Психолого-педагогическое сопровождение на основе проектной деятельности.
проект на тему

Целью данной работы является привлечение внимания к вопросу психическое здоровье учащихся, индивидуализации образовательных маршрутов, созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса. Раскрываются основные направления работы школьной психологической службы, а также представлен опыт работы конкретного учителя в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologo.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Макогон Елена Валерьевна,

Муниципальное общеобразовательное  

 автономное учреждение

 средняя     общеобразовательная школа № 22

Психолого-педагогическое сопровождение на основе проектной деятельности.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для разработаны основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.

Основные направления деятельности школьной психологической службы:

  • изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, обучащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
  • формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
  • разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований

Таблица 1

Связь с психологом

Какие психологические знания необходимы современному классному руководителю?

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Таблица 2

Диагностика

Воспитательная работа на основе СРМ

Перспективы развития классного коллектива в рамках ФГОС

Личностные универсальные учебные действия

Для формирования личностных универсальных учебных действий использую следующие методики:

«Ты и твоя школа» (опросник);

«Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;

Методика изучения мотивов участия в деятельности(по Л.В. Байбородовой);

Методика «Что во мне изменилось?»;

«Направленность личности» (анкетирование).

Познавательные универсальные учебные действия:

«Заучивание 10 слов» (методика А. Р. Лурии);

Уровень познания (по Якиманской);

Диагностика особенностей словесно-логического мышления младших школьников(Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова).

Регулятивные универсальные учебные действия:

Само- и взаимоконтроль;

диспут;

рефлексивная самооценка учебной деятельности;

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий (есть во всех УУД)

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Работа ведется по следующим направлениям:

1.Медико-психолого-социальный модуль.

Методики:

Уровень воспитанности: задание на оценку усвоения нормы взаимоотношений;

«Как ты чувствуешь себя в классе» (опросник);

«Социометрия»;

Шкала Фидлера (атмосфера в классе);

Анкета для учащихся:

 Использование в деятельности учащихся ИКТ (опросник),

2.Валеологическй модуль: составление «Режима дня».

3.Образовательный модуль: работа с информацией.

Универсальные учебные действия (УУД)

способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

Работ по технологии СРМ Г.К.Селевко, «Формирование основ этики» (1-4)  Для младшего школьника характерно внимание к моральной оценке поступка, стремление быть хорошим в оценке окружающих.

Цели проекта:

1.Помочь определить свою моральную позицию, почувствовать и постигнуть важность соблюдения этических правил

2.Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.

3.Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их ум, сохранять и укреплять здоровье.

4.Развивать творческий потенциал личности младшего школьника.

Психопрофилактическая работа: обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

1.Разработка и осуществление развивающих программ для обучающихся с учетом задач каждого возрастного этапа.

2.Выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии.

3.Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое сопровождение:

  • Позволит повысить его эффективность участников образовательного процесса.
  •  Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей.
  •  Позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Список используемой литературы.

Сборник программ для 4-летней начальной школы (система Л.В.Занкова); изд-во «Учебная лит-ра»2005 г.

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения). Под.ред.Кондакова А.М., Кузнецова А.А. М.: Просвещение, 2009.
  2. «Изучение эффективности воспитательной системы школы»,Байбородова Л.В., Степанов Е.Н.,Псков,1994 г.
  3. Т.Т. Богданова, Т.В.Корнилова «Диагностика познавательной сферы ребенка», М., «Роспедагенство»,1994 Г.
  4. Гаврилова Г.Ф. «Вначале было детство», (собрание диагностических методик для изучения личности младшего школьника),М.,1993 г.
  5. Л.М Фридман «Изучение процесса личностного развития ученика», (методические рекомендации для учителей и практических психологов ),М.,1995 г.
  6. Сластёнин, В.А. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогическая компетентность учителя, как основа успешной работы с одарёнными детьми.

По мере повышения требований к  образовательному процессу, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов интернет-технологий, создания обогащенной шко...

Презентация "Система развития психолого - педагогической компетентности и профилактики негативных последствийпедагогической деятельности (профессиональная деформация)

В процессе организации самопрофилактики профессиональной деформации важно выделить особый пласт - знание психологии учащихся, их способностей, личностных способностей, ценностей и интересов. Ругать мо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 1 класс

Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе: ФГОС НОО; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗА МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения, проводимых во внеурочное время с определенной воспитательной целью. Воспита...

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...