Главные вкладки

    Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 3 класса
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Спевакова Ольга Владимировна

    Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности. Эта программа рассчитана для 3 класса на учебный год, 2 раза в неделю (68ч.).

    Курс предусматривает изучение следующих разделов:

          — развитие моторики, графомоторных навыков;

          — тактильно-двигательное восприятие;

          — кинестетическое и кинетическое развитие;

          — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

          — развитие зрительного восприятия;

          — восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

          — развитие слухового восприятия;

          — восприятие пространства;

          — восприятие времени.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_psihomotoriki_i_sensor_protsessov_3b_kl.docx33.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Любимовская Средняя Общеобразовательная школа»

    Большесодатского района Курской области

    Рассмотрено

    yа заседании МО

    учителей гуманитарного цикла

    Протокол от «26» мая 2017г.

    №5

    Согласовано заместитель директора по УВР

    ___________ / О.И. Алтухова /

    От «26» мая 2017г.

    Утверждаю директор школы

    _____________/ В.И. Алтухов/

    Приказ от «29» мая 2017г.

    №48/3

    Рабочая программа

    по

    Развитие психомоторики и сенсорных процессов

    для 3 б класса

    на 2017/2018 учебный год

    Составил:

    Педагог психолог

    Спевакова Ольга Владимировна

    С.Любимовка

    2017г.

    Пояснительная записка

            Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г

    Предлагаемый курс  направлен на решение следующих задач:

    • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
    • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
    • формирование пространственно-временных ориентировок;
    • развитие слухоголосовых координаций;
    • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
    • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
    • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
    • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
    • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

    Содержание учебного курса

    Программа рассчитана на учебный год, 2 раза в неделю (68ч.). Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

    Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.

    Курс предусматривает изучение следующих разделов:

          — развитие моторики, графомоторных навыков;

          — тактильно-двигательное восприятие;

          — кинестетическое и кинетическое развитие;

          — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

          — развитие зрительного восприятия;

          — восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

          — развитие слухового восприятия;

          — восприятие пространства;

          — восприятие времени.

            

            Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.).

            В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся

    должны научиться:

          — ориентироваться на сенсорные эталоны;

          — узнавать предметы по заданным признакам;

          — сравнивать предметы по внешним признакам;

          — классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

          — составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

          — практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

          — давать полное описание объектов и явлений;

          — различать противоположно направленные действия и явления;

          — видеть временные рамки своей деятельности;

          — определять последовательность событий;

          — ориентироваться в пространстве;

          — целенаправленно выполнять действия по инструкции;

          — самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

          — опосредовать свою деятельность речью.

            На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (2 раза в год). В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).

    Календарное планирование

    №п/п

    Содержание учебного материала

    Количество часов

    Дата проведения

    план

    факт

    Обследование детей.

    1

    Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

    12

    Тактильно-двигательное восприятие.

    5

    Кинестетическое и кинетическое развитие.

    4

    Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

    14

    Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

    6

    Восприятие особых свойств предметов.

    6

    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

    6

    Восприятие пространства.

    6

    Восприятие времени.

    7

    Итого                                              68ч.

    Календарно-тематический план курса

    №п/п

    Название раздела, тематика занятий

    Количество
    часов

    Дата проведения

    план

    факт

    1

    Обследование  детей

    1

    Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков (12ч.)

    2

    Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»)

    1

    3

    Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

    1

    4

    Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

    1

    5

    Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

    1

    6

    Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

    1

    7

    Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

    1

    8

    Рисование бордюров по образцу

    1

    9

    Графический диктант (зрительный и на слух)

    2

    10

    Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

    2

    11

    Работа в технике объемной и рваной аппликации

    1

    Тактильно-двигательное восприятие

    (5ч.)

    12

    Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

    1

    13

    Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»

    2

    14

    Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

    1

    15

    Игры с сюжетной мозаикой

    1

    Кинестетическое и кинетическое развитие(4ч.)

    16

    Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений

    2

    17

    Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

    2

    Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

    (14ч.)

    18

    Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

    1

    19

    Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала

    1

    20

    Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

    1

    21

    Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.)

    1

    22

    Дидактическая игра «Часть и целое»

    1

    23

    Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

    2

    24

    Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

    1

    .

    25

    Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

    1

    26

    Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

    1

    37

    Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

    1

    28

    Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

    2

    29

    Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей ()

    2

    Развитие зрительного восприятия (6ч.)

    30

    Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

    1

    31

    Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)

    1

    32

    Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами

    1

    33

    Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

    1

    34

    Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)

    1

    35

    Упражнения для профилактики и коррекции зрения

    1

    Восприятие особых свойств предметов (6ч.)

    36

    Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник)

    1

    37

    Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

    1

    38

    Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

    2

    39

    Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

    2

    Развитие слухового восприятия(6ч.)

    40

    Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

    1

    41

    Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

    2

    42

    Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

    1

    43

    Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков

    1

    44

    Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

    1

    Восприятие пространства(7ч.)

    45

    Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

    1

    46

    Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»

    1

    47

    Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату»

    1

    48

    Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

    1

    49

    Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа

    1

    50

    Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа)

    1

    51

    Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

    1

    Восприятие времени (7ч.)

    52

    Определение времени по часам

    2

    53

    Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч)

    2

    54

    Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»

    1

    55

    Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

    2

    56

    Времена года, их закономерная смена.

    1

    57

    Дидактическая игра «Когда это бывает?»

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.

    Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

    * Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" Раздел 3. Коррекция сенсорных процессов Модуль 3. Восприятие времени Тема: Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

    Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго....

    Конспект открытого коррекционного занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3 класс «Веселое путешествие».

    Цель: Закрепление знаний учащихся о форме предметов и основных цветах.Задачи: 1. Обобщить знания учащихся об основных геометрических фигурах и основных цветах;2. Развивать у учащихся пространств...

    Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

    Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

    Групповое занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс Тема: «Растения».

    Групповое занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс. Лексическая тема: "Растения"...

    Рабочая программа "Чтение и развитие речи",3 класс 8 вид

    Данная программа составлена на основе программы  для специальных  ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....

    Рабочая программа"Письмо и развитие речи", 3 класс 8 вид

    Данная программа составлена на основе программы  для специальных   ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....