Трудности адаптационного периода при переходе из начальной школы в основную.
статья на тему

Холодкова Ирина Викторовна

В статье говорится о том, какие трудности испытывают пятиклассники в адаптационный период, даны рекомендации по снижению негативных последствий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_adaptatsionnogo_perioda.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в основную рассматривается в образовании как психологическая проблема, поэтому   переход со ступени начального образования в среднюю ступень должен стать предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.

Г. А. Цукерман в статье «Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема» говорит: «Кризис образовательный деструктивен, рукотворен (построен руками работников образования), его можно и должно устранить». Учителя старших классов должны оказать помощь учащимся в этот трудный для них период.

Для того чтобы смягчить период адаптации, надо знать причины, которые могут привести учащихся к дезадаптации.

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено, предусматривает три этапа: 

- подготовительный (4 класс);

- адаптационный; 

- стабилизационный. 

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным. Переход в 5 класс создаёт сильную нагрузку на нервную систему ученика, что нередко приводит к быстрому её истощению и к стрессу.

При этом выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Существуют индивидуальные причины возможных трудностей в учении пятиклассников: типологические особенности, низкая мотивация учения, устойчивая завышенная самооценка, несформированность мыслительных операций.

Адаптационный период может длиться у разных детей в зависимости от психологических особенностей от 1 месяца до 1 года.

Так или иначе, адаптационный период неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Ученикам необходимо время, чтобы приспособиться к новым условиям. 

Сложность ещё состоит в том, что в это время происходит синхронизация двух кризисов: кризиса перехода в среднее звено и кризиса подросткового возраста.

Во-первых, это физиологические изменения, происходит рост и изменение организма. Ученик может стать плаксивым, ему всё время хочется спать. Может проявляться рассеянность, ослабление памяти, внимания.

Во-вторых, возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Для младшего школьника ведущей деятельностью является учебная. Для младшего подросткового возраста ведущей деятельностью становится общение. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает мнение коллектива, общественная оценка.

В-третьих, по сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка.

Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя.

Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит. Подросток, как правило, не забывает обид от взрослых.

Рассмотрим причины, содержащиеся в организации учебного пространства.

 Одной из важнейших проблем является увеличившееся количество учителей с разными характерами, требованиями, стилем общения. Учащиеся даже не сразу могут запомнить имена новых учителей. Разные требования к оформлению работ, к уровню ответа. Возросший темп работы: дети не успевают быстро писать, возросший объём работы на уроках и дома являются причинами для снижения успеваемости.

Учитель начальных классов, доведя свой класс до выпуска, проработал с этими детьми четыре года, он помнит их неумелыми первоклассниками, знает, сколько трудностей преодолел каждый ученик, и отчётливо видит, как каждый ребёнок вырос и какой потенциал накопил. Выпуская класс, учитель радуется их достижениям. Принимая новый класс, в средней школе, учитель-предметник приходит на урок из старших классов и видит своих новых учеников маленькими, несмышлёными, несамостоятельными и предъявляют массу претензий.

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребёнок забыл физкультурную форму, не принёс альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребёнка создаётся впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. Часто у учеников возникает чувство одиночества.

Поскольку пятиклассники оказываются предоставленными сами себе, т. е. происходит резкое снижение уровня опеки по сравнению с начальной школой – это отражается и на их поведении. Учащиеся начинают изучать свои новые возможности в проявлении свободы. Однако, у многих детей ещё недостаточный уровень самоконтроля поэтому, могут возникать спонтанные драки на перемене, нарушение дисциплины на уроке. Как следствие перевозбуждения на перемене, на уроке у детей может нарушаться концентрация внимания.

Ещё одной причиной является отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.

Оказывает влияние и смена позиции ученика. В начальной школе четвероклассники - старшие, и дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и сразу чувствуют свою незащищенность. 

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет свои положительные стороны. У ученика есть возможность всё начать с чистого листа. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся стереотипы в начальной школе. Появление новых учителей может сыграть и положительную роль. Новый учитель - всегда шанс для ребёнка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому. И тут большая роль возлагается на учителей, которые могут заинтересовать своим предметом, поддержать любые положительные проявления учащихся.

Каковы же признаки дезадаптации:  усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; нежелание выполнять домашние задания; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; жалобы, связанные со школой; беспокойный сон; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие. 

Получается, что учащиеся, которые ещё вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

 Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями.  

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности. Они испытывают растерянность, всё время всё путают и забывают, не могут сосредоточиться на учёбе.

Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Всё это ведёт к снижению успеваемости!

Многих кризисных явлений перехода из начальной школы в среднее звено можно избежать, если сам переход строится как мягкий и постепенный.

Проявляйте терпение, внимание к ребёнку, хвалите тех учеников, которые в этом нуждаются. Если отношения учитель - ученик продолжают строиться по модели начальной школы, то типичные негативные явления переходного периода удаётся избежать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления" родительское собрание

Психолого-педагогическая служба. Родительское собрание для родителей 4-классников по теме "Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления".Цель проведения: формирование у родителей ...

Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления.

План родительского собрания в конце 4 класса и презентация к нему. Рекомендации родителям....

Родительское собрание "Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления".

Цель: формирование у родителей представлений о причинах трудностей адаптационного периода.Задачи - проанализировать ожидания детей от перехода в среднее звено; наметить пути взаимодействия педаг...

Выступление на педсовете «Модель взаимодействия при переходе из начальной школы в основную»

Представлена технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата   в  условиях введе...

Родительское собрание "Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в основную"

Данный материал содержит в себе доклад,анкету,памятки для родителей, с которыми можно ознакомить родителей(законных представителей) на последнем в начальной школе собрании....

Портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе. Трудности адаптационного периода младших школьников.

Презентация "Портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе. Трудности адаптационного периода младших школьников."...