Коррекционно - развивающая программа для первоклассников «Тропинка к успеху»
методическая разработка (1 класс) на тему
Целью данной программы является оказание психологической поддержки первоклассникам на первичном этапе обучения, создание благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта детском коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsiya.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Ханты-Мансийского автономного округа Югра
Коррекционно - развивающая программа для первоклассников
«Тропинка к успеху»
Разработала:
педагог – психолог МБОУ «СОШ №2»
Скрипец Ирина Владимировна
г.Мегион
2014
Пояснительная записка
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. И родители, и педагоги стремятся к тому, чтобы он прошёл безболезненно и максимально комфортно для всех участников образовательного процесса. Именно в это время происходит приспособление организма ребёнка к изменившимся условиям, осложнён этот период и тем, что он совпадает с кризисом 7 лет. Потребуется не день и не неделя, чтобы ребёнок адаптировался к новым условиям, это процесс длительный и у каждого ребёнка проходит по-разному.
На протяжении первых недель обучения школьными специалистами ведётся целенаправленная деятельность, направленная на профилактику дезадаптации первоклассников и включает в себя следующие этапы:
На протяжении 1 этапа школьным психологом осуществляются психодиагностика, и комплексная деятельность психолога и классных руководителей направленная на отслеживание особенностей учебной деятельности и поведения учащихся. Результатом данного этапа является выявление первоклассников испытывающих трудности адаптации в школе;
На 2 этапе происходит формирование коррекционно – развивающих групп. Отбор в такие группы происходит на основе данных диагностик и наблюдений за учащимися. Данная категория детей характеризуется низким уровнем психологической готовности к школьному обучению, недостаточно сформированной учебной мотивацией, проблемами в эмоциональной и коммуникативной сферах.
Коррекционно – развивающая деятельность наиболее эффективна при работе с детьми данной категории, так как в ходе её происходит коррекция имеющихся недостатков и развитие мотивационной, эмоциональной, коммуникативной сфер.
Наиболее логично такую данную деятельность осуществлять в форме групповых занятий с детьми, это позволяет не смягчить и ускорить процесс адаптации, получить навыки сотрудничества и отследить личностные изменения, происходящие с первоклассниками.
Целью данной программы является оказание психологической поддержки первоклассникам на первичном этапе обучения, создание благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта детском коллективе.
Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:
- Создание условий для развития положительной учебной мотивации, интереса к школьному обучению;
- Развитие умения оценивать себя и свою деятельность в ситуации игровой и учебной деятельности;
- Развитие у детей социальных и коммуникативных навыков, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками;
- Развитие свойств произвольного внимания.
Данные задачи необходимо рассматривать в единой системе, т.к. только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивым и позитивным изменениям к условиям обучения.
Программа курса рассчитана на учащихся первых классов в период с ноября по февраль; включает в себя 15 занятий, продолжительность которых составляет 35-45 минут, рекомендуемая частота - 1 - 2 раза в неделю, группа не должна превышать 10 – 12 человек. Групповая работа с первоклассниками осуществляется по окончанию учебных занятий или во время работы группы продлённого дня.
Структура программы предполагает включение следующих тем:
«Школьная мотивация» - включает упражнения направленные на развитие положительной мотивации и интереса к учению, знакомство с правилами школьной жизни, положительное восприятие школьного обучения.
«Навыки общения» - в основе этого раздела игры и упражнения на сплочение детского коллектива, развитие толерантности и коммуникативных навыков учащихся, стимулирующие внутригрупповое взаимодействие и способствующие установлению благоприятного психологического климата на занятиях.
«Самооценка» - данный раздел включает упражнения направленные на развитие адекватного отношения к себе и своей деятельности, уверенности в себе, взаимоуважения к окружающим.
«Внимание» - включает игры и упражнения направленные на развитие свойств произвольного внимания (переключение, распределение, устойчивость) и наблюдательности.
Структура программы соответствует поставленным целям.
Основное содержание занятий составляют психологические игры и упражнения направленные на развитие навыков социального поведения первоклассников, формирование групповой сплоченности, благоприятного эмоционального фона, развитие эмоциональной сферы и мотивационной сферы учащихся. Особое внимание рекомендуется обратить на развитие произвольного внимания и его свойств т.к. именно оно является наиболее уязвимым и нуждается в дополнительном развитии.
Психологические игры, используемые на занятиях, позволяют первоклассникам в щадящей форме адаптироваться к условиям школьного обучения, помогают разрешить проблемы в общении, снять тревожность, возникающую в первые дни школьного обучения. Дети, не получившие опыт общения, либо имеющие опыт негативных взаимодействий со сверстниками, получают навыки адекватных форм поведения.
Учебно – тематический план занятий
в рамках программы «Тропинка к успеху»
Темы занятий | Цель занятий | Количество часов |
«Учимся учиться» | Формирование положительного отношения к школе, развитие навыков учения. | 5 |
«Учимся сотрудничать» | Развитие коммуникативных умений, групповой сплочённости, принадлежности к группе, толерантного отношения к окружающим; разрешение конфликтов. | 5 |
«Я - уникальный» | Развитие самооценки, повышение самоуважения; | 3 |
«Моё внимание» | Развитие внимания, его свойств, умение концентрировать своё внимание, сосредотачиваться на выполняемом задании; | 2 |
Предполагаемая структура занятий:
Разминка
Ставит перед собой цель: включение детей в работу группы, настрой на позитивный лад, сплочение группы.
Динамические паузы
Включены в занятия для снятия мышечного напряжения, координации движений, умение взаимодействовать сообща в процессе выполнения различных упражнений;
Коммуникативные игры
Используются для формирования у первоклассников коммуникативных умений, толерантного отношения друг к другу, сплочённости группы, умения находить решение сложных ситуаций;
Упражнения и игры направленные на формирование школьной мотивации, самооценки, на развитие свойств внимания.
В этой части занятий психолог использует различные психологические упражнения, направленные на получение детьми навыков адекватно оценить себя и свою деятельность в игре, формирование позитивного отношения к школе и школьным правилам.
Так как у первоклассников произвольное внимание характеризуется слабостью и неустойчивостью, наиболее эффективно тренировать и развивать его посредством развивающих и психологических игр.
