Родительское собрание " Секреты семейного воспитания"
консультация (3 класс) на тему

Степанова Елена Владимировна

В доступной и понятной форме  родителям о психологических особенностях воспитания детей в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_semeynogo_vospitaniya.doc505.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Секреты семейного воспитания»

Степанова Е.В., педагог-психолог высшей квалификационной категории МАОУ «НОШ № 1» г. Магнитогорска

Цель: знакомство родителей с секретами семейного воспитания.

Задачи:

1. Обучить навыкам конструктивного общения.

2. Показать сензитивные периоды нравственного формирования личности.

Оборудование: доска,  мел, компьютер, проектор, наглядный материал (пирамида Маслоу), раздаточный материал (салфетки, рекомендации родителям),  мяч.

 Сегодня в фокусе нашего внимания будут два вопроса:

1. Как установить с детьми гармоничные, конструктивные взаимоотношения .

2. Какие существуют сензитивные периоды нравственного формирования личности ребенка.

Давайте, для начала, рассмотрим, с кем вообще нашим детям приходится общаться?

Школа

        

                                              Дети                                                 Взрослые

Семья

                                                                          Семья

 отношения со сверстниками в школе,

- отношения в школе с учителями,

- отношения дома с другими детьми,

- отношения с родителями.

Мы сегодня будем говорить о сфере – детско-родительские отношения. Жизнь и наука доказали, что все проблемы у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания:

- использование неконструктивной критики,

- неумение хвалить и поддерживать своих детей,

- сравнение ребенка с другим не в его пользу,

- наполеоновские планы,

- когда ждем, что ребенок будет таким же, как и мы и др.

И своё выступление мне хочется начать со слов Л.Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Скажите, а что такое дом для ребенка?  Ведь дом, заставленный хорошими вещами ещё не дом, тогда что же такое дом? Как вы это понимаете?

Ответ: очаг, тыл, крепость, опора…

Действительно дом для ребенка это нечто большее, чем просто среда обитания, это место где его поймут, посочувствуют и поддержат. И когда в доме появляются дети, то все и мы, в том числе желаем, чтобы они росли здоровыми, умными, успешными и счастливыми. И естественно возникает вопрос, как воспитывать, взаимодействовать с детьми, чтобы они жили в гармонии с собой и окружающим миром?

Для реализации этой задачи необходимо удовлетворять основные базовые потребности ребенка. Американский психолог Абрахам Маслоу выделил иерархию базовых потребностей человека.

http://zen.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/507255-7_masloy.png

  1. Физиологические потребности: голод, жажда, жилье, одежда, продолжение рода.

Если рассматривать человека только как физическое тело, то куда будет направлена родительская забота и внимание в первую очередь? Накормить, напоить, обуть и одеть. Но если рассматривать человека не только как физическое тело, а как духовное начало, то тогда родительская забота и внимание будут направлены, и на удовлетворение других потребностей.

2. Потребность в безопасности: защита, помощь, отсутствие насилия и др.

Рекомендации по удовлетворению данной потребности ребенка:

- Похвала – Критика - Позитивный прогноз на будущее,

- конструктивная критика,

- «Ты- сообщение – Я- сообщение»,

- мера наказания,

- конструктивное предъявление требований.

3.Потребность в принадлежности и любви. Отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала.

Рекомендации по удовлетворению данной потребности ребенка:

- деловая игра «Снежинки» У вас на столах лежат бумажные салфетки. Возьмите их в руки, и выполняйте, то,  что я вам буду говорить.

Задания:
1.    Сложите лист пополам.

2.    Сложенный лист еще раз пополам.

3.    Оторвите верхний правый угол

4.    Оторвите нижний правый угол.

Посмотрите на то, что у вас получилось. Все « бумажные творения» не похожи, хотя, вы

все выполняли одинаковые задания. Наши дети тоже такие все разные и каждому ребенку нужен свой индивидуальный подход.

5 языков любви (формы проявления, признаки и формирование):

- словесный,

- тактильный,

- забота,

- качественное времяпрепровождение,

- подарки.

4. Потребность в уважении (почитании): принятие, статус, проявление внимания, уважение со стороны других людей и самоуважение, одобрение, компетентность, достижение успехов, признание, авторитет.                                                                                                                                                                          

Рекомендации по удовлетворению данной потребности ребенка:

- не сравнивать ребёнка с другими более успешными детьми,

- не сравнивать ребенка с другими менее успешными детьми,

- формирование адекватной самооценки, сравнивать ребенка только с самим собой вчерашним и в позитиве (Например: вот вчера ты еще этого не умел, а сегодня, посмотри, как хорошо ты с этим заданием справляешься).

- искать поле для самореализации,

- 5 видов деятельности.

5.Познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать.

Рекомендации по удовлетворению данной потребности ребенка:

 - деловая игра «Поймай мяч».  Как часто мы с вами слышим выражения: «В одно ухо входит, в другое выходит» или «Десять раз надо ему повторить» и т.п. Я предлагаю вам сейчас с помощью небольшого эксперимента разобраться, почему слушая одну и ту же информацию, мы получаем разные результаты.

- задействовать основные каналы восприятия,

- опираться на законы памяти,

 - удовлетворение любознательности,

- познавательные книги, телепередачи.

 6.Эстетические потребности: порядок, чистота, гармония, симметрия, красота.

Рекомендации по удовлетворению данной потребности ребенка:

- предъявление требований,

- формирование навыков самообслуживания,

- развитие творческих способностей,

- приобщение к культуре и др.

7. Потребность в самоактуализации: реализация своих способностей, целей,

развитие собственной личности. Человек должен быть тем, кем он может быть.

Рекомендации по удовлетворению данной потребности ребёнка:

- кружки, секции, различные виды деятельности, помогающие реализовать  способности ребёнка,

 - формирование волевых качеств.

Далее рассмотрим сензитивные периоды нравственного формирования личности и на что необходимо обращать внимание в тот или иной период жизни ребенка.

0-12 нравственное формирование личности

0-24 полный цикл

0-7 закладывается в семье

7-14 закладывается социумом

0-3 (21-24) - речь, эмоции, общение.

3-5 (19-21) – познание жизни через игру, выбор спутника жизни.

5-7 (17-19)– трудовые навыки, поступление в ВУЗы.

7-10 (14-17)– желание учиться, выбор дальнейшего обучения.

10-14 – волевые качества, ответственность за свои действия и поступки (могу, надо).

Подведем итог вышесказанному. Для того. чтобы добиться желаемых результатов по достижению поставленных целей (чтобы ребенок был умным, успешным, счастливым и т.д.), необходимо развивать его в 4 сферах:

                                                          1. физическая

                         4. духовная        2.интеллектуальная

                                              3. социально-эмоциональная

Тест

1. Оцените на оси координат по 10 бальной шкале каждую сферу.

2. Соедините последовательно точки.

3. Сделайте анализ полученного рисунка, на какие сферы необходимо обратить внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"

Материал конспекта соответствует  слайдам презентации. Готовый материал для работы....

Родительское собрание "Методы семейного воспитания"

Преднозначено для родителей учащихся 1 - 4 классов. Позволяет родителям повысить психолого - педагогический уровень. Знакомит их с методами семейного воспитания....

Родительское собрание "Проблемы семейного воспитания"

Рассматриваются причины проблем семейного воспитания....

Родительское собрание "Методы семейного воспитания (ситуационная игра)"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - СИТУАЦИОННАЯ ИГРА на тему "Методы семейного воспитания: одобрение(осуждение), слово и  убеждение, наказание, пример взрослых, создание воспитывающих ситуаций....

Родительское собрание "Особенности семейного воспитания"

Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенк...

Конспект родительского собрания "Стили семейного воспитания"

На родительском собрании проводится тестирование, позволяющее определить стиль семейного воспитания, а , соответственно, даёт повод задуматься о правильности воспитания ребёнка в семье....

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Разработка родительского собрания.Презентация.Советы родителям.Анкета для родителей....