«Карта готовности к школьному обучению как один инструментов решения проблемы повышения качества образования»
консультация на тему

Тверитинова Татьяна Александровна

На наш взгляд, одним из инструментов решения проблемы повышения качества образования является использование «Карты готовности к школьному обучению».  Карта позволяет осуществлять  длительный  и систематический мониторинг динамики развития  личности ученика в образовательном процессе, сформированности метапредметных знаний и обобщенных способов деятельности. Дает четкое и реальное  представление о планируемых и достигнутых результатах обучения на каждой ступени образования. Педагоги, владея информацией об особенностях развития каждого ученика, получают  возможность более качественно  осуществлять процесс обучения. И, как следствие, повышается качество образования в целом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         http://sch2051uv-new.mskobr.ru/images/cms/thumbs/1f1204c38f5d7f50f0ab6bcf597ef97666ee60e8/1485779178ema_jpg_250_135.jpg

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Тема: «Качество образования: анализ условий, проблем, пути решения»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Тема: «Карта готовности к школьному обучению как один инструментов решения проблемы повышения качества образования»

Подготовила: педагог-психолог  

                        Тверитинова Татьяна Александровна

г.Москва

10 октября 2018 г.

Эпиграф к выступлению

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»

Л. С. Выготский

План выступления:

  1. Актуальность использования «Карты готовности к школьному обучению».
  2. Описание содержания и специфики использования «Карты готовности к обучению»

Цель выступления: знакомство педагогов с особенностями использования карты готовности к школьному обучению.

Содержание

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом.

В  национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом повышения качества образования является осуществление непрерывности через преемственность между всеми ступенями образования и   обозначено как формирование у детей умения учиться. Данное умение включает в себя умение обучаться в течение всей жизни.

Практика показывает, что в последнее время наблюдается существенное возрастание явлений школьной дезадаптации. Причины этого: низкая школьная зрелость и недостаточная  психологическая готовность детей к школьному обучению, недостаточность контроля над ходом и динамикой развития детей на всех ступенях образования в условиях многообразия программ дошкольного и начального образования, расплывчатости их инвариантного ядра. И в результате, на этапе окончания обязательного образования большинство учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо остаются по жизни неуспешными, либо теряются, не могут «найти себя», что приводит к негативным социальным последствиям.

Недостаточное внимание к обеспечению  преемственности, отсутствие   обратной связи между всеми участниками образовательного процесса на всех ступенях образования, не плавное, скачкообразное  изменение методов и содержания обучения при переходе на последующие ступени образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Овладение содержанием образования на предшествующей ступени не обеспечивает, к сожалению, достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня. Таким образом, отсутствие преемственности на разных ступенях обучения может стать серьезным отрицательным фактором воздействия на качество образования.

Как решить обозначенную проблему?

На наш взгляд, одним из инструментов решения проблемы повышения качества образования является использование «Карты готовности к школьному обучению».  Карта позволяет осуществлять  длительный  и систематический мониторинг динамики развития  личности ученика в образовательном процессе, сформированности метапредметных знаний и обобщенных способов деятельности. Дает четкое и реальное  представление о планируемых и достигнутых результатах обучения на каждой ступени образования. Педагоги, владея информацией об особенностях развития каждого ученика, получают  возможность более качественно  осуществлять процесс обучения. И, как следствие, повышается качество образования в целом.

Карта разработана в формате Exel. Данный формат ведения карты позволяет:

1.        Максимально сократить время заполнения данного документа.

2.        Автоматическое изменение формата ячейки при введении оценки сформированности УУД позволяет педагогу максимально сократить время для обработки содержания карты, сразу увидеть проблему (ячейка и фамилия ребенка выделяются красным цветом), сделать анализ общих проблем  по классу, группе детей в максимально короткие сроки, выработать стратегию по коррекции выявленной проблемы.

3.  При введении порядкового номера ученика в списке класса учитель может увидеть анализ проблем в его развитии.

4.        Использование электронного формата карты дает возможность обмена информацией в кратчайшие сроки, повышения производительности работы организации, прозрачности операций, сокращения расходов и оптимизации рабочего времени сотрудников.

В карте используются цифровые критерии оценки сформированности качеств:

0 - качество не сформировано, отсутствует, признаки эмоциональной нестабильности проявляются часто;  

1-        качество сформировано не достаточно, в наличии, признаки эмоциональной нестабильности проявляются, но не часто;

2-        качество сформировано, признаки эмоциональной нестабильности не проявляются.

Временные рамки, на которых фиксируются результаты в карте: подготовительная группа детского сада, 1,2,3,4,5, 8,10  классы (в зависимости от критерия).

При составлении карты учитывались  Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности.

На ступени предшкольного образования фиксируются результаты изучения сформированности предпосылок для формирования универсальных учебных действий, которые определяются, прежде всего, физиологической, мотивационной, личностной, эмоционально-волевой и познавательной готовностью ребенка к школьному обучению. В карте данные ячейки выделены розовым цветом.

  • Сформированность данных предпосылок исследуется воспитателем группы, психологом, учителем начальной школы (преподавателем класса предшкольной подготовки) с помощью наблюдения за детьми в свободной и учебной деятельности, анализа результатов продуктивной деятельности, в ходе использования специальных методик психологической диагностики.

