Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_k_kursu_zhiznennye_navyki_2_klass.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель программы «Жизненные навыки» во 2 классе – помочь ребенку получить представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека;
  • ознакомить детей с понятием «качества людей»;
  • помочь учащимся исследовать свои качества, изучить свои особенности;
  • помочь детям осознать наличие у себя разнообразных положительных качеств;
  • учить детей находить положительные качества во всех людях.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я; уроки психологии в начальной школе», имеет базовый уровень.

Программа курса «Жизненные навыки» во 2 классе рассчитана на 34 занятия в год (1 занятие в неделю).

В занятия включены игровые и двигательные задания, психологические знания, и умения преподносятся детям через игру и сказку.

 

Содержание программы

Курс «Жизненные навыки» во 2 классе состоит из следующих разделов:

1.        Вспомним чувства                                (6 занятий)

2.        Чем люди отличаются друг от друга? (17 занятий)

3.        Какой Я – Какой Ты?                            (10 занятий)

4.        Чему мы научились за год                    (1 итоговое занятие)

                                                                 Всего 34 занятия

Вспомним чувства

Мы испытываем разные чувства. Понимаем чувства другого человека.

Чем люди отличаются друг от друга?

Люди отличаются друг от друга своими качествами. Хорошие качества людей. Самое важное хорошее качество. Кто такой сердечный человек. Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком. Я желаю добра ребятам в классе. Очищаем свое сердце. Какие качества нам нравятся друг в друге. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся. Люди отличаются друг от друга своими качествами. В каждом человеке есть светлые и темные качества.

Какой Я – Какой ты?

Какой Я? Какой Ты? Трудности второклассника в школе и дома, на улице.

Чему мы научились за год.

Обобщение основных знаний и навыков детей, полученных ими в течение года.

Общая характеристика курса.

Программа «Жизненные навыки» задумана как сквозной курс, рассчитанный на обучение детей с первого по одиннадцатый класс. Уроки психологии, разработанные О. В. Хухлаевой, не единственный представленный на рынке педагогических программ курс с подобным названием. Среди пособий такого типа можно выделить три отличающихся направления.

Первое-академическое. К нему относятся, в частности, учебники представляющие собой свод академических знаний  об одном из разделов структурной психологии. Эти знания представлены как ещё один академический предмет и имеют такое же отношение к собственным проблемам  младшего школьника, как знания о природоведении или истории.

Второе направление-адаптационное. В таких программах собраны практические рекомендации и знания, помогающие ребёнку успешно «вписаться» в образовательный процесс, внимательно слушать, правильно писать, вовремя отдыхать и т.д.

Третье направление, к которому принадлежит данная программа-помогающее ребёнку получить представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, ориентирующее в решении личностных задач этого возраста.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Этот курс нацелен на получение учащимися возможности исследовать себя, понять, что все люди имеют те или иные недостатки.

Вследствие развития умения действовать по образцу у детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включены творческие задания.

Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней начинают проявляться: с учителями, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется формированию взаимоотношений, основанных на уважении, сердечности и возможности не только принимать что-то от людей, но и отдавать им. Это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.  

Воспитательные результаты.

        Получение школьниками опыта:

  •         в определении индивидуальных особенностей сверстников;
  •         в определении своих собственных достоинств и недостатков;
  •         обсуждения возникающих проблем;
  •         определения своих чувств и чувств сверстников;
  •         сопереживания окружающим людям;
  •         положительного отношения к себе и к сверстникам.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия п/п

№ занятия в теме

Тема раздела, занятия

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

1

1

Вспоминаем чувства

Мы рады встрече

Знать названия чувств и ситуаций, которые вызывают эти чувства

Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия

2,3

1,2

Понимаем чувства другого

Понимать чувство, которое испытывает сверстник в определенной ситуации

Уметь составлять рассказ, принимать и сохранять учебную задачу

4,5

1,2

Мы испытываем разные чувства

Знать сходные чувства (гнев, злость), уметь определять чувства, изображать при помощи пластилина

Уметь сочинять рассказ о чувствах

6

1

Чувства

Знать и понимать чувства людей

Принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в обсуждении чувств

7,8

1,2

Чем люди отличаются друг от друга?

