Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_k_kursu_zhiznennye_navyki_3_klass.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Цель курса «Жизненные навыки»:  формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

        Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

Программа курса представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга,  социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я; уроки психологии в начальной школе» М., 2011 год,  имеет базовый уровень.

Программа курса «Жизненные навыки» во 3 классе рассчитана на 34 занятия в год (1 занятие в неделю).

Общая характеристика курса.

Программа «Жизненные навыки» задумана как сквозной курс, рассчитанный на обучение детей с первого по одиннадцатый класс. Уроки психологии, разработанные О. В. Хухлаевой, не единственный представленный на рынке педагогических программ курс с подобным названием. Среди пособий такого типа можно выделить три отличающихся направления.

Первое-академическое. К нему относятся, в частности, учебники представляющие собой свод академических знаний  об одном из разделов структурной психологии. Эти знания представлены как ещё один академический предмет и имеют такое же отношение к собственным проблемам  младшего школьника, как знания о природоведении или истории.

Второе направление-адаптационное. В таких программах собраны практические рекомендации и знания, помогающие ребёнку успешно «вписаться» в образовательный процесс, внимательно слушать, правильно писать, вовремя отдыхать и т.д.

Третье направление, к которому принадлежит данная программа-помогающее ребёнку получить представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, ориентирующее в решении личностных задач этого возраста.

Ценностные ориентиры содержания курса.

• Ценность добра – осознание себя как части мира.

• Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

• Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

• Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

• Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

• Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.

• Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Воспитательные результаты.

        Получение школьниками опыта:

  • в определении индивидуальных особенностей сверстников;
  • в определении своих собственных достоинств и недостатков;
  • обсуждения возникающих проблем;
  • определения своих чувств и чувств сверстников;
  • сопереживания окружающим людям;
  • положительного отношения к себе и к сверстникам;
  • в утверждении ценности фантазии в глазах ребёнка;
  • в формировании сотрудничества со сверстниками.

Содержание курса.

Тема 1. Я — фантазер (8 занятий).

Я – третьеклассник. Кого можно назвать фантазером? Я умею фантазировать! Мои сны. Я умею сочинять! Мои мечты. Фантазии и ложь.

Тема 2. Я и моя школа (6 занятий).

Я и моя школа. Что такое лень? Я и мой учитель. Как справляться с «Немогучками».

Тема 3. Я и мои родители (4 занятия).

Я и мои родители. Я умею просить прощение. Почему родители наказывают детей?

 Тема 4. Я и мои друзья (9 занятий)

Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями. Ссора и драка.

Тема 5. Что такое сотрудничество?(7 занятий)

Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого. Я умею договариваться с людьми. Мы умеем действовать сообща. Что такое коллективная работа?

Всего 34 занятия.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия п/п

№ занятия в теме

Тема раздела, занятия

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

1

1

Я-фантазёр.

Я-третьеклассник.

Ориентироваться в социальных ролях, положительно относиться к школе, принимать предложения и оценки учителя.

Соотносить результат с целью и оценивать его. (Р)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (П)

Формулировать своё собственное мнение и позицию. (К)

2

1

Кого можно назвать фантазёром?

Понимать, что такое фантазия, для чего она нужна человеку.

Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением. (Р)

Наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П)Учиться контролировать свою речь и поступки. (К)

3

1

Я умею фантазировать!

Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей.

Соотносить результат с целью и оценивать его. (Р)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (П)

Учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. (К)

4

1

Мои сны.

Сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом

Соотносить результат с целью и оценивать его. (Р)

Наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П)Формулировать своё собственное мнение и позицию. (К)

5

1

Я умею сочинять!

Развивать творческие способности.

Планировать цели и пути изменения с помощью взрослого. (Р)

Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П)

Формулировать своё собственное мнение и позицию. (К)

6

1

Мои мечты.

Понимать, что такое мечта, зачем она нужна человеку, нужно ли уметь мечтать.

Соотносить результат с целью и оценивать его. (Р)

Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П)

Формулировать своё собственное мнение и позицию. (К)

7

1

Фантазия и ложь.

Понимать, что такое правда, ложь, что любой обман ведёт к определённым, иногда неожиданным для детей последствиям.

Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит. (Р)

Наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П)Учиться контролировать свою речь и поступки. (К)

8

1

Да здравствует фантазия!

Осознавать ценность умения фантазировать, развитие креативных способностей.

Извлекать необходимую информацию  из текста. (Р)Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П)

Формулировать своё собственное мнение и позицию. (К)

9

1

Я и моя школа.

Я и моя школа.

Положительно относиться к школе, ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности.

Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми. (Р)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (П)

Учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. (К)

10

1

Что такое лень?

Понимать, что такое лень, как она влияет на человека.

Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением. (Р)

Наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П) Учиться контролировать свою речь и поступки. (К)

11, 12

1,2

Я и мой учитель.

Ориентироваться в социальных ролях, принимать предложения и оценки учителя.

Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми. (Р)

Адекватно воспринимать оценку учителя. (П)

Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей. (К)

13

1

Как справляться с «Немогучками»?

Адекватно оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков и поступков других людей

Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением. (Р)

Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П)

Формулировать своё собственное мнение и позицию. (К)

14

1

Моя школа.

Осознание особенности позиции ученика,

учителя.

Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми. (Р)

Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости. (П)

Учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. (К)

15

1

Я и мои родители.

Я и мои родители.

Осознавать требования родителей, сопоставлять их со своими возможностями и желаниями.

Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми. (Р)

Адекватно воспринимать оценку родителей. (П)

Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей. (К)

16

1

Я умею просить прощения.

