Школа РАДОСТИ
методическая разработка по теме

Денисова Татьяна Сергеевна

 

Программа психологических занятий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей - «Школа РАДОСТИ»:

- направлена на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

- призвана помочь родителям подготовиться к встрече с новой социально-психологической ситуацией и подготовить своих детей к новой для них социальной ситуацией развития, связанной с обучением в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: теперь ребенок должен соблюдать режим дня, систематически и напряжен но трудиться, подчиняться разнообразным нормам и правилам, выпол нять требования учителей и родителей, добиваться хороших результатов в учебе и прочее, прочее…

К новым правилам, требованиям, нормам нужно адаптироваться, привыкнуть. И часть перво классников достаточно успешно справляется с этой задачей. Однако период привыкания к новым условиям у детей нередко длится целую четверть, нередко - затягивается на весь первый учебный год.

Анализ обращений за психологической помощью показывает, что родители регулярно сталкиваются с такими проблемами, как нежелание ребенка идти в школу, конфликт с учителями, сверстниками, при этом у ребенка нормальное психическое развитие и сохранный интеллект. Взрослые пытаются решить эти проблемы уговорами, запретами, угрозами и т.п.. Но, как правило, эти «традиционные» формы влияния не дают значимого положительного эффекта, а иногда могут привести к еще более сложным последствиям: на всегда отбить у ребенка интерес к учебе и породить негативное отношение к школе, учебе, учителям и самим родителям.

Важно помнить, что, прежде всего необ ходимо разобраться в причинах осложнений адаптации ребенка к учебному процессу.

Проблемы адаптации связаны не только с привыканием к новым социально-психологическим условиям, но и с особенностями возраста ребенка. В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-психологический, эмоционально-волевые, трудности, связанные с процессом учения, соблюдением определенного режима дня.

Все без исключения родители желают, чтобы их дети были здоровыми, умными, успешными. Для достижения положительного результата в психологическом, психическом, физическом развитии ребенка необходимо вместе с ними потрудиться. А для того, чтобы этот труд не стал тягостным как детям, так  родителям, необходимо последним знать психологические особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Программа психологических занятий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей - «Школа радости» - призвана помочь родителям самим подготовиться к встрече с новой социально-психологической ситуацией и подготовить своих детей к новой для них социальной ситуацией развития, связанной с обучением в школе.


«Школа РАДОСТИ»

Программа для родителей

Цель: максимально облегчить период адаптации к учебному процессу родителей детей младшего школьного возраста, психологически “сгладив остроконечные углы” этого процесса путем повышения психологической компетенции родителей в вопросах психологического и психического развития ребенка старшего дошкольного и младшего возраста, оказание практической помощи по вопросам адаптации ребенка к новой социально-психологической ситуации развития, связанной с обучением в школе.

Задачи:

  1. повышение компетенции родителей в вопросах развития значимых психофизиологических функций – тонкой моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи;
  2. развитие у родителей навыков рефлексии;
  3. обучение родителей эф фективным способам общения (активное слуша ние, разрешение конфликтов и др.);
  4. оказание психологической помощи и поддержки родителям;
  5. сплочение участников программы.

Особенности проведения занятий

  1. Основной метод - интеракционный - формиро вание группы как целого, создание специфических групповых форм и правил поведения, акцент на дей ствии механизма обратной связи при общей эмоцио нальной поддержке, моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения.

Используются тренинговые, игровые приемы, психо гимнастика, способы невербального взаимодей ствия.

Программа ориентирована на активное усвое ние родителями нового опыта и его ис пользование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей.

Выбор тем для встреч с родителями определяется компонентами психологической готовности к школе.

  1. Форма проведения: групповая.
  2. Количество занятий: 20
  3. Продолжительность заня тий:  60-80 минут.
  4. Оптимальное количество участ ников: 16-20 человек.
  5. Пе риодичность встреч: один день в неделю (суббота).
  6. Структура занятия. Занятие состоит из нескольких частей: «привет ствие», «разминка», «основная часть», «обратная связь», «ритуал прощания».

Тематический План занятий

Занятия

Тема занятий

Цель занятия

№ 1

(80 минут)

«Давайте познакомимся»

знакомство с участниками программы; создание  благоприятного эмоционального фона, знакомство с тематикой занятий, выяснение ожиданий и опасений родителей, знакомство родителей друг с другом; раскрытие понятия “психоло-гическая готовность” и ее содержания.

