Главные вкладки

    Психологический анализ урока.
    учебно-методический материал (4 класс) на тему

    Щербакова Татьяна Геннадьевна

    Представлен полный психологический анализ урока на каждом этапе, также выводы, заключение, рекомендации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihologicheskiy_analiz_urokanaliz_moego_uroka.docx37.36 КБ

    Предварительный просмотр:

     Психологический анализ урока

    1. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Юхнов Юхновского района Калужской области, 4 класс, предмет:     русский язык. Тема урока:  «Определение склонения  имен существительных, употребленных в косвенных падежах».      
    2. Запись урока.                                                     

    Название этапа

    Содержание этапа

    Действия учителя

    Действия  учащихся

    Психологический анализ урока 

    1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

    Цель: проверить и оценить учащимися свою готовность, настроиться на работу.

     

    Организацион-ный момент

     .

    Улыбаясь приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

     

    Ученики приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

     

    Психологический позитивно-эмоциональный настрой учащихся на урок.

     

    1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действиях.

    Цель: актуализировать, обобщить имеющиеся знания по теме - побудить

    ученика к активной работе на уроке и дома. Выявить места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.

    Формулировка темы урока, постановка задач.

    Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

     

    Самостоятельная работа по пройденной теме с целью выявления затруднений.

    Постановка проблемы, формулировка темы урока и задач.

    Запишите слова и определите склонение имён существительных в И.П., ед. ч.

    Легко было определять склонение существительных в именительном падеже, зная, какие существительные к какому склонению относятся?

    Прочитайте словосочетания, назовите существительные, определите склонение существительных.

    Собирают бруснику                           Разводят  оленей                                           Любуются  песцом

    Подводит к теме урока, ставит проблему. Организует исследование проблемной ситуации.

    Почему не можем определить склонение?                                            Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Прочитайте, как тема сформулирована на доске? Какое незнакомое слово вам встретилось? Как вы думаете, что оно обозначает?  

    Сформулировали тему урока.                                   Тема:«Определение склонения  имен существительных, стоящих в косвенных падежах».                        Чему мы будем учиться на уроке? А для чего нам нужно уметь правильно определять склонение?                             Найдите памятку на странице 91, прочитайте её самостоятельно.

    Взаимопроверка. Оценка.                  

     

    Анализируют.

    Отвечают уверенно.

    Слушают внимательно, отвлечений почти нет.

    Формулируют тему урока, определяют задачи.

    Добавляют шаг в алгоритм «Определения  склонения имён существительных, стоящих в косвенных падежах».

               

    Сопоставляют свои выводы с материалом учебника.

     Цель  и  задачи  урока  способствовали  развитию умственной деятельности учащихся.

     Постановка проблемной ситуации на уроке способствует приобщению учащихся к выведению и формулировки темы, цели и задач урока.

    Учитель развивает в детях установку на сотрудничество,  взаимопонимание.

    Не быстрый рабочий темп ведения урока не достаточно позволял поддерживать внимание учащихся на уроке.

    Учитель организовал поисковую активность детей,  вовремя включался  в совместную деятельность учащихся.

    Учащиеся самостоятельно находили решение проблемы.

                                                                               Работали учащиеся продуктивно; оперировали понятиями, терминами.

    1. Первичное закрепление

    Цель: применение новых знаний, освоение способа действия.

    Упр.  

    Организует  работу с учащихся. Поставила задачу: научить обучающихся правильно определять склонение существительных по алгоритму.

    Организует работу учащихся в рабочих тетрадях, затем самопроверку с использованием эталона. Устанавливает осознанность восприятия. Выполняют задания, проговаривая алгоритм вслух.

    1,2 предложения коллективно работаем на местах, проговаривая по алгоритму (фронтально).

    3,4,5 – работаете в парах  (на слайде эталон). Вспомните правила работы в парах.

     Сравните с эталоном. Встаньте те пары, которые не допустили ошибок.

    Коллективно работают на местах, проговаривая по алгоритму.

    Работают в парах, сравнивают с эталоном.

    Отвечают уверенно, почти без затруднений. Чётко по алгоритму объясняют своё решение.

    На уроке использовались проблемные задания, развивающие умение мыслить, анализировать, рассуждать.

    У учащихся присутствовали элементы собственного суждения.

     Они продуктивно вели диалог с учителем и одноклассниками, соглашались или спорили с другой точкой зрения.

    Был контроль – сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

    Обучающиеся учились с полнотой и точностью выражать свои мысли, управлять поведением.

    Контролировали и оценивали результаты действий своих и одноклассников.

    1. Самостоятельная работа проверкой на доске

    Цель: самостоя-

    тельно выполнить задание, провести проверку, корректировка возможных ошибок; осознание каждым учащимся степени овладения полученных знаний.

    Самостоятель-ная работа по карточкам (по рядам), по 1 представителю от ряда. Самооценка.

    Организует деятельность по применению новых  знаний. Контролирует выполнение работы: осуществляет индивидуальный контроль.

    Самостоятельная работа. Осуществляют проверку, пошагово,  сравнивая с работой на доске, корректировка.

    На уроке формировались навыки самоконтроля и самооценки мыслительной деятельности учащихся при проверке своей работы по эталону.

    Был контроль со стороны учителя, направляющий учащихся на анализ результатов, осуществляемых   действий.

    Учитель организовывал  работу учащихся так, чтобы они сами добывали знания.

    1. Рефлексия учебной деятельности.

    Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока, соотнесение поставленных  задач с достигнутым результатом.

    Использование сигнальных карточек. Оценивание учащимися собственной деятельности.

    Организует рефлексию. Оценивание учителем работы учащихся на уроке

    Одобряла, эмоционально поддержала. Была тактична в общении с учениками. Проверка  выполнения задач урока.

    Учащиеся проанализировали и оценили свою деятельность на уроке. Проговорили способы действий (правило), проанализировали свою деятельность на уроке по плану:

    О чем узнали на уроке?

    Чему научились?

    Какие выводы сделали?

    Взаимодействие учителя и учащихся в течение всего  урок доброжелательное. На уроке формировались навыки самооценки.

    Учитель постоянно держал  весь класс в поле зрения.

    Учащиеся в конце урока смогли сделать вывод:  чему они научились, оценить степень своего усвоения материала.

    Присутствовал контроль и оценка    процесса, способов, результатов деятельности,  рефлексия.

    Было развитие речевой деятельности учащихся, развитие умения выражать свои мысли.

    1. Домашнее задание

    Дифференцированное домашнее задание

    Учитель задал оптимальный объем, провела доступный инструктаж. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества.                

    Выбор домашнего задания

    Педагог подошёл дифференцированно к домашнему заданию: дал разные уровни заданий. Ученики, оценив степень своих знаний, могут сделать выбор.

    На уроке преобладал демократический стиль общения учителя с  учениками.

    Психологический климат на уроке положительный.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

    1. Рефлексия автора урока  по русскому языку в 4 классе учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

    Тема:  Определение склонения  имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

    Тип урока

     

    Целевое назначение

     

    Результативность обучения

     

    Урок первичного предъявления новых знаний

     

    Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

     

    Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

     

    Цель: научить определять склонение имён существительных в косвенных падежах.
    Задачи:

    Образовательная:  

    обобщать знания детей о склонении имён существительных в И.п.;                                                                                                                                         формировать умение составлять и пользоваться алгоритмом определения склонения имён существительных в косвенных падежах;
    развивать навык грамотного письма,  
    умение оценивать свою деятельность на уроке.

    Развивающая: развивать умение сравнивать, делать выводы, развивать внимание, речь.

    Воспитывающая: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи при работе в парах.

    Технология: ИКТ информационно-коммуникативные технологии.

    Приёмы, методы:

    словесные: алгоритм, работа с учебником, разъяснение; постановка проблемы;

    наглядные: алгоритм, презентация;

    практические методы: методы упражнений, дифференцированное домашнее задание,  взаимопроверка, сравнение с эталоном, работа по карточкам.

    Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, по рядам.

    Пользуясь формами, достигла результатов.

    Что хотела?  Учащиеся  сами поставили проблему, сами алгоритм дополнили, научились определять склонение существительных, пользуясь алгоритмом.

    Удалось достичь результата: умеют определять склонение существительных, стоящих в косвенных падежах, пользоваться алгоритмом.

    Характеристика класса:

    В межличностных отношениях - сотрудничество, коллективизм.

     Место урока в изучаемой теме:

    Связь урока с предыдущими  уроками,  3-я тема: 1.Склонение существительных. 2. Упражнение в склонении существительных.

    Структура урока соответствовала общей цели, возможностям класса, конечному результату урока.

     Общая подготовленность класса:

    - умение детей работать в парах;

    - умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

    - умение оценивать себя и друг друга.

    Критерии освоения данного материала в проекте урока:

    Упражнения,  самостоятельная работа, сигнальные карточки.

    В начале урока я создала ситуацию успеха. Задание-повторение.

    Ситуация принятия учащимися учебной задачи - проблемная ситуация.

    Организован контроль: взаимопроверка, сравни с эталоном, найди ошибку.

    Анализ-рефлексия по этапам урока.

    -Учащиеся сами поставили проблему урока, сформулировали тему, задачи урока. Смогли сами добавить новый шаг в известный алгоритм. Цель урока достигнута: учащиеся научились определять склонения существительных, стоящих в косвенных падежах ( это результат работы).

    -Ученики умеют  работать в парах. Они умеют ясно выражать свою точку зрения, доказывать её, соглашаться с другим мнением или аргументировано оспаривать его, умеют сотрудничать друг с другом, выслушивать мнение другого.

    -Учащиеся были активны на уроке, включались в обсуждение по теме урока.

    -Удачно проведена рефлексия урока при помощи сигнальных карточек.

    -Все этапы урока соблюдены.

    -Затянута актуализация знаний, проверка домашнего задания.

