Адаптированная образовательная среда в жизни ребенка с ОВЗ
статья на тему
Наличие в классе ребенка или детей с особыми образовательными потребностями (это дети и с нарушениями в развитии, и детей с нарушенным здоровьем, и обычные дети, испытывающие временные трудности в освоении образовательной программы), требует дифференцированного обучения, предполагающее разный подход к разным детям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная образовательная среда в жизни ребенка с ОВЗ
В июне 2012 года Указом Президента России была утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году, указывает, что обучающимся в образовательных учреждениях предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
Таким образом, сегодня родители ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в том числе ребенка-инвалида, могут привести его в любую ближайшую образовательную организацию (школу, дошкольное образовательное учреждение), и администрация образовательной организации будет не вправе отказать в приеме.
Но как учителю, в чьем классе оказался такой ребенок, работать с ним, особенно если у учителя нет специального дефектологического образования?
Частичный ответ на этот вопрос дают Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Так ФГОС общего образования позволяет заложить в основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении, все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др. Но все же, эти меры не разъясняют, как быть конкретному учителю в его конкретной ситуации.
В официальных документах решение проблем, возникающих с приходом в массовые образовательные организации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), видится в развитии интегрированного (иногда пишут «интегративного») или инклюзивного обучения. Эти два понятия часто путают, хотя между ними есть существенные различия.
Интегрированным называется обучение, когда ребенка с ОВЗ помещают в обычный общеобразовательный класс и стараются помочь ему освоить массовую образовательную программу (организуют дополнительные занятия, индивидуальную психолого-педагогическую помощь и др.).
Инклюзивным называется такое обучение, когда изменяют саму систему образования в учреждении таким образом, чтобы она позволяла обучаться с равным успехом и обычным, и «особенным» детям.
В отличие от интеграции инклюзивное образование предполагает создание необходимой адаптированной образовательной среды для максимальной реализации индивидуальных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Достигается это за счет изменений в образовательной среде:
- специальное оборудование классов,
- выделение в них разных зон — для индивидуальной работы, групповой работы, отдыха, использование цветового оформления помещений, специальных дидактических материалов),
- изменения в образовательной программе (наряду с общеобразовательной используются адаптированные программы, реализуются индивидуальные программы реабилитации «особых» детей, а также программы, направленные на развитие толерантности у основной группы детей по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, и др.).
- наличие у ребенка помощника (тьютора), который назначается, как правило, если в классе ребенок фактически учится по программе, отличающейся от массовой, или если ребенку в процессе учебы обязательно требуется какая-то помощь.
Инклюзивное обучение, в отличие от интегрированного, не подразумевает обязательного освоения детьми с ОВЗ массовой образовательной программы.
Наличие в классе ребенка или детей с особыми образовательными потребностями (это дети и с нарушениями в развитии, и детей с нарушенным здоровьем, и обычные дети, испытывающие временные трудности в освоении образовательной программы), требует дифференцированного обучения, предполагающее разный подход к разным детям.
Как показала практика, одной из важнейших составляющих адаптированной образовательной среды является владение учителем специальными психолого-педагогическими знаниями о ребенке с особыми образовательными потребностями (дифференциация образовательных затруднений с определенным видом нарушения).
Вспомним какие же это особенности в развитии:
Дети с речевыми нарушениями | Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
|
Дети с задержкой психического развития | Дети с ЗПР - это дети с замедленным темпом развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
|
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата | Это дети, у которых ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Для них характерно:
|
Дети с умственной отсталостью | Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности.
|
В соответствии с особенностями в развитии дифференцировать обучение необходимо:
по содержанию (чему учить?),
по методам (как учить?)
по результатам (как дети могут продемонстрировать то, чему научились?).
В этом случае учителя могут ставить цели, соответствующие уровню развития их учеников, предоставлять ученикам доступ к учебным материалам в разных модальностях (слуховой, зрительной, осязательной) и позволить ученикам демонстрировать, чему они научились, разными способами (устно, письменно, в виде тестов, с использованием систем альтернативной коммуникации — жестового языка, карточек PECS — и др.).
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны на родительском собрании по теме: «Формирование здорового образа жизни. Создание здоровьесберегающей образовательной среды».
Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем ор...
Формирование здорового образа жизни. Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде.
Формирование здорового образа жизни. Профилактиказлоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде....

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде.
В работе описываются методы, позволяющие раскрыть возможности талантливых детей в условиях школьного обучения....

Педагогические условия успешной адаптации одаренного ребенка в образовательной среде.
В данной работе раскрываются условия адаптации одаренного ребенка в образовательной среде....

Часть адаптированной образовательной программы «Технология» для ребенка с ОВЗ.
Часть адаптированной образовательной программы «Технология» для ребенка с ОВЗ....

Отчет по теме самообразования «Формирование здорового образа жизни в образовательной среде через здоровьесберегающие технологии»
За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации дв...

Мастер-класс "Формирование здорового образа жизни детей в образовательной среде"
Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.Генрих Гейне...
