Конспект коррекционно-развивающего занятия (познавательная сфера) по теме «Нарушение счётных операций».
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Через развитие представлений о множестве и счетных единицах формирования счетных операций у детей с акалькулией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30

Конспект

коррекционно-развивающего занятия

(познавательная сфера)

по теме «Нарушение счётных операций».

Выполнил: педагог-психолог

Пархоменко Т.Н.

Хабаровск 2015


Конспект

коррекционно-развивающего занятия

(познавательная сфера)

по теме «Нарушение счётных операций».

Обоснование. Растёт число детей с нарушением счётных операций и одной из причин является то, что современные дети  много времени проводят возле мониторов компьютеров и телевизоров. Это лишает их возможности получать полноценную информацию о предметах реального мира, так как задействовано ограниченное число анализаторов. Следовательно, идёт неполноценное формирование наглядно-образного мышления, на основе которого развивается логическое. В данном случае у детей не формируется зрительное представление о множестве, числе, поэтому, не представляя содержания  чисел, они не понимают смысла действий с ними. Эту проблему усугубляют образовательные учреждения, в которых педагоги ушли от работы со счётным материалом, заменив работой с абстрактной цифрой, за которой без предметной деятельности не формируется представление о числе и, как следствие, о разрядной единице. От этого страдает устный счёт, который построен на зрительных представлениях.

Учебные проблемы ученика требуют немедленного решения и школьный психолог вынужден  их решать на учебном материале, так как это наиболее эффективно. Задачей начальной школы является формирование наглядно-образного мышления и эта задача решается через коррекцию нарушения счётных операций.

В основу данной коррекционной технологии положено представление об интериоризации (психологическом механизме психокоррекции, как переводе внешних действий во внутренние), теория поэтапного формирования умственных действия П.Я.Гальперина и методика  Л.С.Славиной о поэтапном формировании счётных операций (присчитывание и отсчитывание по 1).

Новизна заключается в том, что данные знания были перенесены на другой  учебный материал (разряды, поразрядное сложение и вычитание, с переходом через десяток). Эта работа способствует развитию наглядно-образного мышления.

Количество занятий зависит от степени интеллектуального нарушения, состояния нервно-психического здоровья ребёнка. Кому-то достаточно одного занятия и консультации для родителей, кому-то серия занятий, а кому-то постоянная систематическая работа. Эффективность занятия – это когда к концу занятия у ребёнка появляется вера в то, что он может справиться  с этой проблемой. Результатом коррекционной работы является усвоение детьми программного материала по математике.

Данное занятие является малой частью той работы, которая проводится по данной проблеме.

Основная часть.

Проблема: нарушение счётных операций из-за несформированности разрядной единицы, из-за не закреплённости понятий (названий разрядов) за их зрительным множеством, трудностей переключения внимания с одного разряда на другой.

Форма: индивидуальная.

Время: урок (40 мин.)

Цель:  формирование наглядно-образного мышления на математическом материале.

Задачи:

- формирование зрительных представлений о множестве, разрядной единице;

- развитие внимания;

- развитие математической речи.

Оборудование: счётный материал, памятка (зрительная опора).

Ход занятия:

1 этап диагностический: перед ребёнком счётный материал (палочки и пучки по 10 палочек). Задание: из счётного материала положить число 17. Ребёнок вместо 1пучка и 7 палочек отсчитывает 17 палочек.

Задание: влево отсчитать 10 палочек. Ребёнку показывается пучок-десяток. Вопросы: Сколько палочек отсчитал? (10). Сколько палочек в пучке?  (10)  10 равняется 10? (Да)  Можем заменить 10 палочек пучком?  (Да)  Заменяем.

Вопрос: сколько в числе «17» десятков, сколько единиц?  Как правило, ребёнок отвечает: 10 десятков и 7 единиц, вместо 1 десятка и 7 единиц. Но, если  ребёнку предложить написать число 17 и задать тот же вопрос, то он ответит правильно. Это свидетельствует о механическом усвоении разрядной единицы и отсутствия понимания, т. е. представления.

2 этап коррекционный: ребёнку предлагается пересчитать  десятки. Предварительно перед ним кладётся зрительная опора (памятка), которая помогает ребёнку ориентироваться в названии разрядов.

