Главные вкладки

    Программа "Волшебный мир сенсорной комнаты".
    календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Оленцевич Ирина Юрьевна

    Программа содержит тематическое планирование занятий в сенсорной комнате в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_volshebnyy_mir_sensornoy_komnaty.docx31.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

                                     Есть только одна подлинная ценность-это связь человека с человеком.

    А. де Сент-Экзюпери

    Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимулов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярного аппарата. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказать различное воздействие на психические и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстановительное, успокаивающее, расслабляющее.

             Цель программы – создать условия для  коррекции эмоционально  - волевой сферы, компенсации нарушенных функций  и развития моторики  учащихся.

    Задачи программы:        

    - развитие умения выражать свои эмоции;

           - коррекция и развитие сенсорной, эмоционально-волевой, познавательной сферы;

           - развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции;

    - развитие внимания, воображения;

    - развитие цветовосприятия;

    - снятие психоэмоционального напряжения;

    - развитие коммуникативных навыков;

    - развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния;

    - развитие общей и мелкой моторики.

    Предполагаемый результат: умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снятие эмоционального напряжения, улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

    Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается посредством наблюдений психолога, педагогов, родителей.

             Принципы комплектования группы и организации работы:

    - добровольное участие;

    - недирективность позиции взрослого;

    - учет психофизических особенностей детей;

    Количественный состав групп: оптимальное количество участников 5-7 человек, включая взрослых.

             Форма занятий: групповая, индивидуальная.

    Ориентировочная структура занятия:

    1.Ритуал приветствия (установление контакта психолога с детьми, создание эмоционального настроя в группе)

    2. Разминка (может состоять из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук)

    3.Основная часть (направлена на решение задач данной программы, в нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация)

    4. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия).

    5. Ритуал прощания.

    При реализации программы используются следующие техники: 

     - когнитивно-поведенческие;

          -  арт-терапевтические;

     - телесноориентированная терапия;

          -  игровые методы;

         - сказкотерапия;

                - цвето-светотерапия;

     - направленное воображение;

                - звукотерапия;

    - психогимнастика;

         - методы релаксации;

         -  уделяется внимание дыхательным упражнениям и обучению самомассажу.

    Оборудование сенсорной комнаты:

    - сухой интерактивный бассейн с шариками;

    - музыкальный центр с набором СD-дисков;

    - набор музыкальных инструментов;

    - пучок фиберооптических волокон;

    - тактильная дорожка;

    - световая каскадирующая трубка «Фонтан»;

    - воздушно пузырьковая трубка «Малая»;

    - панно настенное «Бесконечность»;

    - световой стол для рисования песком с кнопками;

    - тактильно-развивающие панели;

    - стол – мозаика;

    - панно потолочное «Звёздное небо»;

    - фиберооптический сухой душ;

    - панель «Тоннель света»;

    - панель «Цветные фигуры-8»;

    - приспособление для силовых упражнений (подтягивание груза);

    - тренажёр «Двойной педало»;

    - предметы игрового обихода с верхом из искусственной кожи.

    Кроме того, на занятии потребуются альбомы, краски, карандаши, фломастеры.

    Упражнения, используемые в занятиях, направлены на развитие у учащихся умения взаимодействовать в паре и группе, умения оказывать взаимопомощь в совместной деятельности, навыков рефлексии собственного эмоционального состояния и его вербализации, создают условия для проявления инициативы и положительного эмоционального отношения к совместной деятельности, коммуникативные навыки, повышают самооценку

             Представленная  программа занятий  реализована в условиях темной сенсорной комнаты. Темная сенсорная комната – специально оборудованная полифункциональная интерактивная среда; специальное помещение, технические характеристики которого отвечают требованиям, предъявленным к использованию различных электроустановок. Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать световые эффекты. Все предметы, которые находятся в этой комнате, являются абсолютно безопасными при передвижении в полумраке и соответствуют мировым стандартам по цвету, форме и качеству.

     Комната психологической разгрузки или сенсорная комната – это новая развивающая среда, позволяющая ребёнку быть самим собой, делать то, что он хочет сам.

    Программа рассчитана на периодичность  встреч один раз в неделю по 40 минут и состоит:

    1. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
      для детей с  ОВ3  (1-2 классы) - 34 часа.
    2.  Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

    для детей с  ОВ3  (3-4 классы) - 34 часа.

    Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
    для детей с  ОВ3  ( 1-2 классы)  34 часа

    Тема

    Цель

    1

    Вводное занятие. Знакомство.

    Знакомство с интерактивной средой темной сенсорной комнаты.

    2

     В гостях у Сенсорика.

       Выделение общих   и отличительных признаков человека и его подобия.

    3

     Все мы разные.

     

      Знакомство с отличительными особенностями других детей (голос, имя)

    4-5

     Выбор игры, любимая игрушка.

     

       Определение  предпочтений в играх.

    6-7

      Грусть и радость. Моё настроение.

     

     Определение причины смены настроения, распознавание по внешним  проявлениям.

    8

     Друзья.

     

     Развитие   представлений о дружеских отношениях.

    9-10

     Ссора.

     Как помириться?

     

     Разъяснение причин возникновения ссоры.   Простые способы  выхода из конфликта.

    11-12

     Совместная игра.

     Совместное дело.

     

        Формирование интереса в  группой работе.

      Снятие психоэмоционального напряжения.

    13

    Радость.

     

    Знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

    14

     Страх.

       

     Знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике

     Поиск путей преодоления страха, развитие эмпатии, умение сопереживать другим

    15-16

      Удивление.

     Самодовольство.

