Адаптация первоклассников к новому виду деятельности.
статья на тему

Рыжкова Людмила Георгиевна

Адаптация (приспособление) детей пришедших в школу это очень серьезная тема для исследования и огромный пласт для изучения прошлом, настоящем и будущем не только для педагогической науке, но и в детской психологии и физиологии. Поэтому в данной статье существует возможность лишь для обозначения тезисов как проблем, так и их решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov_k_novomu_vidu_deyatelnosti.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

             Адаптация первоклассников к новому виду деятельности.

        Адаптация (приспособление) детей пришедших в школу это очень серьезная тема для исследования и огромный пласт для изучения прошлом, настоящем и будущем не только для педагогической науке, но и в детской психологии и физиологии. Поэтому в данной статье существует возможность лишь для обозначения тезисов как проблем, так и их решения.

     Для начала немного статистики. Примерно 60% детей успешно проходит процесс адаптации в течение первых двух месяцев обучения. Около 30% завершают процесс к концу первого полугодия, а примерно 15%  составляют третью группу – детей, сталкивающихся с серьезными проблемами, требующими профессиональной помощи для успешного завершения процесса.

     На первую четверть приходится самая значительная нагрузка в ходе процесса. Именно этот период характеризуется также специфическими физиологическими проявлениями стрессового характера, которые в дальнейшем могут или сойти к минимуму (при благоприятном развитии событий) либо (что хуже) принять скрытую форму. Так что имеет смысл начать осознание сложности адаптации первоклассников именно с физиологического аспекта.

Проблемы физиологического характера:

     Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у многих отмечается снижение артериального давления, а у некоторых - значительное его повышение. У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. Из менее значительных изменений можно упомянуть снижение концентрации внимания, возрастание признаков гиперактивности,  понижение порога утомляемости ребенка.

     В решении физиологических аспектов адаптации детей необходима совместная и четко скоординированная деятельность учителя и родителей. Со стороны родителей это, во-первых, соблюдение четкого суточного режима жизнедеятельности ребенка, а также выполнение всех рекомендаций по домашнему обучению, полученных от учителя в школе. А во-вторых, находиться в постоянном контакте с учителем для того, чтобы хорошо представлять себе все изменения по ходу процесса адаптации ребенка. Со стороны учителя – это правильная организация учебного процесса, что включает в себя: дробную деятельность во время обучения, организация периодов двигательной активности первоклассников, а также внимательное наблюдение за изменениями  

Проблемы социальной адаптации

Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Следующий момент - становление умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами. Нельзя обойтись и без формирования умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Проблемы психологической адаптации.

Самый обширный фронт задач педагога – это поле психологической адаптации ребенка. Разумеется, что при отсутствии формирования положительного настроя к процессу обучения у первоклассников невозможно добиться хоть сколько-нибудь значительных результатов. Поэтому задача учителя (особенно в период первого полугодия) это не только правильная организация учебного процесса, но и создание психологически комфортной обстановки в классе.

Решение этой проблемы в значительной степени облегчается методическими возможностями современного обучения, которые подразумевают отсутствие домашних заданий, а также отсутствие у первоклассников дополнительного стресс-фактора в виде выставления оценок за их работу. Но сколько бы значимой не была эта поддержка, роль учителя в процессе адаптации не становится менее важной. Комфортной обстановкой в классе можно с уверенностью назвать атмосферу доверия, внимания к каждому ученику, а также эффект постоянного присутствия поддержки взрослого человека. Отсутствие резкой критики, градированная система поощрений и постоянное поддержание интереса к процессу обучения будет являться не только преимуществом в результатах обучения но непосредственно их залогом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни

Статья на тему: "Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни"...

Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания

Короткая статья о видах и сроках адаптации 1-классников...

Адаптация младших школьников к новому виду деятельности - обучению

Адаптация младших школьников к новому виду деятельности - обучению. Рекомендации. Анкеты: 1.)  Для определения школьной мотивации учащихся начальных классов; 2.) Хорошо ли ребенку в школе?; 3.) В...

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...

Адаптация дошкольников и младших школьников к новому виду деятельности – обучению. Способы взаимодействия педагога и обучающегося в образовательном процессе.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного завед...

Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя, не месяц требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, который связан ...

Адаптация первоклассников к новому виду деятельности.

Адаптация (приспособление) детей пришедших в школу это очень серьезная тема для исследования и огромный пласт для изучения прошлом, настоящем и будущем не только для педагогической науке, но и в детск...