Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам
материал на тему

Используется на уроках фонетики и граматики в Школе русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika_po_vsem_leksicheskim_temam.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые гимнастики и стихи с движением по всем лексическим темам

ОСЕНЬ НА ПОРОГЕ

Ветер по лесу летал,                   

 Плавные, волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Вот кленовый     

 Загибать по одному пальчику

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку        

 Спокойно уложить ладони на стол

ОСЕНЬ НА ПОРОГЕ 

Листья осенние тихо  кружатся,

 

Листья нам под ноги тихо ложатся.

 

И под ногами шуршат,

шелестят,

Будто опять закружиться

хотят.

 

Кружатся на цыпочках, руки в стороны.

 

Приседают.

 

 

Движения руками вправо-влево.

 

Поднимаются, кружатся.

ПРОГУЛКА С ЛУКОШКОМ 

Раз, два, три, четыре, пять, 

В лес идём мы погулять.

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

 Пальчики обеих рук

«здороваются», начиная с

больших.

Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.

Загибают пальчики, начиная с большого.

 

ПРОГУЛКА С ЛУКОШКОМ 

Мы шли-шли-шли,

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём искать опять.

Мы шли-шли-шли,

И чернику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём искать опять.

Мы шли-шли-шли,

И бруснику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём искать опять.

И так далее.

Маршируют, руки на поясе.

Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен.

Маршируют.

Опять наклонились др. рукой.

«У Зиночки в корзиночке»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина — молодец!

Дети делают ладошки «корзинкой».Сгибают пальчики, начиная с большого.

 Показывают большой палец.

 

 «Прятки»

 Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

 

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга –

водящий с завязанными глазами.

 

Останавливаются,

крутят водящего.

Разбегаются, приседают,

Водящий ищет.

 

 «Хлебопек»

 Булка колосом росла,

 

Зерном под жерновом была,

А в печи её испек

 

Добрый мастер – хлебопёк!

 

Дети поднимают руки вверх, покачивают ими влево-вправо.

Вып. упр. «Кормление птиц».

Хлопают одной округлой ладошкой по другой.

Вып. упр. «Поднос».

Поднимают большие пальцы рук.

 

 

«Пальчики»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

 

Сам мизинчик-малышок

 

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя.

 

Выставляют вверх большие пальцы обеих рук.

Поочерёдно называемые пальцы соединяют с большими на обеих руках одновременно.

Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы.

Кулаки стучат друг о друга.

Ритмичное сжимание пальцев в кулаки.

 

 «Ласточки»

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Ласточки садились,

Все люди дивились.

 

Сели, посидели.

Взвились, полетели.

Полетели, полетели.

Песенки запели.

Бегут по кругу, машут руками,

изображают полёт птиц.

Приседают, руки опускают за

спиной, как бы складывают

крылья.

 

Бегут по кругу, взмахивают

руками.

 

 «В лесу»

- Мальчик с пальчик,

Где ты был?

- Долго по лесу бродил!

 

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках.

Встретил белочку, синичку.

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

Четыре раза сгибаем большой

палец левой руки.

Четыре раза сгибаем большой

палец правой руки.

Большой палец правой руки поочерёдно соприкасается с остальными.

 

Четыре пальца последовательно

сгибаются к большому — кланяются

 

 «Кролик»

Маленький кролик,

Пушистенький кролик

Всех нас смеяться заставил до колик:

 

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

 

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

 

Ах, как смешно его уши торчали!

Мы хохотали, души в нем не чая,

Но, на опушке заметив лису,

Он подмигнул нам и скрылся в

лесу.

 Дети скачут по кругу, сделав «ушки»

из ладошек и двигая ими вперед-назад.

Останавливаются, держатся за животики.

Сначала прыгают на прямых ногах,

потом — вприсядку.

Останавливаются, поднимают

воображаемый бокал к лицу.

Делают ушки из ладошек.