     

     Знакомство с чувством удивления и самодовольства, закрепление мимических навыков  

    17-18

     Закрепление знаний о чувствах.

     

      Закрепление умения различать чувства.

    19

     Сказочный мир. Волшебная поляна.

     

     Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка  к своему «Я». Стимулирование творческого самовыражения

    20-21

     Чудо остров.

     В стране чувств.

     

     Развитие воображения, стимулирование творческого воображения. Стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

    22

      Волшебная страна.

     

     Развитие творческих  способности детей, учить подбирать характерные для героев движения (мимику, пантомимику)

    23-24

    Поиграем.

    Развитие общей моторики, внимания, снятие эмоционального  напряжения.

    25

     Бал.

     

     Развитие  невербальных средств общения ( передача эмоциональных переживаний в образах, сопереживание героям).  

    26

    Сказочные персонажи.

     

     Определение эмоций по условным графическим изображениям. Закрепление образа «доброго» и «злого» героя в движениях.

    27

     Избушка и Баба – Яга.

     

      Закрепление  выразительности мимики,  пантомимики. Развитие  воображения.

    28

     Путешествие на Луну.

     

      Управление своим телом. Передача настроения жестами, мимикой.  

    29

    Снежная  Королева.

     

    Закрепление навыков совместных действий в разыгрывании сказочного сюжета.  

    30

     Геометрические фигуры

     

      Формирование целостного образа, стимулирующий массаж кистей рук, выполнение фигурок из пальцев.

    31

     Величина.

     

      Сравнение предметов по величине: длина, высота

    32-33

       Кривляки, хвастунишки и дразнилки.

     

       Формирование с помощью игры моральных  представлений.

    34

    Итоговое занятие.

     Подведение итогов.

    Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
    для детей с  ОВ3  ( 3-4 классы)  34 часа

    Тема

    Цель

    1

    Вводное занятие.

       Установление доверия между психологом и детьми; снятие психоэмоционального напряжения.

    2

    Вместе интереснее.

    Формирование интереса к работе с оборудованием; установление доверия между психологом и детьми; снятие психоэмоционального напряжения.

    3

    Веселые цвета.

    Развитие цветовосприятия, внимания, воображения, познавательной сферы, коммуникативных навыков.

    4-5

    Знакомство с водой.

    Коррекция внимания, развитие воображения, моторики, коммуникативных навыков, мышечная релаксация.

    6-7

     Живые пальчики.

    Развитие мелкой моторики, воображения, внимания; улучшение представлений об окружающем мире.

    8-9

    Сквозь звезды.

    Снятие эмоционального напряжения, развитие воображения.

    10

    Веселые перемены.

    Развитие  координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения.

    11-12

    Волшебный объем и цвет.

    Расширение представления о цветах, простых геометрических формах; развитие мелкую моторику, тактильные ощущения.

    13

    Игра с настроением.

    Формирование умение различать настроение, улучшить представление о собственном теле; развитие мелкой моторики, внимания, воображения; коррекция эмоциональной сферы.

    14

    Что такое хорошо?

    Развитие коммуникативных навыков, обучение самомассажу рук.

    15-16

    Дружба начинается с улыбки.

    Снятие эмоционального напряжения; развитие тактильных и зрительных анализаторов; стимулирование воображения, развитие пространственного восприятия, формирование умения подражать

    17-18

    Юный  художник.

    Развитие мелкой моторики, формирование коммуникативных навыков, развитие воображения, восприятия.

    19

    Полетаем.

    Развитие мышления, воображения  кинестетических ощущений, самосознания.

    20-21

    Построй-ка.

    Развитие общей моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие внимания, памяти.

    22

    Путешествие в сказочный лес.

    Развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, снятие психоэмоционального напряжения.

    23-24

    Поиграем.

    Развитие общей моторики, внимания, снятие эмоционального  напряжения.

    25- 26

    Веселая обезьянка.

    Развитие внимания,  формирование умения подражать, развитие мимики.

    27

    Космос.

    Нормализация эмоционально-волевой сферы, расширение представлений детей о космосе, развитие навыка речевого общения, зрительного восприятия, внимания.

    28-29

    Цирк, цирк, цирк.

    Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях,  обучение способам поднятия настроения, саморегуляция психического состояния.

    30

    Лесная школа.

    Развитие операций ассоциативного мышления, воссоздающего воображения, коррекция восприятия,  развитие гибкости сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

    31

    Цвета радуги.

    Развитие цветовосприятия, внимания, воображения, познавательной сферы, коммуникативных навыков.

    32-33

     Когда я бываю Незнайкой.

    Формирование коммуникативных навыков, , снятие эмоционального  напряжения.

    34

    Итоговое занятие.

     Подведение итогов.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционное занятие в сенсорной комнате

    Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от...

    Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате "Необыкновенные морские путешествия"

    Упражнения, представленные в программе, направлены на развитие у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Программа реализуется в условиях темной сенсорной комнаты. Категория участнико...

    Организация деятельности учителя-логопеда с обучающимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате.

    Данный материал содержит методические рекомендации для учителей-логопедов по работе в сенсорной комнатес детьми с ОВЗ....

    Коррекционное занятие в сенсорной комнате "Путешествие в волшебную комнату"

    Коррекционное занятие в сенсорной комнате с учениками 1-ых классов с оборудованием темной сенсорной комнаты...

    Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате «Радостный мир»

    Данную программу можно применять при наличии специального оборудования...

    Открытое занятие в сенсорной комнате "Здравствуй, Волшебная комната!"

    Конспект открытого занятия с использованием интерактивного оборудования  тёмной сенсорной комнаты "Здравствуй, Волшебная комната!"...