Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

Спевакова Ольга Владимировна

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности. Эта программа рассчитана для 3 класса на учебный год, 2 раза в неделю (68ч.).

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

      — развитие моторики, графомоторных навыков;

      — тактильно-двигательное восприятие;

      — кинестетическое и кинетическое развитие;

      — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

      — развитие зрительного восприятия;

      — восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

      — развитие слухового восприятия;

      — восприятие пространства;

      — восприятие времени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_psihomotoriki_i_sensor_protsessov_3b_kl.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Любимовская Средняя Общеобразовательная школа»

Большесодатского района Курской области

Рассмотрено

yа заседании МО

учителей гуманитарного цикла

Протокол от «26» мая 2017г.

№5

Согласовано заместитель директора по УВР

___________ / О.И. Алтухова /

От «26» мая 2017г.

Утверждаю директор школы

_____________/ В.И. Алтухов/

Приказ от «29» мая 2017г.

№48/3

Рабочая программа

по

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

для 3 б класса

на 2017/2018 учебный год

Составил:

Педагог психолог

Спевакова Ольга Владимировна

С.Любимовка

2017г.

Пояснительная записка

        Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г

Предлагаемый курс  направлен на решение следующих задач:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Содержание учебного курса

Программа рассчитана на учебный год, 2 раза в неделю (68ч.). Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

      — развитие моторики, графомоторных навыков;

      — тактильно-двигательное восприятие;

      — кинестетическое и кинетическое развитие;

      — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

      — развитие зрительного восприятия;

      — восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

      — развитие слухового восприятия;

      — восприятие пространства;

      — восприятие времени.

        

        Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.).

        В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся

должны научиться:

      — ориентироваться на сенсорные эталоны;

      — узнавать предметы по заданным признакам;

      — сравнивать предметы по внешним признакам;

      — классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

      — составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

      — практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

      — давать полное описание объектов и явлений;

      — различать противоположно направленные действия и явления;

      — видеть временные рамки своей деятельности;

      — определять последовательность событий;

      — ориентироваться в пространстве;

      — целенаправленно выполнять действия по инструкции;

      — самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

      — опосредовать свою деятельность речью.

        На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (2 раза в год). В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).

Календарное планирование

№п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Обследование детей.

1

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

12

Тактильно-двигательное восприятие.

5

Кинестетическое и кинетическое развитие.

4

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

14

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

6

Восприятие особых свойств предметов.

6

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

6

Восприятие пространства.

6

Восприятие времени.

7

Итого                                              68ч.

Календарно-тематический план курса

№п/п

Название раздела, тематика занятий

Количество
часов

Дата проведения

план

факт

1

Обследование  детей

1

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков (12ч.)

2

Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»)

1

3

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

1

4

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

1

5

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

1

6

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

1

7

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

1

8

Рисование бордюров по образцу

1

9

Графический диктант (зрительный и на слух)

2

10

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

2

11

Работа в технике объемной и рваной аппликации

1

Тактильно-двигательное восприятие

(5ч.)

12

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

1

13

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»

2

14

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

1

15

Игры с сюжетной мозаикой

1

Кинестетическое и кинетическое развитие(4ч.)

16

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений

2

17

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

2

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

(14ч.)

18

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

1

19

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала

1

20

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

1

21

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.)

1

22

Дидактическая игра «Часть и целое»

1

23

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

2

24

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

1

.

25

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

1

26

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

1

37

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

1

28

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

2

29

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей ()

2

Развитие зрительного восприятия (6ч.)

30

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

1

31

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)

1

32

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами

1

33

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

1

34

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)

1

35

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

Восприятие особых свойств предметов (6ч.)

36

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник)

1

37

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

1

38

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

2

39

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

2

Развитие слухового восприятия(6ч.)

40

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

1

41

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

2

42

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

1

43

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков

1

44

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

1

Восприятие пространства(7ч.)

45

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

1

46

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»

1

47

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату»

1

48

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

1

49

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа

1

50

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа)

1

51

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

1

Восприятие времени (7ч.)

52

Определение времени по часам

2

53

Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч)

2

54

Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»

1

55

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

2

56

Времена года, их закономерная смена.

1

57

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

Рабочая программа по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» во 2 классе коррекции VIII вида

Рабочая программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процесов во 2 классе коррекции VIII вида"  разработана на 34 часа, содержит цели и задачи. Подробно прописаны виды работ на зан...

Рабочая программа корррекционно-развивающих занятий для 1-2 классов "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Данная рабочая программа составлена для работы с детьми с легкими интеллектуальными нарушениями (1 вариант) 1 и 2 классов. Занятия проводятся учителем индивидуально или по подгруппам в рамках коррекци...

Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Класс: 3

Психологическая игра «Волшебный камешек» Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. «Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда...