Главные вкладки

    Программа занятий в темной сенсорной комнате для детей младшего школьного возраста
    рабочая программа на тему

    Иваненко Инна Анатольевна
    Программа занятий в темной сенсорной комнате для детей младшего школьного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа занятий в  темной сенсорной комнате для детей младшего школьного возраста

     «Мир чудес»

    Пояснительная записка.

    Главной составляющей полноценного развития детей является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

    Полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты несет особые коррекционные и развивающие возможности. Её оборудование – позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде.

    Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Она является профилактическим средством переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех  ему подвержены. Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

    Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему ребенка, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат.

    Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает положительное воздействие на психическое и эмоциональное состояние: успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

    1. стимулирует все сенсорные процессы;
    2. создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;
    3. возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
    4. корректирует нарушенные высшие корковые функции;
    5. развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.


    Цель программы: 

    Расширение жизненного пространства, смена впечатлений и видов детской деятельности, повышение эффективности мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей, снижение их утомляемости и профилактике психоэмоционального напряжения.

    Задачи:

    • снижение мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
    • активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
    • стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
    • снижение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
    • формирование культуры межличностных отношений;
    • развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом
    • развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

    Вид программы: модифицированная.

    Сроки и время реализации программы: по продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одного сезона (21 день).

    Принцип комплектования группы: добровольное участие.

    Количественный состав группы постоянный: 3-5 человек или индивидуально.

    Возраст участников: 7-10 лет

    Формы работы: когнитивно-поведенческие техники психокоррекции, техники арттерапии, техники телесноориентированной терапии, цвето- светотерапия (релаксация с помощью цвета и света); звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки).

    Организация занятий.

    Занятия проводятся с подгруппой, состоящей из 3-5 человек или индивидуально. Длительность занятия от 30 минут в зависимости от желания и работоспособности детей. Программа состоит из 6 занятий

    Этапы реализации программы:

    1. Диагностический (8-цветовой тест Люшера – для определения психоэмоционального состояния; проективная методика «Дом.Дерево.Человек.», методика САН( самочувствие, активность, настроение)
    2. Подготовительный. Формирование группы (дети младшего школьного возраста, нуждающихся в психологической разгрузке).
    3. Основной – реализация занятий по программе, включающих игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка, на улучшение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми людьми. Сеансы релаксации, проводимые с использованием мягкого освещения, спокойной музыки или звуков природы, в зависимости от тематики комплекса.
    4. Заключительный – диагностика результативности коррекционной работы.

    Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы: соматические и психоневрологические заболевания (специальные рекомендации невролога, психиатра),аллергия, инфекционные заболевания.

    Структура занятия: 

    Вводная часть.

    1.Ритуал вхождения, ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создает атмосферу группового доверия и принятия (Ритуал  приветствия может быть придуман самой группой).

    2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать участников, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

    Основная часть.

    1. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).

    Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач занятия. Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от простого к сложному (с учётом утомления детей).

    2. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).

    3.Активизация.


    Заключительная часть.

    1.Рефлексия занятия - оценка занятия. Арттерапия, беседы.
    Две оценки:
     эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

     2.Ритуал прощания.

    Материально-техническое обеспечение

    для реализации программы.

    Наименование оборудования

    Назначение

    Виды и формы работы

    1.

    Мягкое напольное и настенное покрытие

    Релаксация.

    Снятие негативных эмоциональных состояний.

    Развитие воображения

    Развитие:

    -образа тела

    -общей моторики

    -пространственных представлений

    Саморегуляция психических состояний. 

    Упражнения на релаксацию.

    Упражнения на развитие воображения

    Игры на снятие агрессивности

    2.

    Проектор направленного света

    Обогащение восприимчивости и воображения.

    Музыкотерапия.

    Светотерапия.

    3.

    Зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света

    ( проецирование специальных светоэффектов)

    Развитие:

    - зрительного восприятия;

    - ориентировки в пространстве.

    Создание психологического комфорта.

    Снижение уровня тревожности.

    Коррекция страхов.

    Релаксация: воздействие зрительных образов.

    Сказкотерапия.

    Релаксационные упражнения.

    Упражнения на снижение тревожности и страхов.

    4.

    Сухой бассейн с подсветкой

    Снижение психоэмоционального напряжения.

    Снижение двигательного тонуса.

    Регуляция мышечного напряжения.

    Развитие:

    - кинестетической и тактильной чувствительности;

    - образа тела;

    - пространственных восприятий и представлений;

    -проприоцептивной чувствительности.

    Коррекция уровня тревожности и агрессивности образа тела 

    Средство для точечного массажа всего тела, развитие вестибулярного аппарата.

