Поведение ребенка
консультация (4 класс) на тему

Буклет для родителей и классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_povedenie_rebenka.doc480.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитесь наблюдать за тем, на что способен ребенок и как он себя ведет.

  Одним из самых простых и доступных способов узнать своего ребенка является наблюдение. Больше всего вам может дать наблюдение за тем, как ребенок играет, когда остается один, как ведет себя с другими детьми, как выполняет вашу просьбу или поручение. То есть тогда, когда ему приходится совершать поступки, выбирать определенную модель поведения.

   Иногда полезно создавать для него ситуации, в которых приходится делать выбор, принимать самостоятельное решение, проявлять терпение или быстроту реакции. Только через поступки мы можем понять, что у ребенка на уме, как формируется его характер, ценности. Наблюдение поможет нам понять, как развивается ребенок и, вовремя заметив сбои и проблемы, постараться что-то изменить.

   Очень важно понаблюдать за тем, как ребенок ведет себя дома, у бабушки, с детьми во дворе.  Если каждый раз вы видите другого ребенка, стоит подумать о причинах. Что он может чувствовать, что заставляет его так вести себя? Страх, смущение, неуверенность в себе, желание манипулировать вами?

Если ваш ребенок ведет себя, на ваш взгляд, неприемлемо, постарайтесь спокойно подойти к решению этой проблемы. Не ищите быстрых, лежащих на поверхности ответов и, тем более, не торопитесь принимать решительные меры.  Спрашивая ребенка, почему он так себя ведет, вы вряд ли получите вразумительный ответ. Он либо замолчит, либо просто не сможет ничего толком объяснить.

Постарайтесь поговорить с ним о чувствах, узнать, что он чувствует. Это сложно. Даже взрослые с трудом могут выразить словами, что они чувствуют в той или иной ситуации. И, тем не менее, чем раньше вы научите ребенка «озвучивать» свои чувства («Я боюсь», «Мне тревожно», «Я его ненавижу»), тем легче   вам станет понимать мотивы его поступков.

Даже если вы недовольны его поведением, вы все равно его любите.

Ребенок ведет себя не соответственно вашим ожиданиям. Плохо выполняет какую-то работу, не слушается, дерзит, обманывает вас. Что делать?

Прежде всего, не переходите на оценку его личности: «Ты ленивый, неряха, бездельник, неловкий». Ребенок обидится  вместо того, чтобы подумать о том, что он сделал не так, в чем его ошибка, почему вы недовольны его поведением.

Не торопитесь с обобщением: «Ты опять не убрал игрушки», «Ты как всегда оделся позже всех», «Вечно ты опаздываешь». В каждом обобщении скрыта ложь, с обидой воспринимаемая ребенком. И правда, не всегда он одевается медленнее других, да и опаздывает не вечно. Как это ни странно, любое обвинение, даже если оно справедливо, даже если и ребенок это понимает, неконструктивно.

Ребенок должен почувствовать, что вы недовольны именно его поведением, а не им самим, что вы отделяете отношение к нему, как к человеку, от отношения к его поступку.

Ребенок не может не совершать ошибок, он должен их совершать, чтобы учиться, развиваться, расти. Ваша задача спокойно и доброжелательно объяснить ему, чем вам не нравится его поведение, в чем состоит его ошибка, и что можно было сделать по-другому.

Старайтесь больше хвалить, чем ругать. Даже если повод совершенно незначительный. Это важно для самоутверждения ребенка, особенно в подростковом возрасте. Многие возмущающие и удивляющие вас поступки в этом возрасте объясняются именно желанием обратить на себя внимание, самоутвердиться, повысить свою самооценку. Ребенок не знает таких терминов и не понимает их значения, но хочет быть любимым, значимым, самостоятельным и независимым.

Не забывайте время от времени просто говорить ребенку: «Ты молодец», «Ты у меня самый умный», «Ты самая красивая». Для нормального развития ребенку нужна как «условная» любовь: « Я люблю тебя потому, что ты такой умный, добрый, быстрый, ловкий и т.д.», так  и «безусловная»: «Я люблю тебя просто за то, что ты есть».

