Цикл занятий для детей младшего школьного возраста " Я и все-все-все"
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Курышов Михаил Алексеевич

Цикл занятий разработан с целью формирования навыков конструктивного общения в межличностном взаимодействии.  Состоит из пяти занятий, которые рассчитаны на группу  из 8-10 человек с целью эффективного взаимодействия. В каждое занятие входит ритуал приветствия и ритуал прощания участников друг с другом, а также упражнения, способствующие снятию коммуникативных барьеров. Продолжительность занятий 35-40 минут. Занятия проводится на основе результатов диагностирования и по запросу классного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_vse-vse-vse.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Данная программа разработана с целью формирования навыков конструктивного общения в межличностном взаимодействии. Программа состоит из пяти занятий, которые рассчитаны на группу  из 8-10 человек с целью эффективного взаимодействия. В каждое занятие входит ритуал приветствия и ритуал прощания участников друг с другом, а также упражнения, способствующие снятию коммуникативных барьеров. Продолжительность занятий 35-40 минут. Программа проводится на основе результатов диагностирования и по запросу классного руководителя.

Задачи:

  • Снять эмоциональное напряжение;
  • Создать благоприятные условия для активного участия в занятиях и формировать положительное отношение  участников друг к другу;
  • Сплочение классного коллектива посредством включения детей в совместную деятельность;
  • Развитие взаимопонимания и внимательного отношения друг к другу;
  • Практиковать через личностные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим.

Предполагаемый конечный результат: я предполагаю, что в ходе реализации данной программы у учащихся сформируются навыки конструктивного общения, взаимопонимания и внимательного отношения друг к другу, а также у ребят сформируется умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим, а это является хорошей профилактической работой в разрешении конфликтных ситуаций в подростковой среде, ведь ребята стоят на «пороге» перехода в среднее звено.

Литература: «Общая психология» М.И.Станкин Москва-Воронеж, 2003., Психологический комфорт в школе: как его достичь. Е.П.Картушина, Т.В. Романенко Волгоград 2009.

Занятие 1.

Здравствуйте, ребята, очень рад вас всех видеть. Сегодня на нашем первом занятие, а их у нас будет пять, я предлагаю вам совершить путешествие, а для этого нам нужна карта, на котором мы видим острова, но они, к сожалению, без названия, но этот момент мы с вами будем исправлять по истечению каждого занятия или путешествия. Я хочу, чтобы сейчас обратили внимание на доску: на карточках вы видите название качеств человека, без которых ему просто не выжить на острове, так вот, как только подойдет к концу наше путешествие, вы должны выбрать то качество, которое помогло вам сегодня в преодолении сложностей, этим качеством мы назовем свой первый остров. Итак, в добрый путь!!!

Как вы знаете, у многих людей, народов, племен есть свой ритуал приветствия, думаю, он нам тоже необходим для того, чтобы дорога была удачной, а настроение - отличным!

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Цель: снятие эмоционального напряжения в группе.

У вас замечательный класс, и каждый заслужил аплодисменты. Вы должны встать в круг. Я подхожу к одному из вас, называю имя и приветствую аплодисментами, затем он(а) выбирает еще кого-нибудь, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами и т.д.

Ребята, древние люди путешествовали, выбирая себе дорогу по звездам, это было, конечно, сложно, но интересно, мы с вами тоже не будем искать легких путей!!! Я предлагаю вам разукрасить свою звезду, которую я сейчас раздам каждому и приклеить ее на небо, но таким образом, чтобы получилось созвездие, которое будет служить нам ориентиром в пути, на все это у вас очень мало времени, ведь нам нужно спешить!!!

Друзья мои, почти на каждом острове есть свои скульптуры, некоторые созданные человеком, другие – природой. Сейчас вы должны на нашем первом острове создать свою скульптуру, для того, чтобы другие путешественники знали, что тут побывал ваш дружный и замечательный класс.

Упражнение «Скульптура»

Цель: формирование положительного отношения друг к другу.

Ребята, возьмите, пожалуйста, каждый ручку или карандаш… Попрошу одного из вас положить ручку посреди класса, второй кладет свою ручку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасались друг с другом и так далее.

