Сказка которая не кончается...
статья на тему

Данная работа овещает опыт психокоррекционной работы педагога-психолога с учащимися начальной школы на основе метода песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

                         Сказка, которая не кончается…

Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Но взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир ребенка от Мира взрослого. С помощью песочных игр дети воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Именно поэтому мы, психологи, можем  использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться»  с песком и сама его структура, подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые  только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

А сама история песочной терапии берет начало в 1929 году, когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Так родилась «техника построения мира».

Песочная терапия определяется как «невербальная форма психотерапии, позволяющая установить доступ к глубоким довербальным уровням психики», где «глубоко в бессознательном скрыты самоисцеляющие возможности психики, и они проявляются при определенных условиях».

Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых,  и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Ведь распознание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимание им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

      Песочная терапия может проводиться с людьми любого возраста, начиная с трехлетних детей. Песочная картинка- это срез психической реальности человека, но все психические процессы в нем зашифрованы. Для того чтобы расшифровать его, необходимо понимание ключевых характеристик, то есть тех качественных показателей, с помощью которых можно описать песочную картину. Введение ключевых характеристик значительно облегчает процесс систематизации информации и помогает специалисту понять уникальный внутренний мир и переживания ребенка.

Песок дает возможность для выражения широкой гаммы различных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него разные предметы и т.д. Создание множества форм, таких как холмы, долины, дороги, реки, волны, борозды и др., позволяет не только интенсифицировать переживания ребенка, но и придать интерпретациям особую глубину.

Психологу нужно научиться молчать, и только лишь наблюдать за действиями ребенка, понимать его и ему сопереживать.

Создание песочной композиции можно сравнить с работой садовода, называя песочницу «садом души». Психолог словно предоставляет ребенку небольшой участок земли, на котором тому предстоит взрастить свой мир, используя собственные руки и свободный выбор.

Создание песочной формы может рассматриваться как важный показатель принятия ребенком личной ответственности за свои действия и переживания.

Самые первые инструкции:

Детям любого возраста: Выберете фигурку, наиболее интересующую вас… больше других привлекающую ваше внимание… поместите ее в песочницу… выберете еще 2 (2-3, или 4-5, или не более 10) фигурки и поместите их в песочницу…

Или: представьте себе, что вы – Волшебник, и здесь есть возможность создать такой мир, в котором никто до вас не бывал…

 Работа, которую вы создаете, должна передать то, что вы не можете выразить словами.

Тематические инструкции: Мой сон; Первое воспоминание…

Моделирующие или формирующие определенные переживания: Место, где я отдыхаю; Праздник жизни;…

Диагностические инструкции: Вы можете создать в песочнице все, что пожелаете; Создайте свой мир и обустройте его;…

Для нас песочница является одним из основных инструментов психокоррекционной работы с детьми. В песочной терапии процесс рассуждений и размышлений менее значим, чем сам процесс исцеления.

Песочная терапия предполагает игру с песком и миниатюрными фигурками. Она позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии. В процессе диалога со своим внутренним миром ребенок получает возможность представить эти образы в конкретной форме.

Большинство детей чувствуют себя в песочнице комфортно, они легко и охотно обращаются к песку, воспринимая сам песок и свою ситуацию в целом как безопасную и поддерживающую.

В нашем кабинете есть три водонепроницаемых деревянных ящика (песочницы), внутренняя поверхность, дно и борта окрашены в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта – небо. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.

На наших специальных полочках — все, что существует в этом мире. Ребенок, работающий с песочницей, выбирает из всего многообразия предметов то, что ему нужно. У каждого этот набор свой, поэтому каждый раз в песочнице возникают совершенно уникальные картины.

Кроме игрушек, здесь много и других вещей, например, маленьких карточек, на которых написаны слова "нежность", "сострадание", "любовь", "мужество", «дружба»  и  многое другое.  А кроме того — предметы  природы: цветы, веточки, камешки, перышки. Из фасолинок, например, можно делать дорожки на песке,

Мы часто приносим что-то свежее прямо с улицы, и привозим с отдыха красивые камешки, ракушки, собранные на берегу моря или  речки. Кроме того, у нас есть животные, начиная от домашних и диких и кончая мифическими — летающие, птицы, четвероногие, рыбы. Большим успехом пользуются змеи и обезьяны. Очень важными оказались слоны.

Еще есть яйца, они очень символичны. И зеркала.

И бабочки, и другие символы перехода из состояния в состояние.