Устанавливайте понятные детям правила поведения.

Всем детям нужна дисциплина. Она помогает оставаться в разумных границах и соответствовать ожиданиям окружающих.

Дисциплина и порядок - это не драконовские меры, разборки и наказания, а система, постоянство в требованиях и правилах, единство требований всех членов семьи.

      Порядок предусматривает существование определенных правил, которые регулируют жизнь всех членов семьи. Эти правила нигде не написаны, но понятны и разделяются всеми: «У нас так принято». Не принято оставлять в раковине грязную посуду, принято говорить «Спасибо», выходя из-за стола, принято предупреждать, если задерживаешься или можешь опоздать, не принято громко включать музыку, если бабушка спит и так далее. Есть правила для всех, а есть правила только для ребенка. Они продиктованы его возрастом и положением, но должны быть ему понятны. Объяснение  «Что положено Юпитеру, не положено быку» явно недостаточно. Дети очень чувствительны к несправедливости. Вопрос:

 «Почему   брату  (бабушке,   папе,   сестре)   это

можно, а мне нельзя?» требует серьезного и аргументированного ответа, сколько бы не было ребенку лет.

        Перед тем, как предъявлять к поведению ребенка требования, убедитесь, что они понятны ему так же хорошо, как и вам. Не увлекайтесь большим количеством запретов и ограничений. Подумайте, чем они обусловлены – здравым смыслом или вашим удобством. «Нельзя» должно быть немного. Но если уж они установлены, должны строго и всегда соблюдаться и не зависеть от вашего настроения.

        Не пугайте детей излишне эмоциональными реакциями. Ребенок не должен бояться родителей. Страх очень плохой мотив для «правильных» поступков. Ребенок никогда не научится регулировать свое поведение, а будет делать все возможное, чтобы избежать наказания – обманывать, скрывать, выкручиваться.

Хочется крикнуть людям:

Будьте щедрей на ласку.

Путь человека труден –

Мало похож на сказку.

В мире без ласки знайте –

   Слёзы, дожди, морозы.

Взрослым и детям, знайте –

    Ласка нужна, не угроза.

«Дружите с детьми»

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей,

перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

А. Лопатина.

         

         

         

ПОВЕДЕНИЕ                 РЕБЕНКА

(для родителей)

             

МОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа»

Каргопольского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние повседневных условий жизни на поведение ребенка.

Часто родители недоумевают, почему их ребенок плохо усваивает школьную программу, не задумываясь о том, что ребенка окружает в его повседневной жизни и как это влияет на его поведение в школе, на урок...

Эмоции и поведение ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Важной задачей педагогов и психологов школ является помощь детям в  обретении более гармоничного  внутреннего мира, повышения их  мотивации  к личностному росту, в целом улучшение...

Индивидуально-ориентированное занятие (с элементами арт-терапии), направленное на коррекцию агрессивного поведения ребенка

Описанное выше занятие является частью моей цельной программы, которая называется «Индивидуально-ориентированная программа (с элементами арт-терапии), направленная на коррекцию агрессивного поведения ...

Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться?

Материалы для родительского собрания в форме круглого стола для обсуждения вопросов о причинах детского непослушания и агрессивности и путях преодоления негативного поведения ребёнка. В том числе даны...

Проявления нарушений в поведении ребенка и методы их преодоления

Рекомендации для родителей. Проявления нарушений в поведении ребенка и методы их преодоления. Трудности в поведении ребенка Вредные привычки Эмоциональные трудности...

Советы родителям при агрессивном поведении ребенка

Материал содержит советы психолога по поведению родителей в случае агрессивного поведения ребенка...

По запросу родителей на "трудности в учебе и поведении ребенка"

Причины нарушения и деформации в личностной сфере и диструктивном поведении ребенка, связанные с вовлечением ребенка в эпицентр разногласий семейных отношений взрослых...