Опять держатся за животики.

Смотрят из-под руки.

Подмигивают, разбегаются

 «Довольные звери»

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Довольна коза своими козлятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

А я довольна своими peбятами!

 

Показывают поочерёдно пальцы

сначала на одной, затем на

другой руке, начиная с больших

 

 «Козочка»

Я козочка Ме-ке-ке,

Я гуляю на лужке.

Острые рожки,

Тоненькие ножки.

На самой макушке –

Бархатные ушки.

Язык полотняный,

Хвостик конопляный…

Как прыгну — сразу забодаю.

Идут по кругу.

 

Показывают «рожки».

Прыгают на носочках.

Ладошками показывают «ушки»

 

Показывает язык «лопатой».

Рукой показывают «хвостик».

Прыгают, «бодаются».

 

 «Наша обувь»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

 

Попеременные хлопки ладонями

и удары кулачками по столу.

На каждое название обуви

загибают по одному пальчику,

начиная с большого.

 

 

 «Стирка»

Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения

 

Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам её спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем,

 Отожмём её, встряхнём.

А потом легко и ловко

Всю развесим на верёвках.

А пока одежда сушится

Мы попляшем и покружимся.

 

  «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело?

Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых перышках.

Всем хватило зёрнышек.

 

Ритмично сжимают и разжимают

кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

 

 «Воробышек»

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

 

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка поскорей.

 

Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребёнок

- он скачет как воробей.

Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом.

«Воробей» пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки,

не пускают его.

 

«Подарки»

Мы на ёлке веселились,

И плясали и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

 

Дал большущие пакеты,

 

В них же — вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко,

Один — золотистый мандарин.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Ритмичные удары кулачками.

Дети «шагают» средним и

указательным пальцами обеих рук.

 

«Рисуют» руками большой круг.

 

Делают ритмичные хлопки.

Загибают на обеих руках

пальчики, начиная с большого.

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

 Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

 

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

 

 

 

Но солнце припечет слегка –

Увы! — и нет снеговика.

Дети идут по кругу друг за другом,

изображая, что катят перед  собой снежок.

Останавливаются, «рисуют»

двумя руками ком.

 

Показывают руками на лице улыбку.

Показывают глаза, прикрывают

голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Пожимают плечами, разводят руками.

 

ОЙ, СНЕЖОК, СНЕЖОК – БЕЛАЯ МЕТЕЛИЦА

ПГ «Зимние забавы»

 Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

 

 

 

Поочерёдно соединяют большой

палец с остальными

 

«Снежок»

 

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

 

 

И совсем совсем не сладкий.

Раз — подбросим.

 

Два — поймаем.

 

Три — уроним

И …сломаем.

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Лепят», меняя положение ладоней.

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

Грозят пальчиком.

Смотрят вверх, подбрасывают

воображаемый снежок.

Приседают, ловят воображаемый снежок.

Встают, роняют воображаемый снежок.

Топают.

 

 ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ  ПГ «Дом»

 Этот дом – одноэтажный.

Этот дом – он  двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом –

он самый важный:

Он у нас пятиэтажный!

 

 

 

Разгибают пальцы из кулачка,

начиная с мизинца.

 

 ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Мы по улице шагаем,

Этажи в домах считаем:

Раз этаж, два этаж

– Двухэтажный домик наш.

По бульвару мы шагаем,

Липы с клёнами считаем:

Одна, два, три, четыре, пять…

Трудно нам их сосчитать.

Поспешим, прибавим ходу,

 Подойдём мы к переходу.

К светофору подошли,

Красный свет мигнул нам: «Жди!»

Вот уж желтый свет погас,

Зелёный – пропускает нас.

ЕДЕМ, ПЛАВАЕМ, ЛЕТАЕМ

ПГ «Садись-ка, пальчик в вертолет»

Садись-ка пальчик в вертолёт,

С тобой отправимся в полёт.

