Гиперактивный ребёнок
консультация на тему

Вербнякова Елена Павловна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebyonok.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЁНОК

Не всякого подвижного или возбуждённого ребёнка следует относить к гиперактивным. Часто в эту категорию записывают упрямых, непослушных, быстроутомляемых, подвижных, шумных и нетерпеливых детей. То, что ребёнок становится как заводной, давая выход своей скуке, вовсе не признак гиперактивности. Ребёнок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Определить, является ли ваш малыш гиперактивным, может только врач. Однако есть ряд симптомов, на которые родителям следует обратить внимание. Симптомы эти почти всегда проявляются до 7 лет, обычно года в четыре. Средний возраст при обращении к врачу – 8 – 10 лет: в этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности, целеустремлённости и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Как же проявляется гиперактивное поведение?

Вам следует обратиться к специалисту, если в поведении ребёнка присутствует более 6 симптомов из 9:

  • беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребёнок постоянно крутится как юла и ведёт себя так, будто у него внутри моторчик;

  • ребёнок встаёт со своего места в группе во время занятий или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;

  • он проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это совершенно неуместно;

  • он совершенно не может тихо и спокойно играть сам с собой;

  • ребёнок болтает без умолку;

  • он отвечает на вопросы, не задумываясь и не выслушав их до конца;

  • ребёнок мешает другим играть или заниматься, он пристаёт к взрослым (например, постоянно вмешивается в беседы);

  • подобное поведение длится не менее 6 месяцев;

  • гиперактивность проявляется как минимум в двух местах (например, дома и в садике или в школе).

Врач не имеет право ставит диагноз «гиперактивность», основываясь только на этом наборе симптомов, обычно специалист рекомендует пройти дополнительное обследование мозговой деятельности: ЭЭГ, ЭХО ЭГ или УЗДГ.

Предположим, в результате медицинского обследования диагноз «гиперактивность» подтвердился. Что делать?

Режим

  • Гиперактивному ребёнку, как никому другому, требуется чёткий режим дня, сбалансированная диета и обязательно дневной сон.

  • В питании избегайте таких продуктов, как шоколад, конфеты, лимонад, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы. Приём пищи должен проходить в чётко определённое время, но соответствовать суточным биоритмам ребёнка. Не позволяйте делать перекусы! Разделите приём пищи на 6 частей: завтрак, второй завтрак или полдник, обед, полдник, ужин, сонник. Не перегружайте ребёнка едой, не заставляйте съедать всё до конца. Придерживайтесь принципа: плохо позавтракал, лучше пообедает.

  • При составлении распорядка дня уделите особое внимание прогулке. Ребёнок должен находиться на улице в любую погоду. Пребывание на свежем воздухе способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребёнка, а это так необходимо гиперактивному малышу! Предоставьте ребёнку на улице максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам, стучит палкой по столбу и т.д. Его энергия должна находить выход.

  • Старайтесь составить расписание таким образом, чтобы активные и спокойные виды деятельности сменяли друг друга с частотой 15 – 30 минут. Исключение составляет только сон.

  • Даже в младшем школьном возрасте гиперактивным детям обязательно нужен дневной сон. Его продолжительность должна составлять от 2 до 4 часов. Постарайтесь выработать определённый ритуал отхода ко сну. Ему должен предшествовать приём тёплой ванны с успокаивающими травами. Даже в холодное время года старайтесь купать ребёнка в ванне (не под душем!) не реже 2 раз в день по 5 – 15 минут. Вода оказывает чрезвычайно успокаивающее действие на гиперактивных детей.

  • Пока малыш засыпает, посидите с ним рядом. Почитайте ему сказку, погладьте по руке, положите с ним рядом на ночь его любимую игрушку. Можно сделать ему перед сном расслабляющий массаж.

        Как исправить поведение ребёнка?

  • Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость, поэтапно используйте методы: предупреждение, игнорирование, тайм-аут, «тихое место» (спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка).

  • Чаще хвалите ребёнка и, напротив, старайтесь не обращать внимание на мелкие нарушения дисциплины. Гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания. Однако чувствительны к поощрениям.

  • Заведите дневник самоконтроля, используйте балльную или знаковую систему для оценки и самооценки ребёнком своего поведения. Продумайте систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.

  • Составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его на стену. Постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребёнком; не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; не давайте ребёнку поручений. Не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как для него это – самый трудный этап. Не давайте одновременно несколько указаний. Задание должно быть коротким и ясным.

  • Для ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствий, лакомства;
  • запрет на приятную деятельность: компьютерные игры, просмотр телепередач;
  • приём «выключенного времени» (угол или скамья штрафников, досрочное укладывание в постель).

Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики; она требует своевременной и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивный ребёнок.

Беседы с психологом Гиперактивный ребенок Портрет гиперактивного ребенка Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с...

гиперактивный ребёнок

выступление на МО учителей начальных классов...

Как вести себя с гиперактивным ребёнком

Первый и самый главный совет родителям гипердинамичных детей: не пытайтесь держать в себе все свои чувства....

Гиперактивный ребёнок.

Что же такое гиперактивность и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?...

Статья : Гиперактивный ребёнок в школе

Статья : Гиперактивный ребёнок в школе...

Гиперактивный ребёнок

Презентация является приложением к   лекторию для родителей по теме "Гиперактивный ребёнок"....