"Азбука моих прав" викторина для младших школьников
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Вахрушева Надежда Викторовна

Викторина о правах ребёнка с участием сказочных героев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_4-5.docx50.35 КБ
Office presentation icon skazochn_viktorina.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Сказочная викторина «Азбука моих прав»

для обучающихся 4-5 классов

 Сказочная викторина «Азбука моих прав»

для обучающихся 4-5 классов

Цель: формирование правовой культуры обучающихся школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка.

Задачи:

  • Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
  • Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
  • Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование: презентация к занятию.

Титульный слайд

Музыка фоном

 Это мероприятие я хочу начать с таких строк:

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва 
Он имеет право жить, развиваться и дружить; 
Иметь уютный, теплый дом, видеть тихий мирный сон. 
Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать, 
Быть весёлым и здоровым, восхищаться чем-то новым 
И любить и быть любим, ведь он на свете не один!

(слайд «Первобытные люди»)

Жили люди племенами, добывали протипание, охотились, устраивали войны…

(слайд «Саммит»)

        Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

        Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Первый документ, в котором перечислены все права – это "Декларация прав человека".

Слайд «Декларация»,

Слово "декларация" означает заявление. Конвенция - договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны.

        Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны подписали "Конвенцию о правах ребенка" и наша Россия с 1990 года. слайд «Конвенция»

        Именно в Декларации, в этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии.

Музыка «В гостях у сказки»

И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам, поможем, основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права сказлчных героев были нарушены?

1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка- путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на ….. (свободу передвижения)  (Правильные ответы отражаются на слайде)

2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на ….  (неприкосновенность)

3. Лиса, выгнавшая из дома зайца, нарушила его право на ….  (жильё)

4. Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ….  (труд)

5. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар- птицу у царя Берендея, нарушил его право на….  (собственность)

6. В сказке, когда лиса съела колобка, она нарушила его право на…. (жизнь)

        Родные заботятся о вас, а вы, в свою очередь, имеете обязанности дома?

Вы, наверняка, хорошие помощники. Как вы это делаете, сейчас покажете. Поиграем в игру «Что мы делаем - не скажем».

 (Дети имитируют мытье посуды, стирку белья, уборку по дому, говоря при этом хором: «Что мы делаем – не скажем, а что делаем – покажем!).

Неплохо потрудились и заслужили право на…? (отдых).
А вот девочка из знакомой сказки, трудилась целыми днями, ей совсем не до отдыха было. Давайте посмотрим.

Музыка «В гостях у сказки»


Сценка «Золушка»

Входит Золушка, поет, имитирует уборку:
- Дразнят Золушкой меня
Оттого, что у огня силы не жалея
В кухне я тружусь, тружусь
С печкой я вожусь, вожусь,
И всегда в золе я.
Прячу я печаль свою
Я не плачу, а пою, улыбаюсь даже,
И не уж-то никогда
Не уйти мне никуда,
От золы и сажи?!
– Неужели мне не дождаться веселья и радости? Ведь, так и заболеть можно! Хочу, чтобы счастье вдруг пришло ко мне!

Фея: - Здравствуй, дорогая крестница! Опять ты плачешь. Хочешь поехать на бал?

Золушка: - Да, крестная, но… (смотрит на свое старенькое, грязное платье)

Фея: - Не спорь, не спорь, ты поедешь туда. Очень вредно не ездить на балы, когда ты заслужил это. Ты поедешь на бал в отличном бальном платье. Вот этой волшебной палочкой буду делать чудеса! Обожаю эту работу! (девочка переодевается)

Звучит песня «Золушка» (слова И.Резник, музыка И.Цветкова) радостная девочка танцует в бальном платье.

Какие права были нарушены у Золушки? (право на отдых, свободу, заботу)
Как могут отдыхать дети? (гулять, смотреть телевизор, играть в игры, ходить в театр и кино, спать). Ребенок имеет право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься спортом. Это право закреплено в Конвенции.

         Я вижу, что вы очень зхорошо знаете, какие права есть у  человека. Но ведь не вс егда мы умеем эти права отстоять. Бывает, мы чувствуем, что с нами поступают несправедливо, но не можем об этом сказать. Так же и герои сказок  потому ихх права и ущемлялись, что они не знали, как защитить свои права. Давайте им поможем. (Правильные ответы отражаются на слайде)

  • Когда лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!», что должен ответить Колобок, защищая свои права?  (Не имеешь права посягать на мою жизнь!).
  • Когда Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить», как должна была ответить Маша, защищая свои права?  (Не имеешь права лишать меня свободы!).
  • Что должен был сказать Буратино Карабасу-Барабасу, когда тот подвесил его на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению!)