Сейчас мы уберем ручки в сторону, а вы сами займете их место. Вам нужно будет встать так, чтобы в результате получилась скульптура. При этом каждый из вас должен касаться хотя бы кого-нибудь из класса ладошками, плечами, коленями….

Что ж, молодцы, поздравляю вас!!! А теперь прошу ваше внимание обратить на доску, вернуться к нашим карточкам и выбрать то качество, которое помогло в нашем сегодняшнем путешествии. Это будет происходить путем голосования, решит все наш совет: я называю качество, а вы поднимаете руку, то качество, за которое проголосуют большинство и даст название нашему острову!!!

Ребята, еще я предлагаю вам одну добрую традицию: на каждом острове сажать дерево, на котором мы повесим яблоки с тем настроением, которое у вас на данный момент присутствует. Объясняю: зеленое яблоко – это хорошее настроение, красное яблоко – плохое настроение, ну а желтое – так себе.

Наше занятие подошло к концу. Думаю, что оно принесло вам массу положительных эмоций. Мне хотелось бы узнать:

  • Что вам понравилось, а что нет на нашем занятии?
  • Что порадовало, а что огорчило?
  • Что было приятно, а что нет?

Ритуал прощания.

Цель: формирование позитивного отношения к посещению занятий.

Ребята, попрошу вас встать в круг, взяться за руки, троекратно пожать друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!»

     

     Занятие 2.

Здравствуйте, ребята!!! Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по островам. Итак, вы снова видите карточки на доске, думаю, что все помнят, для чего они нужны!!! В конце нашего занятия мы дадим название очередному острову. А теперь я прошу всех встать в круг и поприветствовать друг друга.

Ритуал приветствия «Аплодисменты по кругу».

Очень хорошо, думаю, это нам поможет в дороге!!! Ребята, я думаю, нет, я просто уверен, что у вас в классе замечательные люди собрались, но лишний раз об этом сказать не помешает, тем более, что на этом острове есть такая традиция – говорить друг другу добрые и хорошие слова!

     

    Упражнение «Волшебный стул».

   Цель: обучения выражению своих чувств по отношению к другому.

  Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нем добрые,     ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего человека, погладить.

Я думаю, все было приятно услышать о себе хорошие и добрые слова!!! Друзья, на этом острове много растений, цветов, но не хватает … вашего цветка, который вы должны изобразить сами, чтобы этот остров запестрел новыми цветками!!!

Упражнение « Я – цветок»

Цель: Обучение выражению своей индивидуальности, представления себя другим детям в группе.

Детям предлагается представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку (диск Симфония чувств) показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.

А теперь я попрошу вас объединиться в букетики, объяснить, почему вы выбрали себе именно этот цветок, и мы устроим с вами хоровод цветов!!!

Ну что ж, вот еще одно путешествие подошло к концу, на этом острове вы оставили незабываемый след, но нужно дать вновь название острову. Итак, голосуем!!!

Ну и, конечно, вновь посадить дерево с нашим настроением!!!

Спасибо вам, надеюсь, что вы отлично провели время.

  • Что вам понравилось, а что нет на нашем занятии?
  • Что порадовало, а что огорчило?
  • Что было приятно, а что нет?

Ритуал прощания.

Занятие 3.

Здравствуйте, друзья мои, очень-очень рад всех вас видеть, желаю вам отличного настроения, побольше улыбок, доброты, радости. Ой, к чему все это я? А сейчас поймете! Надеюсь, вы не забыли, зачем мы все здесь снова собрались? Я напомню: чтобы вновь дать название нашему острову! Но это позднее, итак, в добрый путь!!!!

Ритуал приветствия «Аплодисменты по кругу».