    -Достаточно было повторить склонение существительных в именительном падеже единственного числа при проверке домашнего задания, а на этапе актуализации знаний не следовало давать идентичное задание (определить склонение существительных в именительном падеже единственного числа), это не оправдано и затянуло актуализацию знаний. Поэтому не хватило времени на уроке.

    -Увлеклась метапредметыми связями (с окружающим миром).

    -Чистописание. Надо было показать ошибки учеников при написании букв (можно через документкамеру), чтобы учащиеся сами назвали ошибки в написании. Увела их от цели чистописания, сказав, что ученики  нарушают параллельность, высоту при написании элементов букв, а обратила внимание на соединение букв, т.к. вначале планировала именно это.

    -При работе над упражнением при закреплении отошла от главной цели, увлеклась работой над текстом.

    -Для оценки, самооценки  работы учащихся в парах, индивидуальной работы, по рядам эффективно было предложить критерии оценки.

    -При  самостоятельной работе по карточкам целесообразно вывести задание на экран, прочитать его вместе.

    1. Анализ урока.

    Мотивы деятельности учащихся на уроке.

    Мотивы деятельности учащихся на уроке: учебно-познавательные.

    Развитие познавательных процессов на уроке.          

     Учитель, правильно организовывая этапы урока, добивался того, что ученики не отвлекались на уроке, он умело переключал их внимание с одной деятельности на другую. Педагог использовал приемы активизации   внимания,   формирования   познавательного интереса на уроке. На  уроке  использовался наглядный материал  для привлечения внимания: презетация к уроку (алгоритм, иллюстративный материал). Образность, эмоциональность, смена интонаций  при изложении учебного материала способствовали  поддержанию  внимания учащихся на уроке. Недостаточно быстрый темп ведения урока недостаточно концентрировал внимание учеников на уроке. Смена видов деятельности на этапах урока способствовала сосредоточению внимания учеников. Педагог хорошо знает особенности своих учеников и на уроке учитывает возрастные и индивидуальные особенности их внимания. На уроке педагог  учитывал  особенности памяти учащихся и сочетал разные виды памяти: слуховая, зрительная, моторная.

    Особенности деятельности учащихся на уроке.

    Учитель предлагал разные задания, ученикам было интересно. Учащиеся работали продуктивно, не отвлекались, были в учебном процессе. Учитель   побуждал  детей  сравнивать,   анализировать. Поощрял детей, хвалил. Была организована поисковая активность детей. Учитель вовремя включался  в совместную деятельность учащихся. Учитель ставил конкретно-практические задачи, учебные, проблемные.

    Ученики довольно легко отвечали на вопросы, мало испытывали ли  затруднений. Была помощь со стороны учителя. Учащиеся находили решение, с помощью проблемной ситуации, поставленной учителем, формулировали тему, задачи, цель урока.

    Учебный материал   усваивали осознано, без особых сложностей.  Оперировали понятиями, терминами. Педагог контролировал, направлял учащихся на анализ своих результатов на каждом этапе урока. Педагог учил анализировать свои действия, анализировал деятельность учеников, побуждал их к анализу действий. На уроке формировались навыки самоконтроля и самооценки деятельности учащихся. Учащиеся  оценивали свою деятельность, была организована рефлексия урока.

     Общение учителя и учащихся на уроке.

    Взаимодействие учителя и учащихся на уроке доброжелательное. На   уроке   преобладала   положительная   эмоциональная  атмосфера. Учитель развивал в детях установку на сотрудничество и взаимопонимание. Поведение   учащихся   на   уроке  соответствовало требованиям   дисциплины,   отсутствовали   посторонние разговоры.

    1. Выводы, заключение о посещении, рекомендации автору урока.

    Учитель достиг цели урока, урок прошёл эффективно, организованно. На каждом этапе урока развивались универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные. Учитель учитывал возраст детей, индивидуальные особенности, стимулировал познавательную активность учеников, мотивировал их, использовал разные виды деятельности. Педагог был конструктивен в общении с учениками. Все этапы урока соблюдены.

    Рекомендации.

    Больше использовать похвалу и одобрение, т.к. в начальной школе они стимулирую детей к деятельности.

    Давать установки: быть внимательным, на переключение.

    Некоторые этапы затянуты, использовать более быстрый темп работы, побуждать к этому учеников, ограничивать время, договариваться о времени работы.

    Использовать критерии оценки, вывести их на электронную доску. Продумывать какой материал следует выводить на экран.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики «Двузначные круглые числа», (психологический компонент урока,характеристика универсальных учебных действий)

    Анализ урока. Психологический компонент урока. Характеристика универсальных учебных действий детей...

    Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"

    Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дл...

    Психологический анализ исследования интеллектуального уровня развития обучающихся 4-х классов МБОУ СОШ №5

    Психологический анализ исследования интеллектуального уровня развития обучающихся 4-х классов МБОУ СОШ №5...

    Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

    Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ.

    Очень лёгкий и удобный в использовании.Рекомендую....

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...