Школа радости
рабочая программа (1 класс) на тему

romanovaei
Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др. Некоторая часть первоклассников испытывает трудности в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них. Дезадаптированному ребенку трудно общаться, учиться в соответствии с принятыми нормами. В последнее время увеличилось количество детей, поступающих в школу с недостаточным уровнем интеллектуального и психологического развития. Психологическая программа направлена на помощь учащимся адаптироваться к школьному обучению, на коррекцию и развитие психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_radosti_romanova.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1908»

Принято на    заседании  методического совета       Протокол №___      

от«__»_______20___г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____ Луговая Н.А.

«__» _______20___г

«Утверждаю»

Директор школы

_________ Булаева М.В.  Приказ  № ___

 от «__»_______20___г

                                                           

                                     .                     .

Дополнительная общеразвивающая программа

«Школа радости»

   Направленность: коррекционно - развивающая

Уровень: ознакомительный

Возраст учащихся: 6-7лет

Срок реализации: 1 год

                                                                          Автор составитель:

                                                                                                  Романова Елена Ивановна,

                                                                                        педагог дополнительного образования

Москва

2017 -2018 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы.

Программа коррекционно – развивающей направленности ознакомительного уровня.

Актуальность программы.

Первый класс – критический период в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательными, усидчивыми. Также необходимо помочь первоклассникам стать единым коллективом, выработать правила жизни своего класса, научиться договариваться друг с другом и работать в команде.

Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде. К середине первого класса большинство детей выходят на достаточно успешный уровень функционирования. Но на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, общении в школьной среде, внутреннем и психосоматическом самочувствии. Это признаки проявления дезадаптационного  синдрома. Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др. Некоторая часть первоклассников испытывает трудности в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.
       Дезадаптированному ребенку трудно общаться, учиться в соответствии с принятыми нормами. В последнее время увеличилось количество детей, поступающих в школу с недостаточным уровнем интеллектуального и психологического развития. 
Психологическая программа направлена на помощь учащимся адаптироваться к школьному обучению, на коррекцию и развитие психических функций.

Отличительные особенности программы.

Большая часть жизни первоклассника связана с игрой. Игра – один из главных способов

постижения окружающего мира. С помощью игр дети учатся пользоваться окружающими

предметами, изучают мир человеческих взаимоотношений, утверждаются в группе сверстников. Без игры невозможно представить мир детства. Поэтому данная программа по адаптации учащихся к школе построена на игровом материале. В ней содержатся игры и упражнения на развитие основных психических процессов детей: внимания, памяти, мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук; игры и упражнения на развитие межличностных отношений в коллективе и т.д. В обществе сверстников ребёнку предоставляется возможность подумать о себе и людях, окружающих его, найти себе друзей среди ребят, которые находятся рядом.

Для успешной реализации задач курса работа осуществляется по двум направлениям:

1) Организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие.

2) Организация рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения (рефлексия используется как механизм усвоения).

Это создаёт условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.

Адресная направленность: программа разработана для учеников 1 класса.

Цель программы:

Развитие у учащихся способностей и личностных качеств, способствующих успешной адаптации к школе.

Задачи программы

Обучающие:

Формирование навыков общения.

Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

 Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение самоконтроль и т.д.);

Развитие памяти (расширение объёма, устойчивости; формирование приёмов запоминания;  развитие смысловой памяти);

Формирование учебной мотивации;

Развивающие:

Создание условий для осознания ребенком специфики школьной жизни и формирования внутренней позиции школьника;

Повышение самооценки детей.

Развитие личностной сферы (в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций,  формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).

Содействие выработке адекватных реакций на возможные и имеющиеся затруднения в школьной жизни;

Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта).

Развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;

Воспитывающие:

Воспитание у учащихся эмоционально – ценностного отношения к человеку, развитию, активности, творчеству.

Воспитание хороших манер.

Развитие сплоченности детского коллектива.

Группа учащихся

В группу принимаются учащиеся 1 классов, которым необходима помощь в адаптации к школе.

Расписание составляется исходя из интересов и возможностей учащихся, не меняется в течение учебного года.

Особенности организации образовательного процесса

В группу принимаются учащиеся 1 классов (6-7 лет), которым необходима помощь в адаптации к школе. Численность группы – 2- 10 человек.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу (с переменой 5 минут) или 2 раза в неделю по 30 минут во второй половине дня после уроков.

Срок реализации программы – 1 учебный год, 32 часа.

Диагностика 2 раза в год (на входе и на выходе) позволяет отслеживать индивидуальные достижения ребёнка.

Механизм контроля:

Форма оценки: безоценочная.

Диагностика в начале и в конце курса занятий: рисунок «Школа зверей», лист самооценки.

В заключительной части каждого занятия педагог организует рефлексию: Что понравилось, а что нет? Почему? Почему это делали? Для чего мы играли? Кроме того, многие занятия включают диагностику эмоционального состояния детей с помощью изобразительных средств, экспресс-диагностику уровня развития внимания, памяти, мышления. Также педагог постоянно осуществляет наблюдение за детьми, их реакцией на те или иные формы работы.

Ожидаемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

- учебно-познавательной интерес к новому учебному материалу;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- способность к самооценке в период адаптации в первом классе.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнера в общении.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться:

- принимать и сохранять учебную деятельность;

- планировать свои действия;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

- находить выход из конфликтной ситуации.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно находить способы решения из конфликтных ситуациях;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;

- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию

-контролировать свои действия в коллективной работе;

- во время подвижных игр учитывать реакцию партнера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности.

- уметь договариваться, уступать друг с другом;

-сотрудничествовать в учебе и в играх.

Воспитательная работа:

Одним из важных принципов работы является индивидуальный подход к каждому ребёнку, к его потребностям. Ценится личность каждого члена группы. Психолог специально организует деятельность детей таким образом, чтобы в процессе работу дети учились вежливому и доброму отношению друг другу. Чтобы дети могли и, главное, имели желание поддерживать друг друга, помогать друг другу. Обсуждение, которое проводится после каждого упражнения, организуется таким образом, чтобы каждый имел право голоса, мог высказаться, мог чувствовать себя значимым.

Работа с родителями

Взаимодействие с родителями играет важную роль в процессе работы по данной программе, поскольку семья оказывает на ребенка основополагающее влияние. Именно от родителей ребенок должен в первую очередь получать поддержку, помощь, понимание и одобрение в нелегкий период адаптации к школе. Первые шаги к такому сотрудничеству можно сделать на установочном родительском собрании, групповых консультациях для родителей. В дальнейшем, можно предложить родителям индивидуальные консультации по волнующим их вопросам, либо по результатам диагностики, проводящейся в рамках занятий. Главной целью такой работы является повышение психолого-педагогической грамотности родителей, содействие оптимизации родительско - детских отношений в семьях учащихся.

В течение учебного года возможны консультации для родителей по запросу по темам, связанным с развитием ребёнка в группе, его особенностями. Психолог может делиться с родителями своими наблюдениями за детьми, сделанными выводами, может давать рекомендации о воспитании и поддержке конкретного ребёнка.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Схема построения занятия:

1. Ритуал приветствия. Упражнение, настраивающее на начало занятия.

2. Психологическая разминка. Упражнение, вводящее учащихся в тему занятия, подготавливающее восприятие основного материала урока.

3. Основное содержание занятия. Занятие отражающее цели и задачи урока.

4. Ритуал прощания. Упражнение, настраивающее на выход из занятия.

К каждому занятию по психологии ведущий заранее готовит необходимые материалы, реквизит. Для проведения занятий необходимо завести с детьми альбомы для рисования или тетради.

Правила занятий:

конфиденциальность — то, что обсуждается на занятии, не должно выходить за пределы класса;

безоценочностъ — на уроках психологии нет отметок и оценок, правильных и неправильных ответов, каждый имеет право выражать свое мнение;

«правило одного микрофона» — когда один человек говорит, другие слушают и не перебивают и др. Правила могут дополняться и меняться по мере надобности.

Учебно-тематический план.

Количество учебных недель:  38 недель в год.

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1. Знакомство. Введение в мир психологии

1ч.

1ч.

-

Диагностика адаптации к школе

2. Я – первоклассник!

1 ч

-

1 ч

-

3. Правила школьной жизни

1 ч

-

1 ч

-

4. Правила и права

1 ч

-

1 ч

-

5. Моя школьная жизнь.

1 ч

-

1 ч

-

6. Я и мой учитель

1 ч

-

1 ч

-

7. Я и мои школьные друзья.

1 ч

-

1 ч

Творческая выставка

8. Игровое занятие «Солнце и планеты».

1 ч

-

1 ч

-

9. Игровое занятие «Портрет самого лучшего друга»

1 ч

-

1 ч

-

10. Игровое занятие «Поссорились и помирились»

1 ч

-

1 ч

-

11. Игровое занятие «Я и зеркало»

1 ч

-

1 ч

-

12. Один в школе

1 ч

-

1 ч

-

13. Школа моей мечты

1 ч

-

1 ч

Творческая выставка

14. Мимика и жесты – язык мира Эмоций

1 ч

-

1 ч

-

15. Игровое занятие «Говорящие части тела»

1 ч

-

1 ч

-

16. Игровое занятие «Город Радости и Веселья»

1 ч

-

1 ч

-

17. Игровое занятие «Остров Страха и его обитатели»

1 ч

-

1 ч

-

18. Игровое занятие «Изобрази страх по-разному»

1 ч

-

1 ч

-

19. Смешные жители острова Страха

1 ч

-

1 ч

Творческая выставка

20. Все бывают на острове Страха

1 ч

-

1 ч

-

21. Мы умеем побеждать страх!

1 ч

-

1 ч

-

22. Пещера гнева

1 ч

-

1 ч

-

23. Откуда берётся гнев?

1 ч

-

1 ч

-

24. Может ли гнев быть полезным?

1 ч

-

1 ч

-

25. Обиженная деревня .«Мусор обид»

1 ч

-

1 ч

-

26. Прощение растворяет обиды!

1 ч

-

1 ч

Творческая выставка

27. Мы владеем разными эмоциями!

1 ч

-

1 ч

-

28. Мешок хороших качеств

1 ч

-

1 ч

-

29. «Тёмные» и «светлые» качества

1 ч

-

1 ч

-

30. Умение видеть «светлые» качества

1 ч

-

1 ч

-

31. У кого какие качества?

1 ч

-

1 ч

-

32. Салют качеств. Подведение итогов «Что мы узнали?»

1 ч

-

1 ч

Диагностика адаптации к школе

Содержание программы

Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии

Теория  (1ч) Диагностика адаптации к школе. Беседа «Введение в мир психологии».

Занятие 2. Я — первоклассник!

Практика (1ч) Оборудование: большой мягкий игрушечный кубик (игрушка); альбомы; цветные карандаши.

Ритуал приветствия. Игра «Море волнуется раз для первоклассника». Игра «Волшебный кубик». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 3. Правила школьной жизни

Практика (1ч) Оборудование: таблички со схематичным изображением правил школьной жизни.

Ритуал приветствия. Игра «1—2—3—шепчи!». Беседа «Правила школьной жизни». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 4. Правила и права

Практика (1ч) Оборудование: таблички со схематичным изображением правил школьной жизни; таблички со схематичным изображением прав детей.

Ритуал приветствия. Игра «День—ночь». Беседа «Правила и права школьной жизни». Рисунок «Правила школы и мои права». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 5. Моя школьная жизнь

Практика (1ч) Оборудование: игрушечный мальчик.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Для чего ходят в школу». Рисунок «Один день из моей школьной жизни». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 6. Я и мой учитель.

Практика (1ч) Ритуал приветствия. Игра «День—ночь». Беседа «Волшебный кубик». Ритуал прощания. Игра «Салют».

Занятие 7. Я и мои школьные друзья.

Практика (1ч) Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Беседа «Для чего нужны друзья» Упражнение  «Кто умеет хорошо…» Ритуал прощания «Салют». Рефлексия. Игра «Салют».

Занятие 8. Игровое занятие «Солнце и планеты»

Практика (1ч) Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Приветствие другу». Игра «Солнце и планеты». Беседа «Добрый поступок». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Игра «Салют».

Занятие 9. Игровое занятие «Портрет самого лучшего друга»

Практика (1ч) Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Муха». Сказка про «Белоцветик» Н. Овечкина. Рисунок «Портрет лучшего друга». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 10. Игровое занятие «Поссорились и помирились»

Практика (1ч) Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Этюд «Поссорились и помирились». Этюд «Два друга». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 11. Игровое занятие «Я и зеркало».

Практика (1ч) Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Упражнение «Я и зеркало». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 12. «Один в школе».

Практика (1ч) Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Работа со сказкой Е. Катынской. «О муравьишке который пошёл в школу». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 13. Школа моей мечты.

Практика (1ч) Оборудование: большой мягкий игрушечный кубик (игрушка).

