Главные вкладки

    Сенсорная комната в школе для слабослышащих детей
    материал (1 класс) на тему

     Мусоян Лилит Михайловна

    Как используется сенсорная комната в работе со слабослышащими детьми

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sensornaya_komnata_v_shkole_dlya_slaboslyshashchikh.docx14.8 КБ

    Предварительный просмотр:

                                     Сенсорная комната в школе для слабослышащих детей

    Потеря слуха существенно изменяет восприятие окружающего мира. В процессе развития происходит компенсация нарушенных психических функций у детей со слуховой депривацией. Под компенсацией понимается сложный процесс возникновения новых систем взаимодействия функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенной. Происходит возмещение недоразвитых или утраченных функций в результате качественной перестройки или усиленного развития сохранных функций. Компенсация осуществляется за счет формирования тех психических образований, которые в данный отрезок времени оказались в сравнительно небольшой зависимости от пострадавшей функции. Такая компенсация дефекта за счет сохранных анализаторов – зрительного, тактильного-вибрационного, кинестетического и др. возникает не сама по себе, она возможна лишь при специальном развитии соответствующих видов восприятия в условиях оптимальной организации системы коррекционной работы. Компенсация осуществляется поэтапно в связи с изменением ведущей деятельности ребенка и особенностями его психического развития. В младшем школьном возрасте одним из важных звеньев коррекционной работы является посещение сенсорной комнаты.

         В сенсорной комнате проводится общеразвивающая, коррекционно-образовательная, психологическая и психотерапевтическая работа с детьми и подростками. Сочетание нескольких стимулов полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты может оказывать неодинаковое воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, т.е. речь идет о процессах возбуждения и торможения. Таким образом, сенсорная комната способствует не только релаксации, но и активизации различных функций ЦНС.

         Систематическое, но индивидуально дозированное пребывание ребенка в такой среде позволяет решать такие задачи, как:

    - гармонизация психоэмоционального состояния;

    - коррекция нарушений в эмоционально-волевой сфере;

    - развитие познавательной деятельности;

    - развитие общей и мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений;

     - помощь детям и подросткам, оказавшимся в стрессовой ситуации, в легком преодолении ее.

         Для работы в сенсорной комнате мы используем следующие приспособления.

         Подушки с гранулами – с их помощью ребенок может принимать удобную позу, подложив ее под голову или под ноги, а гранулы способствуют мягкой тактильной стимуляции.

         Сенсорная тропа для ног – ковролиновая дорожка, к которой крепятся с помощью липучек круглые кочки-мешочки с различными наполнителями и квадратные ребристые коврики. Можно менять их расположение. Ходьба по кочкам-мешочкам и ребристым дорожкам полезна для развития тактильного восприятия, координации движений, профилактики плоскостопия.

         Сухой душ – разноцветные атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Оказавшись в сухом душе, подняв голову вверх, человек видит свое отражение в зеркальном потолке. Разноцветные струи стимулируют тактильные ощущения, способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия пространства и себя в нем. За струями воды можно спрятаться. Сухой душ может использоваться как «уголок уединения».

         Сухой бассейн – используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, человек может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать в шариках». Это способствует развитию координации движений в пространстве.

         Зеркальный шар – вращающийся зеркальный шар с ограненной сферой. Возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мельканье «солнечных зайчиков». Этот прибор активно используется для релаксации, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах.

         Уголок с пузырьковой колонной. Эта колонна эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений.

            Сама комната состоит из мягких модулей и покрыта матами – мягкими напольными покрытиями. Это  обеспечивает комфорт и безопасность , позволяет создать вокруг ребенка игровую и развивающую среду и стимулирует работу воображения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование умений разговорной речи на уроках предметно-практического обучения в школе для неслышащих детей.

    Изложенный в статье материал поможет учителю совершенствовать работу по развитию разговорной речи неслышащих учащихся на уроках предметно-практического обучения. Авторы статьи: Н.В. Мирошниченко, Н.В....

    Индивидуально – коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей

    В статье  даны основные формы индивидуально- коррекционной работы со слабовидящими детьми....

    Статья" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ"

    в статье раскрываются технологии дифференцированного обучения на уроках математики...

    Использование сенсорной комнаты в работе педагога-психолога в коррекционно – развивающих занятиях с учащимися, испытывающими трудности социальной адаптации.

    Статья о деятельности педагога - психолога во время проведения коррекционно - развивающих занятий с использованием ресурсов сенсорной комнаты....

    Цели и задачи преподавания чтения в школе для слабослышащих детей. Методика работы над сказкой

    Представлен материал, содержащий основные цель, задачи и этапы преподавания урока чения  учащимся с нарушением слуха. Подробно представлена методика рабты над сказкой. Методической оснновой разра...

    Разнообразие методов, используемых на уроках чтения в школе для слабослышащих и позднооглохших детей

    В материале представлены основные методы, используемые на уроках чтения при обучении детей с нарушением слуха с ркомендациями использования в зависимости от класса. Разработка содержит виды стения с т...

    "Коррекционно–развивающие технологии на уроках чтения и развития речи в школах для глухих детей с учётом новых образовательных стандартов"

    В статье говорится об использовании коррекционно-развивающих технологий на уроках чтения и развития речи. Авторы: Н.В. Мирошниченко, Н.В. Мишина, Н.Е. Граш...