    Игровые упражнения на развитие воображения, коррекцию уровня тревожности, снижение двигательного тонуса, регуляцию мышечного напряжения.

    5.

    Музыкальный центр и набор аудиодисков.

    Обогащение восприятия и воображения.

    Создание психологического комфорта.

    Релаксация: создание слуховых образов.

    Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

    Формирование навыков саморегуляции. 

    Повышение социальной активности. 

    Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений и релаксации.

    6.

    «Звездная сеть» с контроллером

    Стимуляция зрительного восприятие, концентрация внимания.

    Развитие творческого воображения.

    Наблюдение за сменой цветов оказывает стимулирующее и

    расслабляющее воздействие при проведении релаксационных упражнений.

    7.

    Позиционное оборудование

    (бескаркасная мебель – маты и мягкие кресла, подушки и экспериментальные модули, подстраивающиеся под форму человеческого тела)

    Позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную позу. Поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие пенополистерольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Воздушное пространство между гранулами обеспечивает вентиляцию и сухое тепло.

    Расслабляющее воздействие при проведении релаксационных упражнений.

    8.

    Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной

    Стимуляция зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, ви-зуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно ее благотворное воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимо-действие с окружающей средой.

    Упражнения, способствующие снижению напряжения, расслаблению, настрою на позитивное взаимодействие с окружающей средой.

    9.

    Сухой душ

    Стимуляция тактильных ощущений, развитие зрительного и тактильного восприятия пространства и себя в нем.

    Упражнения на стимуляцию тактильных ощущений, развитие воображения, может использоваться как «уголок уединения».

    10.

    Прибор динамической заливки цвета

    Восприятие светоэффектов, производимых данным прибором, развивает:

    -зрительное восприятие;

    - воображение;

    - снижает уровень тревожности;

    - способствует психо-эмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.

    Музыкотерапия.

    Цветотерапия.

    Упражнения на развитие творческого воображения.

    11.

    Аппарат аэроионопрофилакики «Снежинка»;

    Насыщает воздух отрицательными ионами кислорода. Профилактическое и лечебное средство, которое повышает умственную и физическую работоспособность, «оживляет» воздух, удаляет из атмосферы пыль и микроорганизмы.

    12.

    Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»;

    Стимуляция зрительного восприятие, концентрации внимания, развития

    творческого воображения. Наблюдение за сменой цветов оказывает стимулирующее и

    расслабляющее воздействие при проведении релаксационных упражнений

    Игровая деятельность по ситуациям сказок, волшебных историй и т.д. Упражнения на стимуляцию зритель-ного восприятия.

    13.

    Панно «Звездное небо»

    Стимуляция тактильно-визуальных ощущений, пространственных пред-ставлений и ориентировок.

    Развитие восприятия, воображения, внимания, а также снижение уровня психо-эмоционального и мышечного напряжения.

    Упражнения на развитие симметрии, формирование количественных представлений.

    14

    Зеркальные панно

    Позволяют расширить окружающее пространство вокруг оборудования сенсорной комнаты и усилить воздействие световых эффектов. Способствуют развитию:

    - визуального восприятия   собственного тела,

    - умения выражать различные эмоциональные состояния,

    - формированию уверенности в себе.                            

    -

    Игры и упражнения, способствующие развитию визуального восприятия собственного тела, мимики и окружающей среды.

    15

    Фиброоптические волокна «Звездный дождь» с настенным гребнем.

    Развитие концентрации внимания, тактильных и зрительных ощущений; формирование представлений о цвете.

    Игровая деятельность по ситуациям сказок, волшебных историй и т.д.

    16

    Мультимедийное оборудование

    Позволяют расширить окружающее пространство вокруг оборудования сенсорной комнаты и усилить воздействие по нескольким информацион-ным каналам (зрительный и звуковой). Дает воз-можность послушать музыкальные произведения и одновременно увидеть визуальную информацию.

    Игры и упражнения, способствующие развитию визуального восприятия, фоновое сопровождение игр, упражнений и релаксации.

    17

     Аромалампа с набором ароматических масел

    Обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами, тонизируют, стимулируют иммунитет,  расслабляют, улучшают эмоциональное состояния.

    Дополнение для релак-сации и отдыха

    18

    Тактильные дорожки с различными видами покрытия

    способствуют развитию тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия, а также активации мозговой деятельности

    Упражнения, направленные на стимуляцию анализаторов стопы ног, для развития общей и мелкой моторики, тактильных ощущений, коррекции двигательных нарушений

    19

    Детский коврик «Млечный путь»

    развитие творческого воображения, побуждения к фантазированию, восприятия новых тактильных ощущений

     Упражнения для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, восприятия, воображения, фантазии, для концентрации внимания на движениях

    20

    Световой проектор «Жар-птица»

    развивает воображение, формирует ирреальные образы-представления, стимулирует внимание, зрительное восприятие

    Используется в процессе релаксационных занятий, занятий по сказочным и фантастическим сюжетам.