№ 2

(80 минут)

«Наши пальчики»

продолжение знакомства родителей друг с другом; раскрытие роли тонкой моторики в развитии познавательных функций ребенка; дать практические рекомендации по развитию тонкой моторики.

№ 3

(70 минут)

«ВОСПРИТИЕ»

сплочение группы участников программы; раскрытие понятия «восприятие» (определение, свойства, функции), роли в развитии познавательных функций; дать практические рекомендации родителям по развитию восприятия.

№ 4

(70 минут)

«Внимание: ВНИМАНИЕ!»

реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие понятия «внимание» (определение, свойства, функции), роли в развитии познавательных функций; дать практические рекомендации родителям по развитию процессов внимания.

№ 5

(80 минут)

«Тайны Мнемозины»

реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие понятия «память» (определение, свойства, функции, закономерности, виды), роли в развитии познавательных функций; дать практические рекомен-дации родителям по развитию памяти.

№ 6

(80 минут)

«Страна Сообразилия»

реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие понятия «мышление» (определение, свойства, функции, виды, операции), роли в развитии познавательных функций; дать практические рекомендации родителям по развитию мышления.

№ 7

(80 минут)

«Смекай, считай, отгадывай»

реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие роли творческого, нестандартного мышления в развитии познавательных функций.

№ 8

(70 минут)

«Пространственные представления»

реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие понятия «пространственные представ-ления», роли в психическом развитии ребенка; дать практические рекомендации родителям по развитию пространст-венных представлений.

№ 9

(70 минут)

«Бяка-Закаляка»

реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие понятия «воображение» (определение, функции, виды); дать практические рекомендации родителям по развитию воображения.

№ 10

(70 минут)

«Языколомка»

реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие понятия «речь» (определение, свойства, функции, виды), роли в развитии познавательных функций и психическом развитии ребенка; дать практические рекомендации родителям по развитию речи.

№ 11

(80 минут)

«Давайте поиграем»

реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие роли игры в психическом развитии ребенка.

№ 12

(70 минут)

«…от улыбки станет всем светлей…»

реализация задачи по сплочению группы участников программы; формирование у родителей представлений о эмоциональном развитии ребенка (факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка).

№ 13

(80 минут)

« Язык принятия - язык непринятия»

реализация задачи по сплочению группы участников программы; осознание роли родителей в формировании самооценки ребенка; знакомство с влиянием стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка

№ 14

(80 минут)

«Как с ним общаться»

реализация задачи по сплочению группы участников программы; обучение родителей эффективным способам общения с ребенком

№ 15

(70 минут)

«Полезные привычки»

реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие роли режима дня в успешной адаптации к учебному процессу и новой социальной ситуации

№ 16

(70 минут)

«Воспитание Воли»

реализация задачи по сплочению группы участников программы; раскрытие роли воли в развитии психологической готовности

№ 17

(70 минут)

«Ну, я пошел!»

реализация задачи по сплочению группы участников программы; формирование у родителей представлений о мотива-ционной сфере ребенка

№ 18

(80 минут)

«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»

сказкотерапия: определение, влияние сказок на психическое развитие ребенка

№ 19

(70 минут)

«Еще раз о психологической готовности»

закрепление знаний родителей о психологической готовности и ее составляющих – проблемно-дискуссионное занятие на тему «Можно ли научить психологической готовности к школе?».

№ 20

(80 минут)

«На финишной прямой»

подведение итогов работы

ВСЕГО:

20

занятий

20

часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальная школа- школа радости

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью.В школе ребенок не только учится, в школе он живет. Там, где учителя эту истину забывают, учение станов...

Семейный клуб «Школа радости и воспитания»

Только совместная работа учителя и родителей дает хорошие результаты в обучении и воспитании детей....

Занятие с детьми в Школе Радости

Данное занятие проводится в рамках Школы Радости для будущих первоклассников...

Школа радости

Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность...

"Школа радости" Занятие с родителями с элементами социально-психологического тренинга

Данная разработка является частью программы занятий с родителями учащихся . Цель данной программы - гармонизация детско-родительских отношений в семье. Просвещение родителей направлено на развитие пра...

Проект социальной гостиной "Школа радости"

Проект социальной гостиной "Школа радости"...

Программа воспитательной работы учителя начальной школы "Школа Радости"

Ребенок не может ждать счастья. Он нетерпелив. Он хочет и должен быть счастливым сегодня, сейчас. И какой же я педагог, если каждая секунда общения со мной не сделает его счастливым и радостным и, кон...