Главные вкладки

    Программа работы в сенсорной комнате "Волшебство сенсорики"
    методическая разработка по теме

    Дорошенко Татьяна Васильевна

    Сенсорная комната - это специально организованное пространство, с использованием мультимедийной среды, занятия в которой направлены на:

    - активацию и развитие у детей ВПФ (память, внимание, мышление, воображение)

    - развитие сследовательской деятельности ребёнка

    - снятие психоэмоциональной нагрузки

    - снятие мышечнго напряжения

    - развитие творческого потенциала

    - стимуляция ослабленныхсенсорных функций (зрение, слух..)

    - создание положительного эмоционального фона

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_volshebstvo_sensoriki.doc116.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЮЖНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ

    ГОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-ЗДОРОВЬЯ» № 1998 «ЛУКОМОРЬЕ»

    Направление:

     «Волшебство сенсорики»        

    Педагог-психолог                             Дорошенко Татьяна Васильевна                        

    Срок реализации  _                                                                                

    Возраст детей                 6-11лет                                                        

    Утверждена МС                                  20         г.

    «Утверждаю»

    Директор                                  20         г.

    Москва


    Пояснительная записка.

    Сенсорная комната - это специально организованное пространство с использованием мультисенсорной среды, занятия в которой направлены на:

     -активацию и развитие у детей психических функций (внимание, мышление, воображение, память),

    - развитие исследовательской деятельности ребенка,

    -психоэмоциональную разгрузку, достижение состояния релаксации и душевного равновесия,

    -снятие мышечного напряжения,

    -развитие творческого потенциала,

    - стимуляцию ослабленных сенсорных функций (зрение, слух и т.д.),

    - создание положительного эмоционального фона.

    В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС -релаксация или активация — оборудование Сенсорной комнаты можно условно разделить на два функциональных блока.

    1. В релаксационный блок входят:

    *   проекционные устройства ( видео, различные меняющиеся узоры и т.п.)

     * библиотека записей релаксационной музыки;

    * библиотека проекционных картин, фотографий, видео.

    * «Рисование песком»; «Песочница»: создание песочных сюжетов, с использованием игрушек, фигурок и различных предметов.

    * Мягкие кресла-груши, принимающие форму тела.

    Медленно проплывающие по стенам картины (лес, времена года, облака, морские глубины и т.п. — сюжет подбирается индивидуально) в сочетании с легкой гармоничной успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. Дают возможность сосредоточиться на своих мыслях, или подумать, пофантазировать на определенно заданную тему.

    Во время сеанса в «Сенсорной комнате» учащиеся или педагоги  занимают удобную позу (лежа-сидя…)

    Работа с песком помогает расслабиться, настроиться на свои мысли и переживания, а так же установить контакт с психологом.

    Работа с песком («Рисование песком», «Песочница») происходит в темноте на светящейся поверхности. Таким образом, рисунок приобретает интересный замысловатый узор, фактуру, имеет более яркую выраженность и помогает сосредоточиться на своих мыслях, выразить их в картине. Легкость смены образов при рисовании песком позволяет участнику открыть новые ресурсы для изменения ситуации, в которой он находится, и осознать стратегию позитивных изменений.

             Основное свойство песка заключаются в том, что он способен принимать температуру тела человека, тем самым, обладает эффективным расслабляющим эффектом.

    2. Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами.

    *  различные проекционные устройства (прожектора, проекторы, лампы, светильники, видео, различные меняющиеся узоры, пузырьковые колонны и т.п.),

    Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника. Они стимулируют у ребенка совершение различных действий — приближения, прикосновения, раскачивания, исследования и т.д.

    Таким образом, применение оборудования «активационного» блока Сенсорной комнаты направлено на привлечение интереса, стимуляцию подвижности и развитие исследовательской деятельности ребенка. Для этого также используют световые и цветовые эффекты; звуки различной высоты и интенсивности, предметы, с которыми можно производить действия, способствующие развитию моторики.

    Высокий уровень надежности оборудования и безопасность в обращении делают его незаменимым для проведения сеансов с детьми, у которых в силу различных причин имеет место сенсорная депривация.

    Кроме общеактивационного эффекта вышеперечисленное оборудование Сенсорной комнаты позволяет проводить направленную стимуляцию нарушенных сенсорных и двигательных функций.

    В начале курса занятий с ребёнком проводится диагностическое исследование на тему запроса родителей, выявляются проблемные сферы психики ребёнка и с учётом этого подбирается определённый курс представленных ниже занятий.

    К концу курса занятий проводится контрольная диагностика, с помощью которой у детей прослеживаются улучшения в области психического развития или психоэмоционального состояния (в той сфере на которую были направлены занятия).

    Содержание психологических разделов:

    1. Развитие психических функций
    • Путешествие в страну Внимания.

