Главные вкладки

    Приемы эффективной работы педагога-психолога с детьми в период адаптации к ОУ
    статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Ракова Елена Владимировна

    Как педагог-психолог помогает создавать условия для позитивной адаптации школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sozdanie_usloviy_pozitivnoy_adaptatsii_shkolnikov.docx15.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Одним из приемов эффективной работы педагога-психолога с детьми в период адаптации к ОУ является игровая терапия с помощью различных изо-материалов.
    Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра.

    Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.

    Российский психолог Д. Б. Эльконин полагает, что игра — это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых. В. В. Зеньковский пишет: «Игры, в их внутреннем чтении, независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию, служат задачам эмоциональной жизни ребенка; в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих вопросов и задач». Игра, согласно Зеньковскому, это «средство телесного и психического выражения чувства».

    Механизм психокоррекционного воздействия игровой терапии.

    Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом (катарсис). Включение волевых механизмов, активизация творческого поиска новых, более адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глубоким пониманием собственного Я и своих отношений со значимыми другими, способствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне.

    Детская игра обеспечивает ребенку безопасность, «психический простор» и «психическую свободу», необходимую для того, чтобы «могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы». Л. С. Выготский говорит о психологическом родстве искусства и игры в мире ребенка. Творчество тоже включается в этот процесс игры. Первые ассоциативные образы, созданные детьми младшего дошкольного возраста, являются для ребенка как бы «живыми» и легко включаются им в ситуацию игры. Ребенок может испугаться своего страшного рисунка или же радоваться веселому изображению. Для ребенка игра — это естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. В игре ребенок легко открывает свои истинные чувства и переживания. Все, что беспокоит ребенка, волнует его, он может выразить в игре. Это удивительный вид творчества ребенка. Ведь игра — это работа с воображением и фантазией. Игра не направлена на достижение какой-либо цели, дети наслаждаются самим процессом игры. Рисунок, как игра, «компенсирует малые права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему». Удваивая реальность на рисунке, ребенок разыгрывает жизненные ситуации, получая от этого определенного рода удовольствие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников

    Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...

    Использование сенсорной комнаты в работе педагога-психолога в коррекционно – развивающих занятиях с учащимися, испытывающими трудности социальной адаптации.

    Статья о деятельности педагога - психолога во время проведения коррекционно - развивающих занятий с использованием ресурсов сенсорной комнаты....

    Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения

    Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...

    Индивидуальный план работы педагога-психолога на межаттестационный период

    Индивидуальный план школьного педагога-психолога на межаттестационный период....

    «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»

    Речевое развитие является важнейшим аспектом обще­го психического развития в детском возрасте. Речь нераз­рывно связана с мыслительной деятельностью, а мышление не может успешно развиваться бе...

    "Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ"

    laquo;Ребёнок должен знать, что есть дом, где его принимают и любят таким, какой он есть. Есть место – где его безумно любят. И это место – твоё сердце»....