Приемы музыкальной терапии как средство развития познавательной активности у учащихся с ОВЗ
статья на тему
Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме - поиску методов и средств развития познавательной активности у учащихся с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приемы музыкальной терапии как средство развития познавательной активности у учащихся с ОВЗ
А.С. Филатова, М.В. Глинских
Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме – поиску методов и средств развития познавательной активности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в урочной и внеурочной деятельности. Это проблема актуальна в связи с ростом в России числа детей, имеющих различные нарушения в развитии. В статье рассмотрены приёмы музыкальной терапии, направленные на развитие познавательной активности у учащихся с ОВЗ. Статья может представлять интерес для педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в социальных и образовательных учреждениях.
Согласно статистике Министерства образования, в России каждый год на пять процентов растёт число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для детей с ОВЗ характерны нарушения познавательной активности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Отмечается пониженная работоспособность, истощаемость, низкая познавательная активность, функциональная незрелость ряда высших психических процессов (нарушение внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, низкий уровень формирования учебной деятельности). В связи с этими особенностями развития дети с ОВЗ нуждаются в целенаправленном обучении. Для организации их процесса обучения и воспитания особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности. Успешное усвоение учебного материала детьми зависит от правильного выбора методов и приемов обучения. При этом также необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития, а также интеллектуальные возможности каждого учащегося с ОВЗ. Значительное место в процессе обучения уделяется методам и приемам, привлекающим внимание каждого ребенка.
Музыкальная терапия успешно справляется одновременно с несколькими задачами процессов обучения и воспитания детей. Музыка занимает значительное место в жизни каждого человека. Она постоянно звучит вокруг нас, и даже тяжёлые нарушения развития не являются препятствием к тому, чтобы воспринимать эти звуки и формировать к ним своё отношение. Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с ограниченными возможностями здоровья в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения, развивается познавательная активность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.
В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях с психологом учащиеся нашей школы с удовольствием играют на различных музыкальных инструментах, выполняют упражнения, направленные на развитие высших психических функций (внимание, память, зрительное и слуховое восприятие), исполняют песни. Пение может быть использовано независимо от физических возможностей учащихся. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения. При овладении игры на музыкальном инструменте совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное - наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструмент можно с успехом заменить на самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты. Потребность самовыражения присуще всем людям, независимо от наличия ограниченных возможностей.
При изучении работ специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, нами были подобраны и модифицированы музыкальные игры. Представленные далее варианты музыкальных игр можно использовать и в групповых, и в индивидуальных занятиях педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Правила игр можно поменять в соответствии со сменой задач коррекционной работы.
Музыкальные игры:
- "Слушай звук"
( развитие концентрации внимания)
Оборудование: инструмент с протяжным звучанием (колокольчик, пианино, язычковый барабан).
Ход игры
Детям необходимо поднять руки, как только они услышат звук инструмента и опустить их, когда звук исчезнет.
2. "Будь внимателен"
(распределение внимания, развитие саморегуляции)
Оборудование: бубен и разнообразные шумовые инструменты.
Ход игры
После первого удара в бубен участники должны выбрать любой музыкальный инструмент и начать на нем играть. Со вторым ударом инструменты необходимо вернуть на место.
3. "Непослушный колокольчик"
(развитие концентрации внимания, контроль над движениями)
Оборудование: колокольчик.
Ход игры
Участники передают колокольчик по кругу. Необходимо передать колокольчик партнеру так, чтобы он не зазвенел.
4. "Музыкальная математика"
(развитие памяти и зрительного восприятия)
Оборудование: музыкальные трубы, карточки с разным количеством точек.
Ход игры
Педагог показывает карточки с разным количеством точек. Дети должны запомнить - сколько было нарисовано точек, и простучать соответствующее количество раз. Для усложнения можно использовать точки и трубы разных цветов (например: 3 красных точки и 2 зеленых).
5. "Музыкальное эхо"
(развитие памяти и слухового восприятия)
Оборудование: барабан.
Ход игры
Педагог играет простой ритм на барабане. Ребенок должен запомнить и повторить этот ритм
6. "Постучи и позвени"
( развитие слухового восприятия, переключение внимания)
Оборудование: колокольчики, бубенцы, треугольники, деревянные ложки, клависы, ксилофоны.
Ход игры
По инструкции педагога дети должны выбрать и сыграть на соответствующем музыкальном инструменте. "Звеним" - колокольчик, бубен или треугольник, "стучим" - ксилофон, ложки, клависы.
Литература.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
- Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом : пер.с анг./
Джульетта Алвин, Эриел Уорик. – М.: Теревинф, 2004.-208 с.
- Бин Джон, Оулдфилд Амилия. 78 развивающих музыкальных игр. Волшебная дудочка. – М.: Теревинф, 2007. - 114с.
- Декер – Фойгт, Г. – Г. Введение в музыкотерапию: пер. с нем. / Ганс – Гельмут Декер – Фойгт. – СПб.: Питер, 2003. – 208 с.
- Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребенком. Взгляд нейропсихолога. - М.: Теревинф, 2013. – 352 с.
- Попова О.Ю., Хатуцкая С. А. Музыкальные занятия при нарушении общения у детей. // Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми. Под ред. Дименштейн М.С. М.: Теревинф. 2008. – 177с.
- Попова О.Ю., Хатуцкая С. А. Музыкальные занятия при нарушении общения у детей. // Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми. Под ред. Дименштейн М.С. М.: Теревинф. 2008. – 177с.
- Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М.: Антидор, 1998 – 363с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся
Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...
Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.
Вот уже несколько лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий для у...
Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.
Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером ...
Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся
Эта презентация была использована на педсовете, посвященном учебно-дидактическим играм,которые нужно использовать на уроках и не надо относиться к ним как к устаревшим формам работы....
"Игровые технологии как средство развития познавательной активности учащихся".
выступление на район...
Игровые технологии на уроках эрзянского языка как средство развития познавательной активности у учащихся.
Уроки эрзянского языка в начальных классах должны проходить в доступной и игровой форме. Игровые технологии позволяют развивать познавательную активность учащихся и поддерживать интерес к предме...
«Песочная терапия как средство развития познавательной активности детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта»
Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии....