Программа развития инновационного потенциала личности и профессиональной идентичности
учебно-методический материал на тему

Желонкина Марина Владимировна

 

Цель программы: развитие инновационного потенциала личности и профессиональной идентичности студентов.

В программе используются техники и методики когнитивной и арт-терапии. Помимо содержательных упражнений, реализующих цель и задачи программы, используются психогимнастические задания, направленные на развитие сплоченности группы и повышение работоспособности ее участников, ролевые игры, моделирующие реальные профессиональные и жизненные ситуации, диспуты, деловые игры, направленные на обучение проектированию жизненной и профессиональной стратегии; гармони­зация временного поля сознания, решение прогностических задач.

Тренинговая группа состоит из 12-15 человек; работа проходит в течение 10 дней (15 академических часов). Длительность одного занятия около 1ч. 30мин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Программа развития инновационного потенциала личности и профессиональной идентичности, которая основана на принципах безоценочности, принятия, неопределенности, системности, использования экспрессивных методов.

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс, направленных на развитие инновационного поведения будущих специалистов.

Утверждение инноваций в качестве доминирующего фактора развития студентов  является одной из значимых характеристик нашего времени. Это обусловлено тем, что способность к восприятию инноваций и выбор инновационного пути развития позволяет выживать и развиваться студентам  в условиях нарастающей динамики социальных изменений и все более ожесточающейся конкуренции.

Таким образом, в современном образовании признанной актуальной составляющей является инновационный потенциал личности, обеспечивающий необходимый уровень профессионализма выпускников вузов.  

Одним из главных условий профессионального развития специалистов, т. е. тех, которые работают в системе «человек-человек» является стремление к осознаванию ими специфики своей профессии, к осознаванию собственных ценностей, смыслов, образа себя и образа окружающего мира. Другими словами, важнейшую роль в достижении профессиональной зрелости  играет деятельность профессионального самосознания. Результатом деятельности профессионального самосознания является профессиональное самоопределение, выражающееся в профессиональной идентичности.

Одним из ключевых детерминирующих звеньев в профессиональном самоопределении личности, по мнению И. А. Липского, выступает ее способность ориентации в жизненных перспективах, способность к планированию, прогнозированию. Практическим следствием этого является возможность активизации процесса профессионального самоопределения через культивирование различных форм планирования, прогнозирования жизненных и профессиональных стратегий.

Таким образом, формирование профессиональной идентичности связано со способностью «экстраполировать себя в будущее».

На основе полученных результатов нашего исследования, мы выяснили, что инновационный потенциал и профессиональная идентичность взаимосвязаны между собой по шкалам методики «Самооценка творческих характеристик личности». Поэтому в программе использованы упражнения, направленные на развитие творческого потенциала личности.

Цель программы: развитие инновационного потенциала личности и профессиональной идентичности студентов.

Задачи:

- осознание участниками своего отношения и стратегий поведения в ситуации неопределенности;

- преодоление границ ментальных моделей, использование всего интеллектуального и личностного потенциала для работы над задачами, требующими творческого решения;

- развитие профессиональной идентичности, т.е. выработка каждым участником своего профессионального стиля, осознание своих профессиональных возможностей, определение путей профессионального роста;

- развитие навыков и умений управления инновационным процессом;

- осознание и преодоление барьеров (когнитивных и личностных), препятствующих актуализации творческих ресурсов;

- понимание своего профессионального Я, принятия себя в профессии, управления собою в профессиональных ситуациях в целом – своим профессиональным развитием.

Механизмы и техники

В программе используются техники и методики когнитивной и арт-терапии. Помимо содержательных упражнений, реализующих цель и задачи программы, используются психогимнастические задания, направленные на развитие сплоченности группы и повышение работоспособности ее участников, ролевые игры, моделирующие реальные профессиональные и жизненные ситуации, диспуты, деловые игры, направленные на обучение проектированию жизненной и профессиональной стратегии; гармонизация временного поля сознания, решение прогностических задач.

Тренинговая группа состоит из 12-15 человек; работа проходит в течение 10 дней (15 академических часов). Длительность одного занятия около 1ч. 30мин.

Структура занятий

Каждое занятие включает вводную часть (приветствие, обратная связь, разминка), основную часть (в соответствии с программой) и заключительную часть (подведение итогов, итоговая рефлексия, обзор программы следующего занятия, прощание).

Вводная часть занятия включает  в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения. В начале каждого занятия ведущему важно почувствовать группу, диагностировать состояние студентов, чтобы скорректировать план работы. В качестве разминки используются различные упражнения, которые позволяют участникам переключится от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу, включится в ситуацию «здесь и сейчас».

Основная часть обычно посвящена теме занятия и проводится в соответствии с программой. Важно отслеживать групповую динамику и уделять время необходимое для проработки агрессии или недовольства, возникающие в группе. Тогда основная часть строится в соответствии с потребностями группы. Можно варьировать упражнения в зависимости от подготовленности и продвижения группы.

В основной части проводятся не только упражнения, но и беседы, прослушивание песен, историй, стихов и т.д. в соответствии с темой. Участники могут обратиться к своим жизненным ситуациям и к тому, что происходит в группе. Упражнения на занятиях могут проводиться в группой и в индивидуальной форме.

Заключительная часть включает в себя мероприятия направленные на завершение занятия. Предлагается студентам подвести итоги и оценить свой опыт, полученный в результате групповых занятий. Важно завершать занятия, чтобы участники не становились зависимыми от группы. Завершение может подводить итог работы вербально, но может быть и игровым. Можно использовать специально разработанные ритуалы завершения занятий.

Правила поведения в группе

  1. Строгое соблюдение времени начала занятий и длительности перерыва.
  2. Отключение телефона или перевод его в режим виброзвонка.
  3. Доброжелательное отношение к каждому участнику группы.
  4. Право каждого быть услышанным, выразить любые свои мысли и чувства.
  5. Уважение к каждому человеку, его мнению.
  6. Внимательное, без перебивания, выслушивание каждого участника (право перебивать есть только у тренера).
  7. Искренность и честность высказываний и поступков, проявления чувств.
  8. Активное участие каждого в работе группы.
  9. Право каждого участника не отвечать на адресованные ему вопросы.
  10.  Проявление взаимопомощи при выполнении групповых заданий.
  11.  Конструктивная критика, то есть с пользой и в уважительной форме.
  12.  Соблюдение принципа «здесь и теперь».
  13.  Все что говорится и слышится, не выносится за пределы группы (принцип конфиденциальности).
  14.  Я говорю «я», а не «мы» или «все» (принцип «я»).

В ходе совместного обсуждения правил поведения участников программы, они дополняются, корректируются и в итоге вырабатывается и принимается «свод правил» для данной группы, который и будет действовать на протяжении всех занятий.