Ребята, обратите внимание на карточку, что там изображено? Совершенно верно, мальчик, у которого хорошее настроение и, скажем так, не очень хорошее. Вот когда у человека веселое настроение, он светится, дарит радость другим, «заражает» окружающих его людей позитивом, отличным настроением! А вот когда у человека плохое настроение, бывают вспышки агрессии, злости, в глазах его печаль, то и другим людям, которые находятся в данный момент рядом, становится некомфортно, неуютно и сразу же такое настроение передается им. Скажите, разве можно нам отправляться в путешествие с плохим настроением? Нет, конечно, давайте, у кого оно не очень веселое, его поднимем, поможем другу в эту трудную минуту!

Упражнение-игра «Я-Луноход» .

Один участник (доброволец, если таковых нет, определяется считалкой) начинает ползать на коленях и говорить: «Я-Луноход 1», старается рассмешить других участников, тот, кто засмеется, становится следующим «Луноходом, ползает и говорит: «Я-Луноход 2» и так далее, пока все участники не станут «Луноходами».

Ребята, вы просто молодцы, подняли настроение себе, и я посмеялся от души!

Сегодня я бы хотел еще поговорить на тему дружбы, но коснуться такого неприятного момента, как ссора, потому что необходимо понять, из-за чего мы ссоримся и как важно вовремя помириться решить все проблемы, ведь только тогда дружба станет еще крепче!

Упражнение «Осознавание какого-либо чувства через сенсорные каналы».

Цель: выражение собственных чувств, умение конструктивно решать проблемы.

Материалы: листы бумаги, карандаши, фломастеры, мелки.

  1. Выскажитесь, пожалуйста, что же такое ссора? Как она возникает? Был ли в вашей жизни случай, когда ссору начали вы сами? Что вам нравится в ссорах? Что вам не нравится в ссорах?
  2. Скажите, пожалуйста, если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была?
  3. А какая ссора на вкус?
  4. А если ссору потрогать, то какая она?
  5. Какая ссора на слух?

Давайте теперь нарисуем ситуацию, в которой у вас произошла ссора, когда вы злитесь на кого-то.

А теперь вместе подумаем, как исправить эту ситуацию? Как помириться?

Итак, ребята, теперь вы, наверно, поняли, что всегда нужно думать, прежде чем совершать какой-либо поступок, ведь сами прочувствовали, что любая неприятная ситуация крайне негативно сказывается как на нас самих, так и на окружающих людях!

А теперь, давайте дадим название нашему острову, третьему по счету. Голосуем!

Итак, что же мы еще должны сделать? Посадить наше замечательное дерево с нашим настроением!

Спасибо вам, сегодня мы с пользой провели время.

  • Что вам понравилось, а что нет на нашем занятии?
  • Что порадовало, а что огорчило?
  • Что было приятно, а что нет?

Ритуал прощания.

Занятие 4

Заставка на экране.

Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

                                                   (Золотое правило этики)

Сегодня мы с вами будем на нашем следующем острове, четвертом по счету, обсуждать очень серьезную тему – это проблема отношений человека к другому человеку. И выполнять упражнения, которые помогут всем вам лучше относиться друг к другу, понимать и уважать друг друга. Но для начала, наш ритуал приветствия!

Друзья, вы, наверно, знаете, что на островах живут животные, так наш остров не исключение. Я предлагаю вам стать на некоторое время  обезьянками!!!!

Упражнение «Обезьяна и зеркало»

Цель: обучение взаимопониманию, развитие невербальных средств общения.

Один ученик-обезьяна, другой – зеркало, в котором повторяются все движения обезьяны, а потом участники меняются местами.

Ребята, какая же роль вам понравилась больше, почему?

Я вам хочу сказать, что очень важно уметь внимательно относиться к человеку, с которым вы общаетесь, так как движения человека могут выражать его внутреннее состояние.

 

А теперь я вас попрошу сесть в круг, представить, что в центре горит огонь, и послушать один рассказ, который потом обсудим, и, возможно, каждый сделает определенные выводы для себя.

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за свой стол сажать и давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке ( деревянная чашка). Старик только горько вздохнул и  ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет: что-то слаживает. Отец и говорит: «Что ты это делаешь, Миша?» а Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

       - Все ли слова вам понятны?

- Почему невестка с сыном перестали кормить дедушку из чашки и за столом?