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Волшебный кубик». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 14. Мимика и Жесты — Язык Мира Эмоций

Практика (1ч) Оборудование: игрушечная муха.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Муха». Беседа «Язык Мира Эмоций». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 15. Игровое занятие «Говорящие части тела»

Практика (1ч) Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Муха». Игра «Говорящие части тела». Игра «Испорченный телефон». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 16. Город Радости и Веселья

Практика (1ч) Оборудование: большой мягкий игрушечный кубик (игрушка); карточки с человечками, изображающими различные чувства; альбомы; цветные карандаши; клей.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Веселые животные». Игра «Волшебный кубик». Работа со сказкой «Нужная вещь» Р. Иванова. Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 17. Остров Страха и его обитатели

Практика (1ч) Оборудование: карточки, на которых написаны имена страшных персонажей.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Обитатели Острова Страха». Работа со сказкой. Е. Зубаревой «Девочка с мишкой». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 18. Игровое занятие «Изобрази страх по-разному».

Практика (1ч) Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Смешные жители Острова Страха». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 19. Смешные жители Острова Страха.

Практика (1ч) Оборудование: карточки, на которых написаны имена страшных персонажей и их «нестрашных» занятий»; альбомы; цветные карандаши.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Смешные жители Острова Страха». Игра «Галерея Смеха». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 20. Все бывают на Острове Страха.

Практика (1ч) Оборудование: мяч; большой мягкий игрушечный кубик (игрушка); альбомы; цветные карандаши.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Конкурс страхов». Игра «Кубик откровений». Сказка «Темноландия» (Р. Масленикова). Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

Занятие 21. Мы умеем побеждать страх!

Практика (1ч) Оборудование: альбомы; цветные карандаши.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Дотронься до...». Игра «Испуганный ежик». Беседа «Страх мешает — Страх помогает». Ритуал прощания «Салют». Рефлексия.

22. Пещера Гнева.

Практика (1ч) Оборудование: альбомы; цветные карандаши.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Разборчивый грибник». Игра «Пещера Гнева». Сказка «О мальчике Сереже, который боялся и потому кусался» (О.В. Хухлаева). Ритуал прощания. Игра «Салют».

Занятие 23. Откуда берется гнев?

Практика (1ч) Оборудование: альбомы; цветные карандаши.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Злой — добрый». Сказка "Как ромашки с васильками поссорились" (Е. Вишнева). Рисунок «Как я справился со злостью». Ритуал прощания. Игра «Салют».

Занятие 24. Может ли гнев быть полезным?

Практика (1ч) Оборудование: два листа в форме круга; пластилин разных цветов; музыкальное сопровождение; «Платок гнева»: черный или темный платок.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Упражнение «Злые лица». Упражнение «Форма гнева». Игра «Платок гнева». Игра «Из гнева в радость». Ритуал прощания. Игра «Салют».

Занятие 25. Обиженная Деревня. «Мусор обид».

Практика (1ч) Оборудование: «мусорное ведро»; маленькие листочки; альбомы; цветные карандаши.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Обиженные бегемотики». Упражнение «Мусор обид». Рисунок «Обида». Ритуал прощания. Игра «Салют».

Занятие 26. Прощение растворяет обиды!

Практика (1ч) Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Царевна Несмеяна». Беседа «Наши обиды». Рисунок «Царевны Несмеяны». Ритуал прощания. Игра «Салют».

Занятие 27. Мы владеем разными эмоциями!

Практика (1ч) Оборудование: журналы; листы А4; цветная бумага; клей; пластилин; фольга; краски; фломастеры; ножницы; цветные карандаши.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Беседа «Мы владеем разными эмоциями». Мини-спектакль. Ритуал прощания. Игра «Салют».

Занятие 28. Мешок хороших качеств

Практика (1ч) Оборудование: ватман с изображением большого пустого мешка; доска, мел; альбомы; цветные карандаши.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Беседа «Что такое качество?». Упражнение «Мешок хороших качеств». Ритуал прощания. Игра «Салют».

Занятие 29. «Темные» и «светлые» качества

Практика (1ч) Оборудование: черные и белые бумажные квадратики по числу детей; доска, мел; таблички с качествами людей; альбомы.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Беседа «Темные» и «светлые» качества. Игра «Черное—белое». Игра «Мои качества». Игра «Злые и добрые герои». Ритуал прощания. Игра «Салют».

Занятие 30. Умение видеть «светлые» качества

Практика (1ч) Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Чем мы похожи?». Ритуал прощания. Игра «Салют».

Занятие 31. У кого какие качества?

Практика (1ч) Оборудование: альбомы.

Ритуал приветствия. Психологическая разминка. Игра «Загадки». Беседа «У кого какие качества ?». Ритуал прощания. Игра «Салют».

Занятие 32. Салют качеств. Подведение итогов «Что мы узнали?».

Теория (1ч) Диагностика адаптации к школе. Ритуал прощания.

Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год

№ урока

Число

Месяц

Время проведения

Форма занятия

Модули, темы урока

Кол часов

Место проведения

Форма контроля

1

Теоретическая

1. Знакомство. Введение в мир психологии

1

Кабинет психолога

Диагностика адаптации к школе

2

практическая

2. Я – первоклассник!

1

Кабинет психолога

-

3

практическая

3. Правила школьной жизни

1

Кабинет психолога

-

4

практическая

4. Правила и права

1

Кабинет психолога

-

5

практическая

5. Моя школьная жизнь.

1

Кабинет психолога

-

6

практическая

6. Я и мой учитель

1

Кабинет психолога

-

7

практическая

7. Я и мои школьные друзья.

1

Кабинет психолога

Творческая выставка

8

практическая

8. Игровое занятие «Солнце и планеты».

1

Кабинет психолога

-

9

практическая

9. Игровое занятие «Портрет самого лучшего друга»

1

Кабинет психолога

-

10

практическая

10. Игровое занятие «Поссорились и помирились»

1

Кабинет психолога

-

11

практическая

11. Игровое занятие «Я и зеркало»

1

Кабинет психолога

-

12

практическая

12. Один в школе

1

Кабинет психолога

-

13

практическая

13. Школа моей мечты

1

Кабинет психолога

Творческая выставка

14

практическая

14. Мимика и жесты – язык мира Эмоций

1

Кабинет психолога

-

15

практическая

15. Игровое занятие «Говорящие части тела»

1

Кабинет психолога

-

16

практическая

16. Игровое занятие «Город Радости и Веселья»

1

Кабинет психолога

-

17

практическая

17. Игровое занятие «Остров Страха и его обитатели»

1

Кабинет психолога

-

18

практическая

18. Игровое занятие «Изобрази страх по-разному»

8

Кабинет психолога

-

19

практическая

19. Смешные жители острова Страха

1

Кабинет психолога

Творческая выставка

20

практическая

20. Все бывают на острове Страха

1

Кабинет психолога

-

21

практическая

21. Мы умеем побеждать страх!