    - упражнения и задания на внимание (пузырьковые световые колонны с рыбками, проекционное оборудование, лабиринт и другое оборудование сенсорной комнаты )

    • Память всему голова.

    - упражнения на развитие памяти с помощью дополнительного оборудования сенсорной комнаты ( мелкие игрушки, пазлы, модули и другое оборудование сенсорной комнаты)

    • Мистер Мышление.

    - упражнения на развитие творческого мышления (песочная терапия, арт-терапия, драмматерапия)

    - задание на развитие исследовательской деятельности, изобретательности (всё оборудование сенсорной комнаты)

    • Мир Фантазии.

    - развитие воображения (проекционное оборудование, песочная терапия, сказкотерапия, светотерапия и другое оборудование сенсорной комнаты)

    - задания на развитие творческого потенциала (весь арсенал оборудования сенсорной комнаты)

    1. Релаксационный курс
    • Учимся расслабляться.

    - снятие мышечного напряжения (мягкие пуфы, песок, световые эффекты и другое оборудование сенсорной комнаты)

    • Морское путешествие. Комические этюды. Прогулка в лесу. и др.

    - снятие психоэмоционального напряжения (световые эффекты, проекционное оборудование, песок, аудио сопровождение)

    1.  Сенсорика
    • Путешествие в страну слепых волшебников.

    - развитие слухового анализатора (аудио эффекты)

    • Волшебные очки.

    - развитие визуальной репрезентативной системы (световые эффекты, видеопроектор и другое оборудование сенсорной комнаты)

    • Чувствительный маг.

    - развитие тактильного анализатора (песок, мелкие фигурки, световые лианы и другое оборудование сенсорной комнаты)

    Методическое обеспечение программы.

    Занятия проходят в сенсорной комнате, которая оснащена релаксационным и активационным блоками. С помощью них проводятся занятия основываясь на индивидуальную программу, составленную на каждого ребёнка в отдельности.

    Формы проведения занятий разнообразны:

    - релас-сеансы

    - игры драматизации

    - задания и упражнения на развитие каких либо психических функций

    - тренинги по проблеме

    - занятия-путешествия

    - занятия-сказки (сказкотерапия)

    - работа с песком (песочная тепаия)

    и др.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. «Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения» - М., 2008
    2. под.ред. Марцинковской Т.Д. «Детская практическая психология» - М., 2004
    3. Метиева Л.А., Удалова З.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений» 2007г
    4. Титарь А. И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» Издательство: АРКТИ, 2009 г
    5. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - М., 1990.
    6. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Издательство: Мозаика-Синтез: 2010г.


    Индивидуальный тематический план

    для --------------------------.

    Диагностическое исследование (ЦТО, корректурная проба) выявило психо-эмоциональное и мышечное утомление у ………., особенно во второй половине дня. Также учтён запрос родителей по развитию творческого потенциала и дополнительному развитию репрезентативных систем ………….

    № занятия

    тема

    цель

    часы

    1

    Морское путешествие.

    Рераксация.

    снятие психоэмоционального напряжения

    1

    2-3

    Чувствительный маг.

    Песочная терапия.

    развитие тактильного анализатора

    2

    4

    Учимся расслабляться.

    Релаксация.

    снятие мышечного напряжения

    1

    5-6

    Мистер Мышление.

    Драматерапия  и песочная терапия.

    развитие творческого мышления

    2

    7

    Путешествие в страну слепых волшебников.

    развитие слухового анализатора

    1

    8-9

    Мир Фантазии.

    сказкатерапия, арттерапия

    развитие воображения

    2

    10

    Память всему голова.

    развитие памяти

    1

    11-12

    Путешествие в страну Внимания.

    развитие внимания

    2

    13

    Комические этюды.

    релаксаия

    снятие психоэмоционального напряжения

    1

    14-15

    Волшебные очки

    развитие зрительного анализатора

    2

    16-17

    Свидание с планетой Земля релаксаия+арттерапия

    снятие психоэмоционального напряжения

    2

    18

    В гостях у королевы Лигики

    сказкатерапия

    развитие логического мышления

    1

    19

    Прогулка в лесу 

    релаксаия

    снятие психоэмоционального напряжения

    1

    20-21

    Сочинитель – фантазёр

    сказкатерапия

    развитие творческого воображения

    2

    22-23

    Слышу-вижу-чувствую.

    развитие всех репрезентативных систем

    2

    24

    Подводное царство

     релаксаия

    снятие психоэмоционального напряжения

    1

    Индивидуальный тематический план

    для -------------------------

    Диагностическое исследование выявило психо-эмоциональное и мышечное напряжение (на грани невроза) у …………., особенно во второй половине дня. В связи с этим запланированные занятия направлены на снятие этого напряжения по средствам релаксации и песочной терапии.

    № занятия

    тема

    цель

    часы

    1

    Морское путешествие.

    Рераксация.

    снятие психоэмоционального напряжения

    1

    2

    Учимся расслабляться.

    Релаксация.

    снятие мышечного напряжения

    1

    3

    Чувствительный маг.

    Песочная терапия.

    снятие психоэмоционального и мышечного напряжения

    1

    4

    Комические этюды.

    релаксаия

    снятие психоэмоционального напряжения

    1

    5-6

    Свидание с планетой Земля релаксаия+арттерапия

    снятие психоэмоционального напряжения

    2


    Индивидуальный тематический план

    для --------------------------.

    Диагностическое исследование выявило психо-эмоциональное и мышечное утомление у …………. Так же учтён запрос родителей по психологической подготовке ………. к школе.

    № занятия

    тема

    цель

    часы

    1

    Морское путешествие.

    Рераксация.

    снятие психоэмоционального напряжения

    1

    2-3

    Мир вокруг нас.

    Работа с песком.

    развитие тактильного анализатора,

    развитие познавательного интереса

    2

    4

    Учимся расслабляться.

    Релаксация.

    снятие мышечного напряжения

    1

    5-6

    Что? Где? Когда? и Почему?

    развитие познавательного интереса

    2

    7

    Путешествие в страну слепых волшебников.

    развитие слухового анализатора

    1

    8-9

    Любопытство и любознательность

    сказкатерапия, арттерапия

    развитие познавательного интереса

    2

    10

    Прогулка в лесу 

    релаксаия

    снятие психоэмоционального напряжения

    1

    11-12

    Путешествие в страну Внимания.

    развитие внимания

    2


    Индивидуальный тематический план

    для -------------------.

    По запросу родителей для ………….. вытроен план релаксационных занятий. Цель: снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения после учебной недели.

    № занятия

    тема

    цель

    часы

    1

    Прогулка в лесу 

    релаксаия

    снятие психоэмоционального напряжения

    1

    2-3

    Свидание с планетой Земля релаксаия+арттерапия

    снятие психоэмоционального напряжения

    2

    4-5

    Чувствительный маг.

    Песочная терапия.

    развитие тактильного анализатора, снятие мышечного напряжения

    2

    6

    Подводное царство

     релаксаия

    снятие психоэмоционального напряжения

    1


    Индивидуальный тематический план

    для -------------------------.

    Диагностическое исследование (ЦТО, корректурная проба) выявило психо-эмоциональное и мышечное утомление у ……………, особенно во второй половине дня.

    № занятия

    тема

    цель

    часы

    1

    Морское путешествие.

    Рераксация.

    снятие психоэмоционального напряжения

    1

    2-3

    Чувствительный маг.

    Песочная терапия.

    развитие тактильного анализатора

    2

    4

    Учимся расслабляться.

    Релаксация.

    снятие мышечного напряжения

    1

    5-6

    Путешествие в страну слепых волшебников.

    развитие слухового анализатора

    2

    7

    Комические этюды.

    релаксаия

    снятие психоэмоционального напряжения

    1

    8-9

    Свидание с планетой Земля релаксаия+арттерапия

    снятие психоэмоционального напряжения

    2

    10

    Прогулка в лесу 

    релаксаия

    снятие психоэмоционального напряжения

    1

    11-12

    Слышу-вижу-чувствую.

    развитие всех репрезентативных систем

    2

    13

    Подводное царство

     релаксаия

    снятие психоэмоционального напряжения

    1

    14-15

    Волшебный мир внутри меня

    (пескотерапия)

    снятие психоэмоционального напряжения, познание себя

    2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате "Необыкновенные морские путешествия"

    Упражнения, представленные в программе, направлены на развитие у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Программа реализуется в условиях темной сенсорной комнаты. Категория участнико...

    Здоровьесбрежение. Организация учебной работы в условиях активной сенсорно-развивающей среды.

    Кратко рассказано об организации учебной работы в условиях активной сенсорно-развивающей среды, принципах и основных режимных компонентах....

    Адаптивная интегрированная программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате

    Данная программа предназначена для реализиции в условиях темной сенсорной комнаты. В ней представлены пояснительная записка ( раскрываются цели, задачи программы, оборудование сенсорной комнаты и друг...

    Программа работы в ГПД 1 класс

    Программа работы группы продленного дня в 1 классе, с учетом требований ФГОС НОО....

    Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате «Радостный мир»

    Данную программу можно применять при наличии специального оборудования...

    Программа занятий в темной сенсорной комнате для детей младшего школьного возраста

    Программа занятий в темной сенсорной комнате для детей младшего школьного возраста...

    мастер-класс РАБОТА В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ

    Методика проведения занятий в сенсорной комнате с детьми дошкольного и школьного возраста...