Причины девиантного поведения школьников
материал на тему

Асанова  Лилия  Рустемовна

В данном разделе все желающие смогут найти ответы на вопросы по психологии

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20



Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

МКОУ «Ливадийский УВК»

Введение

Система психологического обеспечения является необходимым компонентом общего образования, реализующим социально-психологическое проектирование,  мониторинг и экспертизу условий для личностного, интеллектуального и социального развития личности, для охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы общего образования.

Под психологическим обеспечением образования понимается многоуровневая организационная система, интегрирующая основные структурные единицы, которые обеспечивают оказание эффективной психологической помощи всем участникам образовательного процесса в учреждениях образования всех типов и видов.

Психологическая служба учебного заведения является структурным подразделением данного учебного заведения. Согласно Положению о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приказ Министерства образования РФ от 22.20.99 г. № 636), Психологическая  служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

Настоящее Положение о психологической службе МКОУ «Ливадийский УВК» разработано с учетом нормативных документов, регулирующих деятельность Психологической службы в образовательном учреждении.

1. Общие положения

  1. Цели Психологической службы

 Деятельность психологической службы в МКОУ «Ливадийский УВК» определяется следующими целями:

• содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, преподавателей и администрации и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса;

• содействие в приобретении  обучающимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для достижения успеха в жизни, получения профессии, развития карьеры;

• оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

• содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

1.2. Задачи Психологической службы

Психологическая служба  МКОУ «Ливадийский УВК»  призвана решать следующий комплекс задач:

• психологический анализ социальной ситуации развития обучающихся, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• содействие личностному и интеллектуальному развитию всех участников образовательного процесса;

• формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;

• содействие педагогическому коллективу МКОУ «Ливадийский УВК» в гармонизации социально-психологического климата;

• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;

• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;

• участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов МКОУ «Ливадийский УВК» ,  образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

• содействие распространению и внедрению в практику МКОУ «Ливадийский УВК» достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

• содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

  1. Основные направления деятельности Психологической службы

Деятельность  Психологической службы МКОУ «Ливадийский УВК» осуществляется по следующим направлениям:

  • психологическое просвещение – формирование у обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий обучающихся для полноценного личностного развития и самоопределения, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в развитии личности и интеллекта;
  • психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
  • психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение участников образовательного процесса;
  • психологическая коррекция – активное воздействие на процесс развития личности и сохранение ее индивидуальности;
  • консультативная деятельность – оказание помощи участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;
  • научно-исследовательская деятельность.

1.4. Формы деятельности Психологической службы МКОУ «Ливадийский УВК»

Направления деятельности

Целевая аудитория

Формы

деятельности

Психологическое просвещение

Обучающиеся

Проведение классных часов

Оформление стенда Психологической службы

Оформление Интернет-сайта Психологической службы

Родители

Участие в родительских собраниях

Проведение семинаров

Педагоги

Проведение семинаров-тренингов

Психологическая профилактика

Обучающиеся

Диагностика

Консультирование

Тренинги

Родители

Консультирование

Тренинги

Педагоги

Тренинги

Консультирование

Психологическая

диагностика

Обучающиеся

Индивидуальное и групповое тестирование

Психологическая коррекция

Обучающиеся

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия

Психологическое консультирование

Обучающиеся

Индивидуальное и групповое консультирование

Родители

Индивидуальное и групповое консультирование

Педагоги

Индивидуальное и групповое консультирование

Администрация

Консультирование

Методическая и научно-исследовательская деятельность

Сотрудники Психологической службы МКОУ «Ливадийский УВК»

Участие в семинарах и конференциях. Повышение квалификации.

  1. Организация деятельности Психологической службы

Деятельность Психологической службы регулируется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки, уставом МКОУ «Ливадийский УВК»

Психологи, работающие в психологической службе МКОУ «Ливадийский УВК», осуществляют свою деятельность, руководствуясь настоящим Положением, и в соответствии с запросами обучающихся, родителей,  педагогов и администрации.

В решении всех проблем психолог исходит, прежде всего, из интересов обучающегося, решая задачи его всестороннего и гармоничного развития.

Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом и администрацией МКОУ «Ливадийский УВК».

Деятельность Психологической службы ориентирована преимущественно на обучающихся. Работа с администрацией, членами педагогического коллектива и родителями подчинена этой основной задаче.

Психологическую деятельность в МКОУ «Ливадийский УВК» осуществляют специалисты, имеющие общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области возрастной и педагогической психологии.

3. Права и обязанности сотрудников Психологической службы

3.1. Ответственность психолога Службы

  1. Психолог несет персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций.
  2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов официальных обследований, за ведение документации в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением.

3.2. Права психолога

Психолог имеет право:

  • выбирать формы и методы работы с обучающимися, педагогами и другими работниками, устанавливать очередность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления работы в определенный период;
  • выходить с предложениями к руководству учебного заведения и общественные организации по вопросам создания условий, необходимых для успешного функционирования Психологической службы;
  • изучать любую документацию по организации учебно-воспитательного процесса, личные дела обучающихся, педагогов и других сотрудников МКОУ «Ливадийский УВК»;
  • посещать занятия для проведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся в ходе педагогического процесса;
  • проводить в коллективе групповые и индивидуальные психологические обследования;
  • выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;
  • вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений.

3.3. Обязанности психолога

В своей деятельности психолог обязан:

  • руководствоваться Уставом МКОУ «Ливадийский УВК», нормативными документами Министерства образования РФ, настоящим Положением о Психологической службе;
  • оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу МКОУ «Ливадийский УВК»  в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития обучающихся, индивидуального подхода к ним, а также учащимся в решении их индивидуальных проблем;
  • в решении всех профессиональных вопросов исходить из интересов клиента (обучающегося, родителя и т.д.);
  • хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультационной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб обучающемуся или его окружению, а также, если клиенту были даны гарантии анонимности результатов исследования;
  • знать новейшие достижения психологической науки, в том числе в области социальной, возрастной и педагогической психологии;
  • применять современные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;
  • пропагандировать психологические знания среди участников образовательного процесса;
  • рассматривать профессиональные вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции и служебных обязанностей;
  • информировать педагогический коллектив и администрацию о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих респондентам соблюдение конфиденциальности;
  • вести и хранить рабочую документацию, связанную с деятельностью Психологической службы;
  • постоянно повышать свою квалификацию (не реже одного раза в пять лет);
  • препятствовать проведению в МКОУ «Ливадийский УВК» диагностической, психокоррекционной и других видов работы по вопросам психологии некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

4. Формы учета деятельности и отчетности Психологической службы

4.1. Общая характеристика форм учета деятельности Психологической службы

Формы учета деятельности и отчетности Психологической службы являются основой для контроля и оценки деятельности Службы со стороны администрации и содержат:

  • количественные данные о проведенной в течение года работе;
  • основные проблемы, по которым обращались в соответствующее подразделение психологической службы;
  • научно-методические средства, применявшиеся в работе;
  • качественную характеристику проведенной работы.

Перечень документации Психологической службы включает:

  • годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения;
  • журнал учета проведенной работы;
  • программы и методики психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы;
  • аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения;
  • рабочую документацию.

4.2. Формы отчетной  документации

1. Годовой план работы

Направление работы

Целевая аудитория

Виды деятельности

Цель

Сроки

проведения

Ответственные

1

2

3

4

5

6

2. Журнал учета проведенной работы включает запись всех форм работы психолога, и отмечаются даты и время выполнения отдельных видов работы (диагностической, развивающей, коррекционной, консультативной, психопрофилактической, просветительской).

Дата

Направление

Вид работы

Содержание работы

Инициатор

Участники

Исполнитель

Ф.И.О., подпись

1

3

4

5

6

7

8

3. Характеристика программ и методов психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы дается в свободной форме и включает в себя:

  • цели и направления программы;
  • адресата;
  • авторство;
  • краткое содержание.

4. Аналитический отчет о проведенной работе за год пишется в свободной форме и включает:

• количественные данные о проведенной в течение года работе;

• качественный анализ основных проблем, по которым обращались в психологическую службу;

• обеспеченность решения проблем научными, методическими средствами;

• основные проблемы и трудности в работе;

• перспективные направления работы.

5. Рабочая документация Психологической службы является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования. Эта группа документации представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, группой детей, целым классом, педагогом, родителями и др.

Основной формой этой документации является психологическая карта (учащегося, класса – в зависимости от проблемы). Карта заводится по обращению и заполняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только психологу.

Карта содержит:

1. Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы. В протоколе указываются: дата и время работы; основания для работы; формы работы (название метода, необходимые комментарии); краткий вывод; перспективы дальнейшей работы.

2. Данные о рекомендациях.

3. Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком или с группой, классом.

4. Письменные заключения; предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т. п.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение «Ливадийский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

Справка

о результатах мониторинга

сформированности личностных универсальных учебных действий

у учащихся 1-х классов

Мероприятие было проведено в соответствии с планом работы педагога-психолога

Дата проведения мониторинга: 16 сентября – 16 октября 2015г.

      Цель мониторинга: определить уровень сформированности личностных универсальных учебных действий у учащихся 1-х классов.

В мониторинге приняли участие ученики 1-х классов в количестве 45 человек.

Сложности проведенного мониторинга  связаны с временными затратами. На проведение одного диагностического обследования в среднем было затрачено 35 – 45 минут (без обработки результатов и их анализа).

Результаты мониторинга сформированности личностных универсальных учебных действий у учащихся 1-х классов.(1-А,1-Б)

  1. Самоопределение.
  1. Уровень сформированности внутренней позиции школьника:

0 уровень – 2,2% (1 ч.) (А.) - отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

1 уровень – 40% (18 ч.) - положительное отношение к школе при отсутствии  ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2 уровень – 37% (17 ч.) - ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

3 уровень – 20% (9 ч.) - ориентация на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

  1. Уровень сформированности самооценки:

заниженная самооценка – 0 ч.;

адекватная самооценка  – 7% (7 ч.);  

завышенная самооценка – 93% (38 ч.).

  1. Уровень развития рефлексивной оценки атрибуции успеха/неуспеха в деятельности:

 0 уровень – низкая рефлексия – 26% (12 ч.) - некритичная оценка своей деятельности;

1 уровень – «способности, везение» - 37% (17 ч.) - ребенок ссылается на способности, везение;

2 уровень – «объективная трудность задачи»  - (22%) 10 ч. - ссылается на объективную трудность;

3 уровень «усилия» - 13% (6 ч.) - ссылается на недостаточность собственных усилий.

  1. Смыслообразование.
  1. Уровень развития познавательного интереса и инициативы:

1 уровень – низкий – 62% (28 ч.) - интереса к чтению сказки не проявляют, вопросов не задают;

2 уровень – средний – 37% (17 ч.) - проявляют интерес к сказке, но сами инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивают, чем закончилась сказка и с интересом выслушивает развязку.

  1. Уровень сформированности школьной мотивации:

1 уровень – 0 ч.- негативное отношение к школе;  

2 уровень – 13% (6 ч.) - низкая школьная мотивация . Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

3 уровень – 15,5% (7 ч.) - положительное отношение к школе, но их школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4 уровень – 51% (23 ч.) - хорошая школьная мотивация;

5 уровень – 20% (9 ч.) - высокая школьная мотивация.

  1. Ориентация на моральные нормы и их выполнение.
  1. Ориентация на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения:

1 уровень – 62% (28 ч.) – норма справедливого распределения не  усвоена полностью или частично, отсутствует ориентация на моральное содержание ситуации;

2 уровень – 37% (17 ч.) – выделяют норму справедливого распределения и формулируют ее, как правило, которому необходимо следовать всем («нужно делиться с другими», «должно всем достаться поровну»)

  1. Ориентация на моральное содержание ситуации и усвоения нормы взаимопомощи:

1 уровень – 73% (33ч.) – не выделяют морального содержания рассказа ответа. Ориентировка на связь эмоций и невыполненного поручения отсутствует, хотя и принимают установку на просоциальное поведение - указание на неправильное поведение героя,  ориентированы на норму взаимопомощи.

2 уровень – 26,6% (12 ч.) -  выделяют  моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев. Указывают на невыполненную просьбу матери («ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал»). Ориентировка на связь эмоций и невыполненной просьбы.

  1. Ориентация на мотивы поступков героев (уровня моральной децентрации):

1 уровень – 17,7% (8ч.) - Отсутствует ориентация на обстоятельства проступка. Следует наказать обоих. («Оба виноваты, поступили оба плохо»).

2 уровень – 64% (29 ч.) - Ориентация на объективные последствия поступка.  Следует наказать Сережу («Сережа виноват больше, он разбил больше (много) чашек»).

3 уровень – 17,7% (8 ч.) - Ориентация на мотивы поступка  («Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя удовлетворить свои желания»).

Выводы

  1. У 40% учащихся 1-х классов внутренняя позиция школьника – сформирована. У этих детей положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы они продолжают стремиться к занятиям школьного содержания. Они проявляют особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа. Такие дети предпочитают классные коллективные занятия индивидуальным занятиям дома и социальный способ оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).
  2. 7% учащихся имеет адекватную самооценку своих способностей .
  3. Рефлексивная оценка атрибуции успеха/неуспеха в деятельности развита у 13 % учащихся . Эти дети считают, что их неуспех в какой-либо деятельности связан с недостаточностью собственных усилий. При этом 39% учащихся не могут критический оценить свою деятельность или приписывают неуспех внешним обстоятельствам. Это вполне закономерно так, как рефлексивная оценка собственной деятельности у учащихся 1-х классов еще находится в стадии становления.
  4. Познавательные интересы у 37% учащихся развиты на среднем уровне, но инициативность еще проявляется  недостаточно.
  5. У 71% учащихся имеют высокий или хороший уровень развития учебной мотивации. Из них 20% - отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. И 15,5% - успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  6. 62% учащихся осознанно ориентированы на норму справедливого распределения и поиск способов ее реализации. 37% усвоили нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений. Ориентация на  намерения героя. Проявление децентрации как  учета намерений героя рассказа.

На основании полученных выводов можно сделать следующие заключения:

  1. Внутренняя позиция школьника сформирована в настоящее время только у 40% учащихся 1-х классов.
  2. 71% учащихся имеют необходимый уровень развития личностной мотивации учебной деятельности.
  3. Только около37 % учащихся ориентированы на моральные нормы и их выполнение.

Рекомендации классным руководителям:

  1. Формировать внутреннюю позиции школьника.
  2. Формировать личное и эмоциональное отношение к себе через развитие адекватной самооценки.
  3. Развивать рефлексивную оценку атрибуции успеха/неуспеха своей деятельности
  4. Развивать познавательный интерес, инициативу, умение задать вопросы.
  5. Развивать учебную мотивацию у учащихся с низкой школьной мотивацией или положительным отношением к школе.
  6. Формировать у учащихся действия нравственно-этического оценивания - выделение морального содержания ситуации, ориентация на норму справедливого распределения, учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений, учет мотивов и намерений героев.

19 октября 2015 г.

Педагог-психолог: _______  Л.Р. Асанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике

Основные причины девиантного поведения школьников Понятие девиантного поведения учащихся в свете социологии, психологии и педагогики. Характеристика основных признаков  девиантного пове...

Профилактика девиантного поведения школьников

Работа с детьми с девиантным поведением...

Профилактика девиантного поведения школьников

освещение работы девиантного поведения школьников...

«Девиантное поведение подростков: сущность, причины, коррекция»

laquo;Методическая разработка, рекомендации по проблеме профилактики и здоровьесбережения»...

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПРИЧИНЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА, ПРЕОДОЛЕНИЕ

Девиантное поведение: причины, проявления, профилактика, преодоление. Сборник статей по материалам III Областной научнопрактической конференции/Авторы-составители: Артеменко Анастасия Германовна, педа...

Девиантное поведение обучающихся начальной школы: причины возникновения и пути их обнаружения

Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Не получившие в семье нужной ла...