Музыка фоном

Наверное, сказочным героям пригодятся те советы, которые мы им дали. Они заметно повеселели и решили поиграть с нами в прятки. (Правильные ответы отражаются на слайде)

  • Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома средь бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек (Колобок).
  • В какой из сказок личность во всех отношениях очень серая, зубастая осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству дровосеков всё заканчивается благополучно? (Красная шапочка).
  • В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, представившись их мамой и изменив голос,  совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано (Волк и семеро козлят).

Молодцы! Так хорошо отвечали на все вопросы, угадали все загадки! Надеюсь, что и в обычной жизни вы сможете так же вежливо и культурно отстаивать свои права, прописанные в Конвенции о правах ребёнка. (слайд «Конвенция»)

Обращаю ваше внимание на то, что не бывает прав без обязанностей. Представьте, как бы жилось в обществе, если бы у нас были только права? Мы бы требовали, чтобы соблюдалось наше право на жизнь без оскорблений. Но если сами эти же требования не выполняли? Вот таким образом, права превращаются в обязанности – соблюдать права других людей, живущих рядом с нами. К примеру, Буратино сам нарушал права, а затем были нарушены его права.

Предлагаю поиграть в игру «Разрешается-запрещается»

  1. Куда пойдем мы в воскресенье: 
    На каток или в кино. 
    Вот семья вопрос решает 
    Выбрать мнение одно. 
    Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются. 
    Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).

  1. Вот в углу стоит мальчонка, 
    Плачет, надрывается. 
    Бить, наказывать ребенка 
    Строго (запрещается)

3. С мамой дети должны жить, 
Не грустить и не тужить - 
Это (разрешается).

  1. Дитя незаконно похищают, 
    Мать с ребенком разлучают. 
    Это (запрещается).

  1. Рисовать и петь учиться, 
    Если заболел - лечиться, 
    Это - (разрешается).

6. Много трудится ребенок, 
Мало у него силенок, 
Ноги подгибаются. 
В детстве тяжкая работа 
Конечно (запрещается).

7. Вместе дружно в мире жить, 
С разными детьми дружить - 
Это (разрешается).

8. Когда слабый горбит спину, 
Перед сильным преклоняется. 
Быть рабом у господина 
Строго (запрещается).

Посмотрите, сказочная Фея оставила нам какой-то волшебный сундучок.  Давайте посмотрим, что там.

Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. (Правильные ответы отражаются на слайде)

  • Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (Право на имя)
  • Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (Право на заботу и любовь)
  • Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (Право на имущество)
  • Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
  • Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (Право на образование)
  • Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? (Право ребенка быть вместе с мамой)

Ребёнок читает стихотворение: (слайд «Права ребёнка»)

Как хорошо, что есть права! 
Закон нас строго защищает. 
И в нем важны нам все права, 
Они великой силой обладают. 
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказочная викторина «АЗБУКА МОИХ ПРАВ» Н.В.Вахрушева, педагог-психолог Новопортовской школы-интерната

Слайд 6

Свободу передвижения

Слайд 7

Личную неприкосновенность

Слайд 8

Жильё

Слайд 9

Труд

Слайд 10

Собственность

Слайд 11

Жизнь

Слайд 13

Не имеешь права посягать на мою ЖИЗНЬ!

Слайд 14

Не имеешь права лишать меня СВОБОДЫ!

Слайд 15

Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Азбука дорожного движения» для младших школьников (1 класс)

Кружок «Азбука дорожного движения» учитывает возрастные особенности младших школьников,обеспечивает расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте....

программа духовно-нравственного воспитания "Азбука православной культуры для младших школьников"

Программа предназначена для внеурочной деятельности или кружковой работы в начальной школе по ОРКСЭ....

Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.

Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса  "Воинская слава моей семьи"....

Статья "Создание Блокадной книги моей семьи как средство патриотического воспитания младших школьников"

Патриотическое воспитание учеников начальной школы через организацию проектной деятельности по созданию Блокадной книги моей семьи....

программа духовно-нравственного воспитания "Азбука православной культуры для младших школьников"

Данная программа может быть использована для внеурочной деятельности детей...

Формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности у младших школьников. Проекты моего класса.

В статье  вниманию педагогов представлены учебные и социальные проекты, выполненные младшими школьниками....

Обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара на тему: «Нравственное обучение младших школьников в процессе обучения».

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение становится все бо...