Конфликты в начальной школе — большие проблемы маленьких людей
статья на тему

Шумилова Татьяна Михайловна

Новейшие исследования психологов показали, что конфликты в начальной школе сегодня оказываются преобладающими: именно младшеклассники, а вовсе не подростки, как по привычке думают родители, конфликтуют чаще всего. Вчерашние малыши по большому счету пока еще только учатся общаться. И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытых конфликтов. При этом младшие школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конфликты в начальной школе — большие проблемы маленьких людей.

Шумилова Т.М., педагог-психолог МБОУ «Гимназия №3», г. Чистополя, РТ

Конфликты в школе могут возникнуть уже с первых дней пребывания ребенка в школе. Надо сказать, что конфликты в начальной школе между учениками стоят очень остро. Это обусловлено несколькими причинами:

  • Во-первых, дети уже с пятилетнего возраста начинают очень хорошо чувствовать социальные различия между своими сверстниками;
  • Во-вторых, в младших классах сложные межличностные ситуации возникают из-за гендерного аспекта. Он заключается в том, что до определенного возраста, а именно лет до 11, мальчики и девочки развиваются по-разному, и дети это замечают. Кроме того, в начальной школе девочки учатся гораздо лучше мальчиков.

Новейшие исследования психологов показали, что конфликты в начальной школе сегодня оказываются преобладающими: именно младшеклассники, а вовсе не подростки, как по привычке думают родители, конфликтуют чаще всего. Вчерашние малыши по большому счету пока еще только учатся общаться. И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытых конфликтов. При этом младшие школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.

Детям важно получить оценку кто прав, кто виноват, чтобы справедливость восторжествовала. Ведь в их детском коллективе постоянно вырабатываются, меняются, возникают новые свои детские законы и правила, на основе которых ребята и выстраивают отношения с одноклассниками, которые перенесут и во взрослую жизнь. Если у малыша не получается постоять за себя – над ним начинают подтрунивать, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.п. Это очень больно ранит душу ребенка и может нанести серьезную психологическую травму. Вот почему от психолога требуется своевременная коррекция данных видов поведения. Иногда возникает конфликт между учителем и учеником. И даже если ребенок пытается отстоять свою точку зрения или позицию, у учителя все равно больше ресурсов настоять на своем. Из-за этого внутренне состояние ребенка очень дисгармонично, что может сказаться на его успеваемости, поведении с одноклассниками, родителями, формировании закрытых, агрессивных или наоборот пассивных и безучастных шаблонов поведения.

Младшему школьнику справляться с конфликтами очень сложно, так как он не обладает необходимым набором качеств и способностей для правильного разрешения ссоры. Это и неудивительно, ведь они сталкиваются с новой, еще неизведанной средой, новым большим коллективом и проходят сложный период адаптации к непривычному режиму дня и большим нагрузкам. Многие дети реагируют на этот процесс негативно и проявляют агрессию.

Фиксируются следующие  часто встречающиеся конфликтные ситуации среди учащихся начальных классов:

  1. Грубый отказ одного ребенка другому
  2. Вовлечение в игру без согласия
  3. Случайный толчок или удар в игре
  4. Месть за обиду с задержкой во времени
  5. Непринятие в игру
  6. Случайно или намеренно испорченная чужая вещь
  7. «Обзывалки», нецензурные оскорбления, насмешки.
  8. Борьба или игра  перерастает в драку
  9. Мало места на парте
  10. Загораживание возможности пройти, достать вещь
  11. Желание быть первым в чем-либо
  12. Трудности дружбы втроем
  13. Желание руководить другими детьми без договоренности
  14. Выполнение функций учителя

Чтобы научить детей разрешать споры  ненасильственными методами, в гимназии проводятся занятия психологического развития, где решаются данные проблемы. Так у детей постепенно формируется навык, как это делать  самим. 

На данных занятиях учащиеся получают представление о себе, о других, при этом вырабатываются  навыки взаимодействия в коллективе. Если совершают ошибки, они учатся их понимать и исправлять.

Дети должны узнать, что такое конфликт. Они должны понимать и оценивать свое собственное поведение в конфликтных ситуациях, а так же поведение других, они должны выработать и натренировать конкретные методы ненасильственного разрешения конфликтов.

С трудностями детям полезно сталкиваться, чтобы их успешно преодолеть и стать уверенней в своих силах, стать сильнее. Результат занятий в значительной мере зависит от того, как они протекают. Доверительная обстановка  и  непредвзятость в обсуждении помогут ребенку осмыслить происшедшее и развивать осознание, понимание и контроль своего поведения.

Хочется закончить выступление следующими словами:

Давайте радоваться успехам  своих учеников

 и сопереживать их неудачам.

И они  всегда будут открыты для нас.

Мы станем им друзьями и наставниками.

Будьте вместе с ними в поиске.

Постарайтесь вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Конфликты в начальной школе"

Представляю методическую разработку и презентацию по указанной теме....

Конфликты в начальной школе

В.А.Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе:« Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, к...

Большая проблема маленького посёлка

Проектно-исследовательская работапо экологии«Большая проблема маленького посёлка »учащихся 2-х классов...

Конфликты в начальной школе и их решение

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликт...

Конфликт в начальной школе и пути его решения

Конфликт в начальной школе и пути его решения...

Проектная работа : «Мир, в котором я живу…(большие проблемы маленького посёлка)»

Работа  на  конкурс исследовательских проектов младших школьников «ПроекториЯ» .Проект направлен на включение нас, юных граждан в общественную жизнь, формирование ...

Способы разрешения конфликтов в начальной школе

В работе представлены методы и приёмы разрешения конфликтных ситуаций в начальной школе, указаны возрастные особенности обучающихся в начальной школе, влияющие на специфику возникновения, развития и р...