Люди отличаются друг от друга своими качествами

Иметь представление о качествах людей

Принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в обсуждении

9,10

1,2

Хорошие качества людей

Уметь определять качества людей

Выделять и формулировать то, что нужно усвоить

11

1

Самое важное хорошее качество

Понимать умение любить людей

Искать и выделять необходимую информацию из текста сказки

12

1

Кто такой сердечный человек

Понимать, какого человека можно назвать сердечным

Узнавать, называть и определять качества человека

13

1

Кто такой доброжелательный человек

Знать вежливые слова и случаи их употребления

Уметь строить рассуждение, обобщение

14

1

Трудно ли быть доброжелательным человеком

Знать хорошие качества людей

Уметь обосновывать свой выбор качества человека

15

1

Я желаю добра ребятам в классе

Знать о том, что люди с разными качествами в одной и той же ситуации ведут себя по-разному

Уметь устанавливать аналогии, строить рассуждения

16

1

Очищаем свое сердце

Знать, почему сердце человека иногда нужно очищать

Уметь разгадывать шифры, придумывать пары слов

17,18

1,2

Какие качества нам нравятся друг в друге

Проявлять самостоятельность в придумывании ситуаций

Уметь вести коллективное обсуждение

19,20

1,2

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся

Иметь представление о том, что у людей ест одинаковые качества

Уметь составлять предложения со словами-качествами людей

21

1

Люди отличаются друг от друга своими качествами

Уметь находить общие качества в людях, находить отличия в качествах людей

Уметь называть качества людей по определениям

22

1

В каждом человеке есть светлые и темные качества

Знать понятия «светлое качество», «темное качество»

Уметь определять светлые и темные качества

23

1

Качества людей

Знать, что в каждом человеке есть светлые и темные качества

Уметь называть качества по определениям

24,25

1,2

Какой Я – Какой Ты?

Какой Я?

Уметь определять свои качества

Уметь называть противоположные качества

26,27

1,2

Какой Ты?

Уметь определять отличительные качества сверстника

Учиться брать интервью

28

1

Трудности второклассника в школе, дома, на улице

Уметь называть то, что вызывает трудности и огорчения

Уметь строить рассуждение, обобщение

29,30

1,2

Школьные трудности

Уметь находить выход из школьных трудностей

Уметь выполнять инструкцию

31,32

1,2

Домашние трудности

Уметь показывать трудные домашние ситуации, находить из них выход

Уметь формулировать затруднения

33

1

Какой Я – Какой Ты?

Упражняться в определении и назывании качеств сверстников

Уметь строить рассуждение, обобщение

34

1

Чему мы научились за год

Актуализировать полученные за год психологические знания

Уметь взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности

Планируемые результаты курса «Жизненные навыки» во 2 классе

Личностные

Метапредметные

Учащиеся должны иметь представление: о своих индивидуальных особенностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках

Учащиеся должны знать качества людей, правила поведения в группе сверстников

Учащиеся должны уметь: обсуждать возникающие проблемы, понимать чувства других людей, сдерживать свои эмоции; справляться с возникающими трудностями; находить положительные качества в себе и в окружающих

Учащиеся должны уметь: принимать и сохранять учебную задачу, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, выражать свои чувства, организовывать свое рабочее место

Учащиеся могут проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности; сопереживание чувствам других людей

Учащиеся должны владеть способами выражения своих положительных качеств, способами разрешения конфликтных ситуаций

Материально-техническое обеспечение

Название объектов и средств МТО

Количество

Примечание

Библиотечный фонд

1.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе, М. Генезис, 2011год

1 экземпляр

Печатные пособия

1.Плакаты по основным темам

2.Картинки с изображениями людей

1 экземпляр для фронтальной работы

1 экземпляр для фронтальной работы

Учебно-практическое оборудование

1.Небольшой мячик

2.Магниты для доски

3.Фигурка (игрушка) льва, медвежонка

4.Листы ватмана

5.Синие шариковые ручки

6.Простые карандаши (ТМ)

7.Цветная бумага

8.Пластилин

9.Альбомы для рисования

10.Ножницы

1 экземпляр

30 штук

1 экземпляр

20 штук

30 штук

30 штук

30 наборов

30 наборов

30 штук

30 штук

Оборудование для класса

1.Ученические столы с комплектами стульев

2.Шкафы для хранения дидактических материалов и пособий

Класс-комплект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 3 класса

Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 3 класса...

Психология. Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 4 класса

Рабочая программа по курсу "Жизненные навыки" для 4 класса...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...