Рефлексия
В этом возрасте не может быть полноценно осуществлена самими учащимися, поэтому она поводится в форме ритуала прощания, который придумывают сами дети, а также проговариванием учащимися наиболее удавшихся и запомнившихся моментов занятия.
Оценка эффективности программы по реализации поставленных задач и развития первоклассников осуществляется через повторное диагностирование по окончанию занятий.
Работа с родителями является важной составляющей программы «Тропинка к успеху» и представлена в подпрограмме «Нам по пути». Она призвана реализовать следующие задачи:
- Устранение дефицита психологических знаний, умений, навыков родителей в организации оптимального взаимодействия с детьми.
- Оптимизация детско- родительских отношений.
- Развитие у родителей потребности в психологических знаниях и желание использовать их в реальном взаимодействии с детьми.
- Формирование у родителей позиции заинтересованного и активного участника образовательного процесса.
Данная подпрограмма включает в себя три блока:
Блок 1. «Первые шаги»
Родительское собрание – лекторий (возможно проведение в два этапа), посвящено физиологическим и психологическим особенностям первоклассников, кризису 7 лет, возможными трудностями этого периода. Также родители знакомятся с особенностями адаптационного периода, признаками дезадаптации, рекомендациями по преодолению возможных трудностей.
Блок 2. “Ребёнок. Как с ним общаться?»
Включает в себя родительское собрание с элементами тренинга, посвящённое детско-родительским отношениям. Родители обсуждают вопросы о способах построения моделей общения с ребёнком, а также разрешению проблемных ситуаций на этапе школьной адаптации.
Блок 3 Тренинг детско - родительских отношений, направлен на преодоление установок и стереотипов поведения родителей; на развитие навыков конструктивного общения и обогащение эмоционального опыта родителей.
Для определения эффективности психолого-педагогической деятельности в рамках программы, родителям учащихся предлагается заполнить опросник, который позволит обозначить круг существующих проблем и создать благоприятные условия для формирования навыков учебного сотрудничества.( см.Приложение 1, 2)
В рамках данной программы немаловажное место занимает сотрудничество с педагогами, задачей этого направления является совершенствование профессиональной психолого-педагогической компетентности учителей начальных классов и актуализация их мотивации на оказание психологической поддержки первокласснику на этапе адаптации к школе;
Данная деятельность включает в себя ряд групповых и индивидуальных консультаций, осуществляемых психологом и классными руководителями первых классов. Тематика таких консультаций подразумевает: знакомство с результатами диагностических исследований, получение необходимых рекомендаций по работе с детьми различных категорий, предоставление педагогам информации о физиологических и психологических особенностях первоклассников, о необходимости коррекционно – развивающей работе в которой нуждаются учащиеся первых классов на этапе адаптации.
Кроме этого, совместная работа в этом направлении предполагает разработку рекомендаций для родителей и оформление стенда «Мой ребёнок – первоклассник»;
Предполагаемый результат:
Программа позволяет достичь положительного результата в каждом из направлений деятельности:
- Курс занятий позволяет первоклассникам сформировать положительную школьную мотивацию и интерес к обучению, получить навыки социального и межличностного общения в группе сверстников, выработать адекватные формы поведения в детском коллективе, умение оценить себя и свою деятельность. Также, в процессе развивающей деятельности обучающиеся получают необходимые умения для развития свойств произвольного внимания.
- Происходит повышение уровня родительской компетенции и психологической грамотности и тем самым активизация роли родителей в создании оптимальных условий для развития ребёнка.
- Педагоги в свою очередь, получают необходимую информацию об особенностях психического развития учащихся, а также необходимые рекомендации по работе с первоклассниками в адаптационный период.
Календарно – тематическое планирование к программе «Тропинка к успеху»
№ занятия | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия | Количество часов |
1. | «Давайте познакомимся!» | Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе. Создание атмосферы доверия и доброжелательности. | Упражнения, направленные на знакомство участников группы: «Давайте познакомимся» Человек к человеку» «Узнай кто я»; Упражнение на снятие мышечного напряжения «Живые деревья» | 1 |
2. | «Давайте познакомимся!» (продолжение) | Налаживание контакта между детьми в группе. Стимулирование внутригруппового общения. | Упражнения направленные на узнавание участников группы «Доброе утро» «Что я люблю делать» Упражнение на выражение положительных эмоций «Волшебные пальчики»; Упражнение на снятие мышечного напряжения «Тропинка» | 1 |
3. | «Школьные правила» | Формирование положительного отношения к школе, закрепление школьных правил и требований к обучению в школе. Развитие внимания и наблюдательности. | Упражнение на наблюдательность «Узнай по голосу», «Что изменилось»; «Закончи слово» Беседа о важности школьных правил «Школьные правила»; Упражнение на развитие школьной мотивации «Что поможет мне учиться» | 1 |
4. | «Общаемся играя» | Развитие межличностного общения в группе. Знакомство с эмоциями | Упражнение – разминка «Моё ласковое имя» Упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков «ты мне нравишься», «Цветная путаница» Беседа «Знакомство с эмоциями», упражнение «Нарисуй своё настроение» Упражнение на снятие мышечного напряжения «Цветная путаница» | 1 |
5. | «Я люблю учиться» | Формирование положительного отношения к школе; развитие взаимоуважения к сверстникам и взрослым | Упражнения и игры для стимулирования учебной мотивации «Сказка о школе», «Моя школа»; Игры и упражнения развивающие уважительное отношение друг к другу «Два паровозика», «Я посылаю любовь» | 1 |
6. | «Я люблю учиться (продолжение) | Формирование адекватного отношения к школьному обучению, развитие свойств внимания. | Упражнения на создание положительной школьной мотивации «Новые школьные правила», «Как Мишка в школу собирался» Упражнение на развитие внимания и снятия мышечного напряжения «Земля, вода, огонь, воздух», «запретное движение» | 1 |