Палочки-единицы

Пучки-десятки

Даётся установка: глаза видят и считают пучки, сколько пучков, столько называешь десятков. Глаза видят и считают палочки, сколько палочек – столько называешь единиц. Затем ребёнок, ориентируясь на опору, считает: 1 пучок-десяток – это 10 палочек-единиц и т.д. до 12 пучков-десятков, 120 палочек единиц. Если ребёнок затрудняется, то задаются дополнительные вопросы: сколько пучков-десятков было? Сколько добавил? Сколько стало? Так же с единицами. Это при трудностях переключения внимания с одной счётной единицы на другую. Помогают следующие слова: представь, что ты высыпал из пучков все палочки. Сколько их будет? Или наоборот – связал в пучки. Сколько пучков будет? Если это не помогает (в самых сложных случаях), то производятся указанные реальные действия со счётным материалом.

Необходимо, чтобы ребёнок пересчитал десятки, начиная наоборот - с палочек-единиц: 10 палочек-единиц – это 1 пучок-десяток и т.д. Это даёт возможность ребёнку научиться переводить не только с крупных единиц в мелкие, но и наоборот – с мелких в крупные.

Примечание: в ходе данной работы у некоторых детей возникает проблема изменения числительных. Она решается тут же отдельным этапом.

Вывод: данная работа позволяет соединить абстрактное название разряда «единицы» («десятки») с их зрительными образами, которые полноценно формируются на основе включения всех анализаторов восприятия в процессе предметной деятельности. Следовательно, отдифференцировать формируемые математические понятия. Ребёнок не путает понятия тогда,  когда понимает, а понимает тогда, когда представляет то, о чём говорит.

На следующем этапе ребёнок выполняет ту же самую работу, только уже называет непосредственно названия разрядов без дополнительных слов-помощников. Ребёнок считает: 1 десяток – это 10 единиц и так до 12 десятков, 120 единиц и наоборот: 10 единиц – это 1 десяток и т.д. При возникновении ошибок возвращается на предыдущий этап.

Далее убирается зрительная опора и ребёнок работает только со счётным материалом, при необходимости опора предъявляется ребёнку.

Т.к. задачей данного занятия является формирование зрительных образов на основе предметной деятельности, то на следующем этапе счётный материал (пучки-десятки), выложенный в ряд, накрывается листом и ребёнок, смотрит на лист, представляет пучки-десятки и  пересчитывает их.

Психолог следит за тем, чтобы ребёнок смотрел через лист на тот пучок, о котором говорит. Это формирует зрительное внимание и закрепляет зрительные образы.

На последнем этапе ребёнок пересчитывает в уме, когда со стола убирается вся наглядность.

В заключение занятия, на последнем этапе следует дифференцировать механическое заучивание и сформированность зрительных образов. Свидетельством последнего является работа глаз во время счёта (наличие сосредоточенности).

Вывод: ребёнок научается ориентироваться в разрядах.

На следующих занятиях, после данной работы, дети легко усваивают как поразрядное сложение и вычитание, так и более сложные случаи с переходом через десяток, легко ориентируются в преобразовании именованных чисел.

 В сложных случаях данное занятие может быть разделено на несколько занятий, а в более лёгких - промежуточные этапы сокращаются.

Практика показывает, что научить считать в уме, на основе формирования зрительных образов множеств, можно каждого в рамках его интеллектуального состояния. Труднее всего поддаются коррекции дети с нарушением внимания и ДЦП.


Список литературы

  1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.- 400 с.

  1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 384 с.

  1. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением.- М.: Просвещение, 1966.- 150 с.

  1. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление.- М.-Воронеж: Изд-во МПО «МОДЭК», 2000.- 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние коррекционно-развивающих занятий на эмоциональную сферу младших школьников

Психолого-педагогический проект-исследование с рекомендациями для учителей начальной школы...

Конспект коррекционно – развивающего занятия для развития познавательной сферы первоклассников.

Конспект коррекционно – развивающего занятия для развития познавательной сферы первоклассников.Цель: коррекция и развитие познавательных психический процессов учащихся первого класса.Задачи:- повышени...

План-сетка коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха»

Материал содержит: план-сетку коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха»  и конспект одного занятия направленного на развитие...

Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие познавательной сферы детей с ОВЗ

Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в страну геометрических фигур". Направлено на развитие познавательной сферы детей с ОВЗ (возрастная категория зависит от их психофизических возм...

План-конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3К класса с интеллектуальными нарушениями вариант 1 (1-4 класс)

План-конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3К класса с интеллектуальными нарушениями вариант 1 (1-4 класс) на тему: ориентировка в пространстве. Лексическая тема: «Путешествие ...