Структура программы

Название разделов

Количество часов

1.

«Знакомство»

1 ч. 25 мин.

2.

«Развитие инновационной готовности и профессиональной идентичности»

«Мы такие разные, но мы вместе»

1 ч. 30 мин.

«Поразмышляем»

1 ч. 30 мин.

«Временное пространство»

1 ч. 30 мин.

«Какой Я»

1 ч. 30 мин.

«Ассоциация»

1 ч. 20 мин.

«Решительный и ответственный»

1 ч. 30 мин.

«Кто Я?»

1 ч. 30 мин.

«Пути-выходы»

1 ч. 30 мин.

3.

«Я, ТЫ, МЫ»

1 ч. 20 мин.

Итого

14 ч. 35 мин.

По ходу проведения занятий могут происходить некоторые дополнения и корректировки в информационной подаче материала; время, отведенное на то или иное упражнение, указано приблизительно.

2. Содержание программы.

Занятие 1. «Знакомство» (1 ч. 25 мин.)

Упражнение 1.  «Формула моей личности». (10 мин.)

Цель: знакомство участников, создание атмосферы, соответствующей целям тренинга.

Инструкция: «Математики склонны, все, что происходит в мире, все явления и даже предметы описывать с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность».

Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых участников, порой возникает недоумение, появляются вопросы, просьбы привести пример. Ведущий в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась неопределенность ситуации. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат, кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел математики.

Обсуждаемые вопросы:

- Что помогало в выполнении задания?

- Какие трудности возникли при выполнении задания?

- Каким образом это упражнение соответствует целям тренинга?

2. Групповое обсуждение правил работы группы, их принятие (правила физической и психологической закрытости, активности, безоценочности). (5 мин.)

3. Информирование о целях и режиме работы. (5 мин.)

4. Обсуждение ожиданий, опасений участников по поводу предстоящей деятельности. (5 мин.)

Упражнение 5. «Сбор урожая на поле ассоциации». (10 мин.)

Цель: Создание комфортной творческой атмосферы, знакомство.

Инструкция: Назовите свое имя. Подберите к нему эпитет. Сравните себя с каким- либо объектом, подбирая ассоциации-метафоры.

Упражнение 6. «Встряхнемся». (15 мин.)

Цель: эмоциональный подъем, групповое сплочение, осознание ограничений, мешающих нам в решении задачи.

Одному члену группы дается мячик. Участники не предупреждаются о том, что они должны встать со стульев. Устанавливается лимит времени на это упражнение (сначала дается 15 секунд, потом – 10, затем – 3).

Инструкция: «Задача состоит в том, чтобы мячик прошел через руки всей команды, но при этом нельзя передавать мячик тем, кто сидит рядом».

Обсуждаемый вопрос: что помогало, что мешало выполнить упражнение?

Главная цель – продемонстрировать, как часто мы сами создаем ограничения, мешающие нам чего-либо добиться. Никто не говорил, что люди должны оставаться на одном месте, но практически всегда все совершают эту ошибку. Кроме того, спешка, как правило, не создает творческих решений. Встав с места, участники сразу же снимают одно из ограничений – никто уже не сидит рядом друг с другом. Упражнении также в полной мере демонстрирует то, что многие вещи, кажущиеся поначалу невозможными, на самом деле не таковы.

Упражнение 7. «Лото настроений» (15 мин.)

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Участник  берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем участник должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

Упражнение 8. Игра «ДА и НЕТ» (15 мин.)

Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.

Ты девочка?                                Соль сладкая?                        

Птицы летают?                        Гуси мяукают?

Сейчас зима?                                Кошка – это птица?

Мячик квадратный?                        Зимой шуба греет?

У тебя есть нос?                        Игрушки живые?

Упражнение 9. Организация окончания занятия. (15 мин.)

Обращаясь к участникам, расскажите о том, что сегодня было важным и необычным именно для вас. Придумайте и произнесите пожелание своим коллегам на прощание.

Занятие 2. «Мы такие разные, но мы вместе» (1 ч. 30 мин.)

Упражнение 1. Приветствие-разминка «Динамическое прикосновение» (15 мин.)

Цель: выделение особенностей экспрессивной выразительности человека в момент передачи эмоций через динамические прикосновения.

Задание: выразить при помощи прикосновений своё эмоциональное состояние и передать его партнеру по общению.

Инструкция: образуются два круга: внешний и внутренний. У каждого участника есть партнер. По сигналу ведущего участники начинают движение кругов в противоположном направлении. Каждому новому партнеру нужно передать свое эмоциональное состояние с помощью другого вида прикосновений и понять, что хотел передать он. Приветствие заканчивается, когда круги возвращаются в исходное положение.

        Анализ упражнения:

  1. Выразить своё отношение к использованию прикосновений в качестве способа передачи эмоций.
  2. Какие виды прикосновений наиболее распространены? Почему?
  3. Насколько трудно /легко было сочетать применение прикосновения и анализ действий партнера?

Упражнение 2. «Ложка и веревка».(10 мин.)

Цель: снятие эмоциональных барьеров, сплочение группы, заряд энергии.

Процедура проведения: Группа делится на команды. Каждой команде выдается ложка, привязанная к веревке.

Инструкция: «Вам необходимо протянуть веревку сверху вниз под одеждой каждого члена команды. Выигрывает команда, первой привязавшая свободный конец веревки к ложке».

Упражнение 3.  «Белый лист» (15 мин.)

Цель: осознание участниками своего отношения к ситуации неопределенности.

Для выполнения этого задания сидящим в кругу участникам выдается по чистому листу бумаги формата А4.

Инструкция для ведущего: листы бумаги раздаются молча, после чего в течение 5-10 минут тренеру необходимо сохранять полное молчание. Просто следим за реакцией участников. Для этого упражнения хорошо использовать видеозапись, чтобы после его выполнения участники могли лучше заметить и осознать собственное поведение и эмоциональное состояние в ситуации полной неопределенности.

Вопросы для обсуждения:

- Что чувствовали во время выполнения упражнения;

-Какие возникали мысли, желания, побуждения?

Участникам необходимо осознать, что ситуация неопределенности – это нормальная и необходимая составляющая нашей жизни. Она должна выступать как побуждающий к действию момент, а не становиться тормозом в жизни и деятельности. Все зависит от того, как мы к этой ситуации относимся. Не привыкли ли мы постоянно получать инструкции от других?

