Развитие УУД у младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ефремова Е. В.

В
статье говорится о значимости развития УУД у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_uud_u_mladshih_shkolnikov_2.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ефремова Е.В., учитель начальных классов, школа №147 Авиастроительного района г.Казани.

Научный руководитель- к.п.н., доцент Калацкая Н.Н.

В связи с увеличением потока информации и объема знаний, произошла смена парадигмы «образование на всю жизнь» на образование «в течение всей жизни». В связи с этим процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения ЗУНов, но и как процесс развития личности, обретения нравственных, социальных, семейных и духовных ценностей. [3, с.17].

Из этого следует, что главной задачей, стоящей перед современной системой образования, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Они должны обеспечить школьников умением учиться и способствовать формированию саморазвития и самосовершенствования.

Основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен обладать учащиеся, позволяет выделить системно-деятельностный подход. [3, с.17]. Системно- деятельностный подход, является фундаментом развития универсальных учебных действий (УУД), который основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина. Этот подход  раскрывает закономерности образовательного процесса, структуру учебной деятельности учащихся, а т.ж. психологические закономерности  развивающего образования.

Само понятие  «универсальные учебные действия» относится к общему содержанию образования и  является метапонятием. Оно связано, как с традиционным процессом обучения (знания, умения,  навыки), который отражает уровень информированности ученика, так и с компетентностным подходом (способность ученика эффективно использовать свой опыт и знания в различных сферах деятельности).

В широком значении "универсальные учебные действия – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1, с.27].

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». [3, с.60]. 

Универсальные учебные действия включают в себя четыре основных блока: личностные УУД (формирование внутренней позиции ученика, мотивация учебной деятельности, соблюдение моральных норм); регулятивные УУД (овладение учащимися различными типами учебных действий, умение составлять план действий, контролировать свои действия и умение  вносить коррективы); познавательные УУД (умение пользоваться символами и знаками, овладение широким спектром логических действий и операций, умение решать сложные задачи); коммуникативные УУД (умение сотрудничать с педагогом и сверстниками, умение выслушивать собеседника, вести диалог) [3].

Методикой формирования общеучебных умений, занимались такие ученые, как Д.В.Воровщиков, Д.В.Татьянченко, Г.К.Селевко и др. Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, Л.Е.Журовой, В.В.Репиным, Г.А.Цукерман, впервые была предложена программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся [1]. Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.А.Лошкарева, А.А.Люблинская, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, говорили о важности развития и формирования у младших школьников общеучебных умений, т.к. именно в начальной школе начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение и желание учиться.

Таким образом, мы можем сказать, что освоение  учебных универсальных действий (УУД) способствуют формированию у учащихся способности самостоятельно организовывать процесс усвоения новых знаний, умений и компетентности, т.е. умений учиться. Формирование УУД должно проходить не стихийно, а планомерно с заранее заданными свойствами (осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность), обеспечивает переход от осуществляемой совместной учебной деятельности ученика и педагога к деятельности самообразования и самовоспитания.

Список литературы

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли [Текст]:пособие для учителя /под ред. А.Г.Асмолова.-3-е изд.-: Просвещение, 2011.-152с.

2.Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие занятия, упражнения/ авт.-сост. Т.В.Калабух, Е.В.Клеманова.-Волгоград: Учитель, 2015.-100с.

3.Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной  и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие/Под общ.ред.  С.С.Татарченковой – СПб.: КАРО, 2014.- 112с.-(Серия «Педагогический взгляд»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...