7. | «Учусь учиться!» | Развитие школьной мотивации; развитие свойств внимания | Упражнения на создание школьной мотивации «ассоциации о школе» «Идеальный первоклассник», «Незаконченные предложения»; Упражнения на развитие внимания «Солнышко, камешки, заборчик», «Мой волшебный сундучок» | 1 |
8. | «Мы умеем дружить!» | Развитие сплочённости группы; развитие у учащихся умения оценить свою деятельность; | Упражнения для развития самооценки «Ученик дня», «Статуя дружбы»; Упражнение на сплочение детской группы «Колпачки», «Статуя дружбы», обувная фабрика» | 1 |
9. | «Учусь учиться!» | Формирование адекватной самооценки, развитие положительного восприятия ситуации школьного восприятия. | Упражнения, способствующие положительному восприятию школы «Мешок хороших», «Невиданный человечек Лень», «Незаконченные предложения»; Упражнения, способствующие повышению самооценки «Поиск общего», «Мешок хороших качеств» | 1 |
10. | «Учимся общаться!» | Развитие навыков общения между участниками группы; сплочение детского коллектива. | Упражнения на сплочение и получение коммуникативных навыков «Приветствие», «Букет», «Бурундуки», «Колпак» | 1 |
11. | «Учимся общаться!» | Развитие межличностного общения между участниками группы; формирование ответственности за своё поведение. | Упражнения на развитие коммуникативных навыков и ответственности за своё поведение «Атомы и молекулы», «Радио», «Сердце группы», «Паровозик». | 1 |
12. | «Знакомимся с эмоциями» | Развитие эмоционального мира детей; формирование адекватной самооценки. | Упражнение способствующие повышению самооценки «Кто Я», «Мой портрет» Упражнения, дающие представления об эмоциональном мире «Нарисуй радость», «Закончи предложение». | 1 |
13. | «Мы понимаем дуг друга!» | Развитие коммуникативных навыков первоклассников, толерантного отношения к окружающим. | Упражнения, направленные на развитие толерантности и коммуникативных навыков «Передай сигнал», «Неожиданные картинки», «Чьи ладошки», «Комплименты» | 1 |
14. | «Учимся общаться!» | Формирование групповой сплочённости, развитие эмоционального мира; | Игры и упражнения на развитие групповой сплочённости «Я тебе открою тайну», «Не выдай секрет раньше времени», «Раз, два, три – попробуй, повтори»; Упражнения, дающие представления об эмоциональном мире «А за что? А просто так!»; | 1 |
15. | «Учимся разрешать проблемные ситуации» | Развитие умения разрешать ситуации конструктивно; | Упражнения дающие навыки разрешения конфликтных ситуаций «Избавляемся от злости», «Небеса и ад», «Пусть у меня что-то не получится, зато…»; Упражнение на развитие внимания и снятия мышечного напряжения «Нос, рот…» | 1 |
Используемая литература:
И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан
«Психология», Москва, 2004г.
К. Фопель «Как научить детей сотрудничать», Москва, 2000г.
И. Артюхова «Профилактика дезадаптации первоклассников», Москва, 2008г.
М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева
«Работа психолога в начальной школе», Москва, 2001г.
Г.Б. Монина, Е.В. Панасюк «Что нужно знать родителям будущих первоклассников», Санкт – Петербург, 2008г.
О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я», Москва, 2001г.
Т.Н. Образцова «Психологические игры для детей», Москва, 2005г.
Н.В. Пилипко «Здравствуй, школа!», Москва, 2002г.
Е.В. Языканова «Учись учиться», Москва, 2006г.
Н.П. Анисимова, Е.Д. Винакова «Обучающие и развивающие игры 1-4 классов», Москва, 2004г.
Г.Б.Монина «Предшкольный бум», Санкт – Петербург, 2008г.
М.М. Безруких «Ступеньки к школе», Москва, 2001г.
Е.Н. Корнеева «Ох уж эти первоклашки!», Ярославль, 1999г.
Н.В. Пилипко «Приглашение в мир общения. Программа по психологии общения для учащихся начальной школы», Москва, 2000г.
Приложение 1
Опросник для родителей
(заполняется родителями перед началом групповых занятий)
- Как вы оцениваете готовность вашего ребёнка к обучению в школе?
(высокая готовность, средний уровень готовности, низкий уровень готовности, затрудняюсь ответить)
- С желанием ли ребёнок идёт в школу?
________________________________________________________
- С каким настроением ваш ребёнок идёт в школу?
(всегда с хорошим, бывает по-разному, чаще с плохим, затрудняюсь ответить, другое__________________________________________)
- Испытывает ли ваш ребёнок трудности на начальном этапе обучения? Если да, то, какого рода эти трудности?
(недостаточно организован, трудности в общении, невнимателен, нежелание учиться, плохое состояние здоровья, другое ____________________________________________________________)
- Может ли ребёнок длительное время сосредоточиться на выполняемом задании?
____________________________________________________________
- Испытывает ли ребёнок трудности при общении со сверстниками?
Если да, укажите какого рода трудности: излишняя замкнутость и робость, чрезмерная напористость, агрессия, неумение действовать сообща, конфликтность, другое ___________________________________________________________
- Адекватно ли ребёнок реагирует на возникающие трудности, ситуацию неуспеха?
__________________________________________________________
- Умеет ли ребёнок принимать и выполнять правила в какой-либо деятельности?
_____________________________________________________________
- Умеет ли выполнять требования взрослых?
___________________________________________________________
- Какого стиля воспитания вы придерживаетесь или хотели бы взять за основу?
(гармоничный, вседозволенность, авторитарный, сочувствующий, материальная заинтересованность, «поощрение и наказание», другой ___________________________________________________________
Данный опросник позволяет получить обратную связь от родителей учащихся и оценить эффективность групповых занятий и программы в целом; узнать об изменениях, произошедших в поведении ребёнка, его познавательной сферы, полученных им коммуникативных умений. Эту информацию можно использовать для планирования дальнейшей работы, с учащимися и с их родителями.
Приложение 2
Опросник для родителей
(заполняется родителями по окончанию групповых занятий)
1. Как вы считаете, наступили ли изменения в поведении вашего ребёнка и его отношении к учебной деятельности? _____________________________________________________________
2. Какого рода эти изменения?
_____________________________________________________________
- Изменилось ли его отношения к школьным занятиям и к обучению в целом?
__________________________________________________________
- Произошли ли изменения в поведении ребёнка в момент выполнения им учебных заданий?
_____________________________________________________________
- На ваш взгляд произошли ли изменения в поведении ребёнка во время общения со сверстниками__________________________
- Изменилось ли поведение вашего ребёнка по отношению к взрослым?
_________________________________________________________
- Как вы считаете, получил ли ребёнок необходимые навыки в процессе посещения групповых занятий?
___________________________________________________________
- Считаете ли вы необходимым продолжать работу с вашим ребёнком в этом направлении?
___________________________________________________________
- Вы как родители получили какую-то важную для себя информацию по вопросам воспитания?
___________________________________________________________
- Считаете ли вы важным и нужным для себя знакомиться с информацией касающейся развития вашего ребёнка, изменениях, происходящих с ним?
___________________________________________________________
Занятие 1
Цель: Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе. Создание в группе атмосферы доверия и доброжелательности;
Упражнение «Давайте познакомимся!»
Ведущий предлагает детям встать в круг. Каждый участник громко и чётко называет своё имя по кругу. Затем тот у кого мяч бросает мяч кому-либо из детей называя при этом его имя.
Упражнение «Имя оживает»
Участники группы представляют себе страну Имён, в которой все имена превращаются в животных, диковинных птиц, или в растения. Детям предлагается закрыть глаза и представить, как выглядит эта чудесная страна, и во что могло бы превратиться имя ребёнка.
Упражнение «Человек к человеку»
Все стоят по двое. Водящий по очереди называет части тела. Например, «нос к носу», «рука к руке», «коленка к коленке» и т. д. Играющие должны выполнить эти задания. После команды: «Человек к человеку» все разъединяются и ищут другого партнера. Тот, кому не достанется партнера, становится водящим.
Упражнение «Узнай кто я»
Дети делятся на пары. По сигналу ведущего они начинают общаться внутри созданных пар. Их цель узнать друг о друге как можно больше. Ведущий должен обратить внимание на вопросы, которые дети могут задать, например, день рождения, любимое животное, любимая игра, любимое занятие, мультфильм и т.д.
После окончания обсуждения, дети рассказывают, что нового они узнали друг о друге.
Упражнение «Живые деревья»
Ведущий предлагает детям пофантазировать и превратиться в деревья, кто- то в яблоньку, кто-то в берёзу или дуб. Далее Учитель говорит следующее: « Итак, ребята, мы деревья. Потяните руки вверх, будто это ветки, поднимитесь на носочки. Тихонько подул ветер, и наши ветки тихо колышутся. Вот ветер подул сильнее и наши пальцы как листочки задрожали. Вот ветер усилился, и деревья нагибаются в стороны. А теперь ветер постепенно затихает, наши ветки чуть покачиваются, листочки чуть шелестят. А теперь мы медленно опускаем руки, и превращается в мальчиков и девочек.»
Подведение итогов
Дети говорят, чему они научились на занятии, что особенно запомнилось, что бы они хотели узнать на последующих занятиях, какие вопросы остались неразрешенными.
Прощание
По желанию детей можно придумать ритуал прощания, который будет использоваться на каждом занятии. Возможно, это будут добрые слова в адрес каждого участника, пожелание, необычное рукопожатие или просто объятие.
Рекомендуется ритуал – благодарность. Каждый участник обращается к кому-либо из группы говорит «Я хочу поблагодарить …..(имя) за то, что он был добр ко мне, сказал хорошее пожелание, помог выполнить сложное задание и т.п.». Ведущий должен нацелить детей на то, чтобы все дети получили благодарность, мотивировать их на выполнение этого задания.
Занятие 2
Цель: продолжение знакомства, налаживание контакта между детьми в группе. Стимулирование внутригруппового общения.
Упражнение «Доброе утро»
Это упражнение помогает детям узнать новое друг о друге. Ведущий обращается к детям: «Доброе утро!» и называет какой-либо признак, дети к которым относиться сказанное в ответ на приветствие машут рукой.
Например: «Доброе утро, все у кого хорошее настроение!», «Доброе утро, сем девочкам!», «Доброе утро, всем мальчикам!»,
«Доброе утро, кто чистил сегодня зубы!», «Доброе утро, те, кто любит шоколад!» и т.д.
Упражнение «Волшебные пальчики»
Все дети любят рисовать. Предлагаем сделать это не совсем простым образом. У каждого ребёнка лист бумаги, краски, желательно ведущему иметь влажные салфетки для рук.
Детям предлагается нарисовать своё настроение, пользуясь красками, но не пользуясь кистью, т.е. пальцами. Не нужно ограничивать детей, пусть проявят свою фантазию и воображение.
После окончания работы все детские рисунки разместить на доске, чтобы дети смогли их оценить. По желанию детей рисунки можно преподнести в подарок детям из группы или родителям.
Игра «Тропинка»
Дети выстраиваются друг за другом. Участники двигаются змейкой по воображаемой тропинке, ведущий может идти, впереди предлагая детям преодолевать препятствия: переступая, перепрыгивая, обходя их, дети в свою очередь повторяют все движения ведущего. Ведущими могут и сами дети, руководитель группы в этом случае оказывает им помощь при необходимости. Игру можно проводить под музыкальное сопровождение.
Игра «Что я люблю делать»
Ведущий говорит следующее: «Ребята, я хочу, чтобы вы лучше узнали дуг друга. Вы будете рассказывать о себе, о том, что вы любите делать больше всего на свете, но не совсем обычном способом – с помощью мимики, жестов, т.е. пантомимы, говорить – запрещается. Ребята должны отгадать, что вы показываете. В качестве примера ведущий может также показать детям какое-либо действие.
Подведение итогов занятия
Дети высказываются, что им понравилось на занятии, что удивило, порадовало, что бы хотелось узнать на следующих занятиях.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 3
Цель: Формирование положительного отношения к школе, закрепление школьных правил и требований к обучению в школе. Развитие внимания и наблюдательности;
Упражнение «Угадай по голосу»
Дети выбирают водящего, который выходит в центр круга, глаза завязаны или закрыты. Дети по очереди зовут его по имени, а он в свою очередь должен угадать этого ребёнка.
Беседа «Школьные правила»
«Ребята, вы обращали внимание на дорожные знаки? Они указывают водителям, пешеходам, что можно делать, а что нельзя. Если не обращать на них внимания – случиться беда.
В школе тоже есть правила, которые необходимо соблюдать. Подскажите мне, что можно делать? А что нельзя? (дети отвечают). А можно ли эти правила изобразить с помощью знаков? (дети отвечают)
Учитель знакомит детей со школьными правилам (можно их изобразить в виде знаков):
- В школе нужно со всеми дружить;
- Нельзя на уроках разговаривать;
- не выкрикивай с места;
- Когда хочешь ответить нужно, поднимать руку;
- Нельзя обзываться, драться, плохо себя вести;
Возможно, дети захотят добавить и свои правила. В этом случае можно попросить, чтобы они вместе со своими родителями придумали интересные знаки, отражающие данные правила;
Упражнение «Что изменилось»
На парте перед детьми ведущий выкладывает различные предметы (это могут быть подручные предметы). Желающий ребёнок выходит к столу и запоминает их расположение. Затем ребёнок отворачивается, а ведущий меняет расположение предметов (можно убрать или добавить). Задач ребёнка найти все различия.
Упражнение «Закончи слово»
Ведущий предлагает детям заканчивать слова, которые начинаются на разные слоги, например, на слог ра, да, зем, го и т.д.
Упражнение «Что поможет мне учиться»
Задача упражнения формирование положительного отношения к обучению в школе и учебной мотивации, т.к. в группу могут входить дети с недостаточно сформированной учебной мотивацией.
Дети называют качества характера, способности и всё что помогает школьникам овладевать знаниями.
Подведение итогов
Дети высказываются, что им особенно запомнилось на занятии, с каким настроением они уходят.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 4
Цель: развитие межличностного общения в группе; знакомство с эмоциями, их значением в жизни;
Упражнение « Моё ласковое имя»
Ведущий предлагает детям назвать своё ласковое имя. Это может быть как имя ребёнка, так и ласковое обращение (Зайчик, Малыш и т.д.)
Ведущий показывает стакан с чистой прозрачной водой и говорит: «Посмотрите, ребята, какая чистая прозрачная вода в стакане. Сейчас моё настроение похоже на эту воду, оно такое же спокойное, ровное и хорошее»;
Демонстрирует стакан с водой, добавляя немного земли. «А бывает что наше настроение отчего-то портится, и тогда оно похоже на воду в этом стакане, оно мутное, неприятное, испорченное»
«А теперь посмотрите, я добавляю в воду разноцветные блёстки. И настроение похоже на фейерверк, искрящееся, яркое, переливающееся»
Наше настроение – это эмоции. Они могут быть очень разными.
Дети высказываются на что похоже их настроение в данный момент.
Упражнение «Знакомство с эмоциями»
Ведущий предлагает детям рисунки с изображением различных эмоций: радость, грусть, обида, гнев, страх, удивление, счастье и т.д.
Затем предлагается изобразить какое настроение у детей в различных ситуациях: когда они идут в школу, на занятиях, с друзьями, дома и т.д.
Упражнение «Нарисуй своё настроение»
Детям предлагается изобразить своё настроение, предварительно, педагог развешивает рисунки с изображением различных эмоций. Детям предлагается придумать, как ещё можно изобразить своё настроение.
Упражнение «Цветная путаница»
Детям предлагается встать парами. Можно чтобы они находились и в кругу. Ведущий называет цвет, а дети быстро должны найти его, но не у себя, а у своего соседа (или у других детей из группы, с детьми необходимо договориться заранее);
Упражнение «Ты мне нравишься»
Упражнение способствует сплочению и развитию хороших отношений между детьми.
Дети сидят в кругу, у ведущего моток ниток, он объясняет детям, что один конец нити нужно обмотать вокруг пальца, затем передать любому участнику группы со словами: «Ваня ( Вова, Даша…), ты мне нравишься, потому что…(далее следует назвать причину), например, потому что ты был сегодня очень вежливым». Следующий ребёнок действует по аналогии, фраза всегда начинается одинаково. Все дети должны получить клубок, ведь в каждом есть что-то очень хорошее, что заслуживает любви и внимания.
Подведение итогов
Дети говорят, с каким настроением уходят с занятия, и чего желают друг другу.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 5
Цель: формирование положительного отношения к школе; развитие взаимоуважения к сверстникам, и к взрослым.
Упражнение «Сказка о школе»
Детям предлагается совместными усилиями придумать сказку о школе, она может быть как об обычной школе, так и о лесной, или школе на несуществующей планете.
После выполнения работы обязательно обсудить, чем же отличаются та школа в которой учатся ребята, от вымышленной.
Коллаж «Моя школа»
Этот вид работы позволяет детям научиться работать сообща, сотрудничать в процессе выполнения деятельности, уважать мнение других. Для выполнения этой работы необходимы два ватмана. Дети делятся на две группы. Каждой из них предлагается изготовить коллективный коллаж на тему «Моя школа», участники группы могут рисовать, делать аппликацию, комбинировать виды деятельности. После окончания работы каждая группа защищает получившийся коллаж.
Упражнение «Два паровозика»
Целью этого упражнения является, прежде всего, сплочение, развитие доверия к другим участникам, а также двигательная активность. Участники разбиваются на команды, по 4-5 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, вес остальные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий дотрагивается до последнего вагона, и он переходит на место паровоза. Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью.
Упражнение «Я посылаю любовь»
Для этой игры также понадобиться сердце (как в занятии 11). Дети сидят в кругу. Сердце располагается на полу в центре круга. У каждого участника группы по маленькому сердечку (предложить вырезать самим детям из картона). Ведущий говорит детям, что большое сердце символизирует любовь. Бросая на него маленькие сердечки можно посылать любовь разным людям. Нарисованные на большом сердце цифры обозначают количество любви, которое посылает ребёнок какому-то конкретному человеку. Далее по очереди дети бросают маленькие сердечки, (каждый ребёнок может сделать 3 броска), стараясь попасть ближе к центру сердца, набрав тем самым большее количество очков. При этом вслух говорят, кому посылают свою любовь: маме, папе, другу, и т.д. В конце можно подвести итог кто их участников набрал большее количество очков.