В качестве альтернативы к упражнению «Белый лист» можно использовать

Или возможно использование похожего упражнения, например, упражнение «Молчание». На тренинге тренер просто какое-то время сидит и молчит. Задается ситуация неопределенности. Фиксируется с помощью видеокамеры поведение, реакции участников тренинга (кто-то активно выясняет, что произошло, кто-то пассивно сидит и ждет, кто-то занимается своими делами, не волнуется о ситуации, кто-то согласует свои действия с действиями других, ищет выход, приемлемый для всех). Выявляем тех, кто действует по ситуации, а кто меняет ситуацию под себя, свои нужды. После упражнения – обсуждение (что чувствовали, что думали, что хотели сделать.

Ситуацию неопределенности каждый переживает по-своему и для кого-то данное упражнение задаст эту неопределенность, а для кого-то нет. Поэтому при обсуждение и в письменном самоотчете задается вопрос участникам «На сколько эта ситуация была для вас неопределенной?» Во время обсуждения этого упражнения формируются новые установки (взаимодействие в команде, решение проблемы, инициатива в работе с неопределенной ситуацией).

Упражнение 4. Человек на своем месте (С. Ю. Смагина) (30 мин.)

Цель: самостоятельный анализ плюсов и минусов в студенческих и профессиональных ролях.

Участники делятся на две команды. Первая команда выступает от имени студентов, вторая — от имени специалистов. Раздаются листы формата А4, где команда студентов рисует картину по теме «Замечательная пора студенчества», а команда профессионалов — «Замечательная пора профессиональной зрелости». Затем каждая команда на своем листе перечисляет 6 атрибутов студенчества и 6 атрибутов профессиональной зрелости. Самый важный атрибут группа выделяет (подчеркивает). Через 15—20 минут работы команды обмениваются листами. На противоположной стороне листа «студенты» и «профессионалы» рисуют 6 минусов указанного возрастного периода и самый главный минус выделяют (подчеркивают). Далее команды выставляют свое творчество на обозрение и проговаривают плюсы и минусы той и другой социальной роли. Ведущий ставит вопрос о том, в каком возрасте каждый из участников захочет отказаться от плюсов студенчества, принять роль профессионала, а также просит студентов указать свои личностные особенности, которые позволят им достичь успешной профессиональной зрелости. Каждый из участников на своем индивидуальном листе пишет возраст, в котором, по его мнению, плюсы студенчества будут ощущаться меньше, объясняет — почему и перечисляет наличие необходимых профессионально-важных качеств. Затем каждый по кругу зачитывает свое мнение. Ведущий, подводя итоги, говорит, что самое привлекательное обнаружено участниками в периоде студенчества и что — в периоде профессиональной зрелости, а также обращает внимание на то, какой возраст и какие качества участники группы чаще всего указывали.

Другой вариант. Участники делятся на несколько команд. Например, первая команда выступает от имени школьного психолога, другая — от имени социального психолога, третья — от имени клинического психолога, четвертая — от имени психолога-преподавателя. Раздаются листки, где каждая команда перечисляет 6 атрибутов конкретной специализации, подчеркивая наиболее значимый. Через 10—15 минут команды обмениваются листами. На противоположной стороне каждая группа перечисляет 6 минусов указанной специализации и выделяет наиболее существенный. Далее команды проговаривают плюсы и минусы всех обозначенных специальностей. Ведущий просит каждого участника перечислить те свойства своей личности, которые наиболее соответствуют одной из перечисленных специальностей.

Упражнение 5. Завершающее упражнение «Плохо - хорошо» (15 мин.)

Цель: обсуждение встречи с разных позиций.

Инструкция: первый участник начинает: «Это плохо, что мы собрались здесь, потому что…». Второй продолжает: «Это хорошо, потому что …» и т.д. Завершать предлагается на позитиве: «Это хорошо …».

Занятие 3. «Поразмышляем» (1 ч. 30 мин.)

Упражнение 1.  «Приветствие на сегодняшний день» (10 мин.)

Цель: приветствие участников занятия.

Работа начинается с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Участники бросают мяч тому, кому адресуют пожелание и одновременно говорит его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.

Упражнение 2.  «Характеристики отвертки».(10 мин.)

Цель: всесторонний анализ проблемы.

Инструкция: «Составьте описание основных характерных признаков отвертки. Исследуйте каждую характеристику и попытайтесь ее улучшить. Задайте себе вопросы: "Почему это сделано именно так?" и "Как еще это может быть выполнено?" - и поищите ответы».

Обсуждаемые вопросы:

- Что получилось, какие трудности возникли в процессе выполнения упражнения?

Упражнение 3. Кадровая справка (С. Чижова) (25 мин.)

В настоящее время многие кадровые центры и новые фирмы создают свои банки кадровых данных. В этих целях средствами рекламы собирается необходимая информация. Каждый специалист должен уметь подготовить себе кадровую справку, заполнить существующие кадровые документы. В связи с этим студентам предлагается составить о себе информацию в «банк данных» кадрового центра.

Обсуждение: результаты данного упражнения будут обсуждать эксперты: глава фирмы и адвокат. Они выберут трех претендентов и проаргументируют свой выбор. Затем к обсуждению привлекаются все студенты.

По окончании обсуждения студентами преподаватель дает следующие рекомендации по составлению данных о себе.

Кадровая справка должна дать представление о возможностях претендента, образовании, предшествующих занятиях, профессиональной подготовке, опыте работы и личностных качествах. При этом она должна быть краткой и занимать не более одной страницы. Цель такой справки — добиться положительного отклика от потенциального работодателя.

Написать сопроводительное письмо, пожалуй, сложнее: оно должно быть убедительным, профессионально выдержанным и интересным. В идеале оно должно поставить вас выше всех прочих претендентов на должность и особняком от них. Для разных организаций нужно писать и печатать отдельное послание с учетом их специфики. Письмо содержит описание должности, на которую вы претендуете, пробуждает интерес, дает представление о вашей квалификации и сообщает, как с вами можно связаться. В адресе надо написать не только титул должностного лица, но и его фамилию. Отправив письмо, через некоторое время можно позвонить.

Упражнение 4. «Угадай, что написано» (15 мин.)

Цель: осознание барьеров творческого мышления, значимости этапа подготовки, сбора информации.

Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас так, чтобы он не видел, что на ней написано. Мы все сможем прочитатьнаписанное слово, но при этом ничего не будем говорить. Его задача – узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи он может называть любого из нас,

по своему выбору, и тот, кого он назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами, «сообщить» ему, что написано на карточке».

Обсуждаемые вопросы:

- Как возникает ответ?

- Какие состояния возникали в ходе выполнения задания? Как они изменялись?

Упражнение 5. Магнит (В. Ю. Большаков) (10 мин.)

Цель: снятие эмоциональных барьеров, сплочение группы.

Все участники стоят у стены, которая объявляется «кисельно-медовой». Один участник приглашается в центр группы. Он становится биологическим магнитом. Все остальные закрывают глаза, магнит напрягается и начинает мысленно вытягивать кого-то из киселя. Тот, кто почувствует, кто подумает, кому покажется, что вытягивают именно его, пусть вытаскивается из клейкой массы со скоростью, пропорциональной действию магнита. Клейкая масса держит, но магнит сильнее, и вот с характерным звуком человек вырывается из киселя и прилипает к магниту. Потом они вдвоем опять закрывают глаза и начинают мысленно тянуть кого-нибудь еще.

Упражнение 6. «Мой рисунок» (15 мин.)

Цель: подведение итогов тренингового дня.

Инструкция: «В течение пяти минут вы должны нарисовать свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте свой рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы. Затем каждый участник продемонстрирует свой рисунок и прокомментирует его».

Занятие 4. «Временное пространство» (1 ч. 30 мин.)

Упражнение 1.  «Приветствие в парах» (20 мин.) 

        Цель: приветствие, настрой на работу.

Инструкция. Для того, чтобы добиться лучшего взаимопонимания при общении, желательно проанализировать, как мы приветствуем друг друга.

Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например, Вы встретили неожиданно давнего-давнего–друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым встречным.

После окончания игры по сигналу начинается обмен мнениями. Проводится конкурс на лучшее приветствие. Победителя выдвигают по небольшому количеству положительных отзывов о манере поведения, речи, желанию перенять хорошие манеры. Это может выражаться и просто количеством похлопываний по плечу.

Вся группа поздравляет победителей. Победители исполняют показательный сеанс нескольких приветствий. Группа награждает победителей аплодисментами.

Упражнение 2.  «Между лбами» (15 мин.)

Цель: обучение координации совместных действий, уверенному поведению в необычной ситуации. Установление взаимопонимания с партнером, преодоление пространственных и психологических барьеров между участниками.

Инструкция: Участники делятся на пары, каждая пара получает один лист бумаги формата А4. Их задача: совместно переместиться по заданной, ведущим траектории (в простейшем случае это прямая от одной стены до другой), зажав лист между лбами. Руки при этом отводятся за спину, придерживать лист чем бы то ни было, кроме лбов (губами, зубами, деталями одежды и т. д.), нельзя. Если лист падает, пара возвращается на исходную позицию и начинает движение сначала. Когда участники немножко освоятся с таким способом перемещения, можно разделить их на 2 – 3 команды и организовать эстафету.

Обсуждение: Чем, с точки зрения участников, определяется успех при выполнении этого упражнения? Каким реальным жизненным ситуациям можно его уподобить?

Упражнение 3. Игра «Продолжи фразу» (15 мин.)

Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.

Упражнение 4. Пространство жизни (А. А. Кроник) (30 мин.)

Цель: тренировка навыков долговременного планирования, формирование навыков биографического мышления, тренинг «чувства реальности».

Участники составляют список самых важных событий своего прошлого, настоящего и будущего, указывают их реальные и возможные даты. Участники разделяются по парам. Каждый рассказывает другому о своем жизненном расписании. После этого партнеры пересказывают друг другу услышанное и могут посоветовать, как сделать жизнь продуктивнее и интереснее. Далее участники анализируют свои жизненные цели и причины тех или иных событий (записывают в своем жизненном расписании).

Продолжая работу с жизненным пространством, пытаются разобраться в том, насколько важны в их жизни разные события и разные люди. Какие из этих событий и персонажей можно бы вычеркнуть (5-6) и наличие каких обязательно, т.к. отказаться от них невозможно (5-6 событий и значимых людей). После каждого события написать список свойств, реальных или прогнозируемых, которые появились или могут появиться после значимых событий, появление которых связано с именами конкретных значимых людей.

В завершение участникам предлагается включить в пространство жизни значимые события, которые произошли до его рождения (с ним, родителями, страной), и события, которые могут произойти после завершения его физической жизни и тем не менее связанные лично с ним, а также наиболее значимых людей, чьи взгляды и сам факт их существования оказал или оказывает огромное влияние на жизненное самоопределение человека.

Вопросы для обсуждения: какие возможности дает это задание?

Упражнение 5.  «Ассоциация со встречей» (10 мин.)

Цель: завершение занятия, подведение итогов.

Инструкция. Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. Например: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».

Занятие 5. «Какой Я» (1 ч. 30 мин.)

Упражнение 1.  «Приветствие» (10 мин.)

Цель: приветствие.

Инструкция. Участникам тренинга предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы: «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому, что...».

Упражнение 2. «Что нарисовано?» (15 мин.)

Цель: осознать влияние предыдущего опыта на восприятие.

Участники группы сидят полукругом. У тренера в руках лист с изображением куба.

«Посмотрите, пожалуйста, на этот лист и скажите, что вы видите на нем».

Участники высказывают свои версии: – рисунок, куб, геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка, комната…

Обсуждаемые вопросы:

- У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время очевидно, что на нем нет ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Как это объяснить?

Упражнение 3. «Позитивное Я» (30 мин.)

Цель: понимание себя, формирование позитивного образа Я.

В течение 5 минут рассказывать только о своих достоинствах как личности и профессионала (без остановок). Если человек сбился — ему может помочь кто-то из группы, т.е. продолжить рассказ о достоинствах выступающего. В случае затруднения говорит третий. Условие — поддержать, не дать упасть разговору о достоинствах другого («Лопатой откапывать хорошее!»). Ориентир — упомянуть о тех своих учебных, практических, профессиональных делах, которые получаются хорошо.

Упражнение 4. «Профессиональный портрет» (20 мин.)

Цель: развитие представлений о будущем, формирование позитивного образа Я и профессионального будущего.

Каждый садится перед группой, и она описывает его профессиональное будущее. Он — через 20 лет. Реалистично стараться угадать, что ждет человека.

Вопросы для обсуждения: насколько понравился свой профессиональный портрет? Чем именно?

Упражнение 5.  «Какое было занятие» (15 мин.)

Упражнение помогает участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить тренинг живой, активной, запоминающейся манере.

Необходимые материалы: планшетки, бумага формата А4, карандаши.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и планшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д.

После чего они зачитывают полученный список прилагательных.

Обсуждение. Не обязательно. Можно попросить группы прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут.

Вариант. Можно попросить группы вместо прилагательных составить список ключевых понятий и терминов, связанных с темой тренинга.

Занятие 6. «Ассоциация» (1 ч. 20 мин.)

Упражнение 1. «Приветствие» (15 мин.)

Участники рассчитываются на 1-й 2-й, образуют внутренний и внешний круг. Каждый участник внутреннего круга стоит в паре с участником внешнего круга - положение "карусель". Внутренний крут неподвижен. По команде ведущего пары приветствуют друг друга, затем представители внешнего круга переходят к соседу слева и т.д.

Ведущий объявляет, что сейчас все будут здороваться друг с другом, но не совсем привычными способами. Ведущий хлопает в ладоши и кричит: "Как деловые люди рукопожатием!" Все пожимают друг другу руки. Затем ведущий хлопает в ладоши и выкрикивает: "Правыми коленями!!" Все касаются коленом колена и здороваются и т.д.

Можно здороваться:

  • правыми локтями,
  • левыми коленками,
  • затылками,
  • спинами,
  • реверансом как французские короли и королевы,
  • как африканские слоны, громко топая ногами,
  • без помощи слов и рук, а только взглядом (например, подмигиванием),

Упражнение 2. «Ассоциации» (15 мин.)

Цель: развитие ассоциативного мышления.

Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любое существительное. Например, я бросаю мяч Николаю, называя слово «карусель». Николай быстро называет любое слово, пришедшее ему в голову по поводу «карусели» и отправляет мяч дальше. Следующий скажет свою ассоциацию в ответ на брошенное ему слово. Постараемся делать это быстро, долго не обдумывая свою реакцию».

Обсуждаемые вопросы:

- Что помогало в выполнении задания, что мешало? Почему?

Упражнение 3. Профессиональные стереотипы (JI. В. Тарабакина) (30 мин.)

Цель: выявление профессиональных стереотипов и работа с ними.

Предполагая, что стереотип — это уверенность в том, что люди обладают некоторыми схожими качествами, участникам предлагается на листочках дать описание:

  • студента;
  • русского человека;
  • психолога;
  • бедняка;
  • девушки;
  • преподавателя;
  • юноши;
  • артиста;
  • алкоголика.

Участники зачитывают свои описания.

Вопросы для обсуждения: есть ли одинаковые стереотипы? Если нет, то почему? Если да, то почему? Как влияют стереотипы на того, кто верит в них? На других людей?

Продолжение. Каждого участника просят подчеркнуть те качества из написанных на листочке (про студента, русского, бедняка, девушку и пр.), которые, на его взгляд, соответствуют лично ему. Ведущий собирает неподписанные листки и зачитывает подчеркнутые свойства. Задание: угадать, кто автор.

Вопросы для обсуждения: легко ли угадать, определить (и/или понять) человека, если он описан (представлен) через призму стереотипа? Почему? Какие чувства вызывало прочтение «своей характеристики»? Увидели ли вы образ себя за этим текстом?

Упражнение 4. «Карлики и великаны» (10 мин.)

Цель: разминка, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Инструкция. Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» - все стоят, а на команду: «Карлики!» - нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников - приседает на команду «Великаны».

Упражнение 5. «Аплодисменты по кругу». (10 мин.)

Цель: завершение дня.

Инструкция. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 7. «Решительный и ответственный» (1 ч. 30 мин.)

Упражнение 1.  «Уникальность». (10 мин.)

Цель: приветствие.

Инструкция: «Сейчас мы поприветствуем друг друга и сделаем это следующим образом. Каждый из нас уникален и эта уникальность проявлялась на протяжении всего тренинга. Посмотрите внимательно друг на друга и вспомните, какую-нибудь интересную фразу или действие каждого участника (участницы), которые он(а) произносили или делали». Дается время подумать… «А сейчас мы будем бросать друг другу мяч, сообщая при этом человеку, которому он адресован, чем он нам запомнился».

Упражнение 2.  «Движение по одному» (20 мин.)

Цель: Тренировка решительности, развитие гибкой реакции на меняющуюся обстановку, умения брать на себя ответственность даже при недостатке информации, развитие взаимопонимания и наблюдательности.

Инструкция:

Участникам предлагают произвольно разместиться в пространстве, после чего они по команде ведущего начинают перемещаться в произвольном направлении, придерживаясь следующих правил:

•В каждый момент времени может перемещаться только один участник. Если начали движение двое или больше участников одновременно, упражнение считается невыполненным и начинаете сначала.

•Любой участник может находиться в движении не более 5 секунд подряд, потом должен

остановиться. Один человек может двигаться несколько раз за раунд, но не подряд.

•Моменты, когда никто не перемещается, тоже могут длиться не больше 5 секунд. Если за этот промежуток времени никто не начинает двигаться, это считается проигрышем и упражнение начинается сначала.

Участникам следует поработать, не нарушая этих правил, хотя бы 2 минуты. Переговариваться в процессе выполнения упражнения нельзя.

Обсуждение:

Чем руководствовались участники, когда принимали решение о начале движения? Почему некоторые люди были готовы брать на себя ответственность и действовать активно, а некоторые (такие есть практически в любой группе) приняли пассивную позицию и вообще не двигались? Когда в жизни возникают подобные этому упражнению ситуации, в которых взятие на себя ответственности и переход к активным действиям создают риск проигрыша, но если ответственность не берет никто проигрыш обеспечен?

Упражнение 3. Принятие ответственности ( Р. Смид) (20 мин.)

Цель: развитие умения работать с чувством ответственности.

Далее предлагается работа, предполагающая определение меры ответственности и ее принятия.

Ситуация 1. Дэн отвечает дома за собаку по кличке Лэд - кормит, моет, гуляет и играет с ней каждый день. Однако несколько дней подряд Дэн был настолько увлечен играми со своими друзьями, что забывал погулять и поиграть со своим псом. Лэд очень любит бегать по окрестностям и играть с детьми и теперь, когда про него забыли, заскучал и начал грызть свой ремешок. Наконец, он перегрыз его и с радостью убежал гулять. Вечером Дэн пришел кормить собаку и обнаружил порванный ремешок. Он очень огорчился и почувствовал себя ужасно из-за пропажи собаки. Однако Дэн не хочет брать на себя ответственность за плохой уход за собакой и считает, что виноват Лэд: он не захотел оставаться дома, и поэтому он плохой пес.

Вопросы для обсуждения: Какая часть ответственности лежит на Дэне? Какая часть ответственности лежит на Лэде? Какая часть ответственности лежит на остальных? Что можно было сделать Дэну по-другому, чтобы Лэд не убежал?

Ситуация 2. В июле Полу исполнилось 16 лет и он получил водительские права. Он очень доволен, что теперь может с друзьями ездить, куда захочет. Его сестра Кетти работает в банке. Ее машина находится в ремонте. Пол согласился встретить Кетти после работы в 5 часов вечера и подвезти ее домой, потому что она плохо себя чувствует и ей нельзя долго находиться на открытом солнце. В этот день было очень жарко, и друзья Пола попросили отвезти их после школы в кафе выпить молочного коктейля. Они шутили и смеялись и не заметили, как пролетело время. Пробило 5 часов, и Пол понял, что опоздал за Кетти как минимум на полчаса. Его друзья сказали, что ему не стоит беспокоиться, поскольку его сестре 19 лет и она вполне может сама взять машину и вообще не нуждается в опеке своего 16-летнего брата. Пол никак не мог отвязаться от своих друзей и чувствовал возрастающее беспокойство. Когда наконец он добрался до банка, то увидел у входа несколько полицейских машин и машину «скорой помощи». Испуганный Пол спросил у полицейского, что произошло. Выяснилось, что у входа в банк молодая женщина упала в обморок и сейчас ее собираются отвезти в больницу. Пол сказал полицейскому, что, наверное, это его сестра, и ему разрешили заглянуть в машину «скорой помощи». Это действительно была Кетти. Врач сказал, что ей лучше, но в больницу ее отвезти необходимо. По дороге домой Пол чувствовал угрызения совести. Он думал, что если бы он приехал за Кетти вовремя, то она не перегрелась бы на солнце и не попала бы в больницу.

Вопросы для обсуждения: если полная ответственность равна 100 %, то какая доля ответственности лежит на Поле? Какая доля ответственности лежит на Кетти? На ком еще лежит ответственность за ситуацию? Как Пол мог поступить, чтобы проявить больше ответственности?

Упражнение 4. Коридор просветления (С. В. Петрушин) (30 мин.)

Цель: развитие социальной и профессиональной уверенности.

Поочередно каждый из участников должен пройти от одной стены до противоположной, туда и обратно, несколько раз. В пути его должна сопровождать группа. При этом, когда он идет к одной стене, группа должна его за это всячески одобрять и поддерживать, а когда обратно, — ругать. Физическое воздействие запрещено, группа должна остановить и вернуть его только словами. Задача участника спокойно, молча и с одинаковой скоростью ходить от стены к стене, не реагируя ни на негативные, ни на позитивные подкрепления.

Другой вариант. Сначала группа, сопровождая участника, должна всячески восхвалять его профессиональную деятельность, прогнозировать радужные перспективы, затем, по ходу обратного движения, группа должна всячески компрометировать профессиональную деятельность участника, ругать ее, пророчить провалы. Задача центрального остается прежней: спокойно и молча продолжать свое движение. Заканчивать движение каждого участника следует на позитивных подкреплениях.

Вопросы для обсуждения: чьи высказывания мешали ходить? Какие переживания возникли? Что нового узнали о себе? Что помогло сохранению спокойствия?

Упражнение 5. «Последняя встреча» (10 мин.)

Цель: осознание личностно значимого, достижение атмосферы доверия и сопричастности.

Инструкция: «Нужно закрыть глаза и представить, что вы встретились вместе в последний раз. Подумайте, что бы вы хотели сказать в группе. Откройте глаза и скажите это».

Занятие 8. «Кто Я?» (1 ч. 30 мин.)

Упражнение   1. «Здравствуйте, а вот и я» (15 мин.)

Цель: приветствие, развитие навыков самопрезентации, налаживания позитивного настроя на предстоящее общение.

Задание: заявить о себе, показать свою индивидуальность, неповторимость, желание работать и общаться совместно с другими участниками тренинга.

Инструкция: во время налаживания контактов немаловажную роль играет взаимонаправленность, взаимовосприятие партнеров по общению, поэтому бывает очень важным момент подачи себя. Покажи себя, заяви о себе. Способы самопрезентации могут быть самые разные: реклама, объявление в газете, рассказ о себе, песня, афоризм. В общем, все, что поможет окружающим лучше представить вас. Пусть девизом вашего выступления будут слова: «Смотрите, кто пришел!»

Анализ упражнения:

1.   Презентация кого из участников вам понравилась больше всего, почему?

2.  Что нового об участнике тренинга вы узнали?

3.  Почувствовали ли вы в процессе выступления, что человек настроен на доброжелательное, открытое общение?

Упражнение 2. «Чей-то взгляд» (15 мин.)

Цель: выход из «тоннельного видения», освоение техники аналогии.

Инструкция: «Возьмите любую личность, историческую или литературную, или просто представителя какой-либо профессии. Не важно, кто это будет, главное, чтобы этот человек был далек от вашей профессии и кругозора. Вам не нужно много знать о выбранном человеке, достаточно примерного представления о том, кто это. А сейчас представьте, что этот человек вы. Залезьте в его шкуру. Почувствуйте себя им на несколько мгновений. А затем обратитесь к своей проблеме. Как образ, который вы взяли на себя, решил бы эту проблему? Как он понимает ее суть? Создайте список идей, оценив их с точки зрения каждого из выбранных вами персонажей».

Обсуждаемые вопросы:

- Как вы себя чувствовали?

- Можно ли соотнести полученные замечания с реальностью? Практичны ли они? Могут ли они быть видоизменены?

Упражнение 3. Прототипы (К. Фопель) (20 мин.)

Цель: выяснение ценностных ориентаций в работе, позиций по отношению к значимым людям для выработки своего собственного профессионального стиля.

Ведущий предлагает участникам проанализировать опыт своей профессиональной жизни (учебы), особенно опыт общения с людьми, которые казались им достойными уважения и подражания, служили своего рода идеалом. Для этого участникам следует вспомнить всю свою профессиональную жизнь, может быть, даже начиная со школы. Записать имена тех, кто на той или иной ступени вашего профессионального развития являлся для вас примером и образцом для подражания. Участники отмечают, сколько им в это время было лет, что в этом человеке было для них важным. Также указывают, переняли ли они у него что-нибудь такое, что и теперь помогает им в профессиональной деятельности. Затем следует подумать, кто является для них профессиональным образцом в настоящее время, чему они научились или хотели бы научиться у этого человека.

На этом этапе работы ведущий группы принимает участие в упражнении наравне со всеми. После общего обсуждения записей упражнение продолжается. Каждый участник садится перед группой, ведущий делает это первым, все остальные участники высказываются, какой профессиональный стиль ему наиболее подходит и, по мнению участников, будет наиболее эффективным. Члены группы, выслушивают мнения других и дают по этому поводу обратную связь, подтверждая или опровергая все предположения.

Возможный вариант: сам участник, сидящий перед группой, начиная с ведущего, выражает представления о наиболее подходящем ему стиле профессиональной деятельности. Участники дают обратную связь, подтверждая, одобряя, опровергая или корректируя прозвучавшие представления.

Упражнение 4. Кто я? (20 мин.)

         Цель: анализ собственной профессиональной позиции, выявление определенности своего образа Я, его рефлексия.

Ведущий предлагает участникам составить перечень ответов на вопрос: «Кто я?» Затем он раздает участникам лист со схемой:

Гуманность '

Инициатива

Каждая клеточка этой схемы заполняется участниками собственными примерами самоописаний (ответами на вопрос: «Кто я?»), располагать их надо в соответствии с тем, тяготеют они больше к «вертикали» или «горизонтали».

Вопросы для обсуждения: в каком квадранте оказалось больше самоописаний?Где оказалось большинство участников группы? Каким образом можно при наличии тех же самохарактеристик, но при придании им другого смысла осуществить переход из одной клетки в другую? От каких самохарактеристик участникам захотелось отказаться совсем? (Их можно вычеркнуть.) Что дает знание своих личностных особенностей для профессионального и жизненного самоопределения?

Упражнение 5. Горы и альпинисты. (10 мин.)

Цель: устранение эмоциональных барьеров.

На полу проводится мелом полоса шириной 1 м. Группа делится на две части: «альпинистов» и «горы». «Горы» выстраиваются вдоль полосы, образуя препятствия для «альпинистов». «Альпинисты» должны пробраться через «горы». Нельзя сходить с полосы, держаться за посторонние предметы.

Затем участники меняются ролями.

Задание: как можно быстрее пробраться сквозь «горы».

Упражнение. 6. Участники стоят по кругу. (10 мин.)

Цель: завершение занятия.

Инструкция: «Давайте возьмемся за руки. Посмотрим друг на друга. Постараемся получше почувствовать друг друга. Сейчас кто-нибудь из нас войдет в круг и пойдет вдоль него по часовой стрелке, останавливаясь около каждого участника, который в этот момент скажет ему комплимент. После того как первый участник пройдет четверых из нас, второй начинает движение вслед за ним и т. д. по очереди».

Занятие 9. «Пути-выходы» (1 ч. 30 мин.)

Упражнение 1. «Добрый день! Шалом! Салют!» (10 мин.)

Участники представляются и приветствуют друг друга на разных языках.

Материалы. Приготовьте для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. (Возможно, с помощью членов вашей группы вы расширите список слов-приветствий.) Если вы работаете с поликультурной группой, то впишите на карточку приветствия, «родные» для участников.

Приветствия.

Италия: Bon giorno;

Швеция: Grüezi;

США: Hi;

Англия: Hello;

Германия: Guten Tag;

Испания: Buenos Dias;

Гавайи: Aloha;

Франция: Bonjours, Salut;

Малайзия: Selamat datang;

Россия: Здравствуй;

Чехия: Dobry den;

Польша: Dzièn;

Япония: Sayonara;

Израиль: Shalom;

Египет: Asalamu Aleikum;

Чероки (США): Schijou;

Финляндия: Hyvä päivää;

Дания: Goddag;

Турция: Merhaba.

1.  Попросите участников начать игру, встав в круг.

2.   Пройдите по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя, по одной.

3. Предложите членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным.

4.В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями.

Отсроченная обратная связь по предыдущим занятиям

Поговорите с участниками, какие шаги они могут предпринять для реализации шагов толерантности.

Упражнение 2. «Коллаж». (20 мин.)

Цель: одновременная активизация правого и левого полушарий мозга, представление и решение проблемы разными способами.

Необходимые материалы: бумага для коллажа, журналы, клей, ножницы, фломастеры и т.п.

Инструкция: «Изобразите такой мир, в котором ваша проблема уже решена или ее не существует вовсе. Закончив коллаж, подумайте, какие в нем есть зацепки для решения проблемы. Какие ассоциации она вызывает? Запишите их».

Обсуждаемые вопросы:

- Что вы видите на своей картине?

- Как эти ассоциации могут помочь в решении вашей проблемы?

Упражнение 3.  «Алфавит». (15 мин.)

Цель: сплочение и поддержание работоспособности

Инструкция: «Сейчас мы немного подвигаемся. Встаньте и распределитесь по командам так, чтобы в одной команде были люди, чьи фамилии начинаются с одинаковой буквы Спасибо. А теперь распределитесь по командам, в которых будут люди, родившиеся в один и тот же месяц и т.д. (можно продолжать этот список объединяющих качеств)».

Можно группировать людей почти по любому параметру, хотя идеальным будет не слишком широкий признак (пол и возраст не подходит).

Упражнение 4. Ловушки-капканчики (Н. С. Пряжников) (20 мин.)

Цель: повышение уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Каждый участник должен определить некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращается на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человеке. Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их.

После этого каждый по очереди называет по одной трудности-ловушке, адресуя ее по циклическому принципу, участнику, сидящему через два человека от него. Тот должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Участник, назвавший данную трудность, также должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть.

Ведущий с помощью остальных участников определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.

Вопросы для обсуждения: какие трудности уже встречались на профессиональном пути? Как они преодолевались? Обмен опытом.

Упражнение 5. «Черный ящик» (15 мин.)

Цель: активизация творческого мышления, генерация новых идей.

Процедура проведения: предварительно в коробку помещаются различные предметы (ложка, морская раковина, кусочек мела, резиновая перчатка и т.д.) так, чтобы никто не видел. Участники закрывают глаза.

Инструкция: «Ощупайте предметы, высказывайте вслух возникшие ассоциации и метафоры». Ведущий записывает их на доске. «Теперь задача всей группы связать с реальными проблемами и придумать решение».

В упражнении может участвовать вся группа, ощупывая предметы и предлагая различные ассоциации.

Обсуждаемые вопросы:

- Что удалось в выполнении задания? Что способствовало успеху?

- Какие возникли трудности при выполнении задания? С чем они связаны?

Упражнение 6. «Ладошка» (10 мин.) 

Цель: завершение занятия.

Инструкция: К на листе А4 обводит фломастером свою ладонь и пишет имя, затем передает соседу справа - и т.д. по кругу, каждый пишет на полученной ладошке одно качество (положительное), которое он увидел в человеке, листок которого пришел к нему. Каждый в конце получит свой листок - и отзывы, и память.

Занятие 10. «Я, ТЫ, МЫ» (1 ч. 20 мин.; завершающее занятие)

Упражнение 1. «Хи! – Ха! – Хо!» (10 мин.)
           Цель: приветствие.

           Инструкция. Участники стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопают в ладоши.

Упражнение 2. Ты — мне, я — тебе. (15 мин)

Цель: призвать участников помогать другим членам команды, когда это необходимо.

Ведущий просит у одного члена группы заем в 10 рублей. Держа его в руке, попросите еще один заем в 10 рублей у другого члена группы. Отдайте первому кредитору вторую десятку, а второму кредитору первую десятку. Затем задайте риторический вопрос: «Стал ли кто-нибудь из этих людей богаче, чем перед обменом?» Затем ведущий подчеркивает, что если разделить таким образом две идеи, то каждый из кредиторов станет богаче за счет приобретенного опыта. Далее ведущий определяет тему для обсуждения. (Например, человек страдает от того, что его недооценивают. Как помочь ему преодолеть такое отношение к себе?) Когда будут выработаны идеи, нужно поделиться ими между собой и все станут богаче.

Вопросы для обсуждения: какие факторы удерживают нас от того, чтобы поделиться своими идеями и взглядами с другими членами группы? Какие факторы заставляют нас регулярно делиться идеями и советами с другими? Какие подсознательные причины заставляют нас помогать другим?

Советы: Попросите участников обменяться купюрами, чтобы почувствовать отсутствие обогащения. Затем предложите каждому написать на оборотной стороне купюр по одной идее и опять обменяться ими.

Упражнение 3. Друг для друга (В. Ю. Бабайцева) (25 мин.)

Цель: подумать над тем, где и чем могут быть полезны каждому участнику другие члены группы.

Каждый участник анализирует всех членов группы, отмечая, где и чем в профессиональных ситуациях может быть ему полезен сокурсник.

Обсуждение: что нового о себе я узнал, сформулировать ответ на вопрос: «На что я сгожусь?»

Беседа может предусматривать до десяти вопросов. По материалам беседы каждый участник (обследующий) воспроизводит группе, как он его понял, рассказ об обоснованности (рациональной, моральной) или случайности выбора профессии, о тех обстоятельствах, которые оказали наибольшее влияние на выбор данной профессии партнером.

Другой вариант. Представление группе.

Каждый участник должен взять интервью у другого участника. Оно должно состоять из пяти нетрадиционных вопросов. Некоторые примеры подобных вопросов приведены ниже, но можно придумывать и собственные вопросы. Задав свои вопросы, участники должны поменяться ролями с партнером. После этого им будет необходимо представить друг друга группе.

Примеры вопросов:

  • Какое ваше любимое дело?
  • Как вы сейчас себя чувствуете?
  • Кому вы больше всего доверяете?
  • О чем вы чаще всего мечтаете?
  • Когда вы хотите побыть один?
  • Что вы называете экзотичным?
  • Как вы определите дружбу?
  • Когда вы чувствуете особое расположение к другому человеку?
  • Какие ценности для вас являются наиболее значимыми?
  • Когда вы чувствуете себя наиболее комфортно?
  • Что вы ожидаете от меня?
  • Как вы справляетесь со злобой?
  • В каких обстоятельствах вы говорите неправду?
  • Что вам трудно делать?
  • Какова ваша любимая шутка или анекдот?
  • Когда вы чувствуете себя некомфортно?

Вопросы для обсуждения: насколько партнер сумел понять другого? Какие чувства вызвал услышанный рассказ? Легко ли было говорить о другом ? Насколько хорошо сам понимаешь свой выбор? Что нового узнал о себе, выполняя это упражнение, можешь что-то посоветовать другому вариантах выбора будущей деятельности в рамках внутрипрофессионального разделения труда?

Упражнение 4.  «Цепочка скрепок». (10 мин.)

Цель: сплочение группы и поддержание работоспособности

Материалы: скрепки (вдвое больше, чем людей в группе)

Процедура проведения: Группа делится на две части. Участники располагаются в два ряда, каждому дается по две скрепки. Цель соревнования состоит в том, чтобы собрать цепочку за короткое время. Первый участник собирает два первых звена, затем передает их следующему. Как только цепочка будет готова, ее нужно передать в начало ряда, чтобы она снова вернулась к первому участнику. Как только это произойдет, команда

как можно громче кричит: «Скрепка

Тренер не уточняет, должны или нет участники соединять свои две скрепки, пока не получат цепочку в руки. Проявление инициативы ускоряет процесс.

Обсуждаемые вопросы:

- Как это упражнение согласуется с целями тренинга?

Упражнение 5. «Все у меня в руках». (15 мин)

Цели: подведение итогов занятия, предоставление возможности высказать свое мнение по поводу содержания и организации работы.

Процедура проведения: У каждого участника лист бумаги А4. Обводится ладонь, на пальцах записываются ответы на следующие вопросы:

Большой – «над этим я хотел бы еще поработать»,

Указательный – «здесь мне были даны конкретные указания»,

Средний – «это мне совсем не понравилось»,

Безымянный – «я себя чувствую»,

Мизинец – «мне здесь не хватало».

Ответы не комментируются. Возможны уточняющие вопросы тренера и других участников группы.

Данная программа может быть использована для организации работы со студентами в рамках психологического практикума, отдельные упражнения можно использовать на семинарских, практических, лабораторных занятиях.


Список использованной литературы:

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.

2. Абульханова К.А. Стратегия жизни. – М.. – «Мысль». – 1991.

3. Боно, Э. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997.

4. Брылева О.А. Саморазвитие личности: рабочая тетрадь студента 1 курса / О.А. Брылёва, Л.А. Колмогорова: БГПУ. - Барнаул, 2008. - 42 с.

5. Брылева О.А. Тренинг взаимопонимания: Метод.пособие для школьных психологов. - Барнаул: АКИПКРО, 1995. - 53 с.

6. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2007.

7. Дернер, Д. Логика неудачи. – М.: Смысл, 1997.

8. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити, 1997.

9. Козулина Ю.Г. Теоретические и методические основы тренинга развития творческого мышления. // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева, 2009, (1), стр. 99-105.

  1. Колмогорова Л.А. Саморазвитие личности: учебно-методическое пособие / Л.А. Колмогорова. - Барнаул, БГПУ, 2008. - 59 с.

11. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности. // Психологический журнал. Т.21, №1, 2000.

12. Нельке Матиас. Техники креативности. – М.: Омега – Л., 2006.

13. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2001.

14. Тренинг профессиональной идентичности: руководство для преподавателей вузов и практических психологов / Автор-составитель Л.Б. Шнейдер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол: Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми

Заседание школьного методического обединения учителей начальных классов по развитию детской одаренности...

Проигрывание фольклорных произведений как средство развития нравственного потенциала личности младшего школьника

Проигрывание произведений фольклора оказывает большое воспитательное воздействие на личность ребенка, являясь одним из средств развития нравственного потенциала младшего школьника,т. к. понимание ситу...

Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...

Выступление на МО по теме "1. Использование нестандартных форм обучения в начальном звене как средство развития творческого потенциала личности учителя и ученика"

Введение  в  школьную  программу  начальных  классов   нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и,  не  отрываясь от пробл...

проект Реализация программы «Развитие творческого потенциала личности» с элементами «Гимнастики мозга».

: Занятия по развитию творческого потенциала личности самостоятельно разработаны.В результате инновационных преобразований были соединены две программы: развитие творческого потенциала личности ...

Программа "Развитие инновационных дистанционных моделей обучения с учетом потенциала современной информационно- коммуникативной технологии"

Программа "Развитие инновационных дистанционных моделей обучения с учетом потенциала современной информационно- коммуникативной технологии"...