Программа "Волшебный мир сенсорной комнаты".
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа содержит тематическое планирование занятий в сенсорной комнате в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnyy_mir_sensornoy_komnaty.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Есть только одна подлинная ценность-это связь человека с человеком.
А. де Сент-Экзюпери
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимулов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярного аппарата. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказать различное воздействие на психические и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстановительное, успокаивающее, расслабляющее.
Цель программы – создать условия для коррекции эмоционально - волевой сферы, компенсации нарушенных функций и развития моторики учащихся.
Задачи программы:
- развитие умения выражать свои эмоции;
- коррекция и развитие сенсорной, эмоционально-волевой, познавательной сферы;
- развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции;
- развитие внимания, воображения;
- развитие цветовосприятия;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие навыков рефлексии и вербализации эмоционального состояния;
- развитие общей и мелкой моторики.
Предполагаемый результат: умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снятие эмоционального напряжения, улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается посредством наблюдений психолога, педагогов, родителей.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- добровольное участие;
- недирективность позиции взрослого;
- учет психофизических особенностей детей;
Количественный состав групп: оптимальное количество участников 5-7 человек, включая взрослых.
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Ориентировочная структура занятия:
1.Ритуал приветствия (установление контакта психолога с детьми, создание эмоционального настроя в группе)
2. Разминка (может состоять из растяжки, упражнений на тренировку дыхания, глазодвигательных упражнений, упражнений на развитие мелкой моторики рук)
3.Основная часть (направлена на решение задач данной программы, в нее входят упражнения функциональные, когнитивные, коммуникативные и релаксация)
4. Заключительная часть. Подведение итогов, обратная связь (рефлексия занятия).
5. Ритуал прощания.
При реализации программы используются следующие техники:
- когнитивно-поведенческие;
- арт-терапевтические;
- телесноориентированная терапия;
- игровые методы;
- сказкотерапия;
- цвето-светотерапия;
- направленное воображение;
- звукотерапия;
- психогимнастика;
- методы релаксации;
- уделяется внимание дыхательным упражнениям и обучению самомассажу.
Оборудование сенсорной комнаты:
- сухой интерактивный бассейн с шариками;
- музыкальный центр с набором СD-дисков;
- набор музыкальных инструментов;
- пучок фиберооптических волокон;
- тактильная дорожка;
- световая каскадирующая трубка «Фонтан»;
- воздушно пузырьковая трубка «Малая»;
- панно настенное «Бесконечность»;
- световой стол для рисования песком с кнопками;
- тактильно-развивающие панели;
- стол – мозаика;
- панно потолочное «Звёздное небо»;
- фиберооптический сухой душ;
- панель «Тоннель света»;
- панель «Цветные фигуры-8»;
- приспособление для силовых упражнений (подтягивание груза);
- тренажёр «Двойной педало»;
- предметы игрового обихода с верхом из искусственной кожи.
Кроме того, на занятии потребуются альбомы, краски, карандаши, фломастеры.
Упражнения, используемые в занятиях, направлены на развитие у учащихся умения взаимодействовать в паре и группе, умения оказывать взаимопомощь в совместной деятельности, навыков рефлексии собственного эмоционального состояния и его вербализации, создают условия для проявления инициативы и положительного эмоционального отношения к совместной деятельности, коммуникативные навыки, повышают самооценку
Представленная программа занятий реализована в условиях темной сенсорной комнаты. Темная сенсорная комната – специально оборудованная полифункциональная интерактивная среда; специальное помещение, технические характеристики которого отвечают требованиям, предъявленным к использованию различных электроустановок. Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать световые эффекты. Все предметы, которые находятся в этой комнате, являются абсолютно безопасными при передвижении в полумраке и соответствуют мировым стандартам по цвету, форме и качеству.
Комната психологической разгрузки или сенсорная комната – это новая развивающая среда, позволяющая ребёнку быть самим собой, делать то, что он хочет сам.
Программа рассчитана на периодичность встреч один раз в неделю по 40 минут и состоит:
- Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
для детей с ОВ3 (1-2 классы) - 34 часа. - Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
для детей с ОВ3 (3-4 классы) - 34 часа.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
для детей с ОВ3 ( 1-2 классы) 34 часа
№ | Тема | Цель |
1 | Вводное занятие. Знакомство. | Знакомство с интерактивной средой темной сенсорной комнаты. |
2 | В гостях у Сенсорика. | Выделение общих и отличительных признаков человека и его подобия. |
3 | Все мы разные.
| Знакомство с отличительными особенностями других детей (голос, имя) |
4-5 | Выбор игры, любимая игрушка.
| Определение предпочтений в играх. |
6-7 | Грусть и радость. Моё настроение.
| Определение причины смены настроения, распознавание по внешним проявлениям. |
8 | Друзья.
| Развитие представлений о дружеских отношениях. |
9-10 | Ссора. Как помириться?
| Разъяснение причин возникновения ссоры. Простые способы выхода из конфликта. |
11-12 | Совместная игра. Совместное дело.
| Формирование интереса в группой работе. Снятие психоэмоционального напряжения. |
13 | Радость.
| Знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. |
14 | Страх.
| Знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике Поиск путей преодоления страха, развитие эмпатии, умение сопереживать другим |
15-16 | Удивление. Самодовольство.
| Знакомство с чувством удивления и самодовольства, закрепление мимических навыков |
17-18 | Закрепление знаний о чувствах.
| Закрепление умения различать чувства. |
19 | Сказочный мир. Волшебная поляна.
| Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». Стимулирование творческого самовыражения |
20-21 | Чудо остров. В стране чувств.
| Развитие воображения, стимулирование творческого воображения. Стабилизация психических процессов, снятие напряжения. |
22 | Волшебная страна.
| Развитие творческих способности детей, учить подбирать характерные для героев движения (мимику, пантомимику) |
23-24 | Поиграем. | Развитие общей моторики, внимания, снятие эмоционального напряжения. |
25 | Бал.
| Развитие невербальных средств общения ( передача эмоциональных переживаний в образах, сопереживание героям). |
26 | Сказочные персонажи.
| Определение эмоций по условным графическим изображениям. Закрепление образа «доброго» и «злого» героя в движениях. |
27 | Избушка и Баба – Яга.
| Закрепление выразительности мимики, пантомимики. Развитие воображения. |
28 | Путешествие на Луну.
| Управление своим телом. Передача настроения жестами, мимикой. |
29 | Снежная Королева.
| Закрепление навыков совместных действий в разыгрывании сказочного сюжета. |
30 | Геометрические фигуры
| Формирование целостного образа, стимулирующий массаж кистей рук, выполнение фигурок из пальцев. |
31 | Величина.
| Сравнение предметов по величине: длина, высота |
32-33 | Кривляки, хвастунишки и дразнилки.
| Формирование с помощью игры моральных представлений. |
34 | Итоговое занятие. | Подведение итогов. |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
для детей с ОВ3 ( 3-4 классы) 34 часа
№ | Тема | Цель |
1 | Вводное занятие. | Установление доверия между психологом и детьми; снятие психоэмоционального напряжения. |
2 | Вместе интереснее. | Формирование интереса к работе с оборудованием; установление доверия между психологом и детьми; снятие психоэмоционального напряжения. |
3 | Веселые цвета. | Развитие цветовосприятия, внимания, воображения, познавательной сферы, коммуникативных навыков. |
4-5 | Знакомство с водой. | Коррекция внимания, развитие воображения, моторики, коммуникативных навыков, мышечная релаксация. |
6-7 | Живые пальчики. | Развитие мелкой моторики, воображения, внимания; улучшение представлений об окружающем мире. |
8-9 | Сквозь звезды. | Снятие эмоционального напряжения, развитие воображения. |
10 | Веселые перемены. | Развитие координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения. |
11-12 | Волшебный объем и цвет. | Расширение представления о цветах, простых геометрических формах; развитие мелкую моторику, тактильные ощущения. |
13 | Игра с настроением. | Формирование умение различать настроение, улучшить представление о собственном теле; развитие мелкой моторики, внимания, воображения; коррекция эмоциональной сферы. |
14 | Что такое хорошо? | Развитие коммуникативных навыков, обучение самомассажу рук. |
15-16 | Дружба начинается с улыбки. | Снятие эмоционального напряжения; развитие тактильных и зрительных анализаторов; стимулирование воображения, развитие пространственного восприятия, формирование умения подражать |
17-18 | Юный художник. | Развитие мелкой моторики, формирование коммуникативных навыков, развитие воображения, восприятия. |
19 | Полетаем. | Развитие мышления, воображения кинестетических ощущений, самосознания. |
20-21 | Построй-ка. | Развитие общей моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие внимания, памяти. |
22 | Путешествие в сказочный лес. | Развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, снятие психоэмоционального напряжения. |
23-24 | Поиграем. | Развитие общей моторики, внимания, снятие эмоционального напряжения. |
25- 26 | Веселая обезьянка. | Развитие внимания, формирование умения подражать, развитие мимики. |
27 | Космос. | Нормализация эмоционально-волевой сферы, расширение представлений детей о космосе, развитие навыка речевого общения, зрительного восприятия, внимания. |
28-29 | Цирк, цирк, цирк. | Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях, обучение способам поднятия настроения, саморегуляция психического состояния. |
30 | Лесная школа. | Развитие операций ассоциативного мышления, воссоздающего воображения, коррекция восприятия, развитие гибкости сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. |
31 | Цвета радуги. | Развитие цветовосприятия, внимания, воображения, познавательной сферы, коммуникативных навыков. |
32-33 | Когда я бываю Незнайкой. | Формирование коммуникативных навыков, , снятие эмоционального напряжения. |
34 | Итоговое занятие. | Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие в сенсорной комнате
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от...
Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате "Необыкновенные морские путешествия"
Упражнения, представленные в программе, направлены на развитие у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Программа реализуется в условиях темной сенсорной комнаты. Категория участнико...
Организация деятельности учителя-логопеда с обучающимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате.
Данный материал содержит методические рекомендации для учителей-логопедов по работе в сенсорной комнатес детьми с ОВЗ....
Сенсорная комната в школе для слабослышащих детей
Как используется сенсорная комната в работе со слабослышащими детьми...
Адаптивная интегрированная программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате
Данная программа предназначена для реализиции в условиях темной сенсорной комнаты. В ней представлены пояснительная записка ( раскрываются цели, задачи программы, оборудование сенсорной комнаты и друг...
Занятие в сенсорной комнате
Сенсорная комната. Комната психоэмоциональной разгрузки.Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате: Развитие и гармонизация эмоционал...
Коррекционное занятие в сенсорной комнате "Путешествие в волшебную комнату"
Коррекционное занятие в сенсорной комнате с учениками 1-ых классов с оборудованием темной сенсорной комнаты...