Главные вкладки

    Конфликты в начальной школе и их решение
    статья (4 класс) на тему

    Никифорова Наталия Юрьевна

    В процессе трудовой и общественной деятельности

     учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни.

     При этом конфликты — явление неизбежное.

     А вот что останется после конфликтной ситуации

     во многом зависит от учителя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konflikty_doklad.docx21.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конфликты в начальной школе и их решение

    В процессе трудовой и общественной деятельности

     учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни.

     При этом конфликты — явление неизбежное.

     А вот что останется после конфликтной ситуации

     во многом зависит от учителя.

    Вопрос об управлении конфликтами в образовательной среде вытекает из понимания конфликтов как неотъемлемой стороны общественных процессов, как их источника и движущей силы творческой деятельности людей, но вместе с тем и как детерминанты проблем и трудностей развития. Если бы конфликт понимался только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, к нарушению ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации - отмене, подавлению, скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Таким образом, управление конфликтом в педагогическом коллективе есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Оно включает в себя прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение. Для понимания специфики конфликтов важно, прежде всего, четко представлять противоречия, которые присущи школе и те, что актуализируются в младшем школьном возрасте. Учебно-воспитательный процесс современной школы является отражением сложных и противоречивых процессов, происходящих в обществе в условиях его реформирования. Формирование опыта взаимоотношений и поведения в условиях разрешения конфликтных ситуаций является актуальной проблемой и, как показывает анализ практики, формировать такой опыт необходимо уже на ранней стадии обучения в начальной школе. При анализе причин конфликтов в межличностных отношениях, общении младших школьников учитывалось содержание их деятельности и взаимоотношений с другими представителями группы. В самом обобщенном виде основными причинами являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе, например, на роль лидера. В зависимости от стратегии поведения субъектов в конфликтной ситуации, ее исхода конфликт может выполнять как конструктивную, так и деструктивную функцию.

    Что такое конфликт? В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

    Причины конфликтов между учениками

    • борьба за авторитет
    • соперничество
    • обман, сплетни
    • оскорбления
    • обиды
    • враждебность к любимым ученикам учителя
    • личная неприязнь к человеку
    • симпатия без взаимности
    • борьба за девочку (мальчика)

    Причины конфликтов между учителем и учениками

    • отсутствие единства в требованиях учителей
    • чрезмерное количество требований к ученику
    • непостоянство требований учителя
    • невыполнение требований самим учителем
    • ученик считает себя недооцененным  
    • учитель не может примириться с недостатками ученика
    • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

    Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

    • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
    • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
    • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
    • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
    • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

    Для школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях. Эмоциональная переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности психики младшего школьника. Однако кратковременность нервных переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто. Лишь бы привести поведение или сознание его в сиюминутно требуемое состояние. Еще одна психологическая истина состоит в том, что для детей начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и прежде всего учителя. В любой стрессогенной ситуации он устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок получает противоположное.

    Для разрешения конфликта необходимо проделать ряд последовательных операций:

    1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга.

    Конфликтные люди (особенно дети), как правило, недружелюбны к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуация и реальное отношение оппонента к ним лично. Контролируя свои эмоции, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение в отношениях с учеником, родителем, коллегой. Для этого можно использовать следующие приёмы:

    - не отвечать агрессией на агрессию;

    - не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

    - дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии;

    - стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;

    - не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;

    - предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.

    2. Диалог.

    Во время диалога важно придерживаться некоторых правил:

    - соблюдать такт, корректность по отношению к оппоненту. Это должен быть разговор равного с равным;

    - не перебивайте без надобности, сначала случайте, а потом говорите;

    - не навязывайте свою точку зрения, ищите истину вместе;

    - отстаивая свои позиции, не будьте категоричны, умейте усомниться в самом себе;

    - в своих доводах опирайтесь на факты, а не на слухи и чужие мнения;

    - старайтесь правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины;

    - не давайте готовых «рецептов» решения проблемы, постарайтесь построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.

    3. Взаимодействие.

    По сути, этот этап включает и восприятие, и диалог и прочие виды совместной деятельности общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех оппонентов, направленная на разрешение конфликта.

    Рассмотрим некоторые средства воздействия, применяемые учителями при разрешении конфликтов.

    1. «Возврат эмоций». Проигрывания конфликта (инсценировка)

    2. Наказание.

    3. Приглашение «третьего».

    Важно еще уметь и незаметно создавать конфликтную ситуацию, когда это требуется в силу определенных обстоятельств. Необходимо быть положительным примером для подражания в процессе разрешения конфликта, учить уважительно относиться к другой стороне конфликта – ведь дети подсознательно копируют поведение старших: родителей, учителей.

    Педагог также должен научить детей разрешать конфликт таким образом, чтобы это не оскорбило ни одну из сторон конфликта. И только по-настоящему грамотный педагог может воспитать настоящего человека, которому будут известны человеческие ценности, и которые действительно будут для него ценностями.

    В нашей школе мы работаем по следующим направлениям:

    • Одарённые дети
    • Толерантность
    • Физкультура, спорт, здоровье
    • Гражданское и патриотическое воспитание
    • Экологический проект
    • Профилактика правонарушений. ПДД
    • Профориентация
    • Работа с родителями

    в каждом направлении мы можем разрешать конфликты и делать многое для предотвращения конфликтов.

    Наша задача сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Необходимо проводить профилактические меры, направленные на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.

    Литература

    1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М.: Народное образование. 1995.
    2. Бродаль X. Девять ступеней вниз, или Ссоры - конфликты - войны // Знание-сила, 1991. № 11.
    3. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в конфликте – М.: 1991г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Конфликты в начальной школе"

    Представляю методическую разработку и презентацию по указанной теме....

    Конфликты в начальной школе

    В.А.Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе:« Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, к...

    Выступление на методическом объединении «Конфликт между учителем и учащимся: формула решения ».

    «Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителями и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учи...

    Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века) «Решение простых и сложных уравнений» (из опыта работы учителя).

    Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века). Урок "открытия новых знаний"....

    Конфликты в начальной школе — большие проблемы маленьких людей

    Новейшие исследования психологов показали, что конфликты в начальной школе сегодня оказываются преобладающими: именно младшеклассники, а вовсе не подростки, как по привычке думают родители, конфликтую...

    Конфликт в начальной школе и пути его решения

    Конфликт в начальной школе и пути его решения...