    Предполагаемый результат: 

    Занятия с использованием полифункциональной среды сенсорной комнаты расширят жизненное пространство,  обеспечат смену впечатлений и видов детской деятельности, повысят эффективность реабилитации направленной на улучшение психического и физического здоровья детей, снизят  психическое и физическое напряжения, повысят уровень общей энергетики организма, интеллектуальной активности и самооценки, снизят  чувство тревоги, оптимизируют способности к самоконтролю над эмоциями и поведением, навыки конструктивного  взаимодействия, а в целом, создадут условия для гармоничного развития  ребенка. Побудят к познанию и исследованию окружающего мира.

    Оценка эффективности работы: эффективность занятий в  сенсорной комнате отслеживается по данным входящей и выходящей психодиагностики проводимой перед началом курса и по завершении занятий.

    Для исследования используются следующие методики:

    1) 8-цветовой тест Люшера (для определения эмоционального состояния школьников через восприятие цвета);

    2) Методика САН, определяющая психофизическое состояние детей (самочувствие, активность и настроение);

    3) проективная методика «Несуществующее животное»

     по результатам наблюдений педагога-психолога за детьми.


    Тематический план.

    Тема

    Цель

    Кол-во часов

    Первичная диагностика психоэмоционального состояния.

    Определение индивидуальных особенностей, выявление специфики психоэмоционального состояния участников

    1.

    «Удивительный мир»

    познакомить детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты, сформировать заинтересованность к работе с оборудованием, установить доверие между психологом и детьми

    30-40 мин.

    2

    «Сказочное путешествие»

    создание благоприятного психологического климата в группе, актуализации личностных ресурсов участников и гармонизация психоэмоционального состояния

    30-40 мин.

    3

    «Водное царство»

    снижение эмоционального напряжения, развитие внимания, воображения, тактильных ощущений.

    30-40 мин.

    4

    «Волшебный лес»

    повышение уверенности в себе, сплочение группы, повышение внутригруппового доверия, достижение состояния релаксации.

    30-40 мин.

    5

    «Калейдоскоп»

    снижение эмоционального напряжения, развитие внимания, воображения, тактильных ощущений, достижение состояния релаксации

    30-40 мин.

    6

    «Космическая прогулка»

    создание положительного настроя, развитие творческого воображения, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, достижение состояния релаксации

    30-40 мин.

    7

    Прощальное занятие «До свидания, Мир чудес!»

    завершение программы.

    30-40 мин.

    Итоговая диагностика психоэмоционального состояния

    оценка актуального состояния участников после включения в деятельность, разработка рекомендаций

    Список используемой литературы:

    1. Анциферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода М.. 1990

    2. Висилюк Ф.Е. Психология переживания. М.. 1984.

    3. Вейн А.М. Психология сна. Физиология сна. М., 1978.

    4. Галицкий А. Щедрый жар. М., 1990.

    5. Завьялов В.Ю. “Музыкальная релаксационная терапия”, Новосибирск, 1995г.

    6. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. - СПб., 1996.

    7 .Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.

    8. Леонова А.Б. и др. Психопрофилактика стрессов. М., 1993.

    9. Лендрет Л.Г. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. – М.,1994.

    10. Наенко Н.И., Овчинникова О.В. О различении состояний психической напряженности. Психологические исследования. М.,1970.

    11.Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.

    12. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Созданиепредметно-развивающей среды (игровой комнаты) для детей младшего школьного возраста

    Начало систематического обучения ребенка в школе  связано с изменением  социальной ситуации,  социального статуса,  а также  изменением ведущей деятельности.Учебны...

    Образовательная программа дополнительного образования "Фитнес - Данс" для детей младшего школьного возраста.

    Программа по лечебной физкультуры предназначина для специалистов средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в области физической культуры....

    Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

    Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

    Программа занятий по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

    Разработана программа занятий по развитию внимания у младших школьников  с учетом особенностей, характерных для школьников с нарушениями слуха....

    ПРОГРАММА "КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДИСГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

        Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в ...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Художественное слово» для детей младшего школьного возраста (8–10 лет)

    «Художественное слово» - это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических устано...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Азбука безопасности» для детей младшего школьного возраста

    Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов правил дорожно-транспортного движения, пожарной безопасности,  правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обу...