1

Кабинет психолога

-

22

практическая

22. Пещера гнева

1

Кабинет психолога

-

23

практическая

23. Откуда берётся гнев?

1

Кабинет психолога

-

24

практическая

24. Может ли гнев быть полезным?

1

Кабинет психолога

-

25

практическая

25. Обиженная деревня .«Мусор обид»

1

Кабинет психолога

-

26

практическая

26. Прощение растворяет обиды!

1

Кабинет психолога

Творческая выставка

27

практическая

27. Мы владеем разными эмоциями!

1

Кабинет психолога

-

28

практическая

28. Мешок хороших качеств

1

Кабинет психолога

-

29

практическая

29. «Тёмные» и «светлые» качества

1

Кабинет психолога

-

30

практическая

30. Умение видеть «светлые» качества

1

Кабинет психолога

-

31

практическая

31. У кого какие качества?

1

Кабинет психолога

-

32

практическая

32. Салют качеств. Подведение итогов «Что мы узнали?»

1

Кабинет психолога

Диагностика адаптации к школе

Формы аттестации и оценочного материала  

Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется на протяжении всего периода обучения. Проводится диагностика в начале и в конце программы для выявления уровня адаптации к школе.

Материалы для диагностики для ведущего программы.

1. Изучение внутренней позиции школьника

1. Тебе нравится в школе? Что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?

2. Какая у тебя учительница? Она тебе нравится?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

4. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

5. Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем?

6. Во время игры в школу, что у нас было бы длиннее: перемена или урок?

7. У тебя есть друзья среди одноклассников?

Анализ результатов

1-й вопрос. 

На этот вопрос дети, как правило, отвечают «да». Если на дополнительный вопрос: «Что нравится больше всего?» — ребенок отвечает «учиться, писать, читать, уроки», то можно поставить 1 балл. Если же ребенок говорит, что в школе ему больше всего нравится: «как со мной дружат», «ходить утром в школу», «играть, бегать, драться, гулять», «учительница», «перемена» — в общем, все, что не связано с учебной деятельностью, то за такой ответ ставится 0 баллов.

2-й вопрос. 

Можно поставить 1 балл, если ребенок говорит, что учительница ему нравится тем, «как учит», «вопросы задает», «учит писать, читать», «учит детей хорошему» и пр. Балл не ставится, если ребенок дает ответ «хорошая, красивая, добрая, не ругает», «ставит пятерки», «хорошо выглядит», «отношением к детям», поскольку такое отношение к учителю не затрагивает учебный процесс.

3-й вопрос. 

1 балл ставится, если ребенок отвечает, что ему больше всего нравится «писать, читать», «математика, чтение, письмо». 0 баллов — если больше всего нравится «гулять», «рисовать», «лепка, труд, физкультура», «играться», особенно если при этом ребенок говорит, что остальные предметы ему не нравятся.

4-й вопрос. 

Большинство детей на этот вопрос отвечают так: «Дома скучно без учителя, без парты», «дома нехорошо, а в школе лучше», «дома я не могу писать, а в школе нам говорят, что делать», «буду прогульщицей», «дома нельзя школьную форму носить, можно запачкать», «дом это не школа, там нет учителя». Когда ученик дает подобный ответ, иногда может сложиться впечатление, что он просто не понял вопроса, поэтому при желании его можно повторить. Но если ребенок не меняет своего ответа, то он оценивается в 0 баллов. 1 балл ставится, если ответ ученика примерно такой: «Хочу в школу ходить, не прогуливать, делать уроки», «в школе можно заниматься, читать, ум набавлять», «хочется учиться», «тогда не будешь ничего знать, надо учиться», «в школе можно всему научиться».

5-й вопрос. 

Это достаточно каверзный вопрос, так как ребенок с несформированной позицией школьника будет воспринимать его не как вопрос о школе, а как вопрос об игре. Таким образом, ребенок показывает свою неготовность к обучению в школе, преобладание игровой, а не учебной ведущей деятельности. Поэтому если первоклассник выбирает роль учителя («я всегда играю учителя», «хочу учить детей») или роль ученика («учеником быть интересней», «я еще маленький и ничего не знаю», «можно поднимать руку»), то ответ оценивается в 0 баллов. Если же ребенок выбирает роль ученика потому, что хочет «стать умным», «нравится учиться», «нравится решать примеры, писать», то за этот ответ можно поставить 1 балл. 

6-й вопрос. 

В интерпретации данного вопроса применяется тот же принцип, что и в предыдущем. Ребенок – «дошкольник» будет выбирать перемену (0 баллов), потому что его ведущей деятельностью все еще остается игра. Ребенок – «школьник» выбирает урок (1 балл), так как у него на первом месте стоит учебная деятельность.

7-й вопрос. 

С помощью данного вопроса можно выяснить отношения ребенка с одноклассниками. Если ученик плохо адаптируется к новой среде, то у него могут быть проблемы в общении. Поэтому 1 балл ставится, если ребенок говорит, что у него двое и более друзей, 0 баллов — если нет друзей или только один друг.

Анализ

Количественный: если ответы ребенка суммарно оцениваются в 6–7 баллов, то позиция школьника сформирована. Если 4–5 баллов, позиция школьника сформирована средне. 3 и менее баллов — позиция школьника не сформирована.

Качественный: позиция сформирована — ребенок хочет ходить в школу, ему нравится учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность — учебная.

Позиция сформирована средне — ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться».

Позиция школьника не сформирована — ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность — игровая.

2. Изучение учебной мотивации

Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки, а ты слушай меня внимательно. Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь». Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки».

1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему?

2. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

3. С кем из них ты хотел бы дружить? Почему?

Мотивы: внешний (а), учебный (б), игровой (в), позиционный (г), социальный (д), мотив — оценка (е).

Анализ результатов

В этой методике основными являются учебно-познавательные мотивы (учебный, социальный, отметка), но нужно учитывать, почему ребенок выбирает данный мотив. Если ученик выбирает учебно-познавательные мотивы, отвечая «я хочу учиться», «в школе выучишься и получишь профессию», «если бы не было школы, я бы все равно учился», то за такой ответ ставится 1 балл. Если же он выбирает учебно-познавательный мотив, потому что «пятерки хорошо получать», «отвечать и руку поднимать», «в школе лучше, чем дома», «потому что он отличник, с ним нужно дружить», «потому что она красивая», — за такой ответ ставится 0 баллов. Также 0 баллов ставится, если ребенок выбирает мотив, не связанный с учебной деятельностью (внешний, игровой, позиционный). Это говорит о том, что он еще не готов к учебной деятельности и, скорее всего, в процессе адаптации к школе у него могут возникнуть трудности: нежелание учиться, ходить в школу, пропуски уроков и т.п.