Сядем с этим мы в такси,

Он рад домой нас отвезти.

С тобой поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

С этим пальчиком в ракете

Полетим к другой планете.

Ну а с этим малышком

В зоопарк пойдём пешком.

 

 

 

 

Произносим слова и поочерёдно  загибаем пальчики.

 

 ЕДЕМ, ПЛАВАЕМ, ЛЕТАЕМ  КРД «Мчится поезд»

 

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит.

- Тороплюсь! — гудит. -

Тороплюсь! Тороплюсь!

 Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи стоящему впереди.

Первый ребёнок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза.

 

 

 ПГ «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

 

Загибают пальчики, начиная с

большого, на обеих руках.

 

Сжимают и разжимают кулачки.

 

 

Загибают пальчики, начиная с

большого.

 

 

Попеременно хлопают в ладоши

и стучат кулачками.

 

 

ОТКУДА СТОЛ ПРИШЕЛ?

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери мой друг!

Мы построим новый дом,

Есть окошко в доме том.

Есть ещё одно, повыше,

Есть труба вверху на крыше.

 

 

Дом готов, зовём гостей:

«Приходите поскорей!»

Ударяют, чередуя, кулачком

о кулачок.

Ставят рядом ладошки — «стены».

Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют крышей.

Мизинец отставляют в сторону –

труба.

Делают приглашающий жест рукой.

 

 ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА   

 Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься.

Играет в теннис — теннисист,

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет — футболист,

В хоккей играет — хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

 

Поднимают руки к плечам,

вверх, к плечам, в стороны.

 

 

Сгибают пальцы в

кулачок, начиная с мизинца.

 

 «Пограничник»

 

Тропинки лесные,

Пахучие травы

(движения руки вперёд, вдох носиком).

За темным оврагом

Простор полевой,

(Правая рука надо  лбом, смотрим вдаль).

Идёт пограничник

В  дозор от заставы,

В любую погоду –

И ночью и днём
(шагаем, маршируем).

 8 МАРТА – ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ!  ПГ «Наши мамы»

Много мам на белом свете,

Всех их любят очень дети!

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

 

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Разводят руки, поднимают ладошки вверх.

 

 8 МАРТА – ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ!    «Помощники»

 Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись,

 

Наклонились.

Хорошо мы потрудились.

 

Встают, наклонившись; руками

двигают влево, вправо.

 

Тянутся, как бы вытирают

правой рукой пот со лба.

Снова «полощут».

Вытирают руку о руку.

 

СЕМЬ – Я    ПГ «Как у нас семья большая»

 Как у нас семья большая

Да весёлая.

Два у лавки стоят,

 

Два учиться хотят,

 

Два Степана у сметаны

Объедаются.

Две Дашки у кашки

Питаются.

Две Ульки в люльке

Качаются.

 

Ритмичные хлопки в ладоши и

удары кулачками попеременно.

Загнуть большие пальцы на обеих руках.

Загнуть указательные пальцы

на обеих руках.

Загнуть средние пальцы.

 

Загнуть безымянные пальцы.

 

Загнуть мизинцы.

 «Неделька»

 

В понедельник мы стирали,

А во вторник — подметали.

В среду мы пекли калач,

А в четверг играли в мяч.

В пятницу полы мы мыли,

А в субботу торт купили.

В воскресенье, в воскресенье

Мы пойдём на день рожденья.

 

 

Дети выполняют движения в соответствии со смыслом текста стихотворения,

выражают соответствующие эмоции, проявляя фантазию.

 

В ОКНО ПОВЕЯЛО ВЕСНОЮ…  «Речка»

К речке быстрой мы

спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс,

Одной, другой — это кроль.

Все как один плывём,

как дельфин.

 

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Дети идут к центру круга.

 

Наклоняются, трут лицо руками.

На каждую строчку 4 движения

ладонями к лицу.

Идут по кругу, взявшись за руки.

 

Показывают «брасс»,

«кроль», двигаясь по кругу.