Подведение итогов
Дети говорят, чему они научились, с каким настроение покидают занятие, что бы хотели обсудить на следующем занятии.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 6
Цель: Формирование адекватного отношения к школьному обучению, развитие свойств внимания.
Игра «Как Мишка в школу собирался»
Детям зачитывается стихотворение, о том, мальчик Миша собирался в школу. Если речь идёт о предмете, который в школе не нужен, дети хлопают в ладоши.
«Собирался Мишка в класс
Взял он мёду про запас,
Взял учебники, тетрадки
Две большие шоколадки,
Положил в портфель пенал,
Ручки, краски, книжки взял.
Положил карандаши,
И точилку тоже.
Взял он куклу и волчок сунул осторожно.
Положил в портфель альбом
Кисточку, машинки
И блестящий туесок полненький малинки
И, довольный очень Мишка
Щелкнул весело замком.
И берёзовым леском в школу побежал вприпрыжку.
Затем, дети отвечают на вопросы педагога: «Как вы думаете, умеет ли Миша собираться в школу? А что ещё мальчик забыл положить в портфель?» и т.д.
Упражнение «Земля, вода, огонь, воздух»
Дети стоят в кругу. Ведущий находится в центре, он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий сказал «земля», тот, кто поймал мяч должен назвать какое-либо животное, при слове «вода» - игрок должен назвать рыбу, на слово «воздух» - птицу, при слове «огонь» - участник должен обернуться кругом, помахивая руками.
Упражнение «Новые школьные правила»
Эта игра даёт возможность детям придумать новые интересные правила школьной жизни, или как вариант правила поведения в группе.
Например:
- изобрести интересное рукопожатие.
- после интересного необычного все участники аплодируют друг другу;
- начинаем и заканчиваем занятия «хвалилками» т.е. хвалим друг друга за что-либо (за то, что пришли на занятие с хорошим настроением, спасибо за активную работу, за добрые слова в адрес друг друга и т.д.)
- относимся друг к другу с доверием и пониманием;
Упражнение «Запретное движение»
Это упражнение может сопровождаться музыкой. Дети стоят в кругу. Ведущий показывает несколько движений, одно из которых является запретным (например, приседание). Дети должны повторять все движения ведущего за исключением запретного. Тот, кто ошибся, из игры выбывает.
Подведение итогов
Дети говорят чему они научились, какие выводы сделали, что особенно запомнилось и понравилось, а что нет;
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 7
Цель: формирование учебной мотивации учащихся; развитие свойств внимания.
Упражнение «Ассоциации о школе»
Детям предлагается назвать слова, относящиеся к теме «школа», для поддержания интереса можно разделить детей на группы, побеждает группа назвавшая большее количество слов
Упражнение «Идеальный первоклассник»
Каждый из участников группы называет качество которое необходимо, по его мнению первокласснику (качество характера, умения, способности);
Упражнение «Солнышко, камешки, заборчик»
Ведущий поочерёдно называет слова «солнышко», «камушки» «заборчик, поочерёдно меняя их местами. Дети должны реагировать на каждое слово соответствующим образом. При слове «солнышко» - поднять руки с раскрытыми ладонями и раскрытыми»;
при слове «камушки» - поднять руки вверх со сжатыми кулаками;
при слове «заборчик» - руки подняты вверх, ладони раскрыты, но пальцы плотно прижаты друг к другу.
Темп игры постепенно ускоряется.
Упражнение «Незаконченные предложения»
Детям предлагается закончить предложения:
«Ученик должен быть…»
«Ученик не должен…»
«В школе самое интересное…»
«Чтобы хорошо учиться я…»
Упражнение «Мой волшебный сундучок»
Ведущий объясняет детям правило: каждая фраза детей будет начинаться со слов: «Я достаю из моего волшебного сундучка…далее, ведущий называет какой- либо предмет, животное и др. (книга, ластик и т.д.), следующий участник повторяет слова ведущего и добавляет свой предмет, Следующий участник «достаёт» из сундучка» уже 3 предмета, наподобие игры «Снежный ком», количество предметов постепенно возрастает. Например: «Я достаю из волшебного сундучка тетрадь»; «Я достаю из своего волшебного сундучка тетрадь и шапку»;
«Я достаю из своего волшебного сундучка тетрадь, шапку и кошку» и т.д.Если участник ошибся больше двух раз, он выбывает из игры.
Подведение итогов
Дети обсуждают наиболее запомнившиеся моменты занятия, чему они научились, что особенно запомнилось.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 8
Цель: развитие сплочённости группы, развитие взаимоуважение и адекватной самооценки обучающихся.
Игра « Колпачки».
Для этого он раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте!», отвечать при приеме колпачка: «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается. Игра помогает настроить детей на доброжелательное отношение друг к другу, создает хороший эмоциональный настрой. Проводится игра от 3 до 5 минут, чтобы все дети смогли обменяться колпачками по несколько раз
Упражнение « Ученик дня»
Упражнение позволяет почувствовать детям дружескую поддержку всей группы. Дети находятся в кругу, желающий ребёнок. Может проводиться довольно часто, конечно «учеником дня» должны быть разные дети.
Дети находятся в кругу. В центр выходит один участник группы. Каждый из детей должен сказать приятные слова в адрес этого ребёнка, аргументировав свои высказывания. Например: «Даша, я рад, что ты учишься со мной в одном классе!», «Ты, Даша, моя самая лучшая подружка!», «Ты мне очень нравишься!».
Упражнение «Статуя дружбы»
В этом упражнении может участвовать вся группа.
Один из детей – «скульптор», остальные – материал для скульптуры (можно обговорить с детьми что это: глина, песок, пластилин и т.д.)
Задача ребёнка выполнить скульптуру на тему «Дружба», меняя по своему желанию позы детей, их расположение и т.д.
Упражнение «Обувная фабрика»
Весёлое упражнение помогает детям создать лёгкую и непринуждённую атмосферу, и в то же время, способствует сплочению группы. Все снимают обувь и кладут ее в центр круга. Каждый участник надевает два разных ботинка и пытается поставить ногу рядом с ногой, обутой в парную обувь.
