Выступление на семинаре
презентация к уроку на тему

Тишкина Елена Анатольевна

В материале представлен опыт психолого-педагогического сопровождения учащихся в ОУ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение

образовательного процесса – как одно из приоритетных

направлений повышения качества образования (Слайд №1)

Сегодня трудно представить воспитательно-образовательный процесс без психолого-педагогического сопровождения. Оно стало неотъемлемой частью школьной жизни, важнейшим ресурсом, создающим условия для повышения качества образования, гуманизации образовательного процесса, охраны, и в случае необходимости, защиты прав его участников.

Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании.

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация».

Я представлю опыт психолого-педагогического сопровождения учащихся в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная начальная школа №2» и покажу модель сопровождения, реализуемую в свете задач модернизации образования, важнейшей из которых является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация.

(Слайд №2, 3).

В нашем образовательном учреждении приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения учащихся являются:

— защита прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическая поддержка и содействие ребенку в проблемных ситуациях (в том числе создание благоприятного психологического климата в классных коллективах и образовательном учреждении в целом, предупреждение конфликтных ситуаций, развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей и педагогов;

— квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка (мониторинг), как важное условие обеспечения качества образования; 

— реализация программ преодоления трудностей в обучении, адекватных возможностям и особенностям учащихся (содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, преодоление учебных трудностей, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

— психологическая помощь семьям детей групп особого внимания;

— создание условий для сохранения психологического здоровья педагогов, организация практической помощи педагогам.

Модель психолого-педагогического сопровождения представлена следующими направлениями деятельности: (Слайд №4)

  • диагностика (индивидуальная и групповая), мониторинг;
  • консультирование (индивидуальное и групповое);
  • коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • психологическое просвещение и образование;
  • психопрофилактика.

Диагностическая работа, мониторинг (Слайд №5)

Цель диагностической работы – получение информации об особенностях психического развития учащихся, изучение характера взаимоотношений в коллективе. Полученные результаты диагностических обследований используются для отслеживания процесса развития всех детей, служат основой для выделения реальной и вероятной "группы риска", группы одаренных детей и построения развивающей, коррекционной и профилактической работы с учащимися.

К примеру, диагностическая работа играет важную роль в обеспечении преемственности в обучении и воспитании на всех этапах детского развития. Так, например, обследуя  готовность детей к систематическому обучению в условиях д/сада и общеобразовательной школы, психолог имеет возможность составить психолого-педагогический портрет каждого класса, выявить базовый уровень готовности к школе каждого ученика и проводить индивидуально-групповую работу с отдельными детьми, влияя на успешность протекания адаптации к школе.

Данные диагностики прежде всего используются для индивидуализации подхода к детям со стороны педагогов, воспитателей и родителей.

Мониторинг - современный, чрезвычайно востребованный вид деятельности, без которого невозможно развитие образовательной системы, достижение высокого качества образования учащихся.

(Слайд №6, Таблица мониторинга). В качестве индикаторов, влияющих на качество образования, мы используем следующие:  готовность к школьному обучению, адаптация к школе, уровень развития познавательной сферы, школьной мотивации, самооценка, межличностные отношения и сплоченность классного коллектива.

Мониторинг в целом, проводимый в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся, позволяет выявить уровень актуального развития познавательных процессов каждого ученика, особенности межличностного взаимодействия, личностных особенностей, что необходимо для прогнозирования дальнейшего развития учащегося.

Наш мониторинг, ориентированный на решение задач управления процессом и результатом образования, позволяет отслеживать психологическую составляющую образования, качество осуществляемой деятельности и своевременно корректировать образовательные задачи, создавая необходимые условия для развития учащихся.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.

Следующее направление работы по психологическому сопровождению  - психологическое просвещение и образование, консультативная работа (Слайд №7)

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи за воспитание детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Поэтому работа с родительской общественностью является одной из важнейших задач в системе психолого-педагогического сопровождения.

Цель просвещения и консультирования родителей в моей модели психологического сопровождения – создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе адаптации и последующего обучения в школе, создание ситуации сотрудничества, формирование ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

(Слайд №8, диаграмма)  Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи. С этой целью знакомлю педагогов и родителей с особенностями и закономерностями развития младшего школьника, обучаю адекватным способам взаимодействия с детьми группы риска, помогаю создать условия для гармонизации детско-родительских отношений

  Количество проведенных индивидуальных консультаций для учащихся,

по запросам родителей и педагогов за 2010-2013гг.

В своей работе по данному направлению использую как индивидуальные, так и групповые  консультации.

     (Слайд № 9, таблица) Проведение мной тематических консультаций для родителей на родительских собраниях является традиционной формой взаимодействия. Содержание лекций обновляется, при этом существуют и постоянные темы.

 

Тема

1класс

1. Первый раз в первый класс: адаптация первоклассников  к школе.

2. Режим дня – основа успешной деятельности.

3.Адаптация к школе – подводим итоги.

4.Тревога и тревожность у детей. Причины школьной тревожности.

2класс

1 Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте?

2.Почему дети становятся агрессивными?

3.Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания.

3класс

1. Третьеклассники.

2.Младший школьный возраст и его особенности.

3. Дружеские отношения в младшем школьном возрасте.

4класс

1.Четвероклассники.

2.Упрямство: от противостояния к пониманию.

3. Время кризиса: переход из начальной школы в среднюю.

Психологическое консультирование родителей чаще всего проводится как помощь в организации эффективного детско-родительского общения. Но бывают и ситуации, когда консультирование родителей является поводом для получения дополнительной диагностической информации от родителей о влиянии семейной ситуации на благополучие ребенка. Итогом консультирования родителей бывает договор о совместных действиях родителей и психолога в решении задач сопровождения ребенка в период его обучения в школе.

(Слайд №10, фото) В работе по психопросвещению активно использую разнообразные формы деятельности: выступления-презентации, выступления-исследования, тематические выступления, практические занятия.

Психологическая мастерская «Я родитель!». Практикум для родителей «Компьютер: вред и польза умной машины»

Традиционным стало участие в родительских конференциях. Темами для работы секций в рамках конференций были следующие «Забота о себе – необходимое условие гармоничных взаимоотношений с ребенком», «Как не потеряться в семье», «Положительные эмоции и их значение в жизни человека» (цель: формирование у родителей понимание необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности), «Воспитание дело общее» (цель: выявление «неправильных» типов семейного воспитания, которые могут привести к серьезным проблемам в отношениях с детьми)

(Слайд №11) В работе с педагогами наиболее востребованными являются выступления-презентации, выступления исследования.  Для педагогов систематически проводятся консультации, семинары-практикумы на такие актуальные темы как: «Проблемы одаренных детей», «Средства формирования мотивов учения школьников в процессе обучения», «Педагогические стратегии взаимодействия с трудным классом», «Педагогическая культура и этика» и другие.

(Слайд  №12)    Психопрофилактика является неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения. Профилактическая работа с учащимися проводится через групповые психологические часы,  арт-терапевтические занятия, занятия с использованием сказкотерапии.

Рабочие программы для учащихся разработаны с использованием программ, представленных на слайде:

О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я» (программа формирования психологического здоровья у младших школьников);

М. Панфилова «Лесная школа» (сказкотерапия);

С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» (программа эмоционального развития детей младшего школьного возраста).

Приоритетной задачей работы по психопрофилактике в педагогическом коллективе является сохранение психологического здоровья педагогов. (Слайд №12)  С этой целью проводятся профилактические, тренинговые занятия по профилактике эмоционального выгорания, снятию эмоционального и мышечного напряжения, формированию групповой сплоченности, повышению самооценки педагогов. Для улучшения  настроения и повышения мотивации педагогов к участию в этих мероприятиях, им вручаются интересные приглашения, содержащие информацию о месте, времени и теме встречи

Одной из форм профилактики эмоционального выгорания педагогов являются информационные бюллетени.

Проводимые мероприятия способствуют повышению чувства эмоционального комфорта у педагогов, групповой сплоченности, совершенствованию психологического климата, что подтверждается анкетированием по методике Л.Н. Лутошкина «Определение психологического климата группы». Исследование в 2010, 2012, 2013 гг. выявило высокую степень благоприятности социально-психологического климата коллектива

(Слайд  №13)

Программное обеспечение коррекционно-развивающей работы представлено на следующем слайде.

Компиля-тивная программа

А.А. Осипова. Коррекция и развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер

Коррекционно-развивающая.

1кл

Авторская программа

Н.П. Локалова. Уроки психологического развития.

А В. Микляева. Групповая работа по проблеме школьной тревожности.

М.Р. Битянова, Т.В. Азарова. «Профессия- школьник»

Коррекционно-развивающая

Коррекционно-развивающая

Развивающая

1-4кл

1класс

2-3класс

Психолого-педагогическая коррекционная и развивающая работа предполагает активное воздействие, направленное на достижение адаптации в образовательной среде, гармонизацию личности и межличностных отношений, укрепление психологического здоровья; обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях. Данная работа основывается на результатах мониторинга и проводится с учётом изменения статуса ребенка, расширением репертуара его социальных ролей, развитием (углублением) внутренней позиции.

Для осуществления обозначенных направлений деятельности по психолого-педагогическому сопровождению в нашей школе создан специализированный психологический кабинет. Его оформление соответствует основным требованиям к кабинету психолога. Компьютер с возможностью выхода в Интернет. Парты, которые легко передвигаются для организации как индивидуальной, так и групповой работы. Стеллажи, шкафы удобны для размещения методических материалов, игрушек, пособий. Богатый арсенал периодических изданий, научно-популярной, методической литературы. Пособия для снятия мышечного напряжения.  

Дизайн, оснащение современными пособиями, структурирование и систематизация методического, дидактического, игрового материала  кабинета способствует увеличению  количества и качества проведения индивидуальных и групповых консультаций, совершенствованию организационно-методической, консультативной, коррекционной и развивающей видов работы.

В своей деятельности активно использую информационно-коммуникационные технологии. Мной создан банк мультимедийной поддержки для проведения семинаров, круглых столов, родительских собраний, занятий по психологии. Наличие компьютера, развивающих заданий на электронных носителях  позволяют эффективно проводить индивидуальные коррекционные и развивающие занятия.

Организация данной модели психолого-педагогического сопровождения позволила мне добиться следующих результатов:

Данные психологического мониторинга свидетельствуют о повышении уровня школьной мотивации, снижении показателей школьной тревожности, формировании адекватной самооценки учащихся начальной школы. Учащиеся с интересом посещают занятия по психологии.

Повышение собственной психолого-педагогической компетенции. Весной 2011 года обобщила опыт своей работы, приняла участие в конкурсном отборе на премию Главы администрации Нижневартовского района в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Лучший педагог-психолог» и стала победителем.

Считаю, что полученные результаты свидетельствуют о практической значимости созданной модели психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе, направленной на сохранение психологического здоровья, улучшение качества психологического обеспечения образовательного процесса и повышение качества образования в целом.

(Слайд № 14)

 Педагог-психолог Е.А. Тишкина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса – как одно из приоритетных направлений повышения качества образования

Слайд 3

реализация программ преодоления трудностей в обучении, адекватных возможностям и особенностям учащихся ; психологическая помощь семьям детей групп особого внимания; создание условий для сохранения психологического здоровья педагогов, организация практической помощи педагогам.

Слайд 5

Цель диагностической работы получение информации об особенностях психического развития обучающихся, изучение характера взаимоотношений в коллективе .

Слайд 7

Цель просвещения и консультирования создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе адаптации и последующего обучения в школе, создание ситуации сотрудничества, формирование ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

Слайд 8

Количество проведенных индивидуальных консультаций для обучающихся, по запросам родителей и педагогов 2010-2013г.

Слайд 9

Тема 1класс 1. Первый раз в первый класс: адаптация первоклассников к школе. 2. Режим дня – основа успешной деятельности. 3.Адаптация к школе – подводим итоги. 4.Тревога и тревожность у детей. Причины школьной тревожности. 2класс 1 Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте? 2.Почему дети становятся агрессивными? 3.Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания. 3класс 1. Третьеклассники. 2.Младший школьный возраст и его особенности. 3. Дружеские отношения в младшем школьном возрасте. 4класс 1.Четвероклассники. 2.Упрямство: от противостояния к пониманию. 3. Время кризиса: переход из начальной школы в среднюю.

Слайд 10

Практикум для родителей «Компьютер: вред и польза умной машины» Психологическая мастерская «Я родитель!» Родительская конференция

Слайд 11

«Проблемы одаренных детей » «Роль взрослых в развитии творческих способностей» «Педагогическая поддержка тревожных учащихся» «Средства формирования мотивов учения школьников в процессе обучения» «Педагогические стратегии взаимодействия с «трудным» классом» «Педагогическая культура и этика»

Слайд 12

Программное обеспечение профилактической работы с обучающимися О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я» (программа формирования психологического здоровья у младших школьников); М. Панфилова «Лесная школа» (сказкотерапия); С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» (программа эмоционального развития детей младшего школьного возраста). Профилактика эмоционального выгорания педагогов Тренинговое занятие

Слайд 13

Программное обеспечение коррекционно-развивающей работы Компилятивная программа А.А. Осипова. Коррекция и развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер Коррекционно-развивающая 1класс Авторская программа Н.П. Локалова. Уроки психологического развития. А В. Микляева. Групповая работа по проблеме школьной тревожности. М.Р. Битянова, Т.В. Азарова. «Профессия- школьник» Коррекционно-развивающая Коррекционно-развивающая Развивающая 1-4класс 1-2 класс 2-3класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре ГМО

Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...

Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"

О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....

Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"

Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о  и др.)2. Работа с текстом ...

Выступление на семинаре завучей.

Публикация по теме: "Ко мне пришел мой новый класс"....

"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре

выступление на семинаре по теме "Современный урок  в начальной школе"...

Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"

В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....

выступление на семинаре по ФГОС

Выступление по стандартам второго поколения...