При оценке готовности ребенка к обучению в школе  учитывается сформированность следующих качеств:

  • Любознательность, активность;
  • Эмоциональная отзывчивость;
  • Овладение способами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы  и правила поведения;
  • Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  • Сформированность первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • Способность работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
  • Способность под руководством взрослого и самостоятельно оценить результат собственной деятельности, определить причины допущенных ошибок, наметить пути их исправления  и добиться результата;
  • сформированность соответствующей возрасту мотивации деятельности и др.

Так же обращается внимание на степень сформированности таких качеств, как:

  • умение устанавливать аналогии на предметном материале.
  • умение осуществлять операции классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; 
  • сформированность умения кодирования/замещения (использования знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
  • умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач;
  • умение произвольно сохранять и использовать информацию на слух и зрительно, т.е. способность ребенка понимать (на слух) объяснения учителя, воспринимать новую информацию и сохранять ее;
  • умение быстро и точно перерабатывать полученную информацию;
  • умение проводить в уме операции сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам;
  • овладение всеми компонентами устной речи.

Данные умения характеризуют:

  • способность ребенка учиться, понимание им сути правил, законов, формул, видение зоны их применения и использование их на практике, оперирование целостными образами предметов и явлений или любыми их свойствами (способность «сочетать несочетаемое», близко к воображению), действовать в соответствии с заложенным в них алгоритмом.
  • умение оперировать целостными образами предметов и явлений или любыми их свойствами (способность «сочетать несочетаемое», близко к воображению).

При этом обязательно учитываются  признаки эмоциональной нестабильности (высокий уровень тревожности, невротические реакции, агрессивные реакции,  проявления межличностного  конфликта), наличие статуса ребенка с ОВЗ.

На ступени начального и основного общего образования (ячейки для заполнения в карте выделены желтым цветом):

  1. По окончании начального образования и при переходе на следующую ступень образования в Карте фиксируются результаты формирования УУД.
  2. У детей группы риска (с низким уровнем сформированности предпосылок УУД) в процессе обучения в 1,2,3,4,5 классах отслеживается динамика формирования универсальных учебных действий в сравнении с результатами мониторинга на этапе предшкольной подготовки.

По итогам использования карты в 2017-2018 учебном году педагоги  были ознакомлены с реальными возможностями учащихся при переходе с одной ступени образования на другую, даны рекомендации по выработке стратегии обучения с учетом выявленных особенностей развития.

Ведение карт готовности ребенка, на наш взгляд, позволяет своевременно выделить причины возникновения трудностей в обучении, спланировать и реализовать образовательную деятельность в соответствии с выявленными особенностями.

Список литературы

  1. ФГОС НОО, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г . № 373"
  2. ФГОС ДО, утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
  3. Степанова О.А. Подготовка детей к школе. – М., 2008.
  4. Виноградова, Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / Н.Ф. Виноградова// Начальная школа: науч. жур. — М.: Первое сентября, 2000. — №1.1.
  5. Гордиец, A.B. Готовность ребенка к школе: Медико-психологические критерии: учебное пособие / Под ред. A.B. Гордиец. — Ростов н/Дону: Феникс, 2006.
  6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004. 
  7. Каменская, В.Г., Зверева, C.B. К школьной жизни готов!: диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению / В.Г. Каменская, C.B. Зверева. — СПб.: "ДЕТСТВО — ПРЕСС", 2004г.
  8. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. СПб.: ИМАТОН, 1999. 

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «Качество образования: анализ условий, проблем, пути решения» ВЫСТУПЛЕНИЕ Тема: «Карта готовности к школьному обучению как один инструментов решения проблемы повышения качества образования» Подготовила: педагог - психолог ГБОУ Г. Москвы «Школа № 2051» Тверитинова Татьяна Александровна г. Москва 10 октября 2018 г.

Слайд 2

Формирование у детей умения учиться Целенаправленное развитие в раннем возрасте Стратегический приоритет повышения качества образования

Слайд 4

Слабая подготовка к самостоятельному учению Слабая подготовка к самостоятельному добыванию необходимой информации Н изкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире

Слайд 5

КАРТА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Слайд 6

КАРТА ГОТОВНОСТИ (0).xlsx

Слайд 12

п едагог-психолог Тверитинова Татьяна Александровна E - mail: tta260972@mail.ru т . 8-906-039-05-03


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Выступление на ШМО учителей художественно-эстетического цикла на тему: "Проблемы повышения качества образования средствами ИКТ"

Что нового даёт применение новых информационных технологий в управлении качеством образования?...

Презентация "Проблема повышения качества образования!

В презентации рассматриваются отдельные вопросы современного образования (повышение качества образования, внедрение инновационных образовательных технологий)...

Доклад педагогического заседания на тему: "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности....

Дифференциация обучения как один из факторов повышения качества образования

Последовательность действий при организации дифференцированного обучения:•Определение содержания учебного материала•Технологические карты для обучающихся (вопросы, подлежащие усвоению по тем...

Повышение качества образования: проблемы и пути решения.

Повышение качества образования –   одна из основных задач Концепции модернизации российского образования.Показатель качества обученности учащихся был и остается основным при оценк...

«Современные технологии обучения детей с ОВЗ как средство повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС»

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями зд...