Анализ

Количественный: если ответы ребенка оцениваются в 3 балла, то уровень учебной мотивации нормальный. Если 2 балла — уровень учебной мотивации средний. Если 0—1 балл, уровень низкий.

Качественный: внешний — собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.

Учебный — ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

Игровой — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.

Позиционный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

Социальный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители.

Отметка — ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

3. Исследование адаптации методом Люшера

Психолог раскладывает перед ребенком цветные карточки на чистом листе бумаге А4 в произвольном порядке.

Инструкция 

1. Посмотри внимательно и скажи, на какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем.

2. А дома в выходные дни?

3. На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты сидишь на уроке?

4. А когда отвечаешь у доски?

5. А перед контрольной или проверочной работой?

6. Когда с ребятами на перемене играешь или общаешься?

7. Когда с учителем разговариваешь?

А теперь выбери из этих цветов тот, который больше всего нравится тебе, кажется красивее других (психолог убирает карточку, выбранную ребенком). А из оставшихся? (снова убирает карточку, выбранную ребенком, и т.д.).

Анализ результатов

Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям

При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.

При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.

При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.

При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.).

При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка».

Определение эмоциональной самооценки ребенка

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми.

Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится.

Если общий цветовой выбор начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшему возрасту.

Интерпретация результатов (см. табл.)

Таблица

Определение эмоционального состояния ребенка в школе

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Фиолетовый

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

3

8

2

1

5

7

4

6

Разность

2

6

1

3

0

1

3

2

ЭС = 2 + 6 + 1 + 3 + 0 + 1 + 3 + 2 = 18

20 < ЭС < 32 — преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.

10 < ЭС < 18 — эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

0 < ЭС < 8 — преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.

Анализ

При выборе ребенком коричневого, серого цветов во всех семи случаях и фиолетового цвета в ситуациях «самочувствие дома, общая установка по отношению к школе, взаимоотношение с классным руководителем» — ставится 0 баллов.

При выборе черного цвета — 1 балл.

При выборе синего, зеленого, красного, желтого — 1 балл.

Если ответы ребенка оцениваются в 6–7 баллов — общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное.

Если ответы оцениваются в 4–5 баллов — возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса.

Если ответы оцениваются в 0–3 балла — у ребенка преобладает негативное отношение к школе.

Эмоциональное состояние ребенка в школе анализируется отдельно.

4. Изучение школьной тревожности

Инструкция. Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все — и взрослые, и дети — нарисованы без лиц. Это сделано специально, для того чтобы было интереснее придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое — грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо — веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него такое лицо.

Анализ результатов

Картинка № 1. Эту картинку можно использовать для анализа взаимоотношений родителей и детей: насколько близки эти отношения; что объединяет эту семью; проявляют ли родители любовь и заботу по отношению к своему ребенку, либо же не обращают на него никакого внимания. Многие дети дают позитивное толкование этой картинке: «мальчик радуется, потому что идет гулять с мамой и папой», «у девочки настроение веселое, так как мама и папа идут покупать ей подарок на день рождения», «у них настроение хорошее, папа и мама идут на работу, а девочка в школу». Такие ответы оцениваются в 1 балл. Школьная тревожность может наблюдаться в ответах: «у него грустное настроение, он не хочет идти в школу», «мама и папа заставляют его идти в школу, он не хочет». Такие ответы оцениваются в 0 баллов.

Картинка № 2. Данная картинка является интерпретацией учебной мотивации ребенка: хочет он ходить в школу или нет. Ответы, говорящие о высокой мотивации, желании учиться, ходить в школу: «настроение веселое, в школу идет, учиться хочет», «радостно идет в школу», «ей нравиться ходить в школу», «у нее плохое настроение, она болеет и не может идти в школу» оцениваются в 1 балл. Ответы детей, в которых встречается школьная тревожность, оцениваются в 0 баллов: «ему грустно, он не хочет идти в школу», «не хочет в школу идти, там неинтересно», «я ухожу из школы, не хочу учиться». Эти ответы являются не только показателями тревожности, но и явными признаками школьной дезадаптации. Также выделяется ряд нейтральных ответов: «настроение плохое, его мама зовет домой, а он гулять хочет», «ее кто-то обидел, с ней не хотят дружить», «настроение хорошее, она разговаривает с мамой», «смотрит вверх и считает». Эти ответы оцениваются следующим образом: если ответ положительный, ставится 1 балл, если ответ отрицательный — 0 баллов.

Картинка № 3. Эта картинка диагностирует взаимоотношения между детьми — умеет ли ребенок общаться, устанавливать контакт с одноклассниками. Поскольку на картинке изображена игра детей, практически все ответы учащихся были положительными: «он играет, ему весело», «он бегает», «он забивает гол» — 1 балл. Отрицательные ответы типа: «ему грустно, он не смог поймать мяч» — не являются показателями тревожности. В данном случае 0 баллов ставится за ответы: «ей грустно, потому что с ней никто не хочет играть, дружить», «мальчик стоит в стороне, он боится подойти к ребятам», «ей весело, она не хочет учиться, а хочет весь день играть», «настроение грустное, трое против одного — нельзя».

Картинка № 4. Женщина, нарисованная на этой картинке, чаще всего представляется детям как мама, а не как учительница. Поэтому положительными ответами были такие: «гуляет с мамой», «мама его хвалит», «мама тянет к ней руки, чтобы обнять» — 1 балл. Отрицательные же ответы разделились на две группы. Первая группа — ответы, в которых наблюдается школьная тревожность: «мама ругает, неправильно уроки сделал», «плохо учился, мама ругает», «мама ругает за то, что не получил пятерку», «мама ругает за то, что в школу не пошел, не хочет», «она не хочет идти в школу», оцениваются в 0 баллов. Вторая группа — нейтральные ответы: «мама ругает, она далеко ушла от дома», «мама ругает за то, что разлила воду», «мама ругает за то, что уронила цветок», «на него тетя ругается», они оцениваются как положительные.

Картинка № 5. Изображение на данной картинке, не всегда воспринимается детьми как учебная ситуация. Так же как и в предыдущей картинке, некоторые учащиеся ассоциируют учительницу с мамой. Поэтому ответы, не относящиеся к учителю и к учебной ситуации, можно считать нейтральными и оценить в 1 балл. Это такие ответы: «мама говорит «пошли домой», а он не хочет», «к ней пришли в гости, она радуется», «мама просит сделать что-то», «мама дает деньги, чтобы сходить в магазин». Тем не менее в некоторых ответах детей можно было обнаружить школьную тревожность. «Учительница спрашивает: «Где твой портфель?» — и ругает его», «учитель ругает ее, она плохо занималась», «настроение веселое, она балуется», «у него настроение хорошее, его не ругает учитель», «ему хорошо, он стоит первым, а последний мальчик может запсиховать», «он обиделся на учителя, он его ругает». Такие ответы оцениваются в 0 баллов. Ответы, которые оцениваются в 1 балл: «учительница зовет к себе детей», «ей весело, она разговаривает с учителем», «они учатся», «они хотят учиться хорошо».

Картинка № 6. На этой картинке нарисована конкретная учебная ситуация, поэтому проблем с пониманием ее смысла у ребят не возникало. С помощью данного изображения можно выявить проявление школьной тревожности в ситуации на уроке. Положительные ответы, которые оцениваются в 1 балл: «они хотят учиться хорошо», «он много читает», «сидит за партой хорошо», «он в школе, он всему учится», «она сидит на уроке». Отрицательные ответы, в которых наблюдается нежелание ребенка учиться, плохое настроение, страх, оцениваются в 0 баллов: «она учится, ей трудно», «у нее плохое настроение, она не то написала», «настроение плохое, неправильно держит руки за партой», «не знает, что писать», «не хочет заниматься», «настроение плохое, устал».

Картинка № 7. На картинке изображена учительница, несколько детей стоят у ее стола, а один ребенок стоит в стороне, в углу комнаты. Большинство детей с низкой адаптацией рассказывают именно об этом ребенке и дают соответствующие ответы: «он в углу стоит, учитель наказал, он что-то сделал», «она стоит в углу, она порвала листы у учителя», «его поставила учительница в угол за то, что он неправильно написал», «все читают, а он стоит в углу, обзывается», «в угол поставили за то, что он не слушался». Такие ответы являются признаком возможной дезадаптации и нарушения поведения ребенка. Они оцениваются в 0 баллов, так же как и ответы детей со школьной тревожностью: «настроение плохое, она не хочет отдавать работу, потому что плохо написала», «она боится, ей могут поставить «двойку», «одной девочке дали книжку, а ей нет». Положительные ответы детей выглядят так: «он с учителем разговаривает», «его похвалил учитель», «им ставят оценки», «учитель проверяет уроки и хвалит», «она получила «5» — 1 балл. Остальные ответы, не связанные с учебной деятельностью, считаются нейтральными и оцениваются по знаку.

Картинка № 8. В данном случае легко распознать ответы, содержащие в себе школьную тревожность и низкую мотивацию учения: «она не хочет заниматься», «его заставляет мама делать уроки», «она грустная, ей могут поставить «2», «она не смогла сделать уроки». За подобный ответ ставится 0 баллов. Дети с отсутствием тревожности давали такие ответы: «он пишет, ему нравится», «она сделала уроки на «5», «он сидит, занимается», «у него хорошее настроение, он читает», «он учится дома», «настроение хорошее, она делает уроки» — 1 балл. Некоторые дети давали ответы, не связанные с учебной деятельностью, по ним нельзя судить о наличии тревожности и адаптации ребенка в школе: «она дома рисует», «настроение веселое, потому что выходной», «телевизор смотрит», «ей грустно, она дома одна», «смотрит мультики», «он один и ему скучно», «ему грустно, телевизор не работает». Эти ответы являются нейтральными и также оцениваются по знаку.

Картинка № 9. Здесь также большое значение имеет то, о каком ребенке (стоящем в стороне или разговаривающем) учащийся начнет рассказывать. Эта картинка помогает выявить проблемы ребенка во взаимоотношениях с одноклассниками, страх поссориться, поругаться, подраться с ребятами, страх, что с ним никто не будет дружить, играть и разговаривать. Дети с подобными страхами давали такие ответы: «с ним никто не общается, он двоечник», «они ругаются, дерутся, кто-то мяч отобрал», «с ней не играют», «ей не дали шоколад, с ней не поделились», «от нее отвернулись одноклассники», «девочки выгнали ее из игры», «он обиделся», «с ним никто не играет и не дружит». Эти ответы оцениваются в 0 баллов, поскольку страх — первый признак тревожности, а если ребенок боится, что с ним не будут дружить, значит, он не уверен в себе и в том, что сможет найти общий язык с одноклассниками. А это уже один из основных показателей дезадаптации. Остальные ответы: «они разговаривают», «она играет с девочками», «он знакомится с мальчиками», «он с мальчиком играет» — оцениваются в 1 балл.

Картинка № 10. Анализ ответов детей по данной картинке в первую очередь позволяет выявить отношения ребенка и учителя, во вторую — тревожность в ситуации ответа у доски. Учащиеся с повышенным уровнем тревожности давали такие ответы: «у него грустное лицо, он не знает ответа», «учитель просит нарисовать, а он не знает, что», «учитель ругает его за то, что он баловался на уроке», «у него печальное лицо, он боится, что не получится задание», «учитель ругает за то, что она уроки не сделала», «учитель говорит уроки делать, а он не делает», «учитель заставляет ее писать, а она не хочет», «учитель ругает». Они оцениваются в 0 баллов. Ответы, оцениваемые в 1 балл, давали дети, у которых благоприятные отношения с учителем и высокий уровень мотивации учения: «учитель говорит ей что-то хорошее», «вышел к доске решать задачу», «она отвечает на вопрос», «она отличница», «у нее хорошее настроение, ее вызвали у доске», «учитель его учит», «ему интересно отвечать», «ее похвалили за уроки», «он хочет писать на доске».

Картинка № 11. По данной картинке нельзя выявить наличие школьной тревожности у ребенка. Но поскольку первоклассник — это бывший дошкольник, отношение к игровой деятельности имеет для исследования большое значение. В игре ребенок проецирует свои жизненные ситуации, которые можно условно разделить на ситуации успеха и неуспеха. По сути, ответы детей так и разделились. Положительные ответы, оцениваемые в 1 балл, отражают ситуацию успеха: «ему купили игру», «он строит», «к ней придут гости и будут с ней играть», «она сидит дома и играет», «у нее нет уроков».

А отрицательные — ситуацию неудачи: «он раскидывает игрушки, не помогает маме», «не хочет заниматься», «настроение плохое, надо собирать игрушки», «она грустная, не смогла сделать игру», «он разбросал игрушки», «она сломала игрушки». Такие ответы оцениваются в 0 баллов.

Картинка № 12. Изображение на этой картинке понимается детьми по-разному. Из множества ответов мы выбрали те, которые помогают выявить школьную тревожность или, наоборот, подтверждают ее отсутствие. Ответы детей, в которых наблюдается тревожность: «настроение грустное, много уроков задали», «она только что пришла, ей надо уроки делать, а она не хочет», «он невеселый, портфель бросил и пошел в класс», «ей грустно, она опоздала на урок», «она еле пришла в школу», «он грустный, забыл портфель», «сердится, не хочет учиться». Они оцениваются в 0 баллов.

Положительные ответы, касающиеся школы, оцениваются в 1 балл: «идет домой, чтобы делать уроки, он любит уроки делать, а потом может отдохнуть, поиграть с кем-нибудь», «рад, что идет домой», «одевается в школу, чтобы побыстрей учиться», «идет домой с портфелем, она будет делать уроки, а потом гулять», «идет домой делать домашнее задание». Также мы выделили группу нейтральных ответов: «она одела неправильно пальто», «портфель тяжелый», «ей рюкзак не поднять, она устала», «идет гулять с портфелем», «танцует», «нашел мамину сумку», «купил себе куртку», «меряет одежду».

Анализ

Количественный.

10–12 баллов — можно говорить о том, что школьной тревожности у ребенка не обнаружено.

7–9 баллов — уровень школьной тревожности нормальный.

0–6 баллов — наличие школьной тревожности.

Качественный. 

Осуществляя качественный анализ отдельно взятой картинки, можно выявить ситуации, когда ребенок испытывает трудности.

Картинка № 1 — общение с родителями. Анализируются отношения ребенка с родителями, желание общаться, проводить вместе время.

Картинка № 2 — дорога в школу. Выявляется желание ребенка ходить в школу, желание или нежелание учиться.

Картинка № 3 — взаимодействие с детьми. Отношение ребенка к игровой деятельности. Выявляются проблемы в общении и взаимодействии с группой детей.

Картинка № 4 — общение с взрослым (учителем). С помощью этой картинки можно выявить, умеет ли ребенок общаться с взрослым, а также подчиняться его требованиям. Обнаруживаются проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя, ребенка и мамы.

Картинка № 5 — общение с взрослым (учителем). Ситуация аналогична предыдущей. Умеет ли ребенок взаимодействовать в группе детей и подчиняться правилам, требованиям взрослого.

Картинка № 6 — ситуация урока. Можно определить настроение ребенка на уроке, его желание учиться, выполнять предложенные учителем задания; кроме того, можно выявить проблемы в обучении. Нужно обратить внимание, кого ребенок выбирает: мальчика за первой партой с записями в тетради или мальчика за второй партой, у которого тетрадь пуста.

Картинка № 7 — ситуация урока. Эта картинка позволяет определить взаимоотношения с учителем и с детьми. Помимо этого, можно понять, как ребенок оценивает свои знания и себя. Например, ребенок говорит: «Он радуется, потому что ему поставили «5» или «Ему грустно, он получил «2». Картинка дает возможность также выявить нарушения в поведении. Например, ребенок говорит: «Его поставили в угол, он баловался».

Картинка № 8 — ситуация дома. С помощью картинки можно определить настроение и самочувствие ребенка дома и оценить желание выполнять домашнее задание.

Картинка № 9 — взаимодействие с детьми. Ситуация личностного общения ребенка с детьми. Выявляет проблемы в общении, налаживании дружеских контактов, отношение ребенка к ссоре.

Картинка № 10 — ответ у доски. Позволяет выявить страх ребенка отвечать перед всем классом, выполнять задания на доске, помогает оценить проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя.

Картинка № 11 — ситуация дома. Данная картинка не выявляет школьной тревожности, но помогает прояснить отношение ребенка к одиночной игре.

Картинка № 12 — возвращение из школы. Можно понять общее отношение ребенка к школе, а также его желание или нежелание уходить из школы.

Организационно – педагогические условия реализации программы

Учебно – информационное обеспечение программы

Раздаточные материалы для участников. Наглядные пособия (схемы, плакаты).

Фото- и видеоматериалы, иллюстрирующие курс. Методические разработки педагога (план – конспекты занятий, методические разработки к отдельным разделам образовательной программы).

Методическое обеспечение

Основные методы, используемые на занятиях

1. Ролевые игры. Одним из условий формирования и сохранения психологического здоровья детей является их полноценное ролевое развитие. Ролевые игры предполагают «примеривание» на себя разнообразных по статусу и содержанию ролей, а также проигрывание гротескных или не характерных для ребенка ролей. Ролевые игры могут быть представлены в нескольких видах: в виде «ролевой разминки», ролевых ситуаций.

2. Коммуникативные и «командные» игры. Коммуникативные игры направлены на обучение детей навыкам эффективного взаимодействия, сотрудничества (например, «Слепой и поводырь»), а также на формирование умения видеть достоинства в партнере по общению и поддерживать его вербально и невербально. Обычно эти игры представлены «командными» формами работы, когда дети в процессе выполнения какого-либо задания делятся на мини-группы, тройки, пары. Кроме того, к коммуникативным играм можно отнести упражнения, направленные на осознание детьми сферы общения (что такое общение, что значит сотрудничать, дружить и т.д.).

3. Методы, развивающие воображение. К методам, развивающим воображение, относятся визуализации, вербальные и невербальные игры. Визуализации «создаются» следующим образом: дети с закрытыми глазами под спокойную музыку представляют какую-нибудь картинку или образ (заданный психологом или свободный), после чего они по желанию могут поделиться увиденным с группой. Увиденную картинку можно и разыграть, как уже отмечалось выше.

4. Психологические сказки. В сказках обычно речь идет об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые попадают дети в реальной жизни, и герой находит силы для их преодоления в самом себе. Поэтому психологические сказки помогают в разрешении затруднительных для детей ситуаций, обеспечивая им доступ к внутренним ресурсам и актуализируя их.

5. Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей.

Эмоциональный интеллект — это комплекс способностей, который объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, а также управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению: это «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний, а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту» личности.

Для этого используются различные приемы: проигрывание, приемы арттерапевтическоо направления (рисование, лепка и др.), которые снимают психологическое напряжение, тревогу, повышают творческие способности ребенка, содействует его самовыражению, групповые обсуждения, сочинение и чтение сказок, визуализация, релаксация и др.

