Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления.
методическая разработка (4 класс) по теме

Шевель Лариса Валентиновна

План родительского собрания в конце 4 класса и презентация к нему. Рекомендации родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления.

Цель: формировать у родителей представления о причинах трудностей адаптационного периода

Задачи: проанализировать ожидания детей от перехода в среднее звено; наметить пути взаимодействия педагогического коллектива по преодолению трудностей периода адаптации в 5 классе.

Ход собрания

I. Подготовительный этап.

1) Провести анкетирование учащихся в форме сочинения.

2) Пригласить на собрание учителей-предметников, которые будут вести уроки в 5 классе, психолога, будущего классн6ого руководителя.

3) Составить сравнительную характеристику младшего школьного возраста и подросткового.

II. Организационный этап.

Раздать тексты сочинений родителям. Обработать сочинения и сделать сводную таблицу ожиданий выпускников. Составить сравнительную характеристику младшего школьного возраста и подросткового. Раздать распечатки на столы.

III. Проведение педагогического всеобуча.

Классный руководитель:

Переход из начальной в среднюю школу, т.н. «второй адаптационный период», несёт много проблем и огорчений. Снижается успеваемость, у школьников появляются осознанные и неосознанные реакции отторжения школы. А, казалось бы, должно быть всё наоборот: ребёнок стал физически крепче, психологически устойчивее, расширились его социальные связи. Но почему-то возникают проблемы.

    Конечно, это связано с рядом объективных причин: смена одного учителя на нескольких, предметное обучение, увеличение школьной нагрузки, кабинетная система. Однако происходят изменения и внутреннего мира ребёнка. Давайте посмотрим, как меняется отношение школьника к окружающему миру, людям, какой вид деятельности вносит наибольший вклад в его развитие, какие физиологические изменения происходят в организме.

(Таблица)

Младший школьный возраст

(7-11 лет)

Подростковый возраст

(11-15 лет)

Особенности социальной ситуации

(отношения ребёнка к окружающему миру)

Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых

Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых.

Ведущая деятельность

(деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие)

Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством.

Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому.

Особенности системы ценностей.

Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам.

Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.п.

Физиологические способности

Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга

Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме.

Таким образом, изменяются социальные отношения (преобладает стремление к общению со сверстниками), критерии оценки успеха, на поведение ребёнка оказывают влияние физиологические изменения.

В результате этих изменений в 5 классе накапливается целый клубок противоречий, школьных затруднений, что оказывает воздействие на результаты учёбы, на отношение со взрослыми и сверстниками. Проблемы, возникающие в 5 классе, являются постоянным предметом изучения педагогов и психологов. Однако их пути решения пока не найдены. Задача взрослых (родителей, педагогов) – постараться создать условия для сглаживания проблем. Взрослые должны понимать осознавать причины их возникновения и оказывать всяческую поддержку учащимся.

    Поэтому целью сегодняшнего собрания является создание плана мероприятий по предупреждению дезадаптации пятиклассников.

Опрос среди учащихся 5-х классов выявляет ряд проблем, возникающих в адаптационный период:

1. Трудности при взаимодействии с учителями.

2. Тревожность при ответах у доски.

3. Страх перед контрольными работами.

4. Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.

5. Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.

Начинать работу по предупреждению проблем надо уже в 4 классе.

  • организация посещения класса учителями среднего звена;
  • знакомство выпускников с будущим классным руководителем;
  • ознакомление классного руководителя с психолого-педагогическими картами учащихся;
  • посещение будущим классным руководителем наших уроков и внеклассных мероприятий;
  • диагностическое педагогическое исследование детских ожиданий от 5 класса.

Сегодня на родительское собрание пришли учителя-предметники, психолог, классный руководитель. Они поделятся своими впечатлениями и дадут свои рекомендации.

IV. Выступление психолога, учителей.

V. Знакомство с результатами педагогического исследования

Классный руководитель: 

С целью определения ожиданий учащихся я поручила детям написать сочинение «Скоро я стану пятиклассником».

Ребятам были предложены вопросы.

1. Хочется ли тебе перейти в 5 класс?

2. Чего ты ожидаешь от себя в 5 классе?

3. Хочешь ли ты изменить что-либо в себе?

4. Чего ты ожидаешь от своих одноклассников?

5. Чего ты ожидаешь от учителя и классного руководителя в 5 классе?

6. Чего ты ожидаешь от родителей?

7. Что тебя пугает, чего ты боишься, чего плохого ждёшь от 5 класса?

8. Чего хорошего ты ждёшь от 5 класса?

Ответы на эти вопросы позволили мне определить наиболее типичные ожидания, проблемы, страхи, опасения. С результатом этого исследования я хочу вас познакомить.

(Сводная таблица ожиданий)

Итак, по итогам исследования, выявилась следующая картина:

  • негативные ожидания имеют…
  • позитивные ожидания имеют…
  • среди негативных ожиданий чаще встречаются такие:

- боятся трудностей в обучении

- боятся кабинетной системы

- боятся нового коллектива

- боятся, что будут ругать родители

Проанализировав ответы учащихся, мы составили план действий:

1. Учителям предметникам разработать единые требования к пятиклассникам, обеспечить щадящий режим в период адаптации.

2. Классному руководителю и родителям организовать мероприятия по сплочению вновь созданного детского коллектива.

3. Родителям создать благоприятную домашнюю обстановку для преодоления трудностей в период адаптации.

 VI. Подведение итогов родительского собрания

Классный руководитель.

- Всем взрослым – педагогам, родителям, администрации – необходимо понимать и осознавать проблемы, которые возникают в этот период обучения, и их причины. Об этом мы сегодня и поговорили на собрании. В заключении разрешите вручить вам памятки.

(Памятки)

 VII. Анализ итогов родительского собрания.

1. Классный руководитель анализирует результаты собрания, составляет план мероприятий адаптационного периода в 5 классе.

2. Психолог проводит занятия с детьми, показавшими высокий уровень тревожности.

3. Члены родительского комитета намечают план внеклассных мероприятий по сплочению вновь созданного детского коллектива на период I четверти следующего учебного года.

Памятка для родителей.

1. Каждый день спрашивайте сына или дочку «Как дела?». Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.

2. Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнения.

3. Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что он должен делать, но знает, что в любой момент придёте на помощь.

4. Чаще обнимайте, целуйте сына или дочку, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так знает, что вы его любите.

5. Это неправда, что с возрастом детям всё меньше нравятся физические контакты с родителями (объятия, поцелуи). Но уважайте дистанцию, устанавливаемую ребёнком.

6. Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда это ему необходимо.

7. Поговорите с каждым из школьных учителей хотя бы раз в год.

8. Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерётся? Ему трудно?

9. Сделайте всё, чтобы сыну или дочке было спокойно, комфортно дома, чтобы со своими проблемами они шли домой, а не к чужим людям и в сомнительные компании.

Используемая литература:

И. Ф. Яценко Родительские собрания: 4 класс – М.: ВАКО, 2008 г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления" родительское собрание

Психолого-педагогическая служба. Родительское собрание для родителей 4-классников по теме "Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления".Цель проведения: формирование у родителей ...

Родительское собрание "Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления".

Цель: формирование у родителей представлений о причинах трудностей адаптационного периода.Задачи - проанализировать ожидания детей от перехода в среднее звено; наметить пути взаимодействия педаг...

Родительское собрание на тему: «Трудности адаптационного периода в пятом классе и пути их преодоления»

В данном материале представлены трудности перехода учащихся в 5 класс и пути их преодоления....

Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути его преодоления.

Презентация для родительского собрания в конце 4 класса обучения в начальной школе....

Родительское собрание в 1 классе, посвященное трудностям адаптационного периода: « Встреча Взрослого и Ребенка».

Знакомство родителей будущих первоклассников с особенностями развития детей 7-го года жизни...

Адаптационный период у первоклассников и пути его преодоления

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования- на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при ...