- Почему им стало обидно, что их маленький сынишка тоже собирался их кормить из лоханки?

- Как изменили они свое отношение к дедушке?

 Выводы:

  1. Как ты относишься к окружающим, так и к тебе будут относиться.
  2. Нельзя унижать, обижать того, кто слабее тебя или от тебя зависит.

Итак, я надеюсь, что каждый из вас сделает определенные выводы для себя.

Ребята вот и близится к завершению наше очередное путешествие по островам. На этом острове мы также должны оставить что-то памятное, и я предлагаю выбрать название острова путем голосования. Голосуем. И если вы не забыли, нам надо посадить дерево нашего настроения.

  • Что вам понравилось, а что нет на нашем занятии?
  • Что порадовало, а что огорчило?
  • Что было приятно, а что нет?

Ритуал прощания.

Занятие 5.

Добрый день ребята. Сегодня мы с вами завершаем путешествовать по островам. Мы уже были на разных островах, видели много интересного, и осталось посетить последний остров, и, конечно дать ему название. Как обычно, наше путешествия мы начнем с приветствия.

Ребята давайте представим себя кораблями. На пути каждого корабля встречаются различные препятствия: скалы, айсберги. И для того, чтобы наши корабли не потерпели крушения, давайте поиграем в игру.

Упражнения «Корабли и скалы»

Цель: обучение взаимопониманию, развитие невербальных средств общения.

Половина играющих – «корабли», половина – «скалы». «Скалы» рассаживаются на полу, «корабли» закрывают глаза и хаотично двигаются по комнате. При приближении «корабля» «скала» издает шипящий звук, с которым «волны накатываются на камни». Цель «скал» - не допустить «кораблекрушения». Потом играющие меняются ролями.

Ребята теперь мне с вами хотелось бы поговорить.

- Когда человеку бывает тревожно в классе? ( Когда он не знает урока, его обижают, обзывают. Или когда он злой, ни с кем не дружит, не помогает никому, жадина.)

- Что надо сделать, чтобы каждому ученику в классе было хорошо, уютно, чтобы в школе чувствовал себя как дома и шел бы сюда с радостью. ( Быть вежливыми и добрыми по отношению друг к другу.)

Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы дарить радость окружающим? (Чтение поговорки с доски.)

ПОГОВОРКА: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Я хочу вам сказать: ребята дарите радость друг другу, не стесняйтесь своих чувств, и тогда на душе у вас будет светло и празднично от того, что вы делаете человека счастливым. Ведь как приятно, когда вокруг вас улыбки, доброжелательная атмосфера и смех, радость жизни.

Сегодня наше путешествие закончится не как обычно, мы не только дадим название нашему последнему острову, но и дадим имя тому созвездию, которое нам помогало не сбиться с пути. Мне хочется верить, что оно поможет вам сохранить ваш класс на протяжении всей учебы таким же добрым, дружным, веселым, отзывчивым. Желаю вам всем удачи, хорошего настроения Давайте подарим друг другу аплодисменты. До новых встреч.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие для детей младшего школьного возраста Сказка – пьеса. « От невежества – беда»

Данная разработка предназначена для детей начальной школя, с целью экологического воспитания....

План-конспект занятия для детей младшего школьного возраста "Запомни фигуры!"

        В ходе занятия предусмотрена смена различных видов деятельности, занимательные игры и упражнения, интересные задания, которые будут способствовать не только развитию...

Развивающее занятие для детей младшего школьного возраста "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"

Развивающее занятие для детей младшего школьного возраста "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"...

Творческая мастерская «Пусть каждый день приносит счастье!» (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ).

Открытое мероприятие.   Творческая мастерская«Пусть каждый день приносит счастье!»(познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья )....

"Наши волшебные помощники" внеурочное занятие для детей младшего школьного возраста

Знакомство детей с прародителями знакомых бытовых электроинструментов в игровой форме с применением презентации....

Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «ВЗГЛЯД НА ГЛАЗ»

Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «ВЗГЛЯД НА ГЛАЗ»...

Пусть каждый день приносит счастье! (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья)

Развитие коммуникативных склоностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальности....