Выступление для родителей будущих первоклассников
консультация (1 класс) на тему

Марченко Наталья Викторовна

Период поступления ребенка в школу является переломным не только для него, но и для семьи. Родители испытывают тревогу перед школой не менее своих детей. Каждый из родителей может вспомнить собственные трудности из школьной жизни.  Вряд ли найдется человек, который сказал бы "У меня никогда не возникало никаких проблем в школе". Даже, в тех случаях, когда человек давно закончивший школу и никогда не доставлявший никаких хлопот родителям и учителям за весь период обучения, вряд ли сам субъективно не переживал тревог по поводу школы.

 Полностью избежать трудностей невозможно, однако минимизировать  их последствия на психику ребенка задача и родителей, и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление для родителей будущих первоклассников.

Добрый вечер, уважаемые родители! Совсем скоро в жизни вашей семьи наступит ответственный момент – ваш малыш перейдет на новый этап, очень важный в жизни каждого человека, который называется «школьные годы». Это важное событие затрагивает не только самих детей, но и всю семью в целом. Меняется  привычный уклад семьи, взаимоотношения в семье переходят на качественно новый этап.

Любые перемены в жизни человека, попадание в новую непривычную ситуацию всегда вызывают изменения в ощущениях, переживаниях, поведении. Учитывая особенности нервной системы, особенности семейного воспитания, собственные страхи родителей перед школой, готовность ребенка  к школе  – все это влияет на интенсивность переживаний.

Специалисты выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

1. Интеллектуальная готовность.

Она проявляется в способности ребенка концентрировать внимание, в умении строить логические связи, устанавливать связи между явлениями и событиями, а также в достаточном развитии памяти и мелкой моторики. Последнее является основным показателем готовности ребенка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом.

2. Эмоциональная готовность.

Об эмоциональной готовности можно говорить, когда у ребенка ослабевают импульсивные реакции, на смену которым приходит произвольное поведение и появляется мотивация к обучению. Помимо этого, эмоциональная готовность к школе означает, что ребенок уже научился управляться своими эмоциями и приобрел важное умение сосредотачиваться.

3. Социальная готовность

В это понятие входит потребность ребенка в общении, способность принимать роль ученика и умение слушать, а также способность к обучению и умение подчиняться правилам, принятым в коллективе.

Все эти критерии готовности детей к обучению в школе необходимы детям для успешного начала обучения в школе.

Начало обучения является периодом адаптации. Что это такое: это привыкание ребенка к новым для него условиям. Этот период длится в легких случаях до трех месяцев. В более сложных – до полугода. Но такие случаи бывают крайне редко. Те дети, которые посещали детский сад, конечно же, адаптируются легче, чем те которые не посещали. Многие дети, приходя в школу, очень неуверенно и тревожно чувствуют себя в коллективе. Это связано с тем, что в отличие от предыдущих поколений, воспитанных на дворовых, коллективных играх, современные дети привыкли проводить свое свободное время один на один с телевизором или компьютером. Они не обладают элементарными навыками общения, не знают, как правильно себя вести в коллективе. На этой почве нередко возникают конфликты со сверстниками и с учителями, формирующие в сознании ребенка негативное отношение к школе и к процессу обучения в частности.

Сейчас наблюдаются следующие особенности современных детей – будущих первоклассников:

-различие паспортного и физического развития;

-обширная бессистемная информированность по любому вопросу за счет современных средств общения (телефоны, планшеты, компьютеры),

-наблюдается сильное ощущение своего я, свободное независимое поведение, наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых;

-слабое здоровье, в результате чего в подвижные игры дети играют редко.

Основные показатели благоприятной адаптации это, прежде всего сохранение физического, психического и социального здоровья; установление контакта с учащимися и с учителем, формирование адекватного поведения, овладение навыками учебной деятельности.

Наша цель – это определение степени адаптации первоклассника к школьному обучению и объединение усилий школы и семьи по снятию адаптационных проблем ребенка. Педагогический коллектив ставит перед собой такие задачи, как выявление основных проблем адаптационного периода, определение направлений работы с первым классом, изучение механизма адаптации первоклассника в новых для него условиях. И в дальнейшем с моей стороны – это анализ результатов диагностики и выявление противоречий проблем. Все  наши усилия будут направлены на благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Для  того чтобы этот период у детей проходил более гладко, я дам вам следующие рекомендации.