 А еще детям очень нравятся предметы, которые что-то объединяют или разъединяют. Например, у нас есть такая длинная-предлинная нитка серебряных бусинок, среди которых встречаются маленькие серебряные сердечки.

Важно все то, что соединяет или разъединяет— например, мосты или лестницы, или что-то вроде заборов или голубеньких камешков, из которых можно делать реки  и выкладывать дорожки.

 Это детям очень нравится. И, кстати, к ним же относятся всяческие средства передвижения — машины, поезда, самолеты и лошади, лодки, то, на чем можно ехать. Все эти предметы очень важны, потому что наша жизнь — это вечное путешествие, все двигаются кто — куда.

На занятиях часто присутствуют игровые образы – куклы. Это Мышиный король, Песочная Буря, Гномы – искатели сокровищ, Солнечная Фея.  Есть и жители пустыни: верблюды, ящерицы, змеи.

 Для знакомства детей с песком и его свойствами в кабинете имеются разные формы для песка, чудо-веер, «формочки превращения»,  кисточки археологов для проведения «раскопок» С целью погружения детей в атмосферу пустыни или песочного города используются иллюстрации, картинки, элементы одежды путников и путешественников.

 Иногда мы предлагаем детям самим  вылепить предметы из глины или из соленой муки. Это занятие  доставляет детям много радости и удовольствия.

Нам всегда интересно следить за лицами детей, когда они впервые входят в кабинет с песочницей и видят, что там находится. Иногда, кажется, что очень многие дети не имеют в жизни возможности наиграться вдоволь. Им не разрешали фантазировать, творить. Поэтому получается, что песочница — очень простое средство вновь обратиться к своим творческим возможностям. И для  этого им необязательно уметь рисовать,  даже не обязательно работать с мысленными образами. Единственное, что нужно сделать  — это выбрать на полках предметы, которые привлекли  внимание, и с их помощью создать на песке картину.

Во время индивидуальной работы мы просим, чтобы с каждым выдохом ребенок  избавлялся от страха и оценки, а с каждым вдохом принимал спокойствие, доверие и радость, чтобы ничего не мешало его творчеству. Так мы сидим и некоторое время просто вместе дышим, а потом мы включаем какую-нибудь тихую музыку, которая поможет  расслабиться.

Песочница — это всегда приключение, всегда исследование. Она притягивает, завораживает.  Мы постоянно узнаем что-то новое, чему-то учимся. Каждый раз — новое, никогда не наступает пресыщение.

Нам кажется, что именно в нашем присутствии и заключается самое главное. Думаем, это можно сравнить с тем, что происходит, когда пишут стихи. Как будто человек, обращаясь к своему "я", создает на песке нечто, что раньше было скрыто от глаз, и теперь впервые становится явным. Теперь о том, что мы называем "быть свидетелем". Точнее можно было бы назвать это принятием или приятием другого человека. Мы молча даем человеку понять, что то, что он делает, — важно, имеет смысл, значение, ценность.

Итак,  первый шаг — мы кладем руки на песок и прислушиваемся к себе. Второй — человек выбирает фигурки на полках и устанавливает их в песке. Третий шаг — разговор о том, что получилось. Первым делом мы задаем вопрос: "Какое общее чувство вызывает у тебя получившаяся картина?" Очень часто в ответ звучат слова, не имеющие никакого отношения к чувствам. И мы продолжаем спрашивать: "Какое же чувство она вызывает? Расскажи о том, что ты чувствуешь?"

Пока человек располагает свои предметы на песке, мы наблюдаем с огромным вниманием и заинтересованностью. Ничего не говорим, но сами, следуя своей интуиции, пытаемся догадаться или проникнуть в то, что происходит, увидеть какие-то связи, стереотипы. Потом мы можем просто попросить: "Расскажите, пожалуйста, что здесь. Что ты здесь видишь?" Потом задаем другие вопросы, и так, пока они не расскажут нам все, что хотят рассказать. "Что тебя больше всего в этом привлекает? Что кажется самым загадочным? Что — самым знакомым? Какая часть картины тебе больше всего нравится? Есть ли в песочнице какое-то движение? В чем оно? Куда направлено? Идет ли оно справа налево?" Мы просим ребенка встать и обойти песочницу, посмотреть на получившееся с другой стороны. Часто мы тоже встаем и смотрим  на все сверху. Бывает, что сверху все кажется совсем иначе и это очень их удивляет. "Ничего себе! Эта штука, которая казалась мне такой огромной, когда я сидел, совсем не такая большая и не такая страшная!" Или: "Теперь я вижу, что это имеет отношение к тому-то или к тому-то". Они начинают видеть общую картину, замечают новые связи и новые значения. Нередко, начиная говорить, они поражаются тому, что видят, тому, что создали. Мы  не просим  их ничего менять, не просим  ничего двигать, не предоставляем такой возможности. Просто даем понять: "Вот, что мы имеем. Вот, что есть сейчас". Но мы можем спросить: « Есть ли здесь кто-нибудь, кому плохо, или кому нужна помощь?" Или: "А чего здесь не хватает?" Иногда просим пойти и взять какой-то новый предмет, которого, как им кажется, недостает. И еще мы всегда спрашиваем: "Не напоминает ли это вам чего-то из вашей жизни?" « А кто здесь главный герой, какие чувства он испытывает?»«А чтобы ты хотел изменить, чтобы ему стало лучше?»