Адекватно оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков и поступков других людей

Извлекать необходимую информацию  из текста. (Р)Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П)

Учиться контролировать свою речь и поступки. (К)

17

1

Почему родители наказывают детей?

Ориентироваться в социальных ролях, принимать предложения и оценки родителей.

Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит. (Р)

Наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П)Учиться контролировать свою речь и поступки. (К)

18

1

Я, мама и папа.

Осознавать требования родителей, сопоставлять их со своими возможностями и желаниями.

Обучать способам разрешения конфликтов с родителями.

Формировать  уважительное отношение к родителям.

Формировать  представление о семейных ценностях.

Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях. (Р)Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения. (П)

Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей. (К)

19, 20

1,2

Я и мои друзья.

Настоящий друг.

Уметь определять  качества настоящего друга.

Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом. (Р)

Находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию. (П)

Формулировать своё собственное мнение и позицию. (К)

21,22

1,2

Умею ли я дружить?

Уметь осознавать собственное умение дружить.

Соотносить результат с целью и оценивать его. (Р)

Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П)Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. (К)

23, 24

1,2

Трудности в отношении с друзьями.

Уметь выстраивать межличностные отношения, уметь избегать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций

Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях. (Р)Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения. (П)

Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. (К)

25, 26

1,2

Ссора и драка.

Уметь обсуждать конфликтные ситуации и находить из них выход.

Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит. (Р)

Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения. (П)

Учиться контролировать свою речь и поступки. (К)

27

1

Дружба.

Устанавливать  дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Извлекать необходимую информацию  из текста. (Р)Наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П)Учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. (К)

28

1

Что такое сотрудничество?

Что такое сотрудничество?

Понимать, что такое сотрудничество в совместной деятельности.

Извлекать необходимую информацию  из текста. (Р)Наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. (П)Учиться толерантному отношению к другому мнению. (К)

29

1

Я умею понимать другого.

Доброжелательно эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей.

Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми. (Р)

Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П)Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. (К)

30

1

Я умею договариваться с людьми.

Приобретать  умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество.

Определять и формулировать цель в совместной работе. (Р)Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (П)

Учиться самостоятельно решать проблемы в общении. (К)

31

1

Мы умеем действовать сообща.

Уметь договариваться со сверстниками в совместной деятельности.

Реалистично строить свои взаимоотношения. (Р)

Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости. (П)Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. (К)

32

1

Что такое коллективная работа?

Ценить взаимопомощь и взаимную поддержку сверстников.

Определять и формулировать цель в совместной работе. (Р)Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости. (П)

Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей. (К)

33

1

Мы вместе можем…

Уметь адаптироваться к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру.

Реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми. (Р)

Обогатить представление о собственных возможностях и способностях. (П)

Учиться контролировать свою речь и поступки. (К)

34

1

Итоговое занятие.

Актуализировать полученные за год психологические знания.

Осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит. (Р)

Адекватно воспринимать оценку учителя. (П)Учиться самостоятельно решать проблемы в общении. (К)

(Р) – регулятивные универсальные учебные действия

(П) –познавательные универсальные учебные действия

(К)-коммуникативные универсальные учебные действия

Планируемые результаты курса «Жизненные навыки» в 3 классе

Личностные

Метапредметные

Учащиеся должны иметь представление о своих собственных возможностях и способностях, о дружбе, сотрудничестве, взаимопонимании, фантазии, лжи, семейных ценностях, социальных ролях ученика, учителя, родителя.

Учащиеся должны знать особенности человеческих качеств (лень, ложь, отзывчивость), способы разрешения конфликтных ситуаций с окружающими людьми, свою долю ответственности за свои поступки.

Учащиеся должны уметь доброжелательно эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, договариваться со сверстниками в совместной деятельности, обсуждать конфликтные ситуации и находить из них выход, адекватно оценивать свои эмоциональные реакции.

Учащиеся должны уметь определять и формулировать

цель в своей деятельности, делать осознанный выбор в сложных ситуациях, контролировать свои поступки.

Учащиеся могут проявлять чувства эмпатии, уважения к окружающим людям.

Учащиеся должны владеть своей речью, эмоциями.

Материально-техническое обеспечение

Название объектов и средств МТО

Количество

Примечание

Библиотечный фонд

1.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе, М. Генезис, 2011год

2.Носов. Н. «Фантазёры»

3.Ларри. Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

4. Остер. Г. «Вредные советы»

5. Русская народная сказка «Царевна-Несмеяна»

1 экземпляр

1 экземпляр

1 экземпляр

1 экземпляр

1 экземпляр

Печатные пособия

1.Плакаты по основным темам

2.Картинки с изображениями людей

1 экземпляр для фронтальной работы

1 экземпляр для фронтальной работы

Учебно-практическое оборудование

1.Небольшой мячик

2.Магниты для доски

3.Фигурка (игрушка) льва, медвежонка

4.Листы ватмана

5.Синие шариковые ручки

6.Цветные карандаши

7.Альбомы для рисования

1 экземпляр

30 штук

1 экземпляр

30 штук

30 наборов

30 штук

Оборудование для класса

1.Ученические столы с комплектами стульев

2.Шкафы для хранения дидактических материалов и пособий

Класс-комплект

Технические средства обучения

1.Компьютер

2.Интерактивная доска

3.Классная доска

4.Мультимедиа проектор

5.Принтер/сканер

1 экземпляр

1 экземпляр

1 экземпляр

1 экземпляр

1 экземпляр

Экранно-звуковые пособия

1.Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

1 экземпляр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 2 класса

Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 2 класса...

Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 4 класса

Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 4 класса...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...