Идут по кругу друг за другом,

делая руками «брасс» или «кроль».

Идут лицом от центра круга.

В ОКНО ПОВЕЯЛО ВЕСНОЮ… 

 Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

 

Идут по кругу, взявшись за руки.

 

 

Бегут по кругу.

«Летят» по кругу.

Медленно приседают.

Тянутся на цыпочках, руки вверх.

 

 ВЕЩИ – ПОМОЩНИКИ

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики хотят все спать.

Тише, тише, не шумите!

Пальчиков вы не будите!

Утро ясное придёт,

Солнце красное взойдёт,

Будут пальчики вставать,

Наших деток одевать.

Встали пальчики — ура!

Одеваться нам пора.

Поочерёдно сгибаем пальчики на обеих руках.

Указательный пальчик прижимаем к губам.

Разводим руки в стороны.

Поднимаем руки вверх.

Поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков на обеих руках.

Изображают радость с поднятыми вверх руками и растопыренными пальчиками.

ВЕЩИ – ПОМОЩНИКИ   «Упрямцы»

 -   Братец, принеси дрова!

-   Заболела голова!

-   Средний, ты наколешь дров?

-   Я сегодня не здоров!

-   Ну, а ты затопишь печку?

-   Ой, болит моё сердечко!

-   Ты, меньшой, свари обед!

-   У меня силёнок нет!

-   Что же, сделаю всё сам,

Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

- Мы уже здоровы!

 

 

Дети выполняют движения в

соответствии со смыслом

текста стихотворения,

выражают соответствующие эмоции, проявляя фантазию.

 

ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ   ПГ «Башмачок»

 

Наши ножки шагают по

дорожке.

Чок-чок-чок, так стучит наш

каблучок.

Чок-чок-чок, оторвался

каблучок.

Ток-ток-ток, возьмём в руки

молоток.

Тук-тук-тук, починили мы

каблук.

Обуем туфельки на ножки,

И пойдём мы по дорожке.

 

Имитируем шаги пальчиками по столу.

Ритмично ударяем пальчиками

по столу.

Выражаем мимикой огорчение.

 

Сжимаем в руках

предполагаемый молоток.

Имитируем забивание гвоздей.

 

Имитируем шаги пальчиками по столу.

ЛУГ, ПОЛЕ, САД     

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

Сжимают и разжимают пальцы.

 

Поочерёдно сгибают пальцы

в кулачок, начиная с большого.

Вращают мизинцем.

 

Прячут руки за спину.

ЛУГ, ПОЛЕ, САД   «Гусеница»

 Этот странный дом без окон

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём.

Спит без просыпа всю зиму.

Но зима промчалась мимо –

Март, апрель, капель, весна …

Просыпайся, соня-сонюшка!

Под весенним ярким солнышком.

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она!

 

Дети выполняют движения в соответствии

со смыслом текста стихотворения, проявляя фантазию

 

– ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!

 В понедельник мы стирали,

А во вторник — подметали.

В среду мы пекли калач,

А в четверг играли в мяч.

В пятницу полы мы мыли,

А в субботу торт купили.

В воскресенье, в воскресенье

Мы пойдём на день рожденья.

 Дети выполняют движения в соответствии со смыслом текста стихотворения,

выражают соответствующие эмоции, проявляя фантазию.

 

ОСЕНЬ НА ПОРОГЕ  ПГ «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

 

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

 

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

 

Загибать пальчики, начиная с большого.

 

Сжимать и разжимать кулачки.

 

 

 

 

«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

 

 

ОСЕНЬ НА ПОРОГЕ    «Ветер»

 

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

 

 

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят!

 Бежать по кругу на носочках,

руки на поясе;

менять направление бега.

 

Остановиться, руки вверх,

наклоны в стороны.

Два наклона к носочкам.

 

ПРОГУЛКА С ЛУКОШКОМ  ПГ «Грибы»

 Я корзинку в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг :

«Сколько здесь грибов вокруг!»

Подосиновик, масленок,

Подберёзовик, опёнок,

Боровик, лисичка, груздь –

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

А мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу.

 

 

Показывают удивление, разводят руки в стороны.

Поочерёдно сгибают пальчики

на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.

 

 

Большой палец левой руки отставляют вверх.

 

Грозят ему.

 

ПРОГУЛКА С ЛУКОШКОМ  «На опушке»

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

 

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

 Дети идут в хороводе.

 

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Бегут, собирают

воображаемые грибы.

Скачут стоя, «срывают» грибы.

Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.

 

 

ОВОЩНОЙ МАГАЗИН  

 

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много.

Вот:  Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат

«ковшиком», указательным

пальцем правой руки «мешают».

Загибают пальчики по одному,

начиная с большого.

 

 

Опять «варят» и «мешают».

Делают ладошками характерное, приглашающее движение.

 

 ОВОЩНОЙ МАГАЗИН    «Огород»

 В огород пойдём,

Урожай соберём.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Таскают.

Копают.

Срезают.

Показывают круг руками – 3 раза.

Рвут.

Идут по кругу, взявшись за руки.

 

ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?   

 

Падал снег на порог.

 

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк.

 

Пирожки себе пеки

Не из снега — из муки.

 

 

Два раза медленно опускают

ладони на стол.

Прижимая ладонь к ладони,

показывают, как лепят пирог.

«Бегут» пальчиками обеих рук

по столу.

Опять показывают, как пекут

пирог.

 ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?    «Рожь»

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

 

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят!

 Бегут по кругу на носочках,

руки на поясе;

меняют направление бега.

Останавливаются, руки вверх,

наклоны в стороны.

Два наклона к носочкам.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗВЕРИНЫМ ТРОПАМ

Раз, два, три, четыре, пять!

Негде заиньке скакать.

 

 

Всюду ходит волк, волк

 

Он зубами — щёлк, щёлк.

Прячься, заинька, в кусты!

А ты, волчище, уходи!

 Поочерёдно загибайте пальчики

Поднимаем указательный и средний пальцы правой руки, изображая заячьи ушки.

Поднимаем вверх большой палец левой руки и ритмично опускаем мизинец, изображая волка.

 

Грозят пальчиком!

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗВЕРИНЫМ ТРОПАМ

 Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Хлопки ладонями и удары

кулачками друг о друга попеременно.

Загибают по одному пальчику,

начиная с большого.

 

 Ритмичные хлопки ладонями

и удары кулачками.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗВЕРИНЫМ ТРОПАМ

В весенний, ясный,

Теплый день

На голый лес упала тень.

Охватил зайчонка

Страх — ах, ах, ах:

- Страшный коршун

В небесах — ах, ах, ах!

Убегайте все быстрей — эй, эй, эй!

- Берегитесь

Злых когтей — эй, эй, эй!

Там где коршун, -

Там беда — да, да, да!

Острый клюв –

Не ерунда — да, да, да!

Заяц лапой

Бьет в чурбан — бан, бан, бан!

Как в огромный

Барабан — бан, бан, бан!

Полетел сигнал тревоги над землёй:

Уноси   Быстрее ноги — ой, ой, ой!

Дети встали в кружок.

Педагог читает стихи.

Междометия произносят дети.

Педагог показывает, каким

должно быть выражение лица,

какой должна быть интонация.

 

Дети изображают игру на барабане.

Увеличивают силу голоса

 

Дети разбегаются и прячутся.

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗВЕРИНЫМ ТРОПАМ

Как на горке — снег, снег,

 И под горкой — снег, снег,

И на ёлке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… Не шуметь!

Дети стоят кружком, в центре которого

«спит медведь»; руки постепенно

поднимаются вверх — вдох.

Приседают, опуская руки — выдох.

Опять встают и поднимают руки — вдох.

Приседают, опускают руки — выдох.