6. Когнитивные методы. Когнитивные методы развивают у детей представление о многогранности и неоднозначности окружающего мира: они учат во всем видеть разные аспекты, воспринимать многоликость явлений. Примером такого метода может быть поиск позитивных сторон в каком-либо, традиционно воспринимаемом, негативном событии («Найди плюсы в том, что получил двойку» или «Напиши плюсы и минусы конфликта» и т.д.), эмоции («Что хорошего может принести гнев, как может помочь человеку?» и т.д.). К когнитивным методам относится также игра «Мусорное ведро», в которое дети выкидывают свои записки со злыми мыслями, страхами, тревогами, обидами, огорчениями, тем самым очищаясь и расставаясь с ними навсегда.

7. Групповые дискуссии. Групповая дискуссия построена на принципах субъект-субъектного взаимодействия с детьми и позволяет учащимся проявить и принять различные точки зрения на какой-либо предмет. Групповые дискуссии на уроках психологии могут проводиться, например, при обсуждении прочитанной сказки, тех или иных причин поведения героев и просто в беседе на какую-либо значимую для детей или заданную ведущим тему. Интересной формой проведения групповой дискуссии является импровизированная конференция по какой-то проблеме.

8. Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность детей. В программе эти приемы чаше всего встречаются в форме специфических домашних заданий: например, в уроке на тему дружбы дается задание — провести за неделю мини-исследование самого себя (подумать, что ты готов сделать для друга такого, чего не делал раньше, и сделать это) или побывать у себя дома в роли журналиста и расспросить своих близких об их друзьях детства, записав сведения в специальную анкету. Исследовательские методы обычно очень нравятся детям, поскольку возбуждают их природный интерес, любопытство и стимулируют свободные, активные действия.

10. Методы релаксации. Релаксация — это достижение общего состояния покоя, отдыха, расслабленности, которое характеризуется уменьшением нервного напряжения. Релаксация необходима ребенку периодически, чередуясь с напряжением. Обычно состояние релаксации достигается серией повторяющихся упражнений (в том числе и дыхательных), направленных на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц. Поскольку детям младшего школьного возраста зачастую бывает сложно сидеть спокойно и направленно заниматься расслаблением, мы полагаем, что с ними более эффективно использовать релаксацию в сочетании с активной визуализацией каких-либо приятных картин, образов. Вообще, с детьми нужно использовать «легкую» релаксацию, не уходя на ее глубинные уровни. На уроке релаксация может применяться как в начале с целью визуализации какого-то образа, связанного с основным содержанием занятия, так и в заключение, чтобы снять возбуждение и напряжение детей.

Формы работы:

- мини - лекции

- беседы

- практические задания

- групповая

- подгрупповая

- показ

Материально-техническое обеспечение:

  • учебный класс;
  • аудиоаппаратура;
  • релаксационная музыка;
  • технические средства обучения:
  • Магнитная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц,
  • Печатная продукция: бланки, картинки животных;
  • Мягкая игрушка;
  • Чистые листы. Карандаши. Гуашь. Краски.                               

Список литературы:

1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе [Текст] – М: Изд-во Совершенство, 1998. - 352 с.

2. Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. - Москва, «Первое сентября», 2008

3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Изд-во «Академия развития», 1996.

4. Новикова Л.М., Самойлова И.В. «Путешествие в мир Дружбы сотрудничества». Развивающие занятия по психологии для младших школьников / под редакцией О.В. Хухлаевой – Москва, 2005 год.

5. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. — М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2005.

6. Понфилова, М.А. Школа сказки для детей [Текст] – Изд-во Т.Ц. Сфера, 2012. – 92 с.

7. Рудова, А.С. Дни рождения - обучайки. Развивающие театрализованные программы и кукольные спектакли-сказки [Текст] - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009, - 205с.

8. Хрестоматия по возрастной психологии. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М., 2004

9. Хрящева Н.Ю. . Психогимнастика в тренинге: 220 упражнений для развития способностей - Санкт-Петербург: Речь, 2000

10. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я 1-4 классы». Генезис.2010г.

11. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003

Литература для родителей.

1. Баркан Алла. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. - Москва. «Аст-Пресс», 2000

1. Афанасьев, С.П., Коморин, С.В. Триста творческих конкурсов [Текст] – Кострома: МЦ Вариант, 2000, - 112 с.

2. Болотова Т.Е. Как помочь себе и своему ребенку [Текст] – СПб.: Речь, 2009. – 176 с.

3. Соколова, Л. А. Играем на прогулке. Наблюдаем, познаем, учимся [Текст] – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010, - 255с.

4. Шмаков, С.А. Уроки детского досуга [Текст] - М.: Новая школа, 1993, – 88с.

Литература для детей.

  1. Вакуленко, Ю.А., Попова, Г.П. Веселая карусель для младших школьников: частушки-хохотушки, узелок загадок [Текст] – Волгоград: Учитель, 2007, - 88 с.
  2. Драгунский, В. Ю., Медведев, В. В., Коваль, Ю. И. Смешные рассказы о школе [Текст]- Изд-во: Самовар, 2009, - 112 с.
  1. Козлов, С.Г. Трям! Здравствуйте! [Текст] – Изд-во: Лабиринт, 2013, - 96с.
  2. Носов, Н.Н. Живая шляпа [Текст] – Изд-во: Эксмо, 2013, - 112 с.
  3. Носов, Н.Н. Фантазеры [Текст] – Изд-во: Эксмо, 2013, - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальная школа- школа радости

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью.В школе ребенок не только учится, в школе он живет. Там, где учителя эту истину забывают, учение станов...

Школа РАДОСТИ

Программа психологических занятий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей - «Школа РАДОСТИ»:- направлена на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.- призва...

Семейный клуб «Школа радости и воспитания»

Только совместная работа учителя и родителей дает хорошие результаты в обучении и воспитании детей....

Занятие с детьми в Школе Радости

Данное занятие проводится в рамках Школы Радости для будущих первоклассников...

"Школа радости" Занятие с родителями с элементами социально-психологического тренинга

Данная разработка является частью программы занятий с родителями учащихся . Цель данной программы - гармонизация детско-родительских отношений в семье. Просвещение родителей направлено на развитие пра...

Проект социальной гостиной "Школа радости"

Проект социальной гостиной "Школа радости"...

Программа воспитательной работы учителя начальной школы "Школа Радости"

Ребенок не может ждать счастья. Он нетерпелив. Он хочет и должен быть счастливым сегодня, сейчас. И какой же я педагог, если каждая секунда общения со мной не сделает его счастливым и радостным и, кон...