  • Плавно подгоняйте режим дня к новому распорядку. Старайтесь укладывать ребенка до 10 вечера  и поднимать около 8 утра. Недосыпание негативно сказывается на состоянии ребенка и соответственно на обучении. Перед сном необходимо исключать подвижные игры и другую активную деятельность. Вместо этого можно ребенку почитать на ночь книгу.
  • Укрепляйте здоровье ваших детей, чтобы они меньше были подвержены заболеваниям.
  • Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы.
  • Вовлекайте ребенка в процесс подготовки к школе: покупайте вместе портфель, дайте  ему возможность самому выбрать школьные принадлежности. Придя  домой не прячьте все это в шкаф, а дайте ребенку привыкнуть к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает школьные принадлежности на столе. В общем, пусть привыкает  к новой для него роли ученика.
  • Очень полезны для ребенка будут занятия на развитие мелкой моторики, т.е. это те задания, в которых работают руки и пальчики. Это вырезание по контуру, лепка, рисование, штрихование, раскрашивание, завязывание шнурков, нанизывание бус и т.п. Если мелкая моторика хорошо развита, то ребенку будет легче учиться писать. Также это очень тесно связано с развитием речи, т.к. зона мозга, отвечающая за мелкую моторику, расположена рядом зоной мозга, отвечающей за речь. Стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
  • Обращайте внимание на то, как ребенок держит ручку, карандаш, какая у него осанка, где расположена тетрадь, альбом.
  • Для того чтобы ребенок не потерял интерес к обучению, старайтесь не перегружать его интенсивными занятиями за полгода до школы.
  • Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.
  • Постарайтесь понять трудности вашего ребенка и не требовать слишком много от него, а положительно подбадривать его, т.к. чрезмерные требования могут привести к повышенной тревожности.
  • Обязательно замечайте в ребенке все хорошее все положительное и говорите ему об этом, и что вы при этом чувствуете. Такое отношение формирует положительные качества личности.
  • Постарайтесь создать в семье благоприятную атмосферу не только в отношении «родители – ребенок», но и в отношении «родитель – родитель», в противном случае у ребенка может падать успеваемость. Ребенок чутко ловит малейшие изменения в настроении родителей и интуитивно определяет, когда они в ссоре, даже если внешне ведут себя как обычно.
  • В присутствии ребенка высказывайтесь позитивно в адрес школы и учителей, - это будет формировать положительное отношение к школе и к обучению.  
  • Если у ребенка возникнут трудности в школе,        расскажите о своей школьной жизни, делая акцент на том, что у вас были  тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?
  • Запретите себе сравнивать своего ребенка с другими детьми. Подобные сравнения приведут или к повышенной гордости – «Я лучше всех!», или к падению самооценки и зависти другим – «Я хуже, чем он…». Сравнивать вы можете только своего ребенка с ним самим, его новые успехи с прежними достижениями.
  • Учите дитя управлять своими эмоциями. Это не значит подавление и замалчивание своих проблем и страхов. Но развитие произвольного поведения очень важно для каждого человека. Школьник должен уметь при необходимости подчиниться правилам, точно выполнять, внимательно слушать задания. Помочь в этом могут игры по правилам и дидактические игры – через них ребенок может прийти к пониманию школьных заданий.
  • Проявляйте неподдельный интерес к классу, школе, в которую ходит ваше дитя. Обязательно выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать.
  • Любите своего ребенка безусловно, несмотря ни на что. Нельзя ребенку ставить условия: «Я тебя люблю, только когда ты хорошо ведешь себя (получаешь хорошие оценки и т.п.)», «Когда ты так делаешь, я тебя не люблю».  Если ребенок не слушается, балуется, лучше сказать: «Мне не нравится твое поведение, но любить я тебя буду всегда». Условная любовь вызывает в ребенке чувство тревоги, делает их несчастными и грустными.  Часто такие дети становятся взрослыми, которым трудно считать себя достойным какой-то награды, уважения или хорошего отношения к себе.

Применение данных рекомендаций поможет детям успешней пройти трудный жизненный этап, сохранить их здоровье, благоприятную атмосферу в семье, построить конструктивные отношения с новыми для них людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление перед родителями будущих первоклассников "Психологическая подготовка ребенка к школе"

Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяет...

Выступление перед родителями будущих первоклассников

материал для родителей будущих первоклассников...

Выступление перед родителями будущих первоклассников

Как научить ребенка развить мелкую моторику рук....

выступление для родителей будущих первоклассников

советы родителям по развитию речи...

Выступление для родителей будущих первоклассников

Выступление педагога на собрании перед родителями будущих первоклассников...

Выступление перед родителями будущих первоклассников "Развитие мелкой моторики. Как подготовить руку к письму"

Писать первоклассники начинают практически с первого школьного дня. Но не всем это дается легко. У ребенка бывает слабо развита пишущая рука, пальцы кисти руки, слабая координация движений. Это затруд...

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....