Сильно понижают голос.

На цыпочках бегут по кругу.

На последних ловах «медведь»

просыпается и бросается ловить детей.

 

В МИРЕ ЖИВОТНЫХ

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял — и был таков!

 Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Показывают большой палец,

вращая им.

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот.

 

 В МИРЕ ЖИВОТНЫХ

Хитрая лисичка

Вышла погулять.

Захотелось ей

Кого-нибудь поймать –

Или птичку, или рыбку,

Или зайку, или мышку.

Но

Птички улетают,

 Рыбки уплывают,

 Зайки убегают,

 Мышки прячутся в нору.

 

 

Дети ходят по кругу, вып. упр. «Лисичка».

Хлопают в ладоши, затем сцепляют пальцы в «замок».

Вып. упр. «Птичка», затем «Рыбка».

Вып. упр. «Зайчик», затем «Мышка».

Разводят руки в стороны.

Вып. упр. «Птичка», двигая скрещенными руками по кругу.

Вып. упр. «Рыбка», движения рук от себя.

Вып. упр. «Зайчик», движения рук от себя.

Хлопают в ладоши за спиной.

 

ДОМ МОДЫ

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись,

 Наклонились.

Хорошо мы потрудились.

 Встают, наклонившись; руками

двигают влево, вправо.

 Тянутся, как бы вытирают

правой рукой пот со лба.

Снова «полощут».

Вытирают руку о руку.

 

НОВОГОДНИЙ КАРНАВАЛ

 Праздник приближается,

Ёлка наряжается.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

 Поднимают руки вверх

«к макушке ёлки» и, опуская вниз, разводят в стороны.

Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.

Крутят ладошками в воздухе -

«фонарики».

 

ОЙ, СНЕЖОК, СНЕЖОК – БЕЛАЯ МЕТЕЛИЦА

 

Этот пальчик – Дед  Мороз.

 

У него есть красный нос,

Есть седая борода.

 

Очень ждём его всегда!

 

Со Снегуркой он придёт

И подарки принесёт.

 

Дети руки сжимают в кулачки, выставив вперёд большие пальцы.

Поочерёдно отгибают из

кулачков указательные пальцы, средние пальцы.

Делают ладонями движения, подзывая к себе Деда Мороза.

Ходят друг за другом по кругу.

Хлопают в ладоши.

НОВОГОДНИЙ КАРНАВАЛ

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

 

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

 

С горки мы потом катались,

 

А ещё в снегу валялись.

 

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

Загибают пальчики по одному.

«Идут» по столу указательным и

средним пальчиками.

«Лепят» комочек двумя ладонями.

«Крошат хлебушек» всеми

пальчиками.

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Отряхивают ладошки.

Движения воображаемой ложкой;

руки под щёчку

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для пальчиков. Стихотворные упражнения для подготовки к школе и 1 класса....

Коррекционное развивающие занятия по развитию речи с элементами пальчиковой гимнастики. Тема: Лесные ягоды

Цель: формировать представления о ягодах,познакомить детей с понятиями «облепиха», «черника», учить составлять рассказ по плану.Коррекционно-образовательные  цели: Расширить знания о разнови...

Мастер-класс по теме: "Развитие речи у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) с помощью пальчиковой гимнастики"

Задача мастер-класса рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики на уроках в коррекционной школе и показать некоторые примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках....

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками по временам года . "Зима"

По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозгаРазвитие движений пальцев рук, их координированность находится в прямой связи с развитием речи....

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками по временам года."Весна"

По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозгаРазвитие движений пальцев рук, их координированность находится в прямой связи с развитием речи....

Отчёт по самообразованию на тему: "Пальчиковая гимнастика"

Отчёт по самообразованию на тему: "Пальчиковая гимнастика"...

Бармаҡтарға гимнастика-пальчиковая гимнастика

Бармаҡтарға гимнастика-пальчиковая гимнастика...