Во время групповой работы, можно раскладывать на песке палочки, разделяя его таким образом на сектора. Получается, что каждому достается своя территория для работы. Каждый ребенок работает самостоятельно, а потом рассказывает о значении того, что у него получилось на песке. Таким образом, свидетелями становятся все, кто сидит за столом и слушает друг друга. И этим достигается необыкновенная степень близости между участниками и их глубокое уважение к той тайне, которую представляет собой жизнь каждого человека.

 Для понимания содержания групповых песочных картин используется три показателя:

- характер взаимодействия участников группы между собой.

Это может быть сотрудничество, объединение в общую идею, скрытая конфронтация- создание параллельных миров, явная конфронтация – борьба за территорию, открытое противостояние

-распределение ролей в группе

-стиль поведения каждого участника группы

-ценности, объединяющие участников группы

На основе заключения о стиле ситуативной коммуникации в группе, мы можем сделать прогноз относительно жизнеспособности группы, сформулировать  коррекционные и иные задачи работы с коллективом.

Иногда мы предлагаем детям творческие задания: рисовать песком на стекле, перевоплотиться ( в животных пустыни, жаркое солнце, капельки дождя…). Собрать солнце из песочных лучиков. Разыграть истории из «волшебного сосуда», найденного в тайной песочной пещере и многое другое.

Работа с песочницей, как проективный метод, предоставляет неограниченные возможности как в индивидуальной так и коллективной психокоррекционной работе и занимает почетное место в наборе психологических инструментов, которые мы использует в своей работе. Иногда мы смешиваем эти методы, например, песочницу с метафорическими картами, объединяя это сказкотерапиеей или арттерапией. Также  песочницу мы используем в спектаклях нашего психологического театра.  Получаются очень интересные формы работы. Часто нам в этом помогают сами дети, придумывая необычные сюжеты, соединяя, как нам казалось, несоединимое. Ведь по сути своей – ребенок  это открыватель, экспериментатор и изобретатель. Дело психолога – предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть самого себя, когда ему потребуется), ведь, как любому ученому и исследователю, ребенку важна независимость и свобода творчества. Вот в такие моменты и соединяется несоединимое, открывается неоткрываемое, обретает смысл бессмысленное, обретает образ безОбразное, ломаются рамки, расширяются границы … и ребенок возвращается к своему естеству, к тому, что в нем было заложено изначально, с момента его рождения самой природой и Творцом.

Педагог – психолог МОУ СОШ №2 г. Фрязино                Корчагина Н.С.

Педагог – психолог МОУ СШ №2 г. Фрязино                    Якутина Н.С.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки, которые придумали дети

Творческие работы учащихся по чтению...

сказка "Бременские музыканты"- этофинал работы кружка "Немецкий с увлечением", который работал в МАОУ "Гимназия № 108" в 2011-2012 учебном году, руководителем которого являлась Кузнецова Н.В.

Эта презентация покажет отрывки из сказки "Бременские музыканты", которую мы с участниками кружка "Немецкий с увлечением" поставили в конце года и показкли учащимся первых классов....

кончается дошкольное детство ...

краткие советы родителям будущих первоклассников...

В школе кончены уроки...

Выпускной вечер . Окончание 3 класса...

Тема урока: Сказки-игры. Дж. Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки».УМК «Школа 2100»

Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Джанни Родари и его рассказом «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»; Открыт...

Интерактивная игра-викторина для 2 класса "Сказки, которые я прочитал"

Интерактивная игра-викторина для 2 класса "Сказки, которые я прочитал"...