Подведение итогов
Дети делятся впечатлениями о наиболее запомнившихся и важных моментах занятия, чему они научились, что особенно запомнилось, а какие вопросы остались неразрешенными.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 9
Цель: Формирование адекватной самооценки учащихся, положительного восприятия ситуации школьного обучения.
Упражнение «Поиск общего»
Дети делятся на небольшие группы по 3-4человека. Их задача найти как можно больше сходств между членами данной подгруппы. Например: мы все одного роста, родились в городе Мегион, любим мороженое и т.д., чем больше сходств найдут дети внутри группы, тем лучше.
Упражнение «Мешок хороших качеств»
На ватмане или на доске нарисован мешочек. Ведущий объясняет детям, что это мешок хороших качеств. Каждый из ребят может положить туда своё хорошее качество или кого-то из участников группы. Например: «Мне нравится в Юле доброта. Хочу положить в мешок доброту.
Упражнение «Незаконченные упражнения»
Детям предлагается закончить предложения:
«Мне нравится в школе…»
«Мне не нравится в школе…»
«Если бы я был директором школы…»
«Если бы я был учителем…»
Упражнение «Невидимый человечек Лень»
Ведущий рассказывает детям о существовании коварного маленького существа по имени «Лень», который потихоньку запрыгивает то в карман, то в ручку, то в уши учеников мешая им думать, слушать, писать и т.д. И тогда… (ребята вместе придумывают к чему это приведёт).
А как он выглядит? Какой у него характер? Можно ли с ним договориться? Детям предлагается нарисовать этот персонаж.
Подведение итогов
Дети обсуждают наиболее значимые моменты занятия, обсуждают, что особенно запомнилось, что бы нового хотели узнать.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 10
Цель: развитие навыков общения между участниками группы, сплочение детского коллектива.
Упражнение «Приветствие»
Участники группы приветствуют друг друга и получают заряд положительных эмоций. Дети делятся, на три группы: европейцы, японцы, африканцы. Затем они должны поприветствуйте друг друга как европейцы - пожимают руку, как японцы - кланяются, и как африканцы - трутся ногами.
Упражнение «Букет»
Каждый участник группы получает заготовку: цветок, сделанный из цветной бумаги. В центре дети пишут своё имя, цветы по своему усмотрению оформляют: рисуют глаза, соответствующее настроение и т.д. В заранее заготовленную вазу (нарисованную или сделанную в виде аппликации) вклеивают получившиеся цветы, образуя таким образом букет.
Упражнение «Бурундуки»
Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.
Упражнение «Колпак»
Группа разучивает следующие слова, каждое слово сопровождается определённым жестом. «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если он не треугольный, то это не мой колпак» Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов.
Подведение итогов
Дети делятся своими впечатлениями, наиболее запомнившимися моментами занятия.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 11
Цель: развитие межличностного общения между участниками группы; формирование ответственности за своё поведение
Упражнение «Радио»
Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок! (при этом подробно описывает кого-нибудь из группы участников (цвет волос, глаз, рост, одежду…)). Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий
Упражнение «Атомы – молекулы»
Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.
Игра «Паровозик»
Игроки встают паровозиком, закрывая руками глаза впереди стоящего игрока. Таким образом, открытыми остаются только глаза последнего игрока, стоящего в паровозике, а свободные руки – только у первого игрока. Перед паровозиком ставится задача – достать определенный предмет, который ведущий помещает в комнате после того, как играющие закрывают глаза. Последний игрок руками поворачивает своего соседа в нужном направлении, руководит паровозиком. По цепочке эти движения передаются всему паровозику, и он начинает двигаться. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмет в руки спрятанный предмет.
Упражнение «Сердце группы»
Ведущий заранее вырезает из плотной бумаги или рисует на ватмане сердце. Детям внутри группы предлагается написать хорошие качества участников группы. Можно раздать детям маленькие сердечки из бумаги и предложить написать на них свои имена, сердечки клеятся вовнутрь большого сердца, а затем дети пишут положительные качества друг друга.
Подведение итогов
Дети благодарят друг друга за работу, обсуждают наиболее интересные моменты занятия.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 12
Цель: развитие эмоционального мира учащихся; формирование адекватной самооценки.
Упражнение «Закончи предложение»
Педагог ведёт с детьми беседу, в ходе которой дети вспоминают эпизоды из жизни связанные с радостью. Далее им предлагается закончить следующие предложения:
«Для меня радость - это…»
«Для моих родителей радость – это…»
«Для ученика радость - это…»
Упражнение «Нарисуй радость»
Это упражнение связано с предыдущим. Используя краски, детям предлагается выразить на своём рисунке радость, это может быть как предмет, абстрактное изображение, так и сюжетный рисунок или коллаж.
Упражнение «Кто Я»
Ведущий предлагает детям представить, что в далёкой – далёкой стране у них есть друг. Он хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты? Что любишь? Как выглядишь? Что любишь?
Детям предлагается написать стихотворение (оно может быть и без рифмы), а начинаться оно должно со слов: «Я», «У меня».
Например:
Я Миша
Мой рост один метр двадцать сантиметров
У меня весёлый характер
Я очень люблю животных
У меня рыжие волосы
Я очень общительный
Я обожаю мороженое
Упражнение «Мой портрет»
Это упражнение может служить своеобразным предложением предыдущего, но и само по себе очень нравится детям.
Исходя из тех сведений, которых дети сами рассказали о себе, им предлагается нарисовать свой автопортрет, или изобразить себя целиком. Все картины необходимо подписать, а затем устроить вернисаж, где детям предлагается оценить работы участников группы, и аплодисментами оценить все портреты.
Подведение итогов
Дети обсуждают, чему они научились, что особенно запомнилось, и чтобы хотели узнать на последующих занятиях.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 13
Цель: развитие коммуникативных навыков первоклассников, толерантного отношения к окружающим.
Игра «Передай сигнал»:
Для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга проводится .
Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.
Упражнение «Неожиданные картинки»
Дети находятся в кругу. У каждого лист бумаги, подписанный с другой стороны. Инструкция детям: «Ребята, перед вами лист бумаги. Начните рисовать на нём какую-нибудь картину. По команде ведущего вы должны передать свой лист соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картину». Над каждой картиной дети работают 2-3 минуты. Так происходит до тех пор, пока картины не сделают полный круг и не вернуться к своим хозяевам.
