреждения проводится по 6 направлениям:
социальная диагностика Социальная деятельность образовательного учреждения проводится по 6 направлениям:
социальная диагностика организационно-воспитательная деятельность Социальная деятельность образовательного учреждения проводится по 6 направлениям:
социальная диагностика организационно-воспитательная деятельность коррекционная работа Социальная деятельность образовательного учреждения проводится по 6 направлениям:
социальная диагностика организационно-воспитательная деятельность коррекционная работа просветительская работа Социальная деятельность образовательного учреждения проводится по 6 направлениям:
социальная диагностика организационно-воспитательная деятельность коррекционная работа просветительская работа работа с учащимися Социальная деятельность образовательного учреждения проводится по 6 направлениям:
социальная диагностика организационно-воспитательная деятельность коррекционная работа просветительская работа работа с учащимися работа с педагогическим коллективом Социальная деятельность образовательного учреждения проводится по 6 направлениям:
Общие правила в работе с детьми "группы риска":
ответственность педагога в правильности выводов Общие правила в работе с детьми "группы риска":
ответственность педагога в правильности выводов осторожность в случаях, когда требуется рассказать о проблемах ребенка Общие правила в работе с детьми "группы риска":
ответственность педагога в правильности выводов осторожность в случаях, когда требуется рассказать о проблемах ребенка работа с семьей Общие правила в работе с детьми "группы риска":
Учащиеся «группы риска»
Учащиеся «группы риска» Дети и подростки с девиантным поведением
Учащиеся «группы риска» Дети и подростки с девиантным поведением Учащиеся, постоянно неуспешные в учебе
Учащиеся «группы риска» Дети и подростки с девиантным поведением Учащиеся, постоянно неуспешные в учебе Ученики, пропускающие уроки без уважительных причин
Учащиеся «группы риска» Дети и подростки с девиантным поведением Учащиеся, постоянно неуспешные в учебе Ученики, пропускающие уроки без уважительных причин Дети с делинквентным поведением
Основные направления деятельности
Основные направления деятельности Психологическая диагностика
Основные направления деятельности Психологическая диагностика Психокоррекционная и развивающая работа
Основные направления деятельности Психологическая диагностика Психокоррекционная и развивающая работа Консультирование и просветительская работа
Основные направления деятельности Психологическая диагностика Психокоррекционная и развивающая работа Консультирование и просветительская работа Организационно- методическая деятельность
Основные направления деятельности Психологическая диагностика Психокоррекционная и развивающая работа Консультирование и просветительская работа Организационно- методическая деятельность Учебно-методическая деятельность
Цель обследования : получение представлений об уровне готовности детей к школьному обучению. Диагностика уровня готовности к школьному обучению:
Анкетирование родителей обучающихся 1-х классов с целью получения представления об индивидуальных особенностях детей в адаптационный период
1.социометрия (Дж. Морено); 2. психометрический тест интеллекта Переслени; 3. методика «Диаграмма Хорошее-плохое»; 4. тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; 5. тест Венгера «Мотивационная готовность»; 6. методика «Лесенка»; 7. проективной методики «Школа зверей» Проведение индивидуальной диагностики уровня адаптации обучающихся первых классов
Психолого-педагогическая карта индивидуального развития учащейся 1 «Б» класса 2012-2013 уч. г. Андреевой Софьи
1.Общая информация. Андреева Софья. 30.01.2006 г. рождения Семья: мама – Андреева Марина Михайловна, 20.02.1974 г. р., Почта России, инспектор по подписке. Папа – Андреев Сергей Игоревич, 27.08.1972 ООО «МТС», мастер Сестра. Жилищно- материальные условия семьи: средние 2. Здоровье. Анамнез: Патология в протекании беременности: Патология в протекании родов: Раннее психическое развитие: Ребенок начал сидеть – - стоять – - ходить – Особенности развития ребенка: Рост – см., вес – кг.
3. Познавательная сфера. 3.1 Произвольность психических процессов. Находится на среднем уровне развития. В учебной деятельности не всегда проявляет активность и самостоятельность. Способна сосредоточиться на задаче, но отвлекается в процессе ее решения. При постановке конкретной учебной цели не всегда может последовательно добиваться ее решения. Понимает и выполняет требования учителя, при возникновении учебных трудностей на уроке часто не прилагает усилия для их преодоления. 3.2 Развитие мышления. Ниже среднего уровень развития осведомленности (навыки дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий) - 20%. Ниже среднего уровень развития классификационного мышления ( мыслительная операция распределения предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам) - 40%. Ниже среднего уровень развития словесно-логического мышления (мышление, в котором основным средством решения задач являются логические рассуждения, а материалом – понятия и словесные абстракции) - 20%. Высокий уровень развития обобщения во внешней речи (мыслительная операция выделения в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, правила, закона и т. п.) - 80%. Общий уровень развития мышления ниже среднего – 160 из 400.
