Программа "Волшебный мир сенсорной комнаты".
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Оленцевич Ирина Юрьевна

Программа содержит тематическое планирование занятий в сенсорной комнате в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnyy_mir_sensornoy_komnaty.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                 Есть только одна подлинная ценность-это связь человека с человеком.

А. де Сент-Экзюпери

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимулов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярного аппарата. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказать различное воздействие на психические и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстановительное, успокаивающее, расслабляющее.

         Цель программы – создать условия для  коррекции эмоционально  - волевой сферы, компенсации нарушенных функций  и развития моторики  учащихся.

Задачи программы:        

- развитие умения выражать свои эмоции;

       - коррекция и развитие сенсорной, эмоционально-волевой, познавательной сферы;

       - развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции;

- развитие внимания, воображения;

- развитие цветовосприятия;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния;

- развитие общей и мелкой моторики.

Предполагаемый результат: умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снятие эмоционального напряжения, улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается посредством наблюдений психолога, педагогов, родителей.

         Принципы комплектования группы и организации работы:

- добровольное участие;

- недирективность позиции взрослого;

- учет психофизических особенностей детей;

Количественный состав групп: оптимальное количество участников 5-7 человек, включая взрослых.

         Форма занятий: групповая, индивидуальная.

Ориентировочная структура занятия:

1.Ритуал приветствия (установление контакта психолога с детьми, создание эмоционального настроя в группе)

2. Разминка (может состоять из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук)

3.Основная часть (направлена на решение задач данной программы, в нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация)

4. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия).

5. Ритуал прощания.

При реализации программы используются следующие техники: 

 - когнитивно-поведенческие;

      -  арт-терапевтические;

 - телесноориентированная терапия;

      -  игровые методы;

     - сказкотерапия;

            - цвето-светотерапия;

 - направленное воображение;

            - звукотерапия;

- психогимнастика;

     - методы релаксации;

     -  уделяется внимание дыхательным упражнениям и обучению самомассажу.

Оборудование сенсорной комнаты:

- сухой интерактивный бассейн с шариками;

- музыкальный центр с набором СD-дисков;

- набор музыкальных инструментов;

- пучок фиберооптических волокон;

- тактильная дорожка;

- световая каскадирующая трубка «Фонтан»;

- воздушно пузырьковая трубка «Малая»;

- панно настенное «Бесконечность»;

- световой стол для рисования песком с кнопками;

- тактильно-развивающие панели;

- стол – мозаика;

- панно потолочное «Звёздное небо»;

- фиберооптический сухой душ;

- панель «Тоннель света»;

- панель «Цветные фигуры-8»;

- приспособление для силовых упражнений (подтягивание груза);

- тренажёр «Двойной педало»;

- предметы игрового обихода с верхом из искусственной кожи.

Кроме того, на занятии потребуются альбомы, краски, карандаши, фломастеры.

Упражнения, используемые в занятиях, направлены на развитие у учащихся умения взаимодействовать в паре и группе, умения оказывать взаимопомощь в совместной деятельности, навыков рефлексии собственного эмоционального состояния и его вербализации, создают условия для проявления инициативы и положительного эмоционального отношения к совместной деятельности, коммуникативные навыки, повышают самооценку

         Представленная  программа занятий  реализована в условиях темной сенсорной комнаты. Темная сенсорная комната – специально оборудованная полифункциональная интерактивная среда; специальное помещение, технические характеристики которого отвечают требованиям, предъявленным к использованию различных электроустановок. Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать световые эффекты. Все предметы, которые находятся в этой комнате, являются абсолютно безопасными при передвижении в полумраке и соответствуют мировым стандартам по цвету, форме и качеству.

 Комната психологической разгрузки или сенсорная комната – это новая развивающая среда, позволяющая ребёнку быть самим собой, делать то, что он хочет сам.

Программа рассчитана на периодичность  встреч один раз в неделю по 40 минут и состоит:

  1. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
    для детей с  ОВ3  (1-2 классы) - 34 часа.
  2.  Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

для детей с  ОВ3  (3-4 классы) - 34 часа.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
для детей с  ОВ3  ( 1-2 классы)  34 часа

Тема

Цель

1

Вводное занятие. Знакомство.

Знакомство с интерактивной средой темной сенсорной комнаты.

2

 В гостях у Сенсорика.

   Выделение общих   и отличительных признаков человека и его подобия.

3

 Все мы разные.

 

  Знакомство с отличительными особенностями других детей (голос, имя)

4-5

 Выбор игры, любимая игрушка.

 

   Определение  предпочтений в играх.

6-7

  Грусть и радость. Моё настроение.

 

 Определение причины смены настроения, распознавание по внешним  проявлениям.

8

 Друзья.

 

 Развитие   представлений о дружеских отношениях.

9-10

 Ссора.

 Как помириться?

 

 Разъяснение причин возникновения ссоры.   Простые способы  выхода из конфликта.

11-12

 Совместная игра.

 Совместное дело.

 

    Формирование интереса в  группой работе.

  Снятие психоэмоционального напряжения.

13

Радость.

 

Знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

14

 Страх.

   

 Знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике

 Поиск путей преодоления страха, развитие эмпатии, умение сопереживать другим

15-16

  Удивление.

 Самодовольство.

 

 Знакомство с чувством удивления и самодовольства, закрепление мимических навыков  

17-18

 Закрепление знаний о чувствах.

 

  Закрепление умения различать чувства.

19

 Сказочный мир. Волшебная поляна.

 

 Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка  к своему «Я». Стимулирование творческого самовыражения

20-21

 Чудо остров.

 В стране чувств.

 

 Развитие воображения, стимулирование творческого воображения. Стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

22

  Волшебная страна.

 

 Развитие творческих  способности детей, учить подбирать характерные для героев движения (мимику, пантомимику)

23-24

Поиграем.

Развитие общей моторики, внимания, снятие эмоционального  напряжения.

25

 Бал.

 

 Развитие  невербальных средств общения ( передача эмоциональных переживаний в образах, сопереживание героям).  

26

Сказочные персонажи.

 

 Определение эмоций по условным графическим изображениям. Закрепление образа «доброго» и «злого» героя в движениях.

27

 Избушка и Баба – Яга.

 

  Закрепление  выразительности мимики,  пантомимики. Развитие  воображения.

28

 Путешествие на Луну.

 

  Управление своим телом. Передача настроения жестами, мимикой.  

29

Снежная  Королева.

 

Закрепление навыков совместных действий в разыгрывании сказочного сюжета.  

30

 Геометрические фигуры

 

  Формирование целостного образа, стимулирующий массаж кистей рук, выполнение фигурок из пальцев.

31

 Величина.

 

  Сравнение предметов по величине: длина, высота

32-33

   Кривляки, хвастунишки и дразнилки.

 

   Формирование с помощью игры моральных  представлений.

34

Итоговое занятие.

 Подведение итогов.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
для детей с  ОВ3  ( 3-4 классы)  34 часа

Тема

Цель

1

Вводное занятие.

   Установление доверия между психологом и детьми; снятие психоэмоционального напряжения.

2

Вместе интереснее.

Формирование интереса к работе с оборудованием; установление доверия между психологом и детьми; снятие психоэмоционального напряжения.

3

Веселые цвета.

Развитие цветовосприятия, внимания, воображения, познавательной сферы, коммуникативных навыков.

4-5

Знакомство с водой.

Коррекция внимания, развитие воображения, моторики, коммуникативных навыков, мышечная релаксация.

6-7

 Живые пальчики.

Развитие мелкой моторики, воображения, внимания; улучшение представлений об окружающем мире.

8-9

Сквозь звезды.

Снятие эмоционального напряжения, развитие воображения.

10

Веселые перемены.

Развитие  координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения.

11-12

Волшебный объем и цвет.

Расширение представления о цветах, простых геометрических формах; развитие мелкую моторику, тактильные ощущения.

13

Игра с настроением.

Формирование умение различать настроение, улучшить представление о собственном теле; развитие мелкой моторики, внимания, воображения; коррекция эмоциональной сферы.

14

Что такое хорошо?

Развитие коммуникативных навыков, обучение самомассажу рук.

15-16

Дружба начинается с улыбки.

Снятие эмоционального напряжения; развитие тактильных и зрительных анализаторов; стимулирование воображения, развитие пространственного восприятия, формирование умения подражать

17-18

Юный  художник.

Развитие мелкой моторики, формирование коммуникативных навыков, развитие воображения, восприятия.

19

Полетаем.

Развитие мышления, воображения  кинестетических ощущений, самосознания.

20-21

Построй-ка.

Развитие общей моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие внимания, памяти.

22

Путешествие в сказочный лес.

Развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, снятие психоэмоционального напряжения.

23-24

Поиграем.

Развитие общей моторики, внимания, снятие эмоционального  напряжения.

25- 26

Веселая обезьянка.

Развитие внимания,  формирование умения подражать, развитие мимики.

27

Космос.

Нормализация эмоционально-волевой сферы, расширение представлений детей о космосе, развитие навыка речевого общения, зрительного восприятия, внимания.

28-29

Цирк, цирк, цирк.

Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях,  обучение способам поднятия настроения, саморегуляция психического состояния.

30

Лесная школа.

Развитие операций ассоциативного мышления, воссоздающего воображения, коррекция восприятия,  развитие гибкости сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

31

Цвета радуги.

Развитие цветовосприятия, внимания, воображения, познавательной сферы, коммуникативных навыков.

32-33

 Когда я бываю Незнайкой.

Формирование коммуникативных навыков, , снятие эмоционального  напряжения.

34

Итоговое занятие.

 Подведение итогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие в сенсорной комнате

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от...

Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате "Необыкновенные морские путешествия"

Упражнения, представленные в программе, направлены на развитие у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Программа реализуется в условиях темной сенсорной комнаты. Категория участнико...

Организация деятельности учителя-логопеда с обучающимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате.

Данный материал содержит методические рекомендации для учителей-логопедов по работе в сенсорной комнатес детьми с ОВЗ....

Сенсорная комната в школе для слабослышащих детей

Как используется сенсорная комната в работе со слабослышащими детьми...

Адаптивная интегрированная программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате

Данная программа предназначена для реализиции в условиях темной сенсорной комнаты. В ней представлены пояснительная записка ( раскрываются цели, задачи программы, оборудование сенсорной комнаты и друг...

Занятие в сенсорной комнате

Сенсорная комната. Комната психоэмоциональной разгрузки.Основные  цели  и  задачи  работы  в  сенсорной  комнате: Развитие  и  гармонизация  эмоционал...

Коррекционное занятие в сенсорной комнате "Путешествие в волшебную комнату"

Коррекционное занятие в сенсорной комнате с учениками 1-ых классов с оборудованием темной сенсорной комнаты...