Затем дети обсуждают, довольны ли они получившейся картиной, что им понравилось, а что нет.
Упражнение «Чьи ладошки»
Один из участников садится на стул с закрытыми глазами. Лицом к группе. Остальные по очереди подходят к нему и на несколько секунд кладут на его ладони свои. Водящий должен догадаться, чьи ладошки приходили к нему а гости».
Игра «Комплименты».
Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик из рук в руки. Правило - не повторяться. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». После того, как все получили комплименты, ведущий подводит итог.
Подведение итогов
Дети благодарят друг друга за работу и интересное общение.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 14
Цель: развитие эмоционального мира учащихся, формирование групповой сплочённости.
Упражнение «Не выдай секрет раньше времени»
Ведущий по очереди обращается к детям с разными вопросами, задача детей отвечать только после команды «говори»; задача участников группы сдерживать эмоции, действовать по правилу.
Варианты вопросов:
«Какой сегодня день недели?»
«Назови фрукты красного цвета»
«Как называется маленькая лошадка» и т.д.
Упражнение «Раз, два, три – пробуй, повтори»
Ведущий показывает детям различные движения, они в свою очередь должны повторить все движения кроме одного, оно запрещено, например, нельзя наклоняться. Запрещённое движение можно заменить другим.
Игра «Я тебе открою тайну»
В эту игру можно играть несколько дней ( в нашем случае 2 дня). Ведущий предлагает детям вытянуть жребий, где сообщается имя кого-то из группы.
Таким образом, у каждого ребёнка оказывается листочек с именем одного из учащихся, оно не разглашается. В течение двух дней дети оказывают знаки внимания, добрые дела тому, «тайным другом» кого он является. Главное, чтобы это сопровождалось положительными эмоциями. Через несколько дней, дети раскрывают секрет, кто чьим другом являлся, какие эмоции вызывали сюрпризы.
Упражнение «А за что? А просто так!»
Игра учит выражать положительные чувства. Дети по кругу благодарят друг друга за что-либо, или просто так. Затем одного игрока ставят в центр и похвалы и комплименты звучат уже в его адрес. Дети в центре кругу сменяются.
Упражнение «Подойди ко мне поближе, я хочу тебя обнять!»
В ходе игры дети учатся выражать свои положительные чувства. Дети встают в круг. Перед началом игры ведущий предлагает вспомнить детям любимую игрушку и чувства, которые она вызывает у детей. Далее по цепочке они должны выразить свои симпатии друг к другу с помощью жестов, объятий и добрых слов. Ведущий обнимает стоящего рядом ребёнка. Но совсем слабо, а он в свою очередь должен обнять своего соседа, но уже крепче, объятия постепенно набирают силу, пока не вернутся к ведущему.
Подведение итогов
Дети благодарят друг друга за работу и интересное общение.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
Занятие 15
Цель: развитие умения разрешать спорные ситуации конструктивно; развитие свойств внимания.
Упражнение «Небеса и ад»
Ведущий предлагает детям послушать историю: «Один молодой воин пришёл к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чём разница между небесами и адом?»
Мудрец на мгновение задумал и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе может понять такое? Ты слишком невежествен и глуп».
Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!», заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В тоже мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». Услышав эти слова, воин убрал меч в ножны, «А вот это и есть небеса», заметил старик.
Далее ведущий говорит о том, что у каждого человека случаются ситуации, когда очень трудно контролировать себя и своё поведение; (дети вспоминают такие ситуации из своего опыта); «Порой нам хочется доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой превращается в настоящую борьбу. Ведущий предлагает детям разобрать ситуации, из их опыта, когда конфликт чуть не закончился дракой;
Упражнение «Избавляется от злости»
Ведущий предлагает детям изобразить свою злость. Она может выглядеть как клякса, или в виде образа или предмета. Лучше если дети воспользуются касками. После обсуждения ведущий спрашивает детей как можно избавить от злости. (варианты: можно разорвать на мелкие части, сжечь, сделать самолётик и т.д.)
Упражнение «Нос, рот…»
По команде ведущего «нос» - дети должны дотронуться до своего носа, по команде «рот» - ко рту. Ведущий называет команды, дотрагиваясь до соответствующих частей. Темп игры постепенно набирает скорость; задача детей - дотронуться до той же части головы что и ведущий.
Упражнение «Пусть у меня что – то не получается, зато…»
Участники стоят в кругу. Дети, которые находятся в кругу, говорят следующие слова: «У меня не получается (называет что именно) красиво писать, выговаривать букву и т.д, дети стоящие в кругу говорят: «Зато ты…(красивый, весёлый, общительный и т.д.). Желательно чтобы все дети побывали на месте водящего.
Игра «Разведчик»
Дети выбирают ведущего. Участники группы замирают в разнообразных позах. Ведущий запоминает позы играющий, их одежду, а затем выходит из комнаты. Дети делают 1-2 изменения в своей одежде, позе (если их будет больше, детям будет сложно запомнить). Водящий, вернувшись должен всё вернуть всё в исходное положение найти изменения в одежде и позах игроков
Подведение итогов
Дети благодарят друг друга за совместную работу и интересное общение. Поведение итогов работы группы.
Прощание
Ритуал «Благодарность» (см. занятие 1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников.
Цель занятия: Закрепление умений классифицировать предметы; развитие внимания, мышления, пространственной ориентации....
Программа коррекционно – развивающих занятий с первоклассниками в период адаптации к школе
Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повыше...
Программа коррекционно-развивающих занятий для первоклассников "Уроки общения"
Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создан...
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Программа коррекционно-развивающих занятий с первоклассниками
Программа предназначена для групповой работы с обучающимися 1-х классов, испытывающими трудности адаптации....
Коррекционно-развивающая программа для первоклассников в период адаптации к школе
Коррекционно-развивающая программа для первоклассников в период адаптации к школе, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образова...
Содержание коррекционно-развивающей программы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников «Путь к успеху» (4 классы)
Содержание коррекционно-развивающей программы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников«Путь к успеху»(4 классы)...