3.3 Сформированность важнейших учебных действий. Находится на уровне развития выше среднего. Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания. Способна выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания. Может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал. 3.4 Развитие речи. Развитие речи находится на уровне развития выше среднего. Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами. Связно выражает свои мысли. Имеет достаточный словарный запас. 3.5 Развитие тонкой моторики. Уровень развития тонкой моторики – средний. Пишет разборчиво, не всегда выполняет основные требования к письму.
3.6 Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Средне-слабый тип нервной деятельности. Темп работы то падает, то возрастает в течение всего урока. Данный тип нервной системы характеризуется нестабильностью, спадами и кратковременным возрастанием темпа работы до исходного уровня (мобилизационные периоды носят кратковременный характер), к концу выполняемой деятельности всегда наблюдается существенное снижение ее уровня и качества. Работоспособность нервных клеток не выдерживает длительную нагрузку и высокий темп. Для детей с данной нервной системой недопустимы продолжительные максимальные нагрузки (нагрузка должна быть строго дозированной).
3.7 Память. Объем кратковременной слуховой памяти составил 40%, что соответствует среднему уровню. Низкий уровень запоминания (60% после 4 прочтения). Объем долговременной памяти соответствует среднему уровню (60%). Имеет более высокий уровень долговременной памяти по сравнению с кратковременной. 3.8 Внимание. Продуктивность внимания ниже среднего, устойчивость внимания (способность в течение продолжительного времени сохранять свое внимание на объекте, не отвлекаясь) ниже среднего.
4.Особенности поведения и общения. 4.1 Взаимоотношения со сверстниками Индекс социометрического статуса (отражает отношение группы к каждому из ее членов ) имеет высокое значение + 0.28. Девочка получила много выборов и ни одного отвержения, она лидер, очень популярна в группе. Индекс психологической экспансивности (характеризует потребность личность в общении) 0. Это говорит о пассивности девочки во взаимодействии с членами группы, о низкой степени доверия по отношению к классу и слабо выраженной потребности в общении. 4.2 Взаимодействие с педагогами . Положительное отношение. Уважительно относится к учителю, соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним, прислушивается к требованиям учителя, старается их выполнять.
4.3 Соблюдение социальных и этических норм. Соблюдает принятые в классе правила поведения и общения, старается выполнять необходимые задания в классе и дома. Поддерживает опрятный вид в течение дня. 4.4 Поведенческая саморегуляция. Уравновешенный тип поведения, контролирует свои эмоции, владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения движений. 4.5 Активность и независимость. Активна на уроках, стремится проявить свои знания. Проявляет заинтересованность в получении новых знаний. Способна справиться с заданием (дежурство по классу).
4.6 Акцентуации характера и акцентуации темперамента. Акцентуированных черт характера нет. Тенденция к застревающему, гипертимному, эмотивному и циклотимному типам. 5 Особенности мотивационной сферы. 5.1 Наличие и характер учебной мотивации. Школьная мотивация сформирована, преобладают учебные мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности, широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения. На третьем месте - позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими. 5.2 Устойчивое эмоциональное состояние. Низкая самооценка, астения, страхи, вербальная агрессия, экстравертность, замкнутость в семье, слабая бытовая ориентация, скрытность, защитное фантазирование, боязнь агрессии, потребность в защите.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сопровождение первоклассников»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Преодоление школьных трудностей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад "Работа с "группой риска"
Доклад на родительское собрание "Работа с "группой риска".В нем даны методические рекомендации как работать с детьми девиантного поведения....
Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.
Программа модернизации российского образования, осуществляемая в настоящее время, базируется на наиболее интересных идеях и прак...
Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой про...
Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)
В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....
Презентация для проработки вопроса " Система работы с детьми "группы риска""
Данный материал представлен к рассмотрению на школьном методическом объединения в помощь педагогам для разработки системы работы с детьми "Группы риска". Как, какими методами, формами в своей работе п...
Система работы с детьми "группы риска"
В работе